Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 14:35, реферат
В данном реферате мы рассмотрим дальнейшее развитие отечественной педагогики, разделив его на два периода:
1. период- школа и педагогика в России в 18 веке;
2 период- школа и педагогика в России в начале 19 века.
Одним из первых поддержал преобразования Петра I Иван Тихонович Посошков (1652—1726), выходец из семьи зажиточного крестьянина-ремесленника, ставший новгородским предпринимателем, а с 1687 г. — соучастником преобразовательской деятельности. Это отчетливо видно в его произведении «Завещание отеческое к сыну своему». Это педагогическое сочинение даже названо в духе древнерусской традиции, идущей от Владимира Мономаха. Однако содержание его вполне отвечало духу эпохи Просвещения. Главной задачей он считал «книжное научение», а основными языками обучения называл латинский и польский. В то же время Посошков требовал от учащихся критического отношения к латинским учебным книгам. Он человек двух миров, в нем очень много старого, ветхозаветного, но из старого пробиваются новые ростки, обещающие новую, более правильную жизнь.
Василий Никитич Татищев (1686—1750) — создатель многотомной «Истории Российской», философ, составитель энциклопедического словаря «Лексикон Российский», был автором и ряда интереснейших педагогических сочинений — «Записка об учащихся и расходах на просвещение России», «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну», «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» и др. В 1721 г. по его инициативе была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных училищ. В Екатеринбурге, возникшем на базе основанного В.Н. Татищевым металлургического завода, была организована центральная горнозаводская школа, явившаяся своеобразным административным и методическим центром для всех подобных школ. В.Н. Татищев считал, что уже с 10 лет ребенка необходимо обучать ремеслу, что является основной задачей второго этапа обучения — собственно профессионального. В инструкции «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» (1736), составленной Татищевым на основе изучения им школьного дела в Швеции и собственного педагогического опыта, содержались методические рекомендации учителям. Татищев высказывает убеждение в необходимости для каждого просвещенного человека познания самого себя, что достигается только с помощью науки. Татищев разъясняет необходимость науки для правильного понимания веры, так как не знающие наук искажают веру... Татищев объясняет пользу наук для разумного управления государством, для правящего класса, а также и для простого люда, для правильного ведения им своих дел и для укрепления в нем добрых нравов. Незнание же или глупость вредит успеху и личности, и общества. При составлении образовательного курса Татищев проявляет двойственность: с одной стороны, он допетровский педагог, по обилию указываемых им занятий религиозно-церковного характера, а с другой — он новатор: вводит в курс неслыханные до Петра I предметы. Следует заметить, что пока еще теоретические педагогические знания мало принимались во внимание практикой, т.е. они не имели широкого распространения и признания. Однако тот круг идей, который содержался в педагогических высказываниях Посошкова, Татищева и других деятелей просвещения XVIII в., явился исходной точкой для последовавшего в дальнейшем становления научной педагогики. А отдельные высказывания педагогов того времени не утратили значения и для современности.
В историю мировой науки вписано имя русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711—1765) — первого отечественного академика. Он оказал влияние на развитие науки и культуры России во всех областях человеческого знания: он был литератором, поэтом, языковедом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком, химиком, художником, педагогом, стремившимся использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны. Защита интересов Отечества, борьба за развитие науки и просвещения характеризуют Ломоносова-просветителя. А.С. Пушкин писал о нем: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей...» Возглавив учебную и научную часть Академии наук, Ломоносов проявил себя талантливым педагогом, методистом, организатором народного просвещения, преодолевая при этом огромные трудности и сопротивление руководителей Академии — чужеземцев. Велики заслуги М.В. Ломоносова в развитии российской науки, он был первым русским ученым-естествоиспытателем, далеко опередившим науки того времени. Многие его открытия в химии, физике, астрономии заложили основы новых подходов к науке, выявили новые законы и закономерности и уже само научное и литературное творчество М.В. Ломоносова является огромным вкладом в просвещение.
