Сенсорное воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов.
В конце XIX – начале XX в. проблема сенсорного развития и воспитания привлекала пристальное внимание В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, Е.И. Тихеевой.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Содержание работы

Введение.
1. Понятие сенсорного воспитания.
2. Психолого-педагогичекие основы сенсорного воспитания.
3. Задачи и содержание сенсорного воспитания в ДОУ.
4. Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ.
5. Практическая часть.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная по педагогике2..doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

ГАОУМОСПО МУРМАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашняя контрольная  работа по дисциплине «Педагогика»

на тему: «Сенсорное воспитание».

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнила студентка  2Б курса заочного отделения

Силкова Наталья Александровна

183038 г. Мурманск ул. Лобова д.9 корп.5 кв.2

Тел. 22-77-01, 89600297770

 

 

 

 

Мурманск, 2013

 

 

План:

Введение.

  1. Понятие сенсорного воспитания.
  2. Психолого-педагогичекие основы сенсорного воспитания.
  3. Задачи и содержание сенсорного воспитания в ДОУ.
  4. Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ.
  5. Практическая часть.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 Сенсорное воспитание, направленное на формирование  полноценного восприятия окружающей  действительности, служит основой  познания мира, первой ступенью  которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е., от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

  Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов.

  В конце XIX – начале XX в. проблема сенсорного развития и воспитания привлекала пристальное внимание В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, Е.И. Тихеевой.

  Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие сенсорного воспитания.

Сенсорное развитие ребенка  – это развитие его восприятия и формирование представлений о  внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в  пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

  Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Готовность ребенка  к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед  детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

  Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Психолого-педагогичекие основы сенсорного воспитания.

Рассматривая психолого-педагогические подходы к сенсорному развитию детей, отметим некоторых деятелей, оказавших  значительное влияние на исследование этой проблемы.

Великий педагог Фридрих  Фребель следовал принципу «Будем жить ради наших детей». Он стремился построить свою теорию на прочной методической основе.

- Мир един и одновременно  многообразен, а многообразие предполагает наличие отдельных элементов, единых по сущности.

- Проявление многообразия  и единства, выявление их, приспособление их для познания окружающего мира.

-  Движущие силы  развития : внутренние и внешние.

- Совместное действие  равных и противоположных условий  (факторов) и путем уравнения,  связи их в жизни.

В 1919 году известным философом Рудольфом Штейнером было создано международное культурно-образовательное движение под названием Вольдорфская педагогика. Штейнер предлагает ученикам путь самосознания. Первый шаг – упражнение. Способности называются на этом этапе свободными от тела мышлением и выделяются в качестве:

- мыслительного контакта;

- волевого контроля;

- хладнокровия (контроль  эмоций);

- положительности (позитивность);

- непредвзятости;

- внутреннего равновесия.

Такой подход приводит к осмыслению взаимосвязи трех человеческих, душевных способностей: мышление, чувствование и воля. Единство психических способностей и физиологических органических процессов: нервно-сенсорных, ритмических и сенсорных. Это основа Вольдорфской школы. Развитие проходит через подражание. Подход к человеку, как к единому целому, является главным педагогическим принципом на всех стадиях Вольдорфской школы. Цель Вольдофской педагогики– привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.

Принципы Вольдорфской педагогики:

1.Ритм дыхания и связанный с ним пульс.

2.Авторитет – подражание.

3.Свобода – не в  смысле ассоциативности.

В вольдорфском детском  саду работают со всеми детьми, не подразделяя на одаренных и отстающих.

Глубокий гуманизм воспитательной работы, отсутствие авторитаризма выдающегося педагога Марии Монтесори привлекают к себе внимание уже 100 лет. Ряд ее идей положен в основу сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером. Педагогика Монтессори удивительно технологична и продумана. Она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответствующим его способностям.  В результате самостоятельной работы с автодидактическим материалом в развивающей предметной среде дети становятся более независимые, самостоятельные, адаптированные и счастливые.

