Семья. Проблемы воспитания детей в неполных семьях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3 - 6

Глава I. . Общая роль семьи в современном обществе ……………...7 - 16

I.1. Семья как объект социологического исследования………….7 - 11

I.2. Типы и функции семьи………………………………………...11 - 16

Глава II. Проблема неполных семей………………………………….17 - 31

II.1.Семьи с одним родителем …………………………….............17 - 22

II.2. Негативные факторы воспитания…………………………….22 - 27

III.3. Пути решения проблемы……………………………………..27 - 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………31 - 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Социальная работа в неполных семьях должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты неполных семей:

                  денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

                  трудовые, кредитные, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы неполным семьям;

                  юридическое психолого-педагогическое, медицинское, и экономическое консультирование;

                  федеральные, региональные целевые и социальные программы помощи семьям

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственно власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью социальных работников.

Нашей властью не до конца осознается масштабность и глубина кризиса семьи и не ведется полноценная дискуссия о поиске выхода из сложившейся ситуации. На Западе с этой проблемой столкнулись гораздо раньше. В США существуют организации, которые занимаются проблемой разводов, вдовства и расставанием родителей. Их главная цель – помочь приспособиться к новым условиям жизни: программы помощи включают психологическую, юридическую и социальную поддержку. В нашей стране такая система помощи только начинает создаваться и, следовательно, еще не распространена так, как в Америке.

Наше государство на всех этапах своего существования проявляло заботу об одиноких матерях, имеющих несовершеннолетних детей. Конечно, формы и масштабы такой помощи не оставались неизменными.

В Кодексе о браке и семье указано, что государство проявляет заботу о семье путем предоставления пособий и льгот одиноким матерям (наряду с другими мерами охраны прав и интересов семьи).

Наиболее общей формой помощи, которой пользуются практически все неполные семьи с несовершеннолетними детьми, является государственное ежемесячное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей в размере минимальной заработной платы.

Государственные пособия, установленные для одиноких матерей, назначаются и оплачиваются также вдовам, имеющим детей, но не получающим на них пенсии по случаю потери кормильца.

Огромное значение в обеспечении жизнедеятельности неполных семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

Важное значение в оказании комплексной помощи неполной семье для решения разного рода проблем имеют учреждения социального обслуживания. Развитая система учреждений социального обслуживания позволяет решить часть проблем неполных семей путем предоставления психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых, материально-бытовых и других услуг.

В рамках президентской программы «Дети России» осуществляется программа «Безопасное материнство», основными направлениями которой являются: меры государственной поддержки безопасного материнства – предусматривается увеличение льгот и размеров компенсаций для отдельных категорий беременных женщин (пособий, продолжительности отпуска по беременности и родам); совершенствование качества акушерско-гинекологической помощи, обеспечение информированности населения по вопросам безопасного материнства и здоровья женщин. Свой вклад в решение проблем неполных семей вносят также территориальные центры социальной помощи семье и детям, предоставляющие целый комплекс социальных услуг. Так, в отделении социально-экономической помощи нуждающимся семьям оказываются услуги социально-экономического характера: содействие в получении льгот, пособий и других выплат, материальной и натуральной помощи, алиментов; проведение благотворительных аукционов для малообеспеченных семей, содействие в решении вопросов занятости. В отделении медико-социальной помощи проводится индивидуальная работа с подростками и молодежью по подготовке к созданию семьи и рождению ребенка, консультирование по вопросам планирования семьи. Отделение психолого-педагогической помощи оказывает помощь родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок, семейных конфликтов. Данное отделение имеет особо важное значение как в профилактике образования неполных семей, так и в решении проблем уже существующей неполной семьи, поскольку зачастую мать-одиночка не знает, как поступить в той или иной ситуации при общении с ребенком, или же разводящиеся супруги часто конфликтуют по поводу воспитания ребенка. Безусловно, все вышеперечисленные социальные учреждения, предоставляющие различного рода социальные услуги, имеют немаловажное значение в решении разносторонних проблем неполных семей. Однако приоритетным направлением в деятельности таких учреждений, а также государственной семейной политики в целом, должна быть профилактика.

Профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, и в то же время на предотвращение возможных проблем. Так, в целях профилактики внутрисемейных конфликтов, а значит, возникновения неполных семей, рождения внебрачных детей, роста числа матерей-одиночек необходимо расширить систему подготовки молодого поколения к браку и семейной жизни, развивать систему социально-психологических служб помощи семье, систему служб подготовки к семейной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В данной курсовой была рассмотрена попытка  раскрытия понятия  эволюции брачно-семейных отношений и места неполных семей в современном обществе.

Таким образом, мы пришли к выводу, что семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно. Важнейшие заботы по уходу за детьми и первоначальному воспитанию детей ложатся на мать как потому, что она в состоянии отдать детям больше времени, чем отец, так и потому, что по традиции она больше привыкла к этому, а по натуре может внести в это больше нежности, мягкости, ласки и внимательности. Этим близким участием матери в жизни детей в их раннем возрасте определяется и нравственное ее влияние на них в эти первые их годы.

