Школа и педагогика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 14:35, реферат

Описание работы

В данном реферате мы рассмотрим дальнейшее развитие отечественной педагогики, разделив его на два периода:
1. период- школа и педагогика в России в 18 веке;
2 период- школа и педагогика в России в начале 19 века.

Файлы: 1 файл

черновик.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

           В России слово "педагогика" появилось вместе с педагогическим, историческим и философским понятиями  и педагогическими ценностями Византии и других стран. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова. В Древней Руси слова "воспитатель" и "воспитание" имели тот же смысл, что и греческие "педагог" и "педагогика".

      В России с давних времен открывались школы. Сохранились сведения об открытии школы на 300 детей в Новгороде в 1030 г. Находки берестяных грамот, которые относятся к этому периоду, свидетельствуют о том, что постепенно грамотой стремились овладевать все сословия. Это способствовало развитию отечественной педагогической мысли. Педагогика - удивительная и мудрая наука. Она вобрала в себя многовековой опыт обучения и воспитания детей, результаты многолетних научных исследований. Педагогика прошла долгий и сложный путь поисков истины и превратилась в научно-обоснованную систему знаний, а на практике - в искусство обучения и воспитания многих поколений человечества. Таким образом на Руси, как и в других странах, создавалась самобытная педагогическая, преподавательская культура, развивались идеи книжного образования. Начальное и повышенное образование давали школы учения книжного. Первое такое учебное заведение открылось при князе Владимире Святославовиче в Киеве в 988 г. Затем последовал быстрый расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и других центрах древнерусских княжеств. Князь Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.) велел ставить по городам и весям новые церкви, а их священникам - "учите людей". В X-XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и в других городах Руси. С 1383 г. в русской письменности употребляется понятие "школа".

В данном реферате мы рассмотрим дальнейшее развитие отечественной педагогики, разделив его на два периода:

    1. период- школа  и педагогика в России в 18 веке;

    2 период- школа  и педагогика в России в  начале 19 века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие педагогика

        ПЕДАГОГИКА — 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; 4) учебный курс, к-рый преподается в пед. учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам.[2 , с.443]

 Изначально педагогика развивалась как педагогическая практика; родители, а затем самые уважаемые и почетные люди общества (старейшины, вожди, жрецы) готовили детей к жизни и труду. Постепенно складывающиеся элементарные педагогические знания передавались из поколения в поколение в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли свое отражение в пословицах и поговорках («век живи — век учись», «повторение — мать учения», «яблоко от яблони недалеко падает» и т. п.), а также в мифах, легендах, сказках и анекдотах. Так постепенно складывалась народная педагогика. Разумеется, народная педагогика не могла и не ставила перед собой задачи объяснить разрозненные педагогические факты и явления, выработать научные способы управления процессом обучения и воспитания подрастающих поколений. Когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей, по явилась потребность в обобщении сложившегося опыта. Началось становление педагогики как науки. Длительное время этот процесс осуществлялся в рамках философии. Зачатки педагогических знаний были заложены древнегреческими, римскими, византийскими и восточными мыслителями (Плато ном, Аристотелем, Демокритом, Плутархом, Сенекой, Квинтилианом, Конфуцием и др.). Своеобразным итогом развития античной пе- дагогической мысли стало произведение древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана «Образование оратора». Этот труд долгое время был основной книгой по педагогике, его изучали во всех риторских школах. Основоположником русской педагогики но праву считается Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871), обосновавший принципы антропологизма в педагогике и народности в воспитании. К.Д. Ушинский выступил против эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он сравнивал со знахарством в медицине. Свой вклад в развитии педагогической мысли внесли Л.Н. Толстой (1828-1910), Н.И. Пирогов (1810-1881), П.Ф .Лесгафт (1837-1909), В.П. Вахте ров (1853-1924), П.Ф. Каптерев (1849-1922). А у истоков советской педагогики стояли такие ученые, как П.П. Блонский (1884-1941), С.Т. Шацкий (1878-1934), Н.К. Крупская (1869-1939). Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новатор скую педагогику А.С. Макаренко (1888-1939), Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К.Д. Ушинский который разработал теорию и методику воспитания в коллективе, провел опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся, развил теорию семейного воспитания. В 50-60-е гг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес В.А. Сухомлинский (1918-1970). Его идеи гражданственности и человечности в педагогике созвучны нашей современности. К настоящему времени педагогика сложилась как отрасль научного знания со своими объектом, предметом, функциями и задачами.