И.И. Бецкой (1704—1795) является заметной личностью в России XVIII в. Один из образованнейших людей своего времени, он впитал в себя лучшие идеи современного ему века. Это был человек гуманный и сердечный, одаренный деятельной натурой; он пытался проводить в жизнь мечтания лучших умов своего времени — так оценивали И.И. Бецкого его современники. Иван Иванович Бецкой родился в Стокгольме, где его отец — князь Иван Юрьевич Трубецкой — находился в плену у шведов. Родившись в результате гражданского брака, И.И. Бецкой считался в России «незаконнорожденным» сыном Трубецкого, который наградил его усеченной фамилией: Бецкой. Первые годы Бецкого прошли в Швеции, а затем он был привезен в Россию и воспитывался в семье отца. В 12 лет отдан в Копенгагенский кадетский корпус, В 1721 г. приехал в Россию и получил службу в коллегии иностранных дел. В 1728 г. он получил чин поручика, а в 1747 г. в чине генерал-майора ушел в отставку и отправился путешествовать в Европу. В это время он познакомился с идеями французских просветителей: Руссо, Дидро, Гельвеция, изучил их благотвори- тельные учреждения; тогда же у него зародились и идеи всех тех начинаний, которые он более или менее удачно провел в жизнь в последующие годы своей деятельности в России. В 1762 г. И.И. Бецкой был вызван в Петербург и стал доверенным лицом Екатерины II. Получил чин генерал-поручика, орден Св. Александра Невского и должность главного директора Канцелярии строения домов и садов Его величества (Петра III). Бецкой, кроме того, становится президентом Академии художеств, шефом Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре, открытие которого состоялось благодаря ему, и занимает другие должности. В 1770 г. по замыслу Бецкого в Санкт-Петербурге возникает Воспитательный дом, а при нем учреждены вдовья и ссудная казны. Екатерина II и те, кто по ее поручению ведал школьными делами, считали, что если человека правильно воспитывать с младенчества, то можно создать «новую породу людей» — дворян, купцов, промышленников и ремесленников. Просвещенные дворяне не будут озлоблять излишней жестокостью своих крестьян, купцы, промышленники и ремесленники станут прилежно трудиться; преданные престолу, несклонные к «вредным умствованиям», они составят общество, управлять которым просвещенному монарху будет легко и приятно. С этой целью в 60—70-х гг. была сделана попытка создать систему воспитательно-образовательных учреждений. Для этого дела был привлечен Иван Иванович Бецкой. В «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества» (1764), получившем силу закона, Бецкой сформулировал понятие воспитания, которое, по его словам, должно придать известное направление воле и сердцу, выработать характер, внушить согласное с природой человека здравое чувство, нравы и правила, искоренить предрассудки. Результатом такого воспитания становилось, по мысли Бецкого, создание новой породы людей, свободных от пороков окружающего мира. [3, с. 217].
3.Школа и педагогика в начале XIX века
В первой половине XIX в. в развитии
школы и педагогики России
наступает важный этап. Формируются
национальная
Эволюция школы и педагогической науки
происходила в условиях нараставшего
общественного кризиса. Сформированная система государственного
образования отразила этот кризис, сохранив традиции сословного образования,
стоявшие на пути движения общества.
В первой половине XIX в. школа продвинулось
вперед скорее в качестве, чем в количестве.
Благодаря университетскому образованию
сформировалась интеллектуальная элита,
внесшая заметный вклад в развитие европейской и мировой культуры.
Но основная масса народа оставалась бесправной,
находилась вне этой культуры, без сколько-нибудь
систематического образования. Глубину
сложившегося противоречия осознали декабристы,
вышедшие на Сенатскую площадь в декабре
1825 г.
Образование и его реформы в начале XIX
в. с полным основанием можно считать одним
из наиболее значимых периодов в истории
российского образования. Его характеризовали
активные, хотя во многом и противоречивые
действия по развитию образовательной
системы и ее принципиальных основ. Начало
века ознаменовалось правлением Александра
I. По признанию исследователей, это было
время, которое заложило серьезную основу
для развития образования в России. Начальный
период царствования Александра I, в противовес
политике его отца Павла I, отличался общей
либерализацией социально-политической
обстановки в стране, ослаблением цензуры,
снятием многих других запретов, введенных
императором Павлом. Одним из основных
направлений государственной политики,
осуществлявшейся в тот период, стала
образовательная реформа. Непосредственным
началом реформы можно считать создание
в 1802 г. Министерства народного просвещения.
Важно отметить, что в соответствии с Высочайшим
манифестом от 8 сентября 1802 года в России
создавалось небольшое количество министерство
– всего восемь, и среди них – министерство
просвещения. Это свидетельствовало о
том, что образование начинало приобретать
особое место среди сфер, на которых акцентировалось
внимание государства. Основной задачей
учрежденного ведомства было создание
отвечавшей духу времени образовательной
системы. Первым нормативным документом,
легшим в основу этой деятельности, стали
«Предварительные правила народного просвещения»,
утвержденные в январе 1803 года Александром
I и направленные им в Сенат для «учинения»
соответствующих распоряжений. «Предварительные
правила» устанавливали структуру образовательной
системы, принципы ее функционирования.
Проводимая реформа предполагала деление
территории империи на шесть учебных округов.
Учебные заведения, входящие в них, должны
были составлять особую систему, которая
включала в себя «четыре рода училищ»,
а именно: 1) училища приходские; 2) училища
уездные; 3) гимназии; 4) университеты. Представителем
интересов округа в столице являлся попечитель,
который обязан был «особенно пещись об
успехах всех заведений, для распространения
просвещения учрежденных». При этом вплоть
до середины 1830-х гг. управление округом
реально находилось в руках университета,
именно он становился организационным
и методическим центром, осуществлявшим
руководство всеми учебными заведениями.
