Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 12:49, реферат
Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья являтся важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной ее механизм – воспитание.
Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная и др. Одной из отраслей является семейная педагогика.
Например, матери (отцы) уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности матерей (отцов) начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной. Казалось, что, если единственным или основным мотивом воспитания является потребность эмоционального контакта, или потребность достижения, или потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной дистанции и ребенок ограничивается в своей самостоятельности.
При реализации определенной системы воспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается от ребенка, дистанция может быть любой, это определяется уже не столько личностными установками матери (отца) или особенностями детей, сколько рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребенка в проявлении присущих ему индивидуальных качеств. Подобно этому регулирующие воспитание сверхценные мотивы матери (отца) ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.
Таким образом, для того чтобы гармонично развивался матери (отцу) необходимо обратить внимание на собственные слова и поступки, на быт семьи, знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, и на основе этого строить свою систему воспитания. Большое внимание следует уделять формированию личностных качеств ребенка, позволять ребенку общаться с отцом (матерью), что играет значительную роль в формировании и развитии ребенка. При условии, что отец (мать) не является асоциальным элементом общества и сам (сама) желает принимать участие в воспитании ребенка. В заключение хочется отметить, что неполных семей во главе с отцом вопреки широко распространенному мнению, насчитывается не меньше, чем во главе с женщиной.
Традиции в семейном воспитании
Традиции семейного воспитания в каждой семье свои. В нынешнее время возрос интерес к традициям семейного воспитания, а также к национальным традициям. Это напрямую связано не просто с ростом национального самосознания, но и также с тем, что человек является отражением той культуры, в которой он был воспитан. Мировоззрение, привычки, поведение, способы взаимодействия с окружением и многое другое является результатом прямого влияния традиций, обычаев, норм и ценностей того маленького социума, которое окружало человека с момента появления на свет.
Передаваясь из поколения в поколение, традиции семейного воспитания, приспосабливаясь к условиям нынешней жизни, постоянно меняются. Без изменений остаётся лишь их назначение в обществе: они призваны укреплять родственные связи и отношения, они являются механизмом передачи важных личностных и социальных качеств человека таких как: сострадание, любовь, доброта, взаимопонимание, готовность помочь близкому человеку.
Основа традиций семейного воспитания - ценность семьи, которая и определяет смысл и суть поведения человека. В случае если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружению, то он не просто проявляет сострадание, уважение в общении с членами своей семьи, но и чувствует проблемы людей, животных, переживает даже за судьбу литературных героев.
В традициях семейного воспитания отражаются культурные, этнические, религиозные особенности семьи, определенная профессиональная принадлежность. Базис традиции составляет определенная идея, ценность, опыт данной семьи. Как многофункциональны нормы, а также ценности конкретной семьи, так и разнообразны воспитательные традиции. В случае если в семье, к примеру, традиции празднования дня рождения реализуется в детском празднике с поздравлениями, подарками, весёлыми играми, то и радостные воспоминания сохранится на долгие годы не просто для виновника торжества, но и для всех участвующих. Данная традиция семейного воспитания - базис настоящих и будущих радостей, она призывает к добру, активно стимулирует элементы творчества. А вот в случае если день рождения – повод для очередного взрослого застолья, выяснениями отношений, за которыми о ребёнке забывают полностью, то данная модель поведения становится причиной сегодняшних и будущих потрясений ребёнка.
Обогащение семейных традиций способствует организации жизнедеятельности семьи как отдельного социального института, тем самым обеспечивая рост взаимопонимания, в особенности между родителями и детьми, помогает совершенствовать сам процесс воспитания в семье.
В семьях нынешнего времени возрос интерес к собственному происхождению, что и выражается в традициях семейного воспитания, которые связаны с экскурсом в родословную семьи. Существенно разнообразнее становится традиция проведения досуга: поездки за город, путешествия, посещение музеев, спортивные развлечения и т. д.
