Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 12:49, реферат
Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья являтся важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной ее механизм – воспитание.
Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная и др. Одной из отраслей является семейная педагогика.
Основные социологические
методы – социологические опросы, интервьюирование
и анкетирование, тестирование, социометрия.
Активно используются представления о
современной семье и одновременно ставят
испытуемых перед необходимостью осознать
свои взаимоотношения с близкими, сделать
выбор в пользу наиболее предпочтительного
т.д. Усилия исследователя (социолога,
психолога) направлены на то, чтобы мобилизовать
социальную активность испытуемых, посредством
которой вырабатываются позитивные представления
о различных сферах семейного образа жизни,
приемах воспитания, технологии ведения
домашнего хозяйства
и т.д. Разработана методика изучения семьи
глазами ребенка с помощью рисунков, наблюдения
игр и других видов деятельности, шкалирования
привязанности ребенка к членам семьи,
его самооценки и др.
Для сбора и обработки полученного фактического материала применяются математические методы – шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др. Количественные показатели делают результаты исследования более убедительными, поддающимися сравнению с данными, полученными другими учеными. С развитием компьютерной техники расширились возможности математической обработки большего объема данных. Так, во многих странах систематически публикуются обработанные путем компьютерной техники статистические данные, характеризующие современную семью по разным параметрам (количественный состав, тип семьи, уровень образования родителей, детей и т.д.). Поэтому и в эмпирических исследованиях возникла тенденция некоторого преувеличения роли количественных показателей. Вместе с тем следует учесть, что количественные показатели не могут раскрыть многие сущностные процессы, характеризующие семью и домашнее воспитание. В связи с этим целесообразно использовать количественные данные для дополнения, аргументации качественного анализа собранного материала, но не подменять его.
Исследования теоретического уровня ведутся соответствующими методами. К ним относятся методы теоретического анализа и диалектического познания, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ, раскрытие, обобщение и систематизация полученных данных, прогностическое моделирование и др.
Мир семьи прямо или косвенно представлен в художественно-образной форме: в литературе, живописи, музыке, произведениях народного творчества. С помощью указанных средств можно углубить характеристику семьи. Искусство истолкования и понимания педагогического опыта, который представлен в различных продуктах материальной и духовной культуры, называется педагогической герменевтикой.
При изучении семьи, особенностей тактики у содержания домашнего воспитания используется метод идентификации. Идентификация – понимание исследователем другого человека благодаря способности поставить себя на его место, как бы воплотиться в нем.
Таким образом, методы изучения семьи – это инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, раскрываются взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания, внутрисемейных отношений и т.д.
Связь семейной педагогики с другими науками
Семья является сложнейшей подсистемой общества и выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому она служит объектом исследования многих наук, изучающих те или иные стороны ее развития и функционирования. Современную семью изучают такие науки, как философия, социология, демография, экономика, юриспруденция, психология, педагогика, медицина, этнография и др. Каждая из наук касается вопросов воспитания детей, поскольку оно пронизывает все аспекты жизнедеятельности семьи.
Философия – наука, разрабатывающая систему общих принципов и способов познания, поэтому для семейной педагогики она является теоретической основой осмысления опыта домашнего воспитания, научных трудов в этой области и создания на этой основе педагогических концепций. Философию семья интересует как важнейшая сфера самореализации человека. Испокон веков для человека семейная жизнь, воспитание детей в большей или меньшей степени сопряжены с такими вечными философскими проблемами, как, например, ценностное отношение к миру; поиски смысла жизни, любви; соотношение добра и зла и др.
Демография изучает состояние и тенденции развития современной семьи. Данные этих наук используются для определения государственной семейной политики. В поле зрения демографии находятся проблемы состава семьи (по возрастным, национальным и другим признакам), ее занятости трудовой деятельностью, соотношения поколений, деторождения и др.Социология рассматривает семью как социальный институт, как универсальный фактор социализации ребенка. Ее интересуют типы, формы и функции семьи, организация и этапы семейной жизни. Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, производство детского питания, одежды, игрушек и др.