Так, в уставе Московского университета
было зафиксировано: «Университет, имея
надзирание за учением и воспитанием во
всех губерниях, округ его составляющих,
прилагает особенное и неутомимое попечение,
дабы гимназии, уездные и приходские училища
везде, где оным быть положено, учреждены
и снабжены были знающими и благонравными
учителями и учебными пособиями, и дабы
порядок учения соблюдаем был везде неослабно».
К моменту образования учебных округов
в России существовало три университета
– Московский, Виленский и Дерптский.
Там же, где еще не было университетов,
ставилась задача «учреждения оных». «Предварительные
правила» устанавливали, что новые университеты
должны были быть созданы «в округе Санкт-Петербургском,
в Казанском и в Харькове». Казанский и
Харьковский университеты были созданы
в 1804 году. В Санкт-Петербурге в том же
году был открыт Педагогический институт,
в 1819 году преобразованный в Петербургский
университет. Проектируемая система образования
была закреплена в утвержденном 5 ноября
1804 г. императором Александром I «Уставе
учебных заведений, подведомых университетам».
В соответствии с ним в каждом губернском
городе округа создавалась гимназия. Могло
быть «и более оных в губернском или других
городах», если были «способы к содержанию
таковых заведений». Следующий уровень
образовательных учреждений составляли
уездные училища. «В каждом губернском
и уездном городе, - отмечалось в уставе,
- должно быть по крайней мере одно уездное
училище, в больших же городах по два таковых
училищ и более, если будут к содержанию
оных способны». И последний уровень составляли
приходские училища (школы). Как говорилось
в «Уставе», «в губерниях и уездных городах,
равным образом и в селениях, каждый церковный
приход или два вместе, судя по числу прихожан
и отдалению их жительств, должны иметь,
по крайней мере, одно приходское училище»
Важнейшими характерными чертами формировавшейся
системы образования были, с одной стороны,
преемственность всех уровней образования,
с другой – их завершенность и самодостаточность.
Новая образовательная система формировалась
на основе преемственности и развития
той, что была создана при Екатерине II.
Первые классы «малых» и «главных» народных
училищ превращались в приходские школы,
срок обучения в которых устанавливался
в один год. Вторые классы становились
первыми классами уездных училищ, и к ним
добавлялся дополнительно еще один класс,
поскольку обучение в этих образовательных
учреждениях устанавливалось двухгодичным.
Третьи и четвертые классы «главных» училищ
преобразовывались в первые и вторые классы
гимназий и к ним добавлялись еще два класса.
Всего в гимназии предстояло учиться четыре
года. Таким образом, прежний курс «главного»
народного училища превращался в семилетний,
проходившийся во всех трех типах учебных
заведений последовательно: чтобы поступить
в гимназию, надо было учиться целых три
года в других образовательных учреждениях
или проходить обучение на дому. Отношение
российского общества к формировавшейся
системе образования являлось неоднозначным.
Предпринимавшиеся меры встречали активную
поддержку у определенной части россиян,
одновременно с этим фактически отвергались
другой, большей частью общества. Это свидетельствовало
о том, что социально-экономические и политические
условия того времени еще не создали объективной
потребности в системном развитии образования,
делали его недостаточно востребованными,
в результате образовательные реформы
вызывали в обществе явное или скрытое
противодействие. Таким образом, образовательная
политика Александра I была направлена
на создание в России стройной системы,
с одной стороны, способной обеспечить
достаточный уровень образования для
разных категорий населения, с другой
стороны, отличавшейся преемственностью,
обеспечивавшей возможность, хотя бы и
теоретическую, последовательного прохождения
всех уровней образования от низшего до
высшего. Это, безусловно, положительно
характеризовало образовательную политику
государства в начале XIX в. и свидетельствовало
о ее прогрессивности. [4, с.60]
С 1830-х гг. происходит оформление новой социальной группы - разночинцев, которые становятся носителями идей переустройства общества, в том числе образования и воспитания. К 1860-м гг. было найдено и название для этой группы -интеллигенция.
В 1830-1850-х гг. в сфере образования и педагогической мысли определились две
основные тенденции развития. Одна была
проявлением официальной политики, пронизанной
идеями авторитарности, национализма,
клерикализма. В 1802 г. было создано Министерство
народного просвещения. Первым его министром
стал П.В. Завадовский (1739-1812), возглавлявший
при Екатерине II Комиссию по учреждению
школ. На протяжении 1802-1804 гг. произошла
реформа народного образования.
Обучение в приходских училищах было рассчитано
на 1 год, в уездных училищах - на 2 года.
