Семья как клиент социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Цель - раскрыть особенности социальной работы с семьей, в современном украинском обществе, что трансформируется
Задачи:
-Изучить семью, как объекта социальной работы.
- Рассмотреть специфику социальной работы с семьей.
- Проанализировать механизмы социальной защищенности семей в обществе, что трансформируется.
- Рассмотреть деятельность центра социальных служб по поддержке семей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................3-4
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА СЕМЬИ
1.1. Семья как объект социальной работы …….............................5-10
1.2. Механизмы социальной защищенности семей в обществе, что трансформируется............................................................................10-15
1.3. Выводы к разделу І...................................................................15-16
РАЗДЕЛ II. МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ
2.1. Специфика социальной работы с семьей …………………..17-22
2.2. Роль центра социальной службы по поддержке семей.. ............................................................................................................22-27
2.3. Выводы к разделу ІІ ......................................................................27
ВЫВОДЫ ........................................................................................28-29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 50.59 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки

Луганской Народной Республики

Луганский университет имени Тараса Шевченко

 

Кафедра социальной работы и социальной педагогики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по истории и теории социальной работы

 

НА ТЕМУ: “СЕМЬЯ КАК КЛИЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ”

 

                                                                  Студентки 3 курса группы “Д”

                     дневного отделения

Направление подготовки 6.130102             “Социальная работа”

Специальности “Социальная работа”

Шафорост Валерии Валерьевны

Руководитель: к.п.н, доцент             кафедры социальной работы и социальной педагогики

Акиншева Ирина Петровна

 

Национальная шкала____________

Количество баллов:_____________

Оценка: ECTS _________________

Члены комиссии:

________________ Ю.Н. Филиппов

________________ А.Д. Золотова

________________ Н.В. Жевакина

 

 

 

г. Луганск

2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................3-4

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА СЕМЬИ

1.1. Семья как объект социальной работы …….............................5-10

1.2. Механизмы социальной защищенности семей в обществе, что трансформируется............................................................................10-15

1.3. Выводы к разделу І...................................................................15-16

РАЗДЕЛ II. МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ

2.1.  Специфика социальной  работы с семьей …………………..17-22

2.2. Роль центра социальной службы по поддержке семей.. ............................................................................................................22-27

2.3. Выводы к разделу ІІ ......................................................................27

ВЫВОДЫ ........................................................................................28-29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Семья - главная ячейка общества. Она играет чрезвычайную роль в его жизнедеятельности - через физическую и социокультурную смену поколений обеспечивает возможность существования общества. В семье создается наибольшее общественное богатство - человек. Здесь он рождается и формируется как личность. Нет страны без семьи, семейно-родственных отношений.  Без семьи невозможно воспроизводства населения, его социализация и, наконец, невозможно образование всех других социальных институтов. Именно уровень развития семьи вместе с характером труда обусловливают общественный порядок, по которому живут люди в разных государствах, в разных исторических условиях.

Семья занимает одно из главных мест в государстве, в жизни общества, в жизни каждого человека. С развитием общества происходят изменения в формировании семьи и взаимоотношений между отдельными ее членами: уменьшение стабильности, малодетность, ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщин и т.д., что определенным образом меняют взаимоотношения между родителями и детьми в семьях.

Значительные изменения происходят в системе мужских и женских социальных ролей в семье по воспитанию детей. Привлечение женщин к общественно-производственной сфере, наблюдается в течение последних десятилетий, повышает их авторитет в семье и одновременно уменьшает возможность общения с детьми, их воспитания. Тяжелые материальные условия существования большей части украинских семей заставляют женщин работать не столько из необходимости собственного самоутверждения и профессиональной карьеры, сколько из-за необходимости материально поддержать свою семью.

Почти половина семей не справляется с функцией воспитания детей. Это обусловлено следующими внешними и внутренними причинами современной социально-педагогической ситуации в обществе: во-первых, неудовлетворительным социально-экономическим положением и морально-правовым статусом семьи в обществе; во-вторых, низкой психолого-педагогической культурой, ухудшение социально-экономических условий, низкий уровень ответственности и юридически-правового и морально-этических обязанности родителей.

