Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:27, курсовая работа
Рассматривая проблему влияния самовоспитания в развитии творческих способностей личности необходимо коснутся самого процесса воспитания, вопроса о задатках и способностях личности, и естественно того, что может помочь старшекласснику, подростку «самовоспитать» себя в гармоничную творческую личность. Для выяснения этих и других вопросов касающихся темы данной курсовой работы была использована педагогическая, психологическая, и научно-популярная литература. Такой выбор разнообразной литературы обусловлен тем, что данная тема не может быть рассмотрена только в рамках педагогики или только психологии, слишком обширный круг проблем она затрагивает.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Глава 1. Развитие личности подростка в процессе самовоспитания……….5
1.1. Роль воспитания в развитии личности……………………………………...5
1.2. Определение самовоспитания……………………………………………….8
1.3. Самовоспитание - высшая форма самоуправления. Психологические предпосылки самовоспитания…………………………………………………..11
1.4. От самопознания к самовоспитанию………………………………………16
1.5. Факторы побуждающие личность к самовоспитанию……………………21
2. Глава 2. Формирование творческих способностей личности подростка старшеклассника…………………………23
2.1. Способности и задатки……………………………………………………...23
2.2. Главенство эстетических ценностей для развития творческой личности подростка…………………………………………………………….25
2.3. Развитие творческих задатков старшеклассников………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………………32
Какие же факторы побуждают учащихся к самовоспитанию?
1. Требования, которые предъявляет
общество к развитию личности,
а так же те социальные идеалы,
моральные образцы и примеры,
которые увлекают и становятся
для нее притягательными. Все
это обусловливает
2. Важным стимулом
3. Положительное влияние на побуждение учащихся к самовоспитании. Оказывает создание атмосферы определенной состязательности. Активное участие в учебной и внеклассной работе создает множество ситуаций для проявления сноровки, выдумки и определенного творчества практически каждого учащегося. В этих условиях дети стремятся закрепить достигнутый успех, замечают имеющиеся недостатки и стремятся к их преодолению.
4. Немаловажную роль в
стимулировании самовоспитания
играют положительные примеры,
которые показывают сверстники,
а также учителя в
5. Побуждают к активной
работе над собой и
Указанные факторы по разному влияют на стимулирование подростков и старших школьников к самовоспитанию. Тем не менее в своей совокупности они позволяют доходить до каждого учащегося и пробуждать у них стремление и потребность в работе над собой.
Глава 2. Формирование
творческих способностей личности
Способности и задатки
Для того чтобы понять откуда
у детей тяга к творчеству, следует
уделить внимание их способностям и
задаткам, так как их определение
является очень важным для дальнейшего
воспитательного и
Способности - это индивидуально - психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут сведены к знаниям, умениям, навыкам, имеющимися у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Способности - прижизненные образования, их развитие идет в процессе жизни, среда и воспитание активно формирует их.
Только под влиянием научно
обоснованного воспитания и создании
соответствующих условий, учете
особенностей нервной системы ребенка,
обеспечении развития всех его органов,
учете его потенциальных
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого и наоборот.
Разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.
Порождаемые деятельностью
новые потребности и наличные
возможности их удовлетворения создают
ряд последующих противоречий. Они
выступают движущей силой развития
личности. Такие противоречия возникают
между возрастными физическими
и духовными возможностями и
старыми формами
Подлинные достижения человека накапливаются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Создавая что-нибудь значительное, человек и сам растет; в творческих добродетельных делах важнейший источник его роста. «способности человека - это снаряжение, которое выковывается не без его участия».
Итак, у человека от природы имеются определенные склонности, способности и творческие задатки, которые позволяют ему более интенсивно развиваться в той или иной области деятельности: в отдельных видах искусства, труда, умственных занятий. Задатки перерастают в способности в следствие упорного труда самого человека вкупе с воспитательной работой преподавателя или родителя.
Главенство эстетических ценностей для развития творческой личности подростка
Большое значение искусства
не только в художественном, но и
в общем развитии личности признается
учеными разных стран. Накопленные
факты, наблюдения отдельных педагогов,
данные, полученные отечественными и
зарубежными исследователями, позволяют
предположить, что художественная деятельность
подростка благотворно
Специфическая роль искусства в формировании мировоззрения отмечалась Л.С. Выготским, который считал, что именно посредством искусства самые интимные сферы личности вовлекаются в процесс осуществления общественных целей и задач. Поскольку искусство - своеобразная модель человеческой культуры, концентрированное выражение идеала эпохи, то приобщение к художественным ценностям способствует развитию потребности в активной деятельности по законам красоты. И это последнее особенно важным представляется в подростковом возрасте, когда на первый план выступает потребность в практическом действии.