Юриспруденция определяет правовые основы семьи, брака, домашнего воспитания. Правовые нормы регламентируют статус, права и обязанности родителей и детей в сфере семейной жизни, домашнего воспитания. История изучает становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений. Дляэтики важны проблемы семьи как «цитадели» нравственности: каковы ее нравственные ориентации, традиции.
В эволюции семейного воспитания историки
просматривают некоторые глобальные тенденции,
однако в этой области особенно велика
специфика менталитета того или иного
народа, его традиций, уходящих корнями
в далекое прошлое. В связи с этим очень
важны исследования этнографов, котор
Семья и семейные отношения традиционно входили в круг научных интересов медицины, физиологии. В настоящее время актуальны исследуемые этими науками проблемы здорового образа жизни, профилактики заболеваний. Изучение причин детской смертности, врожденных уродств, взаимоотношения полов и др. имеет непосредственное отношение к современной семье, во многом определяет степень ее благополучия. В этом плане важны данные о наследственности, ее связи со средой, воспитанием и развитием ребенка. Международной проблемой стали физические и психические отклонения в развитии современных детей, обусловленные нарушением наследственных механизмов вследствие аморального образа жизни родителей, их пристрастия к курению, алкоголю, наркотикам.
Генетика – наука, рассматривающая комплекс проблем, связанных с наследственностью. Педагогику интересует семья как первый и самый мощный воспитатель ребенка, она изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.
Очевиден вывод о том, что многие науки в границах своего предмета изучают те или иные характеристики современной семьи, важные для семейной педагогики. Однако в последние десятилетия назрела необходимость в интеграции как научных знаний о семье, так и методов ее изучения в рамках одной науки, которая обеспечит междисциплинарный подход и системный анализ современной семьи, ее функций, важнейшей из которых является воспитательная. Фамилистика – комплексная системная наука о семье. (Название было предложено видными отечественными философами А.Г. Харчевым и М.С. Мацковским в 1978 г.) В настоящий момент она находится в стадии своего формирования.
Таким образом, семейная педагогика для разработки теоретических проблем располагает разнообразным и богатым как эмпирическим, так и экспериментальным материалом.
Психологические механизмы влияния родителей на детей.
Влияние отношений родителей к детям на особенности их психосоциального развития, сог-ласно имеющимся данным, носит чрезвычайно многообразный характер. Ученые получили доста-точно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважи-тельным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, умение разрешать конф-ликтные ситуации и др. Им свойственно более адекватное осознание своего «я», его целостность, а, следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства, умение постоять за себя. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование вышеназванных качеств затрудняется, сдерживается, искажается, а в ряде случаев становится невозможным.
Состояние некоммуникабельности, например, как аномальная черта личности в детские годы обладает свойством сохраняться и даже развиваться в дальнейшем и в том случае, когда факторы, вызвавшие ее к жизни, уже отсутствуют.
Характер отношения родителей к детям оказывает серьезное влияние на их установку к жизненным перспективам. Различные ориентации молодежи на будущее, хотя она живет в одно и то же время и находится в социальных условиях, дающих одинаковые возможности и шансы, зависят от культурного уровня ближайшего окружения (прежде всего семьи), и особенно от хороших эмоциональных связей с семьей. Отсутствие таковых деформирует чувства молодого человека и его отношение к обществу, существенным образом сказывается на уровне его жизненных притязаний. Деформированность чувства, неразвитость ребенка –источник его школьных неудач, ведущих к «общей демобилизации и отказу от более значительных усилий для планирования и реализации своего будущего». То есть эмоциональные связи влияют не только на формирование определенных нравственных качеств и черт характера, но и на энергию, с помощью которой ребенок осуществляет свои цели.
Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.
Первое социальное отношение ребенка, говорит, например, английский психолог Л. Джексон, есть его отношение с матерью, важность его нельзя переоценить для развития характера индивида. Оно служит в качестве модели для всех последующих отношений. К такому же выводу приходят Г.В. Драгунова и Д.В. Эльконин. Даже такое отношение к детям, которое строится на основе авторитарности, отсутствии уважения и справедливости к ним со стороны родителей, ведет, как показали их исследования, к тому, что они воспроизводятся детьми в коллективе сверстников.
