Семья. Проблемы воспитания детей в неполных семьях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3 - 6

Глава I. . Общая роль семьи в современном обществе ……………...7 - 16

I.1. Семья как объект социологического исследования………….7 - 11

I.2. Типы и функции семьи………………………………………...11 - 16

Глава II. Проблема неполных семей………………………………….17 - 31

II.1.Семьи с одним родителем …………………………….............17 - 22

II.2. Негативные факторы воспитания…………………………….22 - 27

III.3. Пути решения проблемы……………………………………..27 - 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………31 - 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Тамбовский государственный университет

имени Г. Р. Державина"

 

Академия гуманитарного и социального образования

Кафедра всеобщей истории

 

 

А. Ю. КУЛИКОВ

 

Семья. Проблемы воспитания детей в неполных семьях

 

Курсовая работа студента IV курса АГиСО

Специальность история

 

 

                                                                             

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2010

Оглавление.

 

     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3 - 6

 

Глава I. . Общая роль семьи в современном обществе ……………...7 - 16

 

     I.1. Семья как объект социологического исследования………….7 - 11

 

     I.2. Типы и функции семьи………………………………………...11 - 16

 

Глава II. Проблема неполных семей………………………………….17 - 31

 

     II.1.Семьи с одним родителем …………………………….............17 - 22

 

     II.2. Негативные факторы воспитания…………………………….22 - 27

 

     III.3. Пути решения проблемы……………………………………..27 - 31

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………31 - 34

 

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Наиболее развернутая характеристика семьи как социального института дана С. В. Дармодехиным: «Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности».[1]

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводит к нарушению семейных отношений. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Поэтому мы и решили рассмотреть проблему  формирования личности в семье.

Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучалась     многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер,                П.А. Сорокин объясняли семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. Разные социальные школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах семьи как социального института и малой группы. Затем эти представления о семье превратились в стереотипы, которые препятствуют выявлению новых тенденций и закономерностей в развитии института семьи.

Огромный вклад в  изучение  семейных отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

А. Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая “кумира в семье”, ситуация, создающая “золушек” в семье).

Также особенности  семейного воспитания изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия эволюции брачно-семейных отношений и места неполных семей в современном обществе.

Объект исследования –  профилактика и коррекция неправильного семейного воспитания.

Предмет исследования – процесс формирования личности в семье.

Гипотеза: семейное воспитание является основой формирования и развития личности.

В работе поставлены следующие задачи:

- какое значение вкладывается в термин «семья» в настоящее время;

- выделить и провести анализ основных функций современной семьи;

- выделить наиболее актуальную проблему наших дней – проблему неполных семей;

- попытаться найти пути решения проблемы.

Данная проблема в настоящее время носит актуальный характер, так как в последние десятилетия XX века и, особенно в начале нового тысячелетия они стали восприниматься обществом как само собой разумеющееся. В конце концов, неминуемо произойдет распад семьи как социальной системы, поэтому надо уже сейчас начинать делать все возможное, чтобы этого не произошло.

Всё очевиднее становится сегодня, что процессы, происходящие в нашей стране — разрушение былых идеалов, ломка структур, которые оказывали определённое влияние на развитие, образование и воспитание детей, выводят в особое положение семью как важнейший институт развития личности ребёнка. Ведь как никогда в настоящее время повышается зависимость и стабильность общества, государства в целом от личностных качеств, знаний, умений и навыков каждого, и, в первую очередь, это касается подростков и молодёжи, жизнедеятельность которых будет определять будущее России.

Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.

 

 

 

 

Глава 1. Общая роль семьи в современном обществе.

     I.1. Семья как объект социологического исследования.

 

Примерно до середины XIX века семья рассматривалась как изначально моногамная ячейка общества. Философов античности, средневековья и отчасти Нового времени семья интересовала не как социальный институт, а интересовало только ее отношение к социальным порядкам и к государству. Идеологи феодализма считали неотъемлемым качеством семьи патриархальность. Буржуазные философы видели «естественную» связь между семьей и собственностью. Гегель писал: «Семья в качестве  лица имеет свою внешнюю реальность в некоторой собственности; в собственности она обладает наличным бытием своей субстанциальной личности лишь как в некотором имуществе. В сказаниях об основании государства или, по крайней мере, нравственно упорядоченной общественной жизни введение прочной собственности появляется в связи с введением брака».[2]

Таким образом, в процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности изменялись в зависимости от характера производства в данном обществе и культурных традиций данного общества.

