Сенсорное воспитание дошкольников в литературно-речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:08, реферат

Описание работы

Развитие ребёнка начинается с познания всего окружающего. Когда ребёнок рождается, он ещё не знает что означает красное или зелёное, мягкое или твёрдое…Ребёнок познаёт окружающий его мир с помощью органов чувств (глаза, руки, уши), которые непосредственно связаны с сенсорными процессами. Предметы и явления, окружающие нас, обладают свойствами: цвет, форма, величина, запах, конструкция, звучание и т.д. Для того чтобы познакомить ребёнка с предметом нужно выделить характерные ему свойства и здесь мы пользуемся речевым общением. В процессе познавательной деятельности формируется ощущение, представление и восприятие окружающего мира.

Содержание работы

Введение. 3
1.
Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка.
4
2.
Сенсорные основы литературно-речевой деятельности.
7
3.
Организация и методика проведения занятий по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой.
11

Заключение. 14
Список литературы. 15

Файлы: 1 файл

Сенсорное воспитание.docx

— 42.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сенсорное воспитание дошкольников в литературно-речевой деятельности».

                                                                       

 

 

 

   Выполнила: студентка II курса,

        206 группы, ЗО,

        факультета «дошкольной

        педагогики и психологии»

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2008г.

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение.                                                                                                            3

1.

Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка.

4

2.

Сенсорные основы литературно-речевой  деятельности.

7

3.

Организация и методика проведения занятий по развитию речи  и ознакомлению детей с художественной литературой.

11


Заключение.                                                                                                       14

Список  литературы.                                                                                          15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Развитие ребёнка начинается с познания всего окружающего. Когда ребёнок рождается, он ещё не знает что означает красное или зелёное, мягкое или твёрдое…Ребёнок познаёт окружающий его мир с помощью органов чувств (глаза, руки, уши), которые непосредственно связаны с сенсорными процессами. Предметы и явления, окружающие нас, обладают свойствами: цвет, форма, величина, запах, конструкция, звучание и т.д. Для того чтобы познакомить ребёнка с предметом нужно выделить характерные ему свойства и здесь мы пользуемся речевым общением. В процессе познавательной деятельности формируется ощущение, представление и восприятие окружающего мира. Задача сенсорного воспитания состоит в том, чтобы помочь ребёнку составить правильное представление об окружающих его предметах, о явлениях природы, о событиях общественной жизни; осуществлять всестороннее развитие ребёнка, наиболее ясно и развёрнуто показать ребёнку все краски мира.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности  получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая  несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что  невозможно воспринять с помощью  органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

 

 

3

Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка.

Согласно теории Л. С. Выготского наиболее существенная линия в развитии человека – это становление его сознания. Именно сознание характеризует возможности познания человеком окружающей действительности и самого себя, особенности его эмоциональной сферы. Сознание человека представляет собой особую структуру высших психических функций, таких, как восприятие, мышление, память, воображение. [5]

К сенсорным способностям обычно относят  способности, проявляющиеся в области  восприятия предметов и их свойств. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Для любой детской деятельности – игры, рисования, конструирования – необходим учёт внешних качеств предметов.

Для умственного развития детей  большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных  формах и пространственном положении  предметов окружающего мира, различных  величинах, многообразии оттенков цветов.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей  сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Оно  направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение а пространстве, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисование, конструирование и др.), полноценного усвоения умений и навыков в начальных классах школы. [10]

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько  совершенно ребенок слышит,

4

видит, осязает окружающее. [4]

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка  сенсорной культурой. Ребёнок развивается путём «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врождённых способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребёнка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). [1]

Сенсорные способности составляют как бы фундамент умственного  развития ребёнка. Поэтому они интенсивно развиваются уже в 3-4 года. В основе этого процесса лежит освоение детьми сенсорных эталонов, т. е. общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов. Мы видим, слышим, осязаем  мир не непосредственно, а с помощью  своеобразных «очков». Простое высказывание «Апельсин – оранжевый и круглый» содержит два эталона – цвета  и формы. Привыкнув к ним, люди не задумываются, что тот же апельсин можно описать и по-другому, в  частности, как предмет цвета  хурмы, похожий на луну. Таким образом, носителями сенсорных эталонов являются не объекты нашего восприятия сами по себе, а культура. Именно она определяет способности деятельности каждого  человека, а значит, и способностей, необходимых для её осуществления. Сенсорная культура – часть большой  человеческой культуры.

