Сенсорное воспитание дошкольников в литературно-речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:08, реферат

Описание работы

Развитие ребёнка начинается с познания всего окружающего. Когда ребёнок рождается, он ещё не знает что означает красное или зелёное, мягкое или твёрдое…Ребёнок познаёт окружающий его мир с помощью органов чувств (глаза, руки, уши), которые непосредственно связаны с сенсорными процессами. Предметы и явления, окружающие нас, обладают свойствами: цвет, форма, величина, запах, конструкция, звучание и т.д. Для того чтобы познакомить ребёнка с предметом нужно выделить характерные ему свойства и здесь мы пользуемся речевым общением. В процессе познавательной деятельности формируется ощущение, представление и восприятие окружающего мира.

Содержание работы

Введение. 3
1.
Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка.
4
2.
Сенсорные основы литературно-речевой деятельности.
7
3.
Организация и методика проведения занятий по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой.
11

Заключение. 14
Список литературы. 15

Файлы: 1 файл

Сенсорное воспитание.docx

— 42.87 Кб (Скачать файл)

4) ориентировочная  деятельность в дошкольном возрасте  чрезвычайно интенсивно развивается.  Поэтому, когда мы говорим о  развитии восприятия в дошкольном  возрасте, мы имеем в виду развитие  способов и средств ориентации. В дошкольном возрасте, как показали  исследования Л. А. Венгера, происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и соотнесение соответствующих предметов с этими эталонами.

Как показали исследования Д. Б. Эльконина, в этом возрасте происходит усвоение эталонов фонем родного языка: «Дети начинают их слышать в категориальном ключе». Эталоны – это достижение человеческой культуры, это «сетка», через которую мы смотрим на мир. Благодаря усвоению эталонов, процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике.

Фонематический  слух, как сенсорная основа речи.

Развитие речи ребёнка  обусловлено определёнными закономерностями. Но на эти закономерности могут влиять условия воспитания и жизни ребёнка: либо благоприятствовать развитию речи, либо тормозить его. В детском саду путём планомерного обучения вырабатывается связная речь дошкольника, богатство словаря, грамматический строй и звуковая культура.

На занятиях по развитию речи перед педагогами встаёт ряд  задач: расширять и активизировать запас слов детей, приучать пользоваться словом в правильной грамматической форме, воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова.

 

9

Развитие речи происходит одновременно с развитием слуха. Фонематический слух — это сенсорная основа нашей речи. Формирование звуковой культуры речи тесно связано с развитием фонематического восприятия. Активность фонематического восприятия заключается в чётком произнесении слова, обследовании его, «рассматривании» звуков из которых это слово состоит. Подчёркнутое выделение какого-либо звука в слове и служит основным способом обследования при воспитании фонематического слуха.

Фонематический, речевой  слух начинает формироваться у ребёнка  очень рано. Уже на 3-4 недели ребёнок  выделяет речь взрослого из любых  других раздражителей. И постепенно ребёнок становится более внимателен к человеческой речи.

В восприятии речи взрослого ребёнок проходит несколько этапов: 1) реагирует на интонацию, обращённой к нему речи; 2) особую значимость приобретает ритм; 3) ребёнок начинает различать слова по их звуковому составу (в конце первого года жизни).

Педагогические  исследования Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Р.И. Жуковской, М.М. Кониной и др. свидетельствуют о том, что дети 4-5 лет при слушании отдельных слов, выражений, художественных текстов испытывают эстетическую радость. Они способны чувствовать музыкальность, ритмичность слова, интересуются красотой его звучания. [2]

На пятом году жизни дошкольники способны узнавать на слух наличие того или иного  звука в слове, подбирать слова  на заданный звук. Но это возможно только в том случае, если в предшествующих возрастных группах велась соответствующая работа. Поэтому очень важно во второй младшей группе и особенно в начале учебного года в средней группе знакомить детей со словом «звук». Воспитатель должен постоянно подчеркивать голосом, какой звук дети изучают, в каких словах он встречается. Отрабатываемый звук следует произносить в словах несколько протяжнее, громче.

 

 

10

Организация и методика проведения занятий по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой.

Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также  стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой». Важно научить ребёнка правильно выражать свои мысли, использовать при этом как можно больше слов (разных частей речи, в разных падежах), использовать нужную интонацию.

Работу по развитию речи и по ознакомлению детей с художественной литературой необходимо начинать с момента прихода детей в детский сад, то есть с младшей группы. И усложнять задачи по мере роста ребёнка. Работа осуществляется не только на занятиях, но и в режимных процессах, в трудовой деятельности детей, в игре.