Исследование проблематики института семьи длительное время находится в поле зрения ученых: ее социальные аспекты изучались  Ф. Энгельсом, М. Ковалевским,  Б. Малиновским, П. Сорокиным Г. Спенсером и др. Тенденции развития современной семьи как социального института анализируются в трудах Э. Берджеса, В. Гуда, Дж. Готтмана, М. Вагнера. Среди украинских исследователей проблематику современной семьи изучают А. Балакирева, Т. Кузьменко, Н. Лавриненко, В. Пилипенко, Л. Чуйко, Ю. Якубова и др.

Объект - семья, как социальный институт.

Предмет – механизмы социальной работы с семьей

 Цель - раскрыть особенности социальной работы с семьей, в современном украинском обществе, что трансформируется

Задачи:

-Изучить семью, как объекта социальной работы.

- Рассмотреть специфику  социальной работы с семьей.

- Проанализировать механизмы  социальной защищенности семей  в обществе, что трансформируется.

- Рассмотреть деятельность  центра социальных служб по  поддержке семей.

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА СЕМЬИ

1.1. Семья как  объект социальной работы

Семья - это "социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно в отношении детей и пожилых людей ".

Социальная работа проводится с такими типами семей: многодетными, неполными, семьями, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, социально неблагополучными семьями (безработными; семьями, которые состоят из алкогольно и наркозависимых лиц и др.); семьями, в которых есть инвалиды; приемными семьями и семьями опекунов и др.

Семья является коллективным клиентом социальной работы. Она имеет сложную объективно субъективную природу, получая помощь различных социальных служб, но в то же время занимается самодеятельностью по обеспечению собственного выживания, хранения своих функциональных задач и структурных связей.

Существует много типов семей. Клиентом социальной работы может стать семья любого типа, а уровень потребности в социальной поддержке, ее конкретное содержание, виды помощи, в которой нуждаются или могут нуждаться семьи, принадлежащие к различному  типу, должны быть различными. Мы рассмотрим типы семей по различным характеристикам. Разнообразие семейных отношений приводит к появлению многих типов семьи. В социологических исследованиях их классифицируют по следующим критериям:

1.Характером родства:  Кровнородственная - тип семейной  организации, в котором основными  являются отношения детей с  родителями и детей между собой, то есть отношения, основанные  на кровном родстве, а не на  связях между супругами; Супружеская  или брачная - тип семейной организации, в которой основным являются  отношения женщины и мужчины, а не кровнородственные связи.

2. Количеством представленных  поколений: Простая или нуклеарная - члены которой являются представителями  только 2 поколений (родители и дети). Наиболее распространенный тип  семьи в современном обществе;  Сложная или расширенная, состоящий  из трех и более поколений, появившихся в результате бракосочетания  детей и внуков и связанные  общим хозяйством;

3. Типом супругов:  Простая - моногамия;  Сложная - полиандрия, полигиния  т.п., возникает, когда несколько  нуклеарных семей объединяются  через общего мужчину или женщину; Расширенная, состоящая из нескольких  нуклеарных семей, живущих вместе  и ведущих общее хозяйство;

4. Наличием родителей:  Полная, когда есть отец и мать; Неполная, когда отсутствует один  из родителей;

5. Количеством детей:  Бездетная - нет детей; Однодетная - один ребенок; Многодетная - трое  и более детей;

Принимая семью в качестве объекта социальной работы и выделяя ее как сложную социальную систему, в контакте с ней необходимо учитывать, что часто встречаются семьи, состоящие из многих поколений, в таких семьях ее члены живут вместе, начиная из детей и заканчивая бабушкой и дедушкой; Не менее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и одного или двух детей. В каждой семье возникают проблемы различного характера, некоторые семьи справляются с ними самостоятельно, некоторым требуется помощь квалифицированного специалиста. Причины обращения семьи к социальному работнику достаточно разнообразны, например малообеспеченность, многодетность, молодая семья, семья, где родители вернулись из мест лишения свободы, неполная семья, семья в которой есть зависимые от алкоголя, наркотиков и многое другое. Рассмотрим некоторые семьи и их причины обращения к социальному работнику.

