Самовоспитание как фактор развития творческих способностей подростка старшеклассника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Рассматривая проблему влияния самовоспитания в развитии творческих способностей личности необходимо коснутся самого процесса воспитания, вопроса о задатках и способностях личности, и естественно того, что может помочь старшекласснику, подростку «самовоспитать» себя в гармоничную творческую личность. Для выяснения этих и других вопросов касающихся темы данной курсовой работы была использована педагогическая, психологическая, и научно-популярная литература. Такой выбор разнообразной литературы обусловлен тем, что данная тема не может быть рассмотрена только в рамках педагогики или только психологии, слишком обширный круг проблем она затрагивает.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Глава 1. Развитие личности подростка в процессе самовоспитания……….5
1.1. Роль воспитания в развитии личности……………………………………...5
1.2. Определение самовоспитания……………………………………………….8
1.3. Самовоспитание - высшая форма самоуправления. Психологические предпосылки самовоспитания…………………………………………………..11
1.4. От самопознания к самовоспитанию………………………………………16
1.5. Факторы побуждающие личность к самовоспитанию……………………21
2. Глава 2. Формирование творческих способностей личности подростка старшеклассника…………………………23
2.1. Способности и задатки……………………………………………………...23
2.2. Главенство эстетических ценностей для развития творческой личности подростка…………………………………………………………….25
2.3. Развитие творческих задатков старшеклассников………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………………32

Файлы: 1 файл

Самовоспитание как фактор развития творческих способностей подростка старшеклассника.docx

— 52.12 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Глава 1. Развитие личности подростка в процессе самовоспитания……….5

1.1. Роль воспитания в развитии личности……………………………………...5

1.2. Определение самовоспитания……………………………………………….8

1.3. Самовоспитание - высшая форма самоуправления. Психологические предпосылки самовоспитания…………………………………………………..11

1.4. От самопознания к  самовоспитанию………………………………………16

1.5. Факторы побуждающие личность к самовоспитанию……………………21

2. Глава 2. Формирование творческих  способностей личности подростка старшеклассника…………………………23

2.1. Способности и задатки……………………………………………………...23

2.2. Главенство эстетических ценностей для развития творческой личности подростка…………………………………………………………….25

2.3. Развитие творческих  задатков старшеклассников………………………..28

Заключение……………………………………………………………………….30

Список используемой литературы……………………………………………32

 

Введение

Тема данной курсовой работы - самовоспитание как фактор развития творческих способностей личности подростка, старшеклассника.

Процесс самовоспитания наиболее активно протекает в подростковом, старшем школьном возрасте. Основную роль в организации самовоспитания подростка играет педагогическое воспитание в школе.

Невозможно оторвать друг от друга понятия воспитание и  самовоспитание, это две стороны  одного и того же процесса, имеющий  одни и те же цели. Как воспитание невозможно организовать без самовоспитания объекта воспитательного процесса, так и самовоспитание школьника-подростка  было бы проблематично без педагогического  воспитания.

В настоящее время в  науке накоплен достаточный фактический  материал, позволяющий проникнуть в  суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие  особенности: подросток выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными  критериями, готовит себя к жизни  в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего  мира.

Можно выделить следующие  параметры самовоспитания:

· направленность, т.е. мотивы работы над собой.

· содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).

· устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

эффективность в формировании личности (выполняет функции главные  и вспомогательные).

Рассматривая самовоспитание как фактор развития творческих способностей личности подростка, старшеклассника  следует отметить, что все известные  личности в области науки, политики, шоу - бизнеса, придерживаются мнения, что своему успеху они обязаны  упорством и стремлением к  результату лучшему, чем у соперника  или конкурента. Скольких творчески  одаренных людей вы знаете? А сколько  вы знаете людей, которые в силу своей  лени, или дурных привычек губят  свои творческие способности? Людей, которые  свои низменные потребности ставят выше творческих, которые не видят  и не хотят видеть, что своим  образом жизни, или ленью они  губят в себе гения поэта, художника, писателя, физика, доктора. Подумав  над всем этим, невооруженным взглядом видна какую огромную роль в развитии творческих способностей играет самовоспитание.

Рассматривая проблему влияния  самовоспитания в развитии творческих способностей личности необходимо коснутся самого процесса воспитания, вопроса о задатках и способностях личности, и естественно того, что может помочь старшекласснику, подростку «самовоспитать» себя в гармоничную творческую личность. Для выяснения этих и других вопросов касающихся темы данной курсовой работы была использована педагогическая, психологическая, и научно-популярная литература. Такой выбор разнообразной литературы обусловлен тем, что данная тема не может быть рассмотрена только в рамках педагогики или только психологии, слишком обширный круг проблем она затрагивает.