С начальных классов активно осуществляется работа по формированию творческой личности. У ребят обращают внимание на красоту и художественные особенности произведений искусства, побуждают высказывать свое мнение о том, какое произведение лучше, какая музыка по их мнению лучше и т.д. так у детей появляется потребность в приобщении к искусству.
Развитие потребностно - мотивационной сферы в области формирования творческой личности учащихся на более высоком уровне продолжается в средних и старших классах. В этих классах значительно расширяется диапазон ознакомления учащихся с различными видами и жанрами искусства, обогащается опыт сравнения и оценочных мнений об их художественно-эстетических достоинствах, что, естественно, укрепляет их потребности и мотивы в приобщении к эстетически-духовному богатству общества. Старшеклассники начинают и осознавать, и эмоционально переживать положение, что художественно-эстетическое развитие является существенной стороной культуры человека, и стремятся активно работать над собой в этом направлении.
Что для подростка искусство?
Подростки ценят красоту не только тела, произведений искусства или природы, но находят ее и в тех областях, которым взрослые в ней отказывают, например в знаниях или движениях. Бесспорно, что красивый жест или стройность доказательства никогда не оставляют молодого человека равнодушным. Молодежь не представляет себе ни морали, ни истины вне эстетики.
Примат художественных ценностей,
как представляется, соответствует
определенному моменту
Развитие творческих задатков старшеклассников
Человек по своей природе является существом творческим. С раннего возраста дети пробуют свои силы в пении, рисовании, рассказывании. Задача школы - не только поддерживать эти склонности, но и содействовать их развитию. С этой целью учителя дают учащимся задания делать иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки окрестностей села или города, пробовать свои силы в поэзии и прозе. Подобные задания рассчитаны главным образом на их общее художественно-эстетическое развитие. Для тех школьников, у которых обнаруживается творческие способности, эти задания служат средством развития художественных умений, накопления и совершенствования эстетического опыта. Здесь иногда важен толчок. Как отмечалось в одной статье, «стоит пробудить в ребенке художника - и его уже не удержишь от творчества: он обязательно будет рисовать, писать стихи или сочинять музыку».
Композитор Кобалевский Д.Б. выдвигал идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому восприятию и освоению музыкальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с особенностями отражения в них реальных явлений жизни, нравственных и социальных отношений в общества. Художник Неменский Б.М. разработал программу по овладению изобразительным искусством в школе. Вместо традиционного обучения изображению отдельных предметов или их частей она предусматривает творческое отражение учащимися окружающей жизни, происходящих явлений и событий. Это создает предпосылки не только для осмысления органической связи искусства с жизнью, но и для развития творческих способностей учащихся.
Развитие художественно-
Заключение
И, наконец, подводя итоги проделанной работе по теме самовоспитание как фактор развития творческих способностей личности подростка, старшеклассника, хочется отметить тот, я думаю, неоспоримый факт, что задатки творческой личности есть у каждого человека. Нужно эти задатки обнаружить и исходя из них формировать свою неповторимую творческую личность. Пожалуй, не стоит вкладывать в понятие «творческая способность личности» только художественно - эстетическую направленность. Творчество присутствует в любой работе, во всяком учении, стоит лишь немножко включить воображение. Буквально недавно беседуя с дворником расчищающим снег я спросил есть ли в его работе элемент «творческости», и он ответил: «Конечно, есть. У меня есть куча свободного времени для того, чтобы сочинять стихи, придумывать модели ручных снегоочистительных машин, и все это, заметь, на свежем воздухе. А еще, встань повыше, посмотри, как расчищены дорожки на детской площадке…. ». Я посмотрел, оказалось он расчищал их в форме звезды, «лучи» которой вели от центра к подъездам домов на строго определенном расстоянии друг от друга.
Итак, самовоспитание - педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Я попытался выделить основные этапы возникновения и развития самовоспитания.
Во-первых это осознание своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания..
Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой хочу добиться успеха.
В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судишь о себе, верные ли цели я ставлю и нужные ли приемы выбираю.
В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.
В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда хочешь и умеешь работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.