И наоборот, дети, воспитанные в нормальных
условиях, строят свои собственные отношения
со сверстниками на морально-этической
основе.
«Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, в течение всей жизни мстящие за подавленное детство»,– писал А.С. Макаренко. По-добных примеров можно привести немало. Проведенные многочисленные исследования обнару-жили прямую связь между нормальным психическим и нравственным развитием ребенка, такими его качествами, как альтруизм, гуманизм, теплые и дружественные отношения к другим людям, устойчивый положительный образ «я», и спокойной, доброжелательной атмосферой семьи, вни-мательным и ласковым отношением к ребенку со стороны родителей. Существует немало доказа-тельств того, что даже инстинкт материнства и отцовства проявляется сильнее в том случае, если детство ребенка не знало дефицита доброты, чуткости, заботы и любви со стороны родителей.
Многочисленные исследования в то же время убедительно демонстрируют тот факт, что, чем меньше тепла, ласки, заботы получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей (гипоопека) нередко вызывают у последних сенсорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Следствием этого же являются отставание в развитии интеллекта, плохая успеваемость в школе, а нередко и нарушение психического здоровья.
Еще более опасно для ребенка такое отношение к нему родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью (раздражительность, резкость, грубость, отчужденность и т.д.).
Дурное обращение с ребенком ранит и ожесточает детское сердце. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии об их взаимоотношениях вообще и об отношении к нему самому. Грубость, недружелюбие, равнодушие к нему родителей – самых близких людей – дают основание считать, что чужой человек способен причинить ему еще больше неприятностей и огорчений. Отсюда состояние неуверенности и недоверия, чувство неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.
Пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокости старших, дети вынуждены искать порочные средства самозащиты. Ложь, хитрость, лицемерие – наиболее распространенные из них. Со временем эти черты становятся устойчивыми качествами детского характера, а в дальнейшем – основой приспособленчества, низости, беспринципности и других отвратительных пороков. Повышенная детская чувствительность в условиях деспотического, рав-нодушного отношения к ребенку родителей ведет к острому ощущению своего одиночества. Зачастую такая ситуация отражается в его сознании чувством личной неполноценности, неуверенности в своих силах, что снижает социальную активность ребенка, сдерживает его духовный рост.
Подобный опыт мешает ребенку правильно воспринимать и осмысливать идущие извне влияния и адекватным образом реагировать на них, он делает его маловосприимчивым к ценностям подлинной культуры и излишне восприимчивым к ценностям мнимым, иллюзорным. Эмоциональная недостаточность делает подростка психологически незащищенным и нравственно неустойчивым. В такой ситуации человек легче становится на асоциальный путь поведения. Таким образом, деструктивность отношений родителей к детям выступает в качестве фактора криминогенного.
Отношение родителей к детям оказывает
не только непосредственное влияние на
духовное развитие ребенка. Это влияние
опосредуется собственно воспитательной
деятельностью взрослых. С одной стороны,
мерой родительской любви определяются
степень внимания к ребенку, забота о его
будущем, стимуляция к учебным успехам
и достижениям и т.д. С другой стороны,
успех, результативность воспитательных
усилий находятся в прямой зависимости
от установки со стороны воспитуемого
на носителя данных усилий, от степени
идентификации с ним. Несомненно, что степень
идентификации будет более высокой в том
случае, если ребенок любит своих родителей.
Именно любовь к родителям как ответное
чувство на родительскую любовь, внимание
и заботу способствует тому, что значительно
легче достигают цели предписания и требования
взрослых, касающиеся ребенка, форм его
деятельности. «Тот, – писал
В.А. Сухомлинский, – чье
детство освещено солнцем любви... отличается
исключительной чуткостью и восприимчивостью
к отцовскому и материнскому слову, и их
доброй воле, и их поучениям и напутствиям,
советам и предостережениям».