Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 13:14, курсовая работа
Цель - раскрыть особенности социальной работы с семьей, в современном украинском обществе, что трансформируется
Задачи:
-Изучить семью, как объекта социальной работы.
- Рассмотреть специфику социальной работы с семьей.
- Проанализировать механизмы социальной защищенности семей в обществе, что трансформируется.
- Рассмотреть деятельность центра социальных служб по поддержке семей.
ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................3-4
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА СЕМЬИ
1.1. Семья как объект социальной работы …….............................5-10
1.2. Механизмы социальной защищенности семей в обществе, что трансформируется............................................................................10-15
1.3. Выводы к разделу І...................................................................15-16
РАЗДЕЛ II. МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ
2.1. Специфика социальной работы с семьей …………………..17-22
2.2. Роль центра социальной службы по поддержке семей.. ............................................................................................................22-27
2.3. Выводы к разделу ІІ ......................................................................27
ВЫВОДЫ ........................................................................................28-29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Особое внимание социальные службы должны уделять работе с асоциальными семьями (семьями алкоголиков, наркоманов, ведущие аморальный образ жизни). Такая семья не может нормально функционировать, ведь в условиях псевдо благополучия наблюдаются отсутствие доверия в отношениях, распределения ролей в семье и конфликтность. В таких семьях имеет место зависимость других членов семьи от больного алкоголизмом, заключающийся в постоянном занятости его проблемами, тревоге, чувстве вины и стыда, отчаяния, низкой самооценке. Появляется страх перед тем, что можно остаться без мужа, что у детей не будет отца, что скажут соседи и др. Все это создает нервную обстановку в семье. Такие семьи нуждаются в специальной помощи. Но прежде всего их нужно обнаружить. Дальнейшая работа заключается в налаживании контактов с органами внутренних дел с целью принудительного лечения, лишение родительских прав, защиты детей. Очень важно лишить детей от негативного влияния родителей-алкоголиков, иначе разрушительное воздействие такой семьи приведет и их к алкоголизму, бродяжничеству, преступности. С этой целью детей устраивают в детские дома, в школы-интернаты, благополучные семьи. Помогает в работе устройства в детский приют, в котором ребенок может находиться некоторое время, пока решатся его дела. Там он может получить медицинскую, психолого-педагогическую, коррекционную помощь. Социальной поддержки требуют и одинокие матери, в том числе несовершеннолетние, которых в Украине в последнее время становится все больше. Значительное количество детей ними брошено. Кроме того, эти матери курят, употребляют алкоголь, поэтому дети у них часто рождаются слабыми, недоношенными, с аномалиями развития, имеющих хронические заболевания. Низкая медицинская культура и медицинская активность приводят к тому, что они не обращают внимания на признаки невротизации ребенка. Несовершеннолетние матери, как и их дети, нуждаются коррекционной психологической помощи, потому рождение ребенка, кроме положительных эмоций, если мать собирается сама воспитывать ребенка, может иметь и негативные: нежеланный ребенок, стрессы вследствие психологической неподготовленности, испуга, неуверенности в будущем. Коррекционная работа с этими матерями заключается в предоставлении им помощи по воспитанию ребенка, психологической поддержки, трудоустройства и др. Кроме того, таким семьям нужна медико-социальная помощь, медико-социальный патронаж, а для несовершеннолетних матерей - разъяснение вопросов планирования семьи, профилактики беременности.
Социальные службы направлены на оказание помощи всем категориям семей и ее членам. Их роль заключается в сохранении семьи, как малой социальной группы так и института семьи в целом.
2.3. Выводы к разделу ІІ
С перечисленных направлений, форм и методов можно сделать вывод, что специфика социальной работы с семьей весьма разнообразна. Для каждого типа семьи применяется соответствующий метод, форма и направление. Основными формами социальной работы является индивидуальная и групповая. Методы, которые также делятся на индивидуальные и групповые, наиболее эффективными являются психосоциальный метод, групповая терапия и метод решения проблемы. Социальная работа с семьями предусматривает применение и сочетание форм, направлений и методов.
В реализации государственной социальной политики важное место занимают центры социальных служб для семьи, ведь семья является главной составляющей любого общества. Задачами данных служб является создание условий для самостоятельного решения проблем, оказания квалифицированной помощи, осуществление мер по предупреждению возникновения проблем. Социальные службы оказывают внимание всем категориям семей, без исключений.
ВЫВОДЫ
Семья воспитывает для общества новых граждан, передавая им язык, основные формы поведения, национальные традиции и обычаи, нравственные и духовные ценности. Семья выполняет социализирующую функцию. Социализации подвергаются не только дети, но и сами супруги, так адаптация к брачным, родительским и другим семейным ролям - это также социализирующий процесс. Семья способствует сохранению психического здоровья, общества благодаря выполнению психогигиенической функции, которая заключается в обеспечении чувства стабильности, безопасности, эмоционального равновесия, а также условий для развития личности своих членов. Стабильная, хорошо функционирующая семья позволяет каждому лицу, которая ее составляет, удовлетворять такие потребности, как любовь, эмоциональная близость, понимание и уважение, признание и тому подобное. В такой семье индивид имеет условия для самореализации, самоутверждения, обогащения и развития своей личности.