 

 

 

Глава 1. Развитие личности подростка в процессе самовоспитания

Роль воспитания в развитии личности

Как известно человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически  до самой смерти. Хотя сила этого  воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса  и так далее. В педагогике наряду с воспитанием значимое место  выделяется и самовоспитанию. Считается, что воспитание без самовоспитания не возможно. Поэтому для определения  роли самовоспитании в развитии личности мы начинаем именно с воспитания, как  неотъемлемой части человеческой жизни.

Осуществляя воспитание, люди в обществе вступают между собой  в определенные отношения. Воспитательные отношения есть разновидность отношений  людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания. Воспитательные отношения направлены на развитие человека как личности, т.е. на развитие его самовоспитания. В воспитательные отношения могут  быть включены разнообразные средства: техника, искусство, природа. На основании этого различают такие типы воспитательных отношений, как «человек - человек», «человек - книга - человек», «человек - техника - человек», «человек - искусство - человек», «человек - природа - человек». В структуру воспитательных отношений входят два субъекта и объект. В качестве субъектов могут быть педагог и его ученик, педагогический коллектив и коллектив учащихся, родители, т.е. те, кто производит передачу и кто усваивает опыт поколений. Поэтому в педагогике различают субъект - субъективные отношения. В целях лучшей передачи знаний, навыков, умений субъекты воспитательных отношений используют, помимо слова, какие-то материализованные средства - объекты. Отношения между субъектами и объектами принято называть субъект -объективными отношениями. Воспитательные отношения - это микроклеточка, где внешние факторы (воспитание) сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием). В результате такого взаимодействия получается развитие человека, формируется личность.

В педагогической литературе понятие воспитание имеет определение: социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического  опыта с целью подготовки его  к общественной жизни и производительному  труду.

Говоря описательно, воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью  и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры  ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание - спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие  функции:

- диагностика природных  задатков, теоретическая разработка  и практическое создание условий  их проявления и развития;

- организация учебно-воспитательной  деятельности детей;

- использование положительных  факторов в развитии качеств  личности;

содержания воспитания, средств  и условий социальной среды;

воздействие на социальные условия, устранение и преобразование негативных средовых влияний;

- формирование специальных  способностей, обеспечивающих приложение  сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.

Воспитание и деятельности создают основу для проявления и  развития природных задатков и способностей. Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует духовные и физические силы. Неправильное воспитание способно деструктировать уже развитое в  человеке, а отсутствие подобающих условий - вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей. Подводя к пониманию роли воспитания и деятельности в развитии способностей, отметим необходимость формирования таких способностей как трудолюбие и высокая работоспособность. Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они  обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и  только на 10 % - своим способностям и  склонностям.

Важнейшие закономерности и  факторы развития и формирования личности можно рассматривать как  внешние и внутренние. К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред воспитания. К внутренним факторам - природные потребности и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности - духовные, творческие потребности, нравственно-ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и т.д. возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности. В процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание.

В педагогике обоснованно  утверждается решающее влияние воспитания на развитие и формирование личности через стимулирование внутренней активности и активности своего совершенствования, саморазвития.

 

Определение самовоспитания

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать  на что-либо должным образом, иными  словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют  образцы поведения, установки: «Не плачь - ты мужчина», «Не пачкайся - ведь ты девочка» и т.п., т.е. ребенок получает эталоны «хорошего - плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность  самостоятельно развиваться. Внешние  факторы - воспитание - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи  утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению  самовоспитания.

Сам ребенок активен уже  с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается»  опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить  что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение  своей личности в соответствии с  сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при  сознательном сопоставлении своих  поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным  возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют  зрелость человека и являются предпосылками  организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как  самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое  строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается  на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Подросток не выступает в  качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется  внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может  или активно работать над своим  совершенствованием (саморазвитием) или  оставаться пассивным.

Понимание указанных положений  привело к тому, что все воздействия  и влияния, которые сказываются  на развитии личности, стали подразделять на две группы - внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся  к внешним факторам личностного  развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а так  же вся совокупность его чувств и  переживаний, которые возникают  по влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.

С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает  положительное влияние на внутренние стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активности и собственное стремление растущего  человека к своему совершенствованию  в конечном итоге и определяют его личностное развитие.

Из этого следует - и  это необходимо подчеркнуть, - что  процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек его выращивает - оно само растет. Он только создает условия  и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно  поливает, уничтожает вредителей.

Самовоспитание - высшая форма самоуправления. Психологические  предпосылки самовоспитания.

В условиях интенсивного общественного  развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В  мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал  побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной  личности, который должен соответствовать  следующим показателям:

Информация о работе Самовоспитание как фактор развития творческих способностей подростка старшеклассника