Семья. Проблемы воспитания детей в неполных семьях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3 - 6

Глава I. . Общая роль семьи в современном обществе ……………...7 - 16

I.1. Семья как объект социологического исследования………….7 - 11

I.2. Типы и функции семьи………………………………………...11 - 16

Глава II. Проблема неполных семей………………………………….17 - 31

II.1.Семьи с одним родителем …………………………….............17 - 22

II.2. Негативные факторы воспитания…………………………….22 - 27

III.3. Пути решения проблемы……………………………………..27 - 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………31 - 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

В связи с этим, состояние семьи как социального института можно оценить как кризисное.

Несмотря на все изменения, которые претерпела семья за все свое существование, неизменными остались две ее характеристики:

- семья как социальный институт общества. Следовательно, общество заинтересованно в качестве семьи и организации этого социального института;

- семья как малая социальная группа и, следовательно, ее члены заинтересованы в ее организации на протяжении всей жизни.

Но нельзя говорить о том, что кризиса института семьи нет, он есть и, самостоятельно, без помощи государства и других социальных институтов, семье не подняться.

 

I.2. Типы и функции семьи.

В п.1.1. мы определились с тем, какой смысл понимается под термином «семья» в современном обществе и выделили структурные составляющие семьи. Теперь обозначим типы и функции семьи.

Основаниями для разграничения семей на типы могут служить: наличие одной или нескольких брачных пар и их возраст, наличие в семье несовершеннолетних детей, число поколений в семье, наличие родственников по боковой линии (братья, сестры, племянники и т.д.). При классификации семей исходят из сочетаний видов семей, описанных в п.1.1.

1. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей.

2. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним родителем.

3. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним из родителей супругов.

4. Семьи с двумя или более брачными парами, с детьми и без детей, с одним из супругов (или без него) и с другими родственниками (или без них).

5. Семьи, состоящие из матери с детьми.

6. Семьи, состоящие из матери (отца) с детьми.

7. Семьи, состоящие из матери с детьми с одним из родителей матери (отца).

8. Семьи, состоящие из отца с детьми, с одним из родителей отца (матери).[7]

Основными в России являются семьи, обозначенные в пунктах 1 и 5, т.е. нуклеарные и неполные (см. стр. 6)

Семья выполняет различные функции. Функции семьи связаны с потребностями общества и личности.  Знание функций семьи чрезвычайно важно. Через функции, с одной стороны, можно понять сущность семьи как социального явления и тем самым определить характер взаимосвязи семьи и общества, с другой можно проанализировать деятельность семьи как малой социальной группы, и тогда проявляется роль функции как главной составляющей стабильности брака.

Функциональный подход к анализу семьи был и остался ведущим, т.к. функция производна от потребности.

Функции семьи можно подразделить на две группы: 1) как социального института общества; 2) как малой социальной группы. Только успешно осуществляя функции на уровне малой группы, семья может обеспечить и успешную реализацию своих функций как социального института.

В зависимости от приоритетов  того или иного общества, периодов их исторического развития, менялся как характер исполнения функций, так и их иерархия. В жизнедеятельности современной семьи, прежде всего, приобретают основное значение функции, связанные с общением и эмоциями, имеющими место, как между супругами, так и детьми и родителями.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т. к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Внутрисемейные отношения могут быть как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная, восстановительная, сексуальная и другие.

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т. е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т. к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2-детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но, смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.

Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример – это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее. Огромную роль в составе восстановительной функции играет общение, в том числе интеллектуальное. Ведь близость в общении, доверие и разговоры на интересные темы способны сблизить людей сильнее физической близости.

Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т. д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе – путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

Сексуальную функцию не всегда выделяют в качестве самостоятельной, порою её включают в состав восстановительной. Однако для многих семей отсутствие сексуальной гармонии является серьёзной проблемой и даже способно провоцировать возникновение конфликтов между супругами. Более того, в этой области существует особая опасность – супружеская измена. Ведь зачастую её причиной является не временное «помутнение рассудка», сиюминутное влечение, а сознательное предпочтение своему супругу другого человека – более желанного. Конечно, люди должны противостоять этому, помнить о том, что нельзя предавать своего самого родного и близкого человека (а именно таковым должен являться супруг), этот факт может показаться предосудительным и аморальным – но это факт, и не считаться с ним как минимум неразумно. Поэтому тому, кто стремится создать крепкую и счастливую семью, необходимо учитывать желания и предпочтения супруга, нельзя пренебрегать чем-то и игнорировать те мелочи, которые могут впоследствии оказаться «началом конца». Не забывая, естественно, и об остальных сторонах супружеской жизни, в том числе (и, вероятно, в первую очередь) о духовной. Вообще расстановка приоритетов играет немалую роль, и, пожалуй, именно в этом случае особую роль играет компромисс между супругами, их желание идти навстречу друг другу. Каждый из них ждёт от брака чего-то своего – но ведь не чего-то одного! Поэтому достигнуть взаимопонимания в этом вопросе можно, хотя это своего рода труд, и труд не «односторонний» - когда один супруг делает для другого всё, чтобы тот был счастлив, а второй лишь принимает это как должное, не пытаясь дать что-то взамен. И возможно, второй по значению фактор (после уступчивости) – это терпимость плюс внимание. Ведь идеальных людей не существует, да и читать чужие мысли умеют далеко не все. Хотя за годы совместной жизни супруги более, чем кто-либо другой (например, отец и дочь, братья, друзья) начинают чувствовать друг друга, понимать настроение и душевное состояние своей половинки.

