Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:09, контрольная работа
Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов.
В конце XIX – начале XX в. проблема сенсорного развития и воспитания привлекала пристальное внимание В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, Е.И. Тихеевой.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Введение.
1. Понятие сенсорного воспитания.
2. Психолого-педагогичекие основы сенсорного воспитания.
3. Задачи и содержание сенсорного воспитания в ДОУ.
4. Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ.
5. Практическая часть.
Список использованной литературы.
В программу сенсорного воспитания включены и способы обследования предметов, например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т. п. В программу сенсорного воспитания включена и Система сенсорных эталонов - это обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях предметов. Это эталоны цвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объемные формы), пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величины (метр, килограмм, литр и др.), длительность времени (минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания, звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т. п.
Ребенок в жизни
сталкивается с огромным
В отечественной системе
Речевой (фонематический)
слух – это способность воспринимать
звуки речи, дифференцировать и обобщать
их в словах как смыслоразличительные
единицы. С развитием фонематического
слуха связано овладение
Музыкальный слух – это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.
4. Условия и
методика сенсорного
Условиями сенсорного воспитания в детском саду являются:
1. Содержательная, результативная деятельность детей.
Продуктивная деятельность (рисование, лепки, аппликация, конструирование) не только создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками;
2. Использование в
дидактическом процессе
В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов.
Целью I этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой-то предмет, который должен быть похожим на образец или удовлетворять определенным требованиям. Если дети не имеют достаточного сенсорного опыта, они начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. В результате рисунок или постройка оказываются непохожими. Неумение достигнуть результата в деятельности ставит ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предметов, материала. Взрослый помогает детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.
Цель 2 этапа - обучение детей
перцептивным действиям и накопление
представлений о сенсорных
Цель 3-го этапа - формирование
представлений об эталонах. В раннем
возрасте ребенок усваивает
Цель 4-го этапа - создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и организация собственной деятельности. Здесь важна система знаний, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. Например, отбор материалов и инструментов для труда и т. п. Широко используются все виды деятельности как на занятиях, так и в повседневной жизни.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве.
Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводит детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире.
Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начало практических действий.
Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием. Обследование – основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания. Обследование предмета выступает как необходимое звено, предшествующее собственно исполнительской деятельности. У детей формируется умение членить конкретную задачу конструирования какого – либо предмета или его изображение в рисунке на более частые задачи и устанавливать их последовательность.
Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:
Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.
Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.
Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и др.) в некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красный коврик красные предметы, кладет в коробку игрушки круглой и овальной формы).
Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
5.Практическая часть.
Игра для детей третьего года жизни.
«Нанизывание бус разного цвета».
Дидактическая задача. Учить чередовать предметы по цвету.
Материал. По 8 бусин двух цветовых тонов (красного и белого) одинаковой величины и формы. Диаметр каждой бусины 2 см. Тонкие шнуры или толстые нитки с укрепленными концами. Коробочки для бус.
Руководство. Игра-занятие начинается приходом в гости кого-либо из кукол, медведей, собачек, которые приносят дидактический материал и для которых дети делают украшения.
Воспитатель обращает внимание на то обстоятельство, что бусы разного цвета. Отобрав 2 бусинки – белую и красную, он объясняет: «Эта бусинка белая, а есть еще вот такая – красная, как флажок или ягодка. Вначале будем нанизывать бусинку вот такого, белого цвета, а затем вот такого, кранного цвета.» Всякий раз слово – название цвета сопровождается показом предмета данного цветового тона.
Вначале дети отбирают и нанизывают бусинки на общую нитку, а потом выполняют задание самостоятельно. Педагог акцентирует внимание детей на предварительной подготовке материала для нанизывания: каждую пару бусин класть на стол так, чтобы белую бусину было удобнее взять в первую очередь.
Воспитатель помогает тем, кто ошибается, предлагает выполнять задание не спеша, повнимательнее.
Некоторые дети нуждаются в поэлементном диктанте: «Найди вот такую, беленькую бусинку, а теперь другого цвета. Вот такого. Красного.»
По мере выполнения задания воспитатель, предварительно завязав концы ниток, предлагает детям подойти к его столу, показать кукле, мишке, а затем надеть другим кукольным персонажам украшения.
Проводится один раз, продолжительность 8-10 минут.
Методы сенсорного развития:
Игра для детей четвертого года жизни.
«Воздушные шары».
Дидактическая задача. Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия 6 цветов спектра – «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона (15/0,5 см) 6 цветов, 6 кругов таких же цветов (диаметр 10 см). это ниточки и шарики. Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками – нитками в спектральном порядке, 6 кружков тех же цветов.
Руководство. Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру «Воздушные шары»: «Дети, у нас есть воздушные шары разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки. А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое-трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, хвалит: «Вот как у Тани хорошо получилось – синий шарик привязан к синей ниточке».
Затем раскладывается раздаточный материал, и ребята самостоятельно проделывают ту же работу. Воспитатель проходит по рядам и предлагает исправить допущенные ошибки.
Методы сенсорного развития:
Игра для детей пятого года жизни.
«Орнамент».
Дидактическая задача. Учить детей получать новые оттенки тонов по светлоте.
Материал. Демонстрационный: два образца орнаментов с темно-красными краями и светло-красной серединой. Раздаточный: листы бумаги, кисти, палитры, краски (гуашь) красная и белая, тряпочки, баночки с водой.
Руководство. Воспитатель рассказывает детям, что у всех художников есть палитры, чтобы смешивать на них краски и получать нужный цвет: «Сегодня у вас есть палитры, и вы будете рисовать как настоящие художники.» Показывает орнаменты: «Мы будем рисовать коврики. У наших ковриков края темно-красные, а в середине светло-красная фигурка». Каждый из вас нарисует один из этих ковриков – кому какой хочется. Посмотрите. Какого цвета у вас краски? Правильно, красного и белого. А светло-красной нет. Мы ее сделаем сами. Чтобы получился новый оттенок красного – светло-красный (его часто называют розовым), надо смешать белую и красную краски. Я кладу кисточкой на палитру много белой краски, обмакиваю всю кисть. После этого хорошо промываю кисть и промокаю тряпочкой. Теперь беру на кончик кисточки немного красной краски и хорошо смешиваю ее с белой, чтобы вся краска получилась одинаковая. (краска должна получится светлее. Чем фигура на образце). Посмотрите, это такой оттенок, как нам нужен? (педагог с детьми выясняют, что оттенок слишком светлый и надо добавить еще немножко красной краски. Все это воспитатель демонстрирует, показывая как надо после каждой краски мыть кисть.)Вот теперь получилась светло-красная краска нужного оттенка».