Резко возрос интерес к проблемам семьи в конце XX века. Это связано с происходящими кардинальными изменениями в экономической и социокультурной сфере жизни общества, которые оказывают огромное влияние на жизнедеятельность человека: на его положение на работе, в быту, в семье.

Такие изменения Э. Тоффлер определил как переход к информационному обществу. Он говорил о том, что до индустриальной революции формы семьи были неодинаковы. Когда господствовало сельское хозяйство, люди обычно жили в больших семьях под одной крышей и работали вместе как производственная ячейка («общая семья» в Индии, «задруга» на Балканах, «большая семья» в Восточной Европе). И семья тогда была неподвижной – она своими корнями уходила в землю.[3]

Во время индустриальной революции семьи испытали стресс от перемен: внутри каждой такой семьи столкновение между традиционными устоями и прогрессом выражалось в форме конфликтов, падения патриархальных авторитетов, изменений в отношениях между детьми и родителями, в новых понятиях о собственности. С развитием технического прогресса семья утратила возможность работать вместе как производственная ячейка. Постепенно и болезненно структура семьи начала меняться. Так называемая малая (нуклеарная) семья, состоящая из отца, матери и нескольких детей, стала стандартной,  социально признанной «современной» моделью во всех индустриальных обществах.

Начиная с 70-х гг. прежняя нуклеарная семья для индустриального общества, оказывается в кризисном положении. Ослабляются внутрисемейные и распространяются внебрачные связи, возрастает количество неполных семей, при общем уменьшении рождаемости увеличивается число детей, рожденных вне брака. В 1997 г. В России родилось в незарегистрированном браке 25,33% от общего числа родившихся, в 1998 г. – 26,95%, 1999 г. – 27,93% [4]

Современная семья весьма существенно отличается от семьи  прошлых  времен не только иной экономической функцией,  но  и  что  для  нас  еще  важнее - коренным изменением своих  эмоционально-психологических  функций.  Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий  меняются,  становясь  все более  эмоционально-психологическими,   т.е.   определяемыми   глубиной   их привязанности друг к другу, ибо для все большего  числа  людей  именно  дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как  ни  парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее.

Таким образом, можно выделить три основные структурные составляющие современной семьи:

   - Родственная (сложная) – клан родственников с их супругами и детьми. Это наиболее редко встречающийся вид семьи в наше время;

    - Нуклеарная (массовая семья) – состоит из одной брачной пары. Эта семья автономна и малодетна;

   - Неполная – быстро распространяющаяся в современном обществе модель семейных отношений. Состоит из одного родителя и детей (преимущественно одного ребенка). Соотношение удельного веса между этими видами семей в России по структурному признаку следующее: Нуклеарная семья – около 80%; Неполная семья – около 19%; Родственная семья, с несколькими брачными парами и многодетная – 1%.[5]

Семья -  важнейший  институт  социализации  подрастающих  поколений.  Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков,  юношей, качество  которой  определяется  рядом  параметров  конкретной  семьи.   Имеет следующие параметры:

    - Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей  и  детей; полная  или  неполная; однодетная, мало- или многодетная).

  - Социально-культурный - образовательный уровень родителей,  их  участие  в жизни общества.

- Социально-экономический  -  имущественные  характеристики   и   занятость родителей на работе.

-  Технико-гигиенический  -  условия  проживания,  оборудованность   жилища, особенности образа жизни.

  Что же все-таки понимается под термином «семья» на новом этапе развития человечества? А.Г. Харчев определял семью как «малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства». [6] Но в последние два десятилетия в области семейно-брачных отношений наблюдается ряд негативных тенденций, которые не могут дать этому определению реализовать себя в полной мере. Они выражаются в следующем: уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка; увеличение так называемых  “легкомысленных”, необдуманных браков; непонимание некоторой части молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье; рост количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения; увеличение числа абортов и всех последствий, связанных с ними; неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем и другие факторы.

Информация о работе Семья. Проблемы воспитания детей в неполных семьях