 Педагогика — это самостоятельная  наука, имеющая свой объект и  предмет изучения. По мнению В.А. Сластенина и других исследователей, объектом педагогики «выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика». Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образовательного процесса. Это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. [5, с. 35]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Школа и педагогика в России в XVIII веке  

1700-е годы - переломные в истории  отечественной школы и педагогической  мысли. Россия пережила реформы  воспитания и образования, которые были вызваны важными социально-экономическими фактами: политическим лидерством дворянства, укреплением позиций купечества и промышленников, складыванием режима абсолютизма, трансформацией чиновничьего аппарата, созданием новой армии и пр.

Существенно переменился умственный настрой общества. Наметился переход от сословного общества к гражданскому. Россия, сохраняя самобытность, в то же время вступила на дорогу общеевропейского развития, что выразилось в усилении внимания к отдельной личности, создании национальной школьной системы. Образование стало рассматриваться как один из основных путей карьеры. Так, в одном из указов Петра I подчеркивалось, что дворяне, обделенные отцовским наследством, будут "хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим".

К концу XVII в. Россия не располагала системой регулярных учебных заведений (в отличие от Запада, где уже сформировались сравнительно развитые школьные структуры). На протяжении 1700-х годов такая система была создана, что означало завершение эпохи господства старорусского иррегулярного воспитания и обучения, главенства семейного домашнего обучения. Появилась особая социальная группа, профессионально занимавшаяся умственным трудом и педагогической деятельностью. 
   Новое в воспитании и обучении приживалось весьма болезненно. Происходила ломка прежних, в том числе и позитивных, педагогических традиций. Реформы по своим социальным и педагогическим последствиям были противоречивыми и неоднозначными. История школы и педагогической мысли России XVIII в. делится на два периода: первую и вторую половины столетия. В течение каждого периода произошли существенные изменения в школьном деле, в трактовке вопросов воспитания и образования.[ 1, с.277].

XVIII в. занимает особое место  в истории образования в России: именно в этом веке была создана светская школа, сделана попытка организовать государственную систему народного образования, впервые были разработаны в теории и применены на практике основы светского обучения и воспитания детей. В развитии школы и просвещения XVIII в. выделяются четыре периода: 1период охватывает первую четверть XVIII в. Это время создания первых светских школ, дававших начальные практические знания, необходимые для реформ разных сторон жизни общества. Создание Академии наук, университета и гимназий при ней. (С.-Петербург); 2период — 1730-е — 1765 г. — возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования и одновременно борьба М. Ломоносова за общенародное образование, создание Московского университета. 3 период — (1766—1782 гг.) — развитие просветительских педагогических идей, возрастающая роль Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений. 4 период — школьная реформа (1782—1786 гг.) — первая попытка создания государственной системы народного образования.