Сенсорное воспитание дошкольников играет большое значение в системе М. Монтессори. «…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…». Задача не в информации, а насыщение подсознания ребенка опытом, переходящим в сознание, выводам и открытиям. Психологический комфорт и свобода благотворно влияют на психологическое развитие детей. Глубокое осмысливание педагогической идеи на основе анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и процессов системы Монтессори возможно лишь на основании анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и развития ребенка.

В трудах М. Монтессори термины  «воспитание»  и «развитие» встречаются  повсеместно, а «образование»  и  «обучение» значительно реже. Цель воспитания – содействовать психофизическому развитию. Сущность воспитания по М. Монтессори «помощь жизни с самого рождения».

Центральный метод Монтессори – свободная работа детей в  «подготовленной среде»  при ограничении прямого воздействия.

Важное значение сенсорного воспитания признавали  видные отечественные  педагоги П.Сакулина, Е.И.Тихеева. В  настоящее время широко известна и повсеместно используется система  дошкольного воспитания Л.А. Венгера  и его школы.    Необходимо отметить, что в ее основу положены некоторые идеи М. Монтессори. Главное значение сенсорного воспитания в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.

Дети, обладающие сенсорной  культурой становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.  Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

  В числе педагогов ярких, талантливых, создавших оригинальную систему дошкольного воспитания необходимо отметить Елизавету Ивановну Тихееву, которая рапортовала за: «…воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя положительный  опыт разных педагогических систем, с учетом уровня развития общества, так и знания о природе ребенка…..». Отсюда и понятен ее решительный протест против господства единой педагогической системы. Разрабатывая теорию дошкольного воспитания,  она сумела творчески использовать классическое наследие.  Воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития  – внешний мир, окружающий ребенка, предметы, средства,  игра, труд, общение со взрослыми. Роль педагога – исследовательская. Педагог изучает личность ребенка в целом.

Другой видный исследователь  Л.А. Венгер считает, что главное  направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка  сенсорной культурой. Сенсорная  культура ребенка – результат  усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величина – метрическая система мер. Свои виды эталоны имеют в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии2. 

Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком  искушенные педагоги). Необходимо иметь  четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь  пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Т.е., усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве « единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их  с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. 

 

 

 

 

 

 

  1. Задачи и содержание сенсорного воспитания в ДОУ.

Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи  с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:

1. Обеспечить постепенный  переход от предметного восприятия  и узнавания объекта к сенсорному  анализу. Следовательно, учить  не просто узнавать предмет  и называть его, но и знать  его назначение; части предмета  и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.

2. Формировать представления  о простейших перцептивных действиях  (погладить, надавить, пощупать, попробовать  на вкус и так далее). Учить  правильно применять данные действия.

3. Помочь ребёнку получить  первые представления о различных  материалах (бумага, дерево, стекло, металл). Дать понятия об их основных  качествах (стекло холодное, прозрачное, бьётся; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).

4. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие качества, свойства предметов и действия с ними. Чрезвычайно важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение чувственного опыта со словом, формирование плана представлений.

5. Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).

6. Организовать включение  сенсорного опыта в деятельность  ребенка (предметную, продуктивную, трудовую). При этом главное внимание должно быть уделено тому, чтобы активизировать восприятие, обеспечить реализацию чувственного опыта.

7. Воспитывать бережное  отношение к предметам, учить  детей использовать предметы  в соответствии с назначением и их свойствами.

 

 

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений  предметов и явлений, которые  должны быть освоены ребенком дошкольного  возраста. Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать.

 Умение воспринимать  предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируется само  собой в ходе той или иной  деятельности; требуется специальное  обучение по определенной системе. 

Так, важно в предметах  выделять форму, величину, цвет, материалы, части и пространственное их отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов и др.

Информация о работе Сенсорное воспитание дошкольников