Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:08, реферат
Развитие ребёнка начинается с познания всего окружающего. Когда ребёнок рождается, он ещё не знает что означает красное или зелёное, мягкое или твёрдое…Ребёнок познаёт окружающий его мир с помощью органов чувств (глаза, руки, уши), которые непосредственно связаны с сенсорными процессами. Предметы и явления, окружающие нас, обладают свойствами: цвет, форма, величина, запах, конструкция, звучание и т.д. Для того чтобы познакомить ребёнка с предметом нужно выделить характерные ему свойства и здесь мы пользуемся речевым общением. В процессе познавательной деятельности формируется ощущение, представление и восприятие окружающего мира.
Введение. 3
1.
Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка.
4
2.
Сенсорные основы литературно-речевой деятельности.
7
3.
Организация и методика проведения занятий по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой.
11
Заключение. 14
Список литературы. 15
4) ориентировочная
деятельность в дошкольном
Как показали исследования Д. Б. Эльконина, в этом возрасте происходит усвоение эталонов фонем родного языка: «Дети начинают их слышать в категориальном ключе». Эталоны – это достижение человеческой культуры, это «сетка», через которую мы смотрим на мир. Благодаря усвоению эталонов, процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике.
Фонематический слух, как сенсорная основа речи.
Развитие речи ребёнка
обусловлено определёнными
На занятиях по развитию речи перед педагогами встаёт ряд задач: расширять и активизировать запас слов детей, приучать пользоваться словом в правильной грамматической форме, воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова.
9
Развитие речи происходит одновременно с развитием слуха. Фонематический слух — это сенсорная основа нашей речи. Формирование звуковой культуры речи тесно связано с развитием фонематического восприятия. Активность фонематического восприятия заключается в чётком произнесении слова, обследовании его, «рассматривании» звуков из которых это слово состоит. Подчёркнутое выделение какого-либо звука в слове и служит основным способом обследования при воспитании фонематического слуха.
Фонематический, речевой слух начинает формироваться у ребёнка очень рано. Уже на 3-4 недели ребёнок выделяет речь взрослого из любых других раздражителей. И постепенно ребёнок становится более внимателен к человеческой речи.
В восприятии речи взрослого ребёнок проходит несколько этапов: 1) реагирует на интонацию, обращённой к нему речи; 2) особую значимость приобретает ритм; 3) ребёнок начинает различать слова по их звуковому составу (в конце первого года жизни).
Педагогические исследования Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Р.И. Жуковской, М.М. Кониной и др. свидетельствуют о том, что дети 4-5 лет при слушании отдельных слов, выражений, художественных текстов испытывают эстетическую радость. Они способны чувствовать музыкальность, ритмичность слова, интересуются красотой его звучания. [2]
На пятом году жизни дошкольники способны узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подбирать слова на заданный звук. Но это возможно только в том случае, если в предшествующих возрастных группах велась соответствующая работа. Поэтому очень важно во второй младшей группе и особенно в начале учебного года в средней группе знакомить детей со словом «звук». Воспитатель должен постоянно подчеркивать голосом, какой звук дети изучают, в каких словах он встречается. Отрабатываемый звук следует произносить в словах несколько протяжнее, громче.
10
Организация и методика проведения занятий по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой.
Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой». Важно научить ребёнка правильно выражать свои мысли, использовать при этом как можно больше слов (разных частей речи, в разных падежах), использовать нужную интонацию.
Работу по развитию речи и по ознакомлению детей с художественной литературой необходимо начинать с момента прихода детей в детский сад, то есть с младшей группы. И усложнять задачи по мере роста ребёнка. Работа осуществляется не только на занятиях, но и в режимных процессах, в трудовой деятельности детей, в игре.
Занятия должны быть длительностью 15-20 минут. Важно, заинтересовать ребёнка, поэтому занятия лучше проводить в условиях игры и практических заданий. Также оправдывают себя в практике комбинированные занятия, т.е. занятия состоящие из двух самостоятельных частей. Есть самые разнообразные варианты комбинирования:
- чтение произведения художественной литературы и лексическое упражнение;
- дидактическая
игра на ознакомление с
- рассматривание
сюжетной картины, игры и
Занятия по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой ведутся по трём направлениям:
11
Работы, ведущиеся в этом направлении:
12
Словарная работа – это планомерное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире, о жизни людей, об их труде и отношениях; на основе её происходит количественное накопление ребёнком слов, освоение их содержания и активное использование их в речи.
Также
важно развивать у детей
13
Заключение.
Я считаю, что сенсорное
воспитание в литературно-речевой
деятельности также является основой,
как в изобразительной
14
Список литературы:
15
Информация о работе Сенсорное воспитание дошкольников в литературно-речевой деятельности