Занятия должны быть длительностью 15-20 минут. Важно, заинтересовать ребёнка, поэтому занятия лучше проводить в условиях игры и практических заданий. Также оправдывают себя в практике комбинированные занятия, т.е. занятия состоящие из двух самостоятельных частей. Есть самые разнообразные варианты комбинирования:

- чтение произведения  художественной литературы и  лексическое упражнение;

- дидактическая  игра на ознакомление с окружающим  и формирование грамматической  стороны речи;

- рассматривание  сюжетной картины, игры и упражнения  на обработку и  закрепление  грамматических навыков.

Занятия по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой ведутся по трём направлениям:

  1. Ознакомление детей с художественной литературой. Развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка на произведения художественной литературы; усвоение сведений об окружающем мире. Литература подбирается по принципу усложнения содержания и соответствию содержания временам года.

11

Работы, ведущиеся  в этом направлении:

  • Чтение детям стихов, сказок, рассказов.
  • Ответы на вопросы, беседы о прочитанном, пересказ.
  • Игровые импровизации по сюжетам прочитанных произведений.
  1. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности.  Ознакомление детей со средствами художественной выразительности, овладение звуковой, лексической и грамматической культурой речи, развитие связной и выразительной речи. Работы, ведущиеся в этом направлении:
  • Выделение в произведениях средств художественной выразительности и использование их детьми при описании предметов.
  • Обучение детей построению ответов по содержанию прочитанного; описанию картинок, персонажей и событий сказки, в которое входит называние наглядных признаков предметов (цвет, форма, величина, свойства материалов).
  • Выразительное чтение и разучивание стихотворений детьми с помощью образцов выразительного чтения. Игры-драмматизации по произведениям литературы с распределением ролей и использованием детьми интонационной и мимической выразительности.
  • Развитие звуковой культуры речи. Дети учатся отвечать громко и чётко, пользоваться интонацией, управлять темпом речи. Они вслушиваются в звучание слов, учатся слышать отдельные звуки и правильно произносить их.
  1. Развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Развитие у детей мышления и воображения. Работы, ведущиеся в этом направлении:
  • Развитие у детей наглядных форм символизации – умение отбирать и использовать заместителей для обозначения персонажей сказки.
  • Развитие у детей умения создавать образы воображения отдельных предметов.

12

  • Развитие умения строить образы воображения целостных ситуаций.

    Словарная работа – это планомерное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире, о жизни людей, об их труде и отношениях; на основе её происходит количественное накопление ребёнком слов, освоение их содержания и активное использование их в речи.

    Также  важно развивать у детей интерес  и любовь к художественной  литературе. Рассказывать и читать, учить рассматривать иллюстрации.  Педагог помогает детям понять  содержание произведения, оценить  поступки героев, воспитывать умение  чувствовать красоту художественного  слова. Детей учат запоминать  и выразительно читать стихотворения.[11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Заключение.

Я считаю, что сенсорное  воспитание в литературно-речевой  деятельности также является основой, как в изобразительной деятельности, лепке, конструировании и игровой  деятельности. Ведь, когда мы читаем ребёнку сказку, он воображает и  представляет себе персонажей, предметы, действия на основе определённых эталонов, схем, на основе его восприятия. Если это волк – то значит он серый и злой, если зайчик – то белый и пушистый. Из рассказов и художественной литературы дети узнают о многом: о явлениях природы, об окружающем мире, о явлениях общественной жизни. У детей расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Но важно, чтобы чтение литературы сопровождалось наглядными пособиями (картинками), обсуждением, пересказами, играми-драмматизациями и др. В процессе любой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, слух, движения рук. При формировании представлений о героях, предметах и явлениях художественной литературы происходит усвоение знаний о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, т. е. производят умственные действия. Литература помогает развивать мышление, воображение и память ребёнка, а также способствует развитию речи детей.

 

 

 

 

 

 

 

14

Список литературы:

  1. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
  2. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под. ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. – 2-ое изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
  3. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1983. – 000 с.
  4. Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка — задачи воспитания.— В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.
  5. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методические пособия для воспитателей дошкольных учреждений / Под. ред. О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской. – М.: Новая школа, 1996. – 64с.
  6. Программа «Развитие» (основные положения). – М.: Новая школа, 1994. – 64с.
  7. Бюлер Ш. Сказка и фантазия ребенка. – М.-Л., 1925;
  8. Теплов Б. М. Заметки психолога при чтении художественной литературы. //Вопросы психологии – 1971. – №6.
  9. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада. Под. ред. Л. А. Венгера. Изд. 2-ое, перераб. М., Просвещение, 1978. – 96с.
  10. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. –  М., 1956; Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов. /Психологическая наука в СССР. – Т.1. – М., 1959.
  11. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М., «Просвещение», 1978.

 

 

 

 

15


Информация о работе Сенсорное воспитание дошкольников в литературно-речевой деятельности