Семейные традиции многофункциональны, насыщены, по этой причине на их фоне социальное развитие ребёнка идёт существенно успешнее. Начинать приобщение к культуре следует именно с представлений об окружении. Народ является неиссякаемым источником духовных ценностей. Существует огромное множество загадок, сказок, скороговорок в народном творчестве, и все они преследуют конкретные воспитательные цели. Погружение в традиционную фольклорную среду также является одним из факторов воспитания. Фольклор не просто лишь знакомит с окружающим миром, но и внушает ценные нравственные правила, а также нормы поведения, и делается это в насыщенной эмоциональной форме, которая понятна и доступна. Одним из ценных средств передачи традиций семейного воспитания являются песни, они впитали в себя высшие ценности нации, ориентированные лишь на добро и счастье человека. Трепетно передаваемые по роду традиции исполняют роль исторической памяти, налаживая и укрепляя связь поколений. Масленица, Рождество, Пасха- наиболее любимые народные и семейные торжества. Фактически во всех торжествах важна совместная деятельность детей со взрослыми, выражается это и в общем веселье, и в том, что каждый вносит что-то свое в организацию торжества.
Воспитание ребенка является сложным и довольно длительным процессом, затрагивающим абсолютно все сферы жизни. Большое значение в воспитании имеет семья и традиции, которые в ней сложились.
Семейные традиции – это определенный порядок вещей, способы поведения, устоявшиеся со временем и повторяющиеся с определенной периодичностью раз за разом. В каждой семье есть свои нормы и обычаи воспитания. Они могут быть хорошими или плохими, значительными или не очень. Но, так или иначе, они влияют на воспитание наших детей. Для чего вообще нужны традиции? Традиции сплочают семью, создают общие интересы, а главное, помогают держать связь с детьми, когда те уже вырастают и уходят из родительского дома.
Традиции в воспитании детей могут быть самыми разными. Например, в вашей семье принято по выходным отправляться в парк или на стадион, а может быть вы, наоборот, в выходные дни подолгу остаетесь утром в постели. Отмечать какие-либо праздники – это также семейные обычаи. Одни семьи большое значение придают Новому году, другие – дням рождения, а третьи – только Дню конституции России. В процессе воспитания семейные традиции формируют в сознании детей представление о том или ином образе жизни. Например, сбор семьи за общим столом, дружеское общение, подарки дают ребенку ощущение единства со своими близкими, семейной поддержки, которое остается затем на всю жизнь. Также это и уважение старших, и помощь друг другу, и совместное решение вопросов, и даже чтение сказок перед сном. Если не создать хороших семейных обычаев в воспитании, то на их место придут, возможно, даже бессознательно, отрицательные привычки поведения.
Помимо этого, формирование семейных
традиций в воспитании создает позитивный
образ будущего. Ребенок уже знает, что
впереди его ожидает что-то хорошее, например,
празднование дня рождения, поездка в
лес или на море, совместное семейное рисование
и т.д. Такие традиции способствуют воспитанию
у малыша духа оптимизма.
Также семейные нормы и обычаи в воспитании
помогают ребенку в самоопределении, самоутверждении,
раскрытии способностей, талантов, проявлении
своей индивидуальности. Существование
хороших семейных обычаев помогает понять
ребенку свою особенность, индивидуальность,
раскрыть способности и таланты. Благодаря
традициям формируются и множество других
положительных черт, таких как общительность,
любовь и понимание, искренность, ответственность,
умение прощать, инициативность и т.д.
Если вы решили завести семейную традицию,
то необходимо помнить о следующем:
она должна приносить удовольствие всем
членам семьи; соблюдаться регулярно;
должна вызывать хорошие и стойкие эмоции,
радовать, запоминаться; также должна
быть легкой и простой; ее следует формировать
с любовью, для положительного эффекта
в воспитании, а не для жестких ограничений.
Создавайте и берегите свои хорошие семейные
традиции и передавайте их своим детям.
Литература :