С годами, однако, значение этого непосредственного ухода утрачивает нравственную роль. Дети начинают становиться самостоятельнее, несколько определяются, продолжая нуждаться в помощи родителей и взрослых, но ищут уже не исключительно материальной поддержки. Дети индивидуализируются. У одних являются вкусы и потребности, которые лучше удовлетворяет отец, чем мать, у других - наоборот.

При выделении и проведении анализа основных функций современной семьи, мы пришли к выводу, что очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Так как семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, как члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.

Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.

Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Анализируя проведённую работу, можно сказать, что в процессе эволюции брачно-семейных отношений семья утратила свою целостность и традиционное значение. На смену родовой пришла нуклеарная семья. Стал распространяться такой тип семей как неполные семьи. Но сегодняшняя семья не обладает стопроцентной устойчивостью. Наука ориентирует общество на то, чтобы принимать и понимать разные стили жизни. Семья с одним родителем неполна с демографической точки зрения, она имеет свои психологические и социальные трудности, тем не менее, это одна из разновидностей современной семьи.Можно быть полностью уверенным в том, что неполные семьи – это девиация, отклонение от нормы. В таких семьях нарушается процесс воспитания и социализации детей, уменьшается уровень рождаемости из-за материальных трудностей, которые испытывают эти семьи. 

Таким семьям, несомненно, требуется помощь социальных служб и государства, так как появление монородительских семей тесно связано с материальными трудностями. Актуальность эффективной социальной защиты в отношении данной категории семей определяется тем, что речь идет, прежде всего, о содержании и воспитании значительной части детей. Воспитывая детей в неполных семьях, прежде всего, нужно опираться на поддержку государства, как с материальной стороны, так и в социальном плане.Таким образом, не надо пытаться жестко отстаивать свою точку зрения насчет того, что неполная семья – это плохо, надо лояльнее относиться к таким семьям и всячески поддерживать их и помогать им.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

1. Гаспарян Ю.А. Семья: на пороге XXI века. С.- Петербург: Петрополис, 1999.

 

         2. Государственный доклад. О положении детей в Российской Федерации. М.:2000.

 

3. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. М., Департамент проблем семьи, женщин и детей, 1992.

 

4. Осинский И. И. Доклад: »Проблемы современной семьи и семейной политики в России»

 

5. Панкова Л.М. Человек и семья: Философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений: Дис. …доктора философских наук. С.-Петербург, 2003.

 

6. Тоффлер Э. «Третья волна», гл.2,  Адекватная семья. – М.: АСТ,1999.

 

7. Андрюшина Е.В. Семья и здоровье подростка// Народонаселение. 1998.

 

8. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье// Социологические исследования, 2001, №11.

 

9. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования, 2003, №7.

 

10. Соловьев Н. Отец в современной семье, как предмет социологического исследования// Сб. ст.: Отец в современной семье. Вильнюс, 1998.

 

11. Синельников А.Б. Демографические факторы изменения социально-экономического потенциала семьи // Семья в России, 1997, №3.

 

12. Сысенко В.А. Разводы: динамика, мотивы, последствия// Социологические исследования. 1998. №2.

 

13. Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования,1986, №3.

 

 

 

 

2

 



[1] Профессор И. И. Осинский Доклад: »Проблемы современной семьи и семейной политики в России »c. 3.

[2] Панкова Л.М. Человек и семья: Философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений: Дис. …доктора философских наук. С.-Петербург, 2003. с. 34.

[3] Э. Тоффлер «Третья волна», гл.2,  Адекватная семья. – М.: АСТ,1999

[4]О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. М.:2000. с.82

[5] Синельников А.Б. Демографические факторы изменения социально-экономического потенциала семьи // Семья в России, 1997, №3, с.103

 

[6] Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования,1986, №3,с.24-27

 

 

[7] Демография семьи. / Под ред. Е.Л. Сороко, Е.М. Андреевой и др. // Семья в России. 1994. №1. с.10-28

[8] Гаспарян Ю.А. Семья: на пороге XXI века. С.- Петербург: Петрополис, 1999 с. 51

 

[9] Число и состав семей в Российской Федерации (по данным переписи населения 1989г.). Т.1.М. Республиканский информационно-издательский центр. 1992. с.560/

 

[10] Сысенко В.А. Разводы: динамика, мотивы, последствия// Социологические исследования. 1998. №2. с. 24.

 

[11] Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье// Социологические исследования, 2001, №11, с. 108.

 

 

[12] Бруй В.П..  Татевосов Р.В. К анализу микропереписи населения 1994 г.// Семья в России. 1995. №1-2. С. 182-187.

[13] Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования, 2003, №7. с. 95-96.

[14] Там же.

[15] Соловьев Н. Отец в современной семье, как предмет социологического исследования// Сб. ст.: Отец в современной семье. Вильнюс, 1998.с.34.

[16] Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. М., Департамент проблем семьи, женщин и детей, 1992, с.15.

[17] Николаева Я.Г. «Проблемы воспитания  детей в неполных семьях в Российской Федерации (на примере Чувашской Республики).- Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2004, с.19-20.

[18] Андрюшина Е.В. Семья и здоровье подростка// Народонаселение. 1998. №2.

 


Информация о работе Семья. Проблемы воспитания детей в неполных семьях