Работу с семьей социальный работник начинает с ее изучения. Соответственно содержание деятельности определяется в каждом отдельном случае индивидуальными особенностями семьи.

Молодая семья - это супруги с детьми или без них в первом браке. Возраст такой семьи - не более 5 лет, возраст супругов - не старше 35 лет. Большинство таких семей живут с родителями, это, например, семьи студентов, проблемы которых часто приходится решать социальному работнику.

Неполная семья - семья с одним из родителей (чаще всего - матерью) стала в последние годы довольно распространенным явлением. Такая семья - результат развода, смерти или долгого отсутствия одного из родителей, или когда ребенок родился вне брака. Семьи такого типа больше всего нуждаются во внимании со стороны социального работника.

Внебрачная семья, кроме тяжелых материальных условий, переживает и негативное отношение со стороны окружающих. В воспитании ребенка в такой семье негативное влияние часто оказывает на ребенка большая любовь матери. Отец в большинстве таких семей воспитанием ребенка не занимается.

Семьи в повторном браке - это семьи с двумя родителями, где могут жить дети как общие, так и дети от предыдущих браков. И проблемой в такой семье является отношение отчима или мачехи и неродных детей. Здесь часто становится необходимостью вмешательства социального работника, разрабатывает специальную программу, включающую психологические, социальные и педагогические рекомендации для родителей. Вместе с тем, несмотря на проблемы, супруги в этом браке стараются не повторять ошибок предыдущего брака, поэтому эти семьи более сплоченные.

Особую категорию составляют семьи, созданные после смерти мужчины или женщины в предыдущем браке. Дети остро переживают потерю отца или матери, и это отражается на отношениях с отчимом или мачехой.

Семья «маленькая мама». В современном обществе появление такой категории семей рассматривается как нарушение брачно-семейных норм. Вместе с тем количество несовершеннолетних мам растет, поэтому необходимы меры, направленные на социальную защиту и помощь им со стороны государства и общества. Советы прервать беременность приводят к тяжелым последствиям для здоровья. Работа с данной категорией семей только началась. Создаются программы по оказанию помощи молодым матерям, создаются Центры социально-психологической защиты.

Цель социальной работы с семьей - это социальная профилактика, социальная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация, предоставление ей социально-психологической, психолого-педагогической, социально-медицинской, юридической, информативно консультативной, психотерапевтической помощи и поддержки в целях совершенствования ее жизнедеятельности. Одним из важных принципов работы с семьей является принцип самообеспечения семьи, то есть предоставление ей социально-педагогической помощи с целью поиска и стимуляции ее внутренних резервов, которые помогут семье решить собственные проблемы. Социальная работа с семьей направляется на всю семью в целом, а также на отдельных ее членов (детей, родителей, супружескую пару, членов семьи).

Социально-профилактическая работа с семьей заключается в реализации системы социально-психологических, медико-социальных и правовых мер, направленных на устранение условий и причин возникновения проблем, а также системы мер по профилактике семейного неблагополучия, конфликтов, разводов, стрессовых состояний; в формировании ответственного отцовства, сохранении репродуктивного здоровья молодежи.

Социальная помощь имеет целью предоставление различных социальных услуг семье в условиях конкретного общества, конкретной ситуации. Эти услуги будут способствовать формированию в семье нормальной жизнедеятельности. Социальные услуги могут иметь информационный, консультативный характер, целью которых является оказание психолого-педагогической, правовой, социально-медицинской, материальной поддержки семьям. Задача состоит в том, чтобы помочь семье в целом и каждому из ее членов справиться с повседневными жизненными трудностями, проблемами. То есть каждый человек и семья должна продиагностировать проблемы, которые появились, и самостоятельно решить их. В случае необходимости осуществляется их коррекция.

Информация о работе Семья как клиент социальной работы