Семья как клиент социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Цель - раскрыть особенности социальной работы с семьей, в современном украинском обществе, что трансформируется
Задачи:
-Изучить семью, как объекта социальной работы.
- Рассмотреть специфику социальной работы с семьей.
- Проанализировать механизмы социальной защищенности семей в обществе, что трансформируется.
- Рассмотреть деятельность центра социальных служб по поддержке семей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................3-4
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА СЕМЬИ
1.1. Семья как объект социальной работы …….............................5-10
1.2. Механизмы социальной защищенности семей в обществе, что трансформируется............................................................................10-15
1.3. Выводы к разделу І...................................................................15-16
РАЗДЕЛ II. МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ
2.1. Специфика социальной работы с семьей …………………..17-22
2.2. Роль центра социальной службы по поддержке семей.. ............................................................................................................22-27
2.3. Выводы к разделу ІІ ......................................................................27
ВЫВОДЫ ........................................................................................28-29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 50.59 Кб (Скачать файл)

Семейная психопрофилактика. Ее суть заключается в разработке и регулярном выполнении средств, помогающих снять психическое напряжение, которое возникает в семье. Здесь основная нагрузка ложится на супругов, но помощь со стороны семейного социального работника им необходима. Между ним и супругами (по обоюдному согласию супругов) может быть заключен договор (без официальной регистрации и в произвольной форме) о том, в какой форме супругов готово пойти навстречу друг другу, чтобы решить конфликт в семье. В случае необходимости социальный работник прибегает к помощи специалистов (сексолога, нарколога, психолога и других специалистов).

В практике семейной психопрофилактики существует ряд многосторонних методик, которые хорошо себя зарекомендовали. Одной из таких методик является построение генограммы семьи. Генограмма - это схема семейной истории, создается по определенным правилам и отражает взаимоотношения в поколениях прародителей, родителей и в самой семье. Процесс построения генограммы имеет некоторые значительные преимущества в решении задач семейной психопрофилактики: он довольно увлекательный и удовлетворяет потребность людей в познании своих корней; в ходе него члены семьи, которые могли не общаться практически долгое время, вовлекаются в единую деятельность. Примером еще одной такой методики служит методика "семейного соглашения". Суть ее в следующем:  Все начинается с субъективного выявления претензий супругов друг к другу и снятия эмоциональных ярлыков типа: "у него никогда времени на семью не остается" или "она всегда всем недовольна";  Далее происходит замена подобных бессмысленных обвинений изложением конкретных неправильных действий; Затем на основе произвольного договора производится минимальный взаимоприемлемый список обязательств по изменению поведения обеих сторон на средний срок - от месяца до полугода;  По окончании срока супруги вместе с социальным терапевтом проводит анализ исполнения договора и в случае необходимости заключает аналогичное соглашение на такой же период.

Социальная помощь семье может быть экстренной, срочной, то есть направлена на выживание семьи (экстренная помощь, срочная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставшихся без попечения родителей), действия в поддержку стабильности семей, на социальное развитие семьи и ее членов.  Например, предоставление социальной помощи семье, которая злоупотребляет спиртными напитками, будет означать такую ​​технологическую процедуру:

 Проведение диагностики, которая позволит выявить основную  причину злоупотребления спиртными  напитками, с сопроводительными  обстоятельствами (изучение личностей  всех членов семьи, а также  социальной биографии);  Анализ  выявления причин на основе  детерминации ее источники (пьянство  является причиной конфликта  в семье, или, наоборот, к пьянству  прибегают, чтобы уклониться от  конфликта); Составление программы  работы с зависимым лицом, членами  его семьи, социальным окружением (лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, социально-трудовая реабилитация  самого алкоголика и его семьи  и т.д.);  Содержанием и средствами  такой работы является формирование  мотивации клиента и членов  его семьи к безалкогольному  образу жизни и построения  иной системы взаимоотношений; психокоррекционные  мероприятия, направленные на воспитание  личности, способной быть хозяином  собственной судьбы; Введение клиента  в объединения или клубы сторонников  безалкогольного образа жизни  или создание такого объединения ("Анонимные алкоголики", "Анонимные  дети алкоголиков", "Анонимные  наркоманы" и т.д.).

Семейное консультирование. Важнейшее направление социально-личностного консультирования, охватывает такой спектр проблем, как отношения между супругами, между ними и их родителями, детьми и родителями. Основными проблемами семейного консультирования является проблема школьной успеваемости детей в семье и проблема воспитания детей, имеющих недостатки в психофизиологическом развитии.

Социально-педагогическая работа с семьей. Реализует семейную социальную политику - систему механизмов, с помощью которых государство создает условия для обеспечения жизнедеятельности семьи, ее защиты, если она в этом нуждается.

Сегодня в Украине реализуются такие направления семейной политики: стабилизация семьи; снижение уровня разводов; повышение престижа семьи и семейных ценностей в массовом сознании граждан; обеспечение умственного и физически здорового потомства; повышение воспитательного потенциала семьи; адаптация семьи к рыночным условиям жизни.