В европейской культуре в качестве сенсорных эталонов выступают для  цвета семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, для формы – геометрические фигуры, для величины – метрическая система  мер. Ребёнок в течение длительного  времени учится использовать их как  средства восприятия, и этот процесс  имеет свои этапы.

Дошкольный возраст – это  возраст образных форм сознания, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, планы и т.п.). Уже на уровне образа ребёнок как бы удваивает мир, различает его на обозначаемое и обозначающее, учится смотреть на мир сквозь «очки» человеческой культуры. Использование обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт, выделить в действительности наиболее существенные для решения задачи стороны. [2]

5

В детском саду ребенок обучается  рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать  основы математики и грамоты. Овладение  знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы умножить.

Значение сенсорного развития в  раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Сенсорное развитие играет огромную роль в общем развитии ребёнка, оно является основой для овладения разными видами деятельности и полноценного усвоения знаний и навыков. Чем больше свойств предмета знает ребёнок, тем более точное представление имеет о нём, более развёрнуто его видит и ощущает. И эти знания будут помогать ему в процессе обучения. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Ребенок на каждом возрастном этапе  оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В  этой связи каждая возрастная ступень  становится благоприятной для дальнейшего  нервно-психического развития и всестороннего 

6

воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизниимеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Сенсорные основы литературно-речевой деятельности.

Рисование, лепка  и аппликация — виды изобразительной  деятельности, основное назначение которой  — образное отражение действительности. Помимо рисования, лепки, игры в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие художественной литературы. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребёнком литературный жанр.

Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребёнка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.п. Всё это способствует лучшему пониманию сказки ребёнком[7] .

Б. М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребёнка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет «живую душу художественного восприятия»[8] . Сопереживание сходно с ролью, которую берёт на себя ребёнок в игре. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребёнком художественного произведения, в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребёнок, и ребёнок идет по этой трассе.

Условные заместители персонажей литературных произведений.

На занятиях по художественной литературе на определённом этапе работы детям предлагаются условные заместители  персонажей сказки: кружочки, полосочки, квадратики и другие «безликие» вещи. Суть такого замещения в том, чтобы дети

7

уловили тот внешний  признак, который выделяется как  основной (цвет, размер), то основание, которое является для них отправной  точкой для обобщения, чтобы строить  логику сказки с помощью заместителей. Допустим, коричневым кругом может быть медведь, а белым кружком – зайчик. Затем, предлагается более сложный признак не наглядный, а связанный с характером персонажа. Добрый, светлый образ может замещаться светлыми тонами: белый, розовый, голубой; а злой, плохой персонаж – чёрным. Так ребёнок постепенно знакомится с «символической» культурой, отражённой в сказке. Потом дети проигрывают с заместителями основные эпизоды сказки, выделяя её структурные элементы, переходя к моделированию. Предварительно дети переживают эмоционально содержание сказки, постигая закономерности её построения. Ребёнку ничто не должно мешать, не должно быть лишнего.

Каковы основные тенденции в развитии психических  процессов в дошкольном возрасте? Как уже неоднократно подчеркивалось, все психические процессы – это  особые формы предметных действий. В последние годы произошло изменение  представлений о психическом  развитии благодаря выделению в  действии двух частей: ориентировочной и исполнительной. Исследования А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина позволили представить психическое развитие как процесс отделения ориентировочной части действия от самого действия и обогащения ориентировочной части действия. Как ориентировочная часть действия отделяется от исполнительной? Как осуществляется регуляция действия?

А.Р. Лурия изучал роль речи в регуляции поведения: посредством слов создается «умственный» путь, по которому ребенку надо идти. На основе речи может быть заранее построен образ действия, а затем он может быть реализован. То, как речь оказывает влияние на осуществление предметного действия, сигнализирует о том, «оторвалась» ли ориентировочная часть от исполнительной или нет[10] .

В обобщенном виде можно отметить следующее:

1) возникает разделение  действия на ориентировочную  и исполнительную части;

 

8

2) в дошкольном  возрасте ориентировочная часть  действия отделяется от исполнительной;

3) сама ориентировочная  часть возникает из материальной, практической, исполнительной части  и носит в дошкольном возрасте  мануальный или сенсорный характер;

Информация о работе Сенсорное воспитание дошкольников в литературно-речевой деятельности