В начале XVIII в. были открыты: Навигацкая и Артиллерийская (пушкарская) школы (1701), Медицинская школа (1707), Инженерная школа (1712), Горные школы (1719 г. — при Оленецких и 1721 г. — при Уральских заводах), гарнизонные, архиерейские школы, школа подьячих, разноязычные школы. Школы ставили своей задачей подготовку специалистов в определенных отраслях хозяйства и офицерского состава для армии и флота. Морская академия (1715), Инженерная школа и высшие классы Артиллерийской школы, готовящие офицерские кадры, были рассчитаны на обучение дворянских детей. Начиная с 1714 г. делаются попытки открытия школ для дворянских детей и в провинции. Первый год XVIII в. был ознаменован созданием в Москве двух школ совершенно нового для России типа: Пушкарской (артиллерийской) и Навигацкой (школы математических и навигацких наук). Сами их названия достаточно ясно говорят, кого они должны были готовить. «Школа математических и навигацких наук» (1701—1752) — первая реальная школа в Европе (в Германии такая школа была организована в 1708 г.). Указом от 23 июня 1701 г. школе математических и навигацких наук отвели одно из самых высоких в то время зданий в Москве: «Сретенскую на Земляном городу башню» (Сухаревскую) со всеми палатами, строением и с принадлежащей к ней землей. После соответствующей переделки Сухаревской башни в ней с конца 1701 г. начала работать школа. Задачи школы ясно определялись в указе 1701 г.: «...быть математических, навигацких, то есть мореходных хитроство наук учению». В то же время она являлась общеобразовательной школой, поскольку в младших классах изучали общеобразовательные предметы, а многие ученики, закончив эти классы, переходили затем в другие специальные учебные заведения для продолжения учения или на службу, военную или граждан- скую, в частности, на преподавательскую работу. Школа должна была принимать грамотных людей, но таких в XVIII в. было мало, поэтому для начального обучения при школе математических и навигацких наук были созданы подготовительные классы — «русская школа», где учили читать и писать, и «цифирная школа», где обучали счету и началам арифметики. По принуждению приходили обычно дети дворян (недоросли), которые набирались в школу во время ежегодно проводившихся самим Петром I или по его указанию смотров дворянских недорослей. Детей крепостных крестьян в школу не принимали, так как считалось, что вообще крепостным людям грамотность не нужна. Возраст для приема был установлен с 12 до 17 лет, фактически же принимали старше 17 лет, даже в 20 лет. Отличительной особенностью этой школы было то, что обучение шло на русском языке и по русским, хотя и далеким от совершенства, учебникам. Наконец, отсюда вышли и первые учителя для различных школ, возникших при Петре I. В таком виде школа просуществовала до осени 1715 г., когда классы навигации были переведены в Петербург, где на их базе основали Морскую академию. В начале века были открыты Московская и Петербургская инженерные школы, позже они были слиты в одну. В Петербурге была основана Артиллерийская школа. Инженерная и Артиллерийская школы за все время своего существования мало чем отличались от Морской академии по содержанию образования. Здесь также главной задачей была подготовка к практической деятельности. В начале XVIII в. (1714) были попытки создания цифирных школ — общеобразовательной и общедоступной, в которую зачислялись, как и в другие школы того времени, дети всех сословий, кроме крепостных крестьян. В 1718 г. открыто 42 школы; учили грамоте, письму, арифметике, элементам алгебры и тригонометрии. Но открытие школ осуществлялось с трудом, а после смерти Петра I они сошли на нет. После смерти Петра I проводятся различные преобразования учебных заведений, которые были вызваны следующими причинами. В 30-х гг. дворянство предъявило властям требование отменить установленный Петром I порядок военной службы: разрешить дворянским юношам поступать на военную службу в офицерском чине, минуя тяжелую «солдатскую школу», которая казалась им унизительной. Поэтому возникла необходимость обучения детей военному делу «от малых лет». С этой целью были открыты шляхетские кадетские 1 корпуса: Морской и Сухопутный (1732). Круг преподаваемых наук расширился как за счет введения математических дисциплин, химии, физики, истории, географии, иностранных языков, так и введения рисования, фейерверочного искусства, танцев. Воспитание во всех этих заведениях заключалось во внушении правил нравственности, амбиции, субординации; наказания — различны, вплоть до розг в присутствии всех воспитанников. Введены были и меры поощрения: серебряные и позолоченные медали с изображением на лицевой стороне вензеля Императрицы Екатерины II — для отличников. В 1759 г. по образцу версальского был учрежден пажеский корпус для обучения и воспитания детей дворянской знати. Важным событием в жизни России было учреждение в Петербурге Академии : в 1725 г. Ее задачей была не только забота о «размножении наук», но и подготовка ученых и образованных людей. При Академии предусматривалось иметь университет и гимназию. Академическая гимназия для дворян также долгое время не пользовалась популярностью, а с открытием Сухопутного шляхетского кадетского корпуса в гимназию дети дворян стали поступать очень редко. В 1736 г. из Славяно-греко-латинской академии были набраны 12 человек, двоим из них — М.В. Ломоносову и Д.И. Виноградову — была предоставлена возможность обучаться в университете за границей, остальных поместили в академическую гимназию. М.В. Ломоносов, вернувшись из-за границы в Россию, взялся за воссоздание академического университета; в 1758 г. академические учебные заведения были переданы под его руководство и их развитие пошло успешнее. Однако после смерти М.В. Ломоносова университет фактически перестал существовать, в нем было всего два студента. Причина была очевидна: дворянство предпочитало скромной ученой деятельности блестящую военную и гражданскую карьеру. В 1755 г. был учрежден Московский университет. При открытии университета в нем числилось 100 студентов.