Социально-реабилитационная работа с семьей в первую очередь направлена на восстановление воспитательного потенциала семьи, защита прав членов семьи в кризисных ситуациях, изменение социального и семейного статуса отдельных членов семьи. Такая работа осуществляется социальным педагогом в школе, специалистами социальной службы и кризисных центров.

Основные формы работы с семьей - это индивидуальные и групповые. Среди индивидуальных форм работы важная роль принадлежит консультациям и психотерапевтическим беседам с родителями, супругами и детьми. Среди групповых форм работы следует отметить тренинговые занятия, которые могут проводиться как с супружескими парами, так и отдельно с мужчинами и женщинами. В последние годы практикуются совместные тренинги родителей и детей.

Социально-профилактическая работа с семьей направлена ​​на предупреждение неконструктивного взаимодействия между членами семьи, различных форм насилия, ошибок в семейном воспитании, предотвращение формирования различных видов химической зависимости у членов семьи, выявление потенциально неблагополучных семей. Среди основных форм профилактической работы можно назвать лектории, семинары, тренинги, клубы для молодых семей, тематические дни, тематические передачи на радио и телевидении и тому подобное.

Социальное сопровождение семьи - это работа социального работника с семьей, которая направлена ​​на поддержку семьи в различных видах ее жизнедеятельности, формирование способности семьи самостоятельно преодолевать свои трудности, оказания помощи семье в целях решения различных проблем . Сегодня в практике социальной работы основными типами семей, в отношении которых осуществляется социальное сопровождение, есть приемные семьи, семьи, в которых воспитываются дети с ограниченными функциональными возможностями, и неблагополучные семьи. Социальное сопровождение осуществляется путем предоставления семьи различных видов материальной и психологической помощи, социальных услуг, консультирование, защиты интересов семьи в органах государственной власти.

Социальное инспектирование - это составляющая социального сопровождения, целью которого является контроль социального работника за реализацией в семье прав ее членов, выявлением случаев их нарушения. Основными объектами социального инспектирования есть семьи, где взрослые члены семьи ведут аморальный образ жизни, находятся на учете в милиции, наркологическом диспансере.

Существует достаточно большое и разнообразное количество методов, мы рассмотрим методы социальной работы с семьями.

Методы индивидуальной социальной работы реализуются в ситуации «один на один», когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы, семейные кризисы, семейные конфликты. Рассмотрим самые распространенные методы индивидуальной социальной работы.

Метод решения проблемы основывается на базовом постулате психодинамической концепции, согласно которым вся человеческая жизнь "является проблемно-решающим процессом». Задача социального работника состоит в том, чтобы помочь клиенту в этих обстоятельствах.

Метод вмешательства представляет собой совокупность действий для облегчения восприятия клиентом актуальных проблем.

Кризисно-ориентированный метод представляет собой комбинированный метод, использующий элементы психотерапии, практической психологии и рациональных дискуссий в социальной работе. Он применяется в таких случаях, как тревога, чувство стыда, вины, враждебности и других.

Метод терапии реальностью. Его основу составляет положение о том, что человеку необходимо быть любимым и чувствовать свою ценность. Цель метода состоит в том, чтобы помочь понять и принять ответственность за свое собственное поведение.

Социально групповая работа - это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные области человеческой жизнедеятельности. Согласно подходу Г. Кнопки, групповая работа является практическим методом социальной работы, который помогает личности расширять свое социальное функционирование и через целенаправленный опыт группы более эффективно справляться со своими индивидуальными проблемами.

Метод интерперсональной помощи при работе в малых группах, где используется групповой контекст для достижения как индивидуальных, так и групповых целей.

Кроме этих методов можно назвать еще много других, таких как: Метод консультирования; групповая терапия; тренинги; материальная помощь.

Специфика социальной работы с семьей заключается в оказании квалифицированной помощи и поддержки семьи, которая оказалась в сложных жизненных обстоятельствах. В социальной работе используется достаточно широкий спектр направлений, форм и методов при предоставлении социальных услуг. Для каждого отдельного случая существует своя специфика решения проблемы.

 

2.2. Деятельность  центра социальных служб по  поддержке семей

В структуре различных отраслей любого государства важное место занимает социальная сфера. Весомую роль в реализации государственной социальной политики играют центры социальных служб для семьи. Это специальные учреждения, обеспечивающие организацию и проведение в соответствующей территориальной общине социальной работы с семьями нуждающихся в помощи.

Основной целью деятельности центров социальных служб является предоставление психологических, социально - педагогических, социально - медицинских, социально - экономических, информационных и юридических услуг семьям.

Основными задачами службы являются:

- Осуществление социальных  мероприятий, направленных на выход  семей из сложных жизненных  обстоятельств, которые они не  в состоянии самостоятельно преодолеть  с помощью имеющихся средств  и возможностей;

- Предупреждение возникновения  сложных жизненных обстоятельств  в семье;

- Создание условий для  самостоятельного решения жизненных  проблем, возникающих в семье  и возвращение к полноценной  жизни семьи.