Теперь давайте обратимся к статистике и выясним некоторые обстоятельства. Сейчас в нашей стране (да и, пожалуй,  во всем мире) наблюдается процесс массового снижения детности семьи.

Динамика детности семьи: суммарный коэффициент рождаемости на одну женщину в 1945-1997 гг. (город - село)[8]. 1945-1949 — 2,46; 1950 – 1954 — 2,20; 1955 – 1959 — 2, 08; 1960 – 1964 — 1,98; 1975 – 1979 — 1,80; 1980 – 1990 — 1,64; 1996 — 1, 28; 1997 — 1, 23.

На основе данных статистики можно сделать вывод, что на одну женщину в 1997 году приходилось примерно по одному ребенку, тогда как в послевоенный период этот коэффициент составлял более двух детей. Суммарный коэффициент рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения.

Понятно, что современная семья по преимуществу малодетная. Средний состав российской семьи сегодня составляет 3,2 члена, т.е. сегодня в семье есть отец, мать и один, реже два ребенка.[9]

Отсюда можно сделать вывод, что важнейшую свою функцию современная семья не выполняет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Проблема неполных семей.

II.1.Семьи с одним родителем.

 

Эта глава будет полностью посвящена проблеме неполных семей. Попробуем выделить негативные факторы воспитания детей в неполной семье, влияющие на развитие личности ребенка, а также обозначим пути и способы предотвращения развития этого вида семей. Но сначала надо понять, что представляет собой семья с одним родителем.

Неполная семья – малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети, дети – бабушки и дедушки.[10]

Такие семьи называют еще "материнскими", а женщину, воспитывающую ребенка (детей) без отца - "одинокая мать". Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения традиционно считались разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость.

Модель неполной семьи объективно более соответствует постиндустриальному обществу с его социальной мобильностью, высоким уровнем развития научных и промышленных технологий, информатизации, а значит, и большим значением профессионализма, трудно совмещающимся с выполнением семейных обязанностей.

Переписи населения последних десятилетий фиксируют рост числа неполных семей в общей численности семей в России. Так, в 1979 г. доля неполных семей составляла 14,7%; в1989 г. их стало уже 15,1%. Микроперепись 1994 г. выявила в составе всех российских семей 16,6% неполных.[11]

Неполные семьи - сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту. Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, могут быть самыми разными.

Неполная семья представляет собой группу ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими детьми несовершеннолетнего возраста. На сегодняшний день распад семьи является острой проблемой современного общества. Статистические данные показывают, что в последнее время численность детей дошкольного возраста, воспитываемых в неполных семьях, где воспитателем является мать, резко увеличилась. Практика показывает, что жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Помимо материальных трудностей, которые постоянно присутствуют в неполных семьях, одинокие матери не в состоянии одновременно реализовать материнскую и отцовскую позиции. Такие условия жизни ребенка влияют на личностное его развитие.

Материнские семьи занимают большинство среди неполных семей. Воспитание детей в такой семье имеет ряд особенностей. Из-за отсутствия одного из родителей, другому приходится решать материальные и бытовые проблемы семьи. Кроме того, оставшемуся родителю необходимо восполнять нехватку воспитательного влияния, возникшего в данной ситуации. Одновременно успевать решать все поставленные задачи – дело не простое. Поэтому в большинстве случаев неполные семьи сталкиваются с различными проблемами материального, бытового, педагогического характера.

Утрата одного из родителей способствует возникновению болезненных переживаний, который влияют на психологический климат в семье. Большой процент неполных семей образуется по причине ухода отца. В таких случаях матери довольно трудно сдерживать свои негативные эмоции по отношению к бывшему мужу, а ее раздражение и недовольство часто бессознательно выливается на совместного ребенка. Бывает и наоборот, когда мать акцентирует внимание на ребенка, как на безвинную жертву. Она пытается восполнить недостаток родительской заботы и опеки, окружая ребенка чрезмерной лаской. И в том и в другом случаях воспитательная атмосфера семьи сильно искажается, что в результате отрицательно сказывается на развитии ребенка, как личности.

Большое значение имеет тот факт, что отсутствие одного из родителей лишает возможности ребенка полноценно формировать в себе стереотип поведения своего пола. Например, отсутствие в семье отца способствует формированию у мальчика женских черт, поскольку у него нет возможности примера мужского поведения. Также и для девочки, мать совмещает в сложившейся ситуации материнскую и отцовскую роли, в результате чего формируется противоречивое психосексуальное развитие. Доказано, что большинство гомосексуалистов воспитывались в неполных семьях. Статистические данные показывают, что дети, воспитываемые в неполных семьях, значительно отстают по школьной программе, по сравнению со своими одноклассниками, у которых семья полная, такие дети более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.

Информация о работе Семья. Проблемы воспитания детей в неполных семьях