Во все царствование Екатерины ни один медик не получил ученого диплома, т.е. не выдержал, экзамена. Лекции читались на французском или латинском языках. Высшее дворянство неохотно шло в университет; один из современников говорит, что в нем не только нельзя было научиться чему-нибудь, но и можно утратить приобретенные дома добропорядочные манеры. Так не удалась в это время цель Петра I — привить дворянству «обучение гражданству и экономии». Лишь к концу XVIII в. Московский университет начал становиться на ноги. В академической гимназии (1755—1812) при Московском университете обучались с 9 лет, курс обучения составлял 8 лет. Первым учебником для всех классов был «Мир в картинках» Я.А. Коменского. Здесь вместе с русским, латинским и «знатнейшими европейскими языками» изучались математика и география, физика (сокращенный курс), а желающие занимались музыкой и пением. В 80-х гг. для дворян при университете был открыт Благородный (платный) пансион, в гимназии остался бесплатный пансион для разночинцев; увеличивалось число приходящих учащихся.

В первой половине XVIII в. рукописные буквари стали вытесняться печатными. В 1701 г. вышел «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учитися хотящими и любомудрие в пользу душеспасительную обрести тщащимся», составленный педагогом и управляющим московской типографией Федором Поликарповым, учеником братьев Лихудов. Поликарпов был первым русским методистом, который выдвинул задачу обучения школьников осмысленному, выразительному чтению. Значительный педагогический интерес представляет «Букварь» Извекова, в заключительной части которого помещено своеобразное «увещевание к родителям о воспитании детей», где автор рекомендует отцам и матерям проявлять всяческую заботу об их чадах, любить их и наставлять, ибо и «птицы защищают птенцы своя от всядия противности». В 1717 г. вышел вторым изданием уже упоминавшийся «Букварь» Кариона Истомина». Представляет интерес книга знаменитого соратника Петра I Феофана Прокоповича — «Первое учение отроком, в нем. же буквы и слоги» (1720), она пользовалась огромной популярностью и до середины века многократно переиздавалась. Это произведение написано по прямому указанию Петра; по словам Прокоповича, царь «начал прилежно рассуждать, как бы установить в России действительное и необходимое правило отроческого воспитания». Следует упомянуть еще об одном замечательном учебнике этого времени: первой русской печатной арифметике Леонтия Магницкого «Арифметика, сирень наука числительная» (1703), он продержался в русских школах более полувека и был заменен лишь в 1757 г. арифметикой Курганова. Труд Магницкого — это солидный том в 360 страниц, содержащий полный курс арифметики, основ алгебры и геометрии, а также необходимые сведения для навигатора (приложение математики к навигации). Учебник Магницкого был крупным вкладом в учебную и научную литературу того времени, и его появление было событием выдающимся.

Информация о работе Школа и педагогика в России