Социальные службы в работе с семьей оказывают конкретную индивидуальную помощь семье, которая собирается заключить брак, с целью рациональной организации семейного общения, планирования семьи, жизнедеятельности и отдыха, общения семьи с окружающей средой, обучение рационального решения и преодоления сложных семейных коллизий, воспитание детей, а также профилактическая работа по предотвращению разводов и другие. 

Значительное внимание социальных служб требуют многодетные молодые семьи. Это семьи, имеющие трех и более детей. Основные проблемы современной многодетной семьи - это материальные, жилищно-бытовые, на которые, без сомнения, накладываются воспитательные, рекреативные и коммуникативные. Кроме того, следует учитывать, что существуют разные типы многодетных семей, в том числе и неблагополучные (их значительное количество), у которых дети появляются случайно, есть нежелательные или является средством для получения различных материальных благ. Однако многодетная семья, даже неблагополучная, у которой немало своих проблем, которые ей труднее решать в наше время, когда содержание и воспитание даже одного-двух детей лишает возможности удовлетворить культурные потребности, что, конечно, сказывается на воспитании детей. Большое значение, кроме материальных и жилищно-бытовых, имеет решения воспитательных проблем. Часто молодые родители не имеют специальных знаний и навыков в плане воспитания, а это приводит к тому, что в многодетных семьях серьезной проблемой часто является также воспитание детей. Многие дети из таких семей не посещают дошкольных учреждений. Трудно сейчас решать и проблемы отдыха этих детей вследствие того, что семья не в состоянии оплатить и путевки, и занятия в кружках, спортом. Можно сказать, что здесь есть и своя нравственная проблема. В результате изменений, происходящих в обществе, изменилось отношение к многодетным семьям, они лишены многих льгот, которые имели раньше.

В такой ситуации многодетная семья нуждается во внимания и помощи со стороны общества. Задача социальных работников состоит в том, чтобы помочь многодетным семьям. Такие семьи в большей степени, чем другие, нуждаются в семейном враче, им необходима помощь и в трудоустройстве родителей, предоставлении детям возможности подделать, в организации их летнего отдыха. Родители из таких семей нуждаются в специальных педагогических консультациях. В задачи социальных служб по работе с многодетными семьями входит организационная работа с привлечением организаций и служб, которые могут помочь такой семье. Важно сотрудничать с другими службами, которые занимаются многодетными семьями (службы социального обеспечения, профсоюзы, различные фонды и т.п.). Но следует сказать, что конкретной помощи со стороны социальной службы требует каждая конкретная семья. Прежде всего, это выявление социальных, экономических, бытовых, психолого-педагогических, правовых, медицинских и других проблем, существующих в каждой семье. Особое значение для многодетной семьи приобретает решение проблемы устройства матери на работу, так как занятия матери профессиональной деятельностью положительно сказывается на воспитании детей, на их интеллектуальном развитии, потому что у мамы появляется больше знаний и социального опыта. Она скорее находит контакт с детьми, устраняет семейные конфликты.  В связи с этим таким семьям следует помогать в трудоустройстве мужчин, детям дать возможность подработать, а матери - работать неполный день по скользящему графику. Педагогические консультации для этих родителей могут содержать следующие вопросы: питание детей и сохранения их здоровья; роль матери и отца в организации правильных взаимоотношений в семье; наиболее распространенные ошибки в воспитании; воспитания детей с психическими и физическими недостатками. Поощрение и наказание детей в многодетной семье имеет свою специфику, поэтому родители должны получать специальные педагогические знания в виде лекций и индивидуальных консультаций.

Семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в конкретной помощи социальных служб. Это устройство таких детей в интернаты, специальные школы и детские дома; педагогическое консультирование родителей по воспитанию детей-инвалидов в зависимости от типа и группы инвалидности. Необходимость этого продиктована тем, что в нашем обществе не уделяют должного внимания социализации детей-инвалидов, общению с окружающими (родителями, врачами, социальными работниками, сверстниками), особенностям психических проявлений. Инвалидность приводит к ограничению жизнедеятельности человека, его социальной дезадаптации вследствие отклонений в физическом и психическом развитии, ограниченной способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, общению, будущей трудовой деятельности. Система обучения и воспитания этих детей несовершенна. В связи с этим должен создаваться комплекс социальных и психологических, медико-педагогических проблем с социальной ориентации таких детей. Коррекционную работу чаще всего выполняют сами родители, однако многие из них не обладают специальными знаниями по дефектологии и медико-социальной реабилитации. Таким семьям необходимые медико-генетические консультации, помощь в создании нормального семейного микроклимата, преодолении подавленности, неуверенности, конфликтности между родителями и детьми, в воспитании правильного отношения к такому ребенку всех членов семьи.

Информация о работе Семья как клиент социальной работы