Итак, семья существенно влияет на своих членов, удовлетворяя их потребности - биологические, эмоциональные, психосоциальные и экономические. Изменения, происходящие в жизни семьи, тесно связанные с изменениями и преобразованиями в обществе, частью которого она является. Различные социальные сдвиги, индустриализация, урбанизация, профессиональная работа женщин, изменения в материальной и духовной культуре, обусловленные научно-техническим прогрессом, улучшением средств коммуникации и т.д., влияют на семью. В частности, они вызывают изменения ролей и позиций в пределах семьи, ценностных ориентаций, норм и способов поведения, уклада семейной жизни вообще. Каждая семья создает собственную микрокультуру на основе общесемейных ценностей, традиций, обычаев, норм и правил поведения. Брачная пара, развивая собственный стиль жизни, опирается при этом на устоявшиеся в конкретном обществе нормы, а также те, которые заимствованы из родительских семей и обогащенные опытом своей самостоятельной жизни.
Семья как малая социальная группа испытывает определенные динамические преобразования, связанные главным образом с течением жизни индивидов.
Семья играет важную роль, как в жизни каждого человека, так и в существовании государства. Государство создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального функционирования семьи, развития, воспитания и образования детей. На государство возлагается содержания и воспитания детей, лишенных родительской опеки. Детям гарантируется равенство прав независимо от происхождения, а также от того, рождены они в браке или вне его. Не допускается любое прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ при вступлении в брак и в семейных отношениях в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Семья находится под защитой государства. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети родильных домов, детских яслей и садов, школ-интернатов и других детских учреждений, организаций и совершенствования службы общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот одиноким матерям и многодетным семьям, а также других видов помощи семье.
Итак, социальная работа направлена на оказание квалифицированной помощи семьям обратившихся в социальную службу. Основной целью социального работника является сохранение семьи, как малой социальной группы и социального института.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Введение в социальную работу: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / [Под ред. Семигин Т.В., Миговича И.]. - К .: Академвидав, 2005. - 304 с.
2. Технологии социальной работы: Учебник / [Под общ. ред. Проф. Е.И.Холостовой]. - М., 2001. - 400с.
3. Технологии социальной работы: Учеб.пособие / [Под общ. ред. Проф. А.Й.Капской]. - М .: 2000. - 372с.
4. Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа / Шеляг Т.В. - М., 1999.-242с.
5. Иванова И.Б. Социальная работа: Теория и практика / Иванова И.Б., Тюптя А.Т. - К .: ВМУРОЛ «Украина», 2004. - 408 с.
6. Социальная работа в Украине: Учеб. пособие. [Под общ. ред .: Зверевой И.Д., Лактионовой Г.М.] - К .: Наук. мир, 2003. - 233 с.
7. Сташкив Б.И. Право социального обслуживания: учебное пособие / Сташкив Б.И. - М .: Знание, 2007. - 567с.
8. Кубицкий С.А. История
социальной работы в
9. Социальная работа: учебное пособие // Социальная работа. Книга 3. [авторский коллектив: Андрущенко В.П., Бех В.П., Лукашевич М.П.] - М.: ДЦССМ, 2002. - 440С.
10. Социальная работа: теория и практика / Под ред. Сорвина - А.М., 2001
11. http://visnyk-psp.kpi.ua/uk/
12. Гребенников И.В. Семья: воспитательные возможности / Гребенников И.В. - М., 1985.- 201с.
13. Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ [По ред. И.Г.Зайнишева]. - М., 2000. - 240 с
14. Лукашов С. Специализированные социальные службы поддержки семьи // Соц. работа в Украине: теория и практика / Лукашов С. - 2003. - № 2. - С.115 - 130с
15. Сидоренко Ю. Современная украинская семья как клиент социальной работы // Соц. работа в Украине: теория и практика / Сидоренко Ю. - 2003. - № 2. - С.98 - 104с.
16. http://www.virtual.ks.ua/
17. Дружинин В.Н. Психология семьи/ Дружинин В.Н. - Екатеринбург, 2000. - 105с.
18. Зайцева С. Г. Неблагополучная
семья и ее влияние на
19. Социальные службы - семейные: Развитие новых подходов в Украине [По ред. И.М.Григи, Т.В.Семигиной]. - К., 2002. - 128 с.
20. Трубавина И.М. Социально-педагогическая
работа с неблагополучной
21. Примуш Н.В. Общая социология: Учеб. пособие. / Примуш Н.В. - К. : Профессионал, 2004. - 590 с.
22. Пальчевский С.С. Социальная педагогика. Учебное пособие /Пальчевский С.С.- К.: Кондор, 2005. - 560с.
23. Социальная работа с детьми, молодежью, женщинами, разными категориями семей: Аналитический отчет о деятельности центров социальных служб для молодежи / Сост.: Драпушко Г.Г., Толстоухова С.В., Шамрай Л.И., Шатохина О.К. - К., 1999. – 140с.
24. Колбас Б., Костив В. Семейная педагогика: В 3т. - Т.1. Основы семейных взаимоотношений. - Ивано-Франковск, 2002.-288 с.
25. Шеляг Т.В. Теория и
методы социальной работы/