В программу последних вошли 15 учебных
дисциплин: грамматика русского языка
(в национальных школах - и грамматика
родного языка), география, история, арифметика,
геометрия, физика, естествознание, начала
технологии и др. Курс гимназического
образования составлял 4 года, программа
включала латынь и живые западные языки,
географию, историю, статистику, логику,
поэзию, русскую словесность, математику
и естественно-исторческие дисциплины
(минералогия, ботаника, зоология, коммерция,
технология, рисование); не было в программе
богословия и русского языка.
Преобразование прежних гимназий,
главных народных училищ в гимназии нового
типа, а малых народных училищ - в уездные
растянулось почти на два десятилетия.
Менее всего удалась реформа приходских
школ. Их число росло медленно, прежде
всего из-за нехватки средств.
В подготовке "Предварительных правил..." 1803 г. и Устава 1804 г. участвовали известные ученые и педагоги: академики Н. Я. Озерецковский, С.М. Румовский, Ф.И. Янкович де Мириево и др. От школьного ведомства руководство осуществлял заместитель министра, бывший воспитатель царя М.Н. Муравьев. Документами подтверждались передовое направление светского образования, преемственность в системе обучения, гуманистические задачи воспитания (о "приучении учащихся к трудолюбию, возбуждения у них охоты к учению, о воспитании честности и благонравия, исправлении дурных наклонностей" и пр.).
Отнюдь не все эти идеи получили воплощение на практике. Так, уже в 1808 г. в гимназиях был введен в качестве обязательного предмета закон божий, хотя изначально он в учебном плане отсутствовал.
Все более заметную роль в школьном деле приобретала частная инициатива. Возникли частные учебные заведения, которые успешно конкурировали с государственными: Ришельевский лицей в Одессе (в дальнейшем был преобразован в университет), Ярославский лицей, Лазаревский Институт восточных языков в Москве, подмосковный пансион В.В. Измайлова, школа А.А. Ширинского-Шихматова для крестьянских детей в селе Архангельском Смоленской губернии и др. Заметную роль в становлении частных начальных учебных заведений сыграли декабристы. Декабристы Ф.П. Глинка, Ф.Н. Толстой, С.П. Трубецкой и др. объединились в Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения (разработан английскими педагогами А. Беллом (1753-1832) и Дж. Ланкастером (1778-1838). На протяжении четырех лет (1818-1822) в Петербурге были открыты 4 таких училища. Тогда же в квартировавших в северной столице полках были учреждены солдатские школы обучения грамоте. Подобные школы создавали ссыльные участники декабрьского восстания 1825 г. Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах. Обычно пансионное воспитание осуществляли иностранцы. Во многих пансионах обучение было поставлено крайне неудовлетворительно. Роль частного пансионного воспитания была несколько ослаблена благодаря учреждению лицеев - государственных закрытых учебных заведений для дворянства. Особую роль в их создании, в частности, в организации Царскосельского лицея, сыграл блестящий администратор М.М. Сперанский (1772-1839). Лицеисты получали образование, приравненное к университетскому. Первым директором Царскосельского лицея был назначен известный просветитель В.Ф. Малиновский (1765-1814). Из его стен вышли великий поэт А.С. Пушкин, крупный дипломат A.M. Горчаков, декабристы И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер.
В дворянской среде по-прежнему было популярным домашнее воспитание. Гувернерами нанимали по большей части французов-эмигрантов. Результаты такого воспитания становились все более неприемлемыми. Воспитание ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем".
В последнее десятилетие царствования Александра I в общественной жизни усиливаются реакционные тенденции. Значительным влиянием при определении школьной политики в этот период пользовался князь Александр Николаевич Голицын (1773-1844). В декабре 1812 г. он сделался первым главой Русского Библейского общества, которое основало несколько начальных школ для бедняков по образцу школ Дж. Ланкастера (Англия). В 1816 г. А.Н. Голицын возглавил министерство образования. При нем усилилась клерикализация школьного дела. В поддержку такой линии император издал манифест о создании Министерства народного просвещения и духовных дел, что по сути означало удар по светскому образованию. Университеты получили предписание готовить для средних школ преподавателей богословия.
Сподвижник министра М.Л. Магницкий (1778-1844)
подготовил инструкции для университетов,
где доказывалось, что истины, основанные на одном разуме, "суть лишь эгоизм
и скрытая гордыня". Магницкий учинил
ревизию Казанского университета и предпринял
ряд мер, направленных на то, чтобы насадить
в нем дух обскурантизма. Например, профессору
Солнцеву было запрещено преподавать
в любых учебных заведениях России на
том основании, что тот утверждал в лекциях,
что законы природы могут быть выведены
из разумных принципов. Подобный же разгром
светского образования предпринял в Петербургском
университете Д.П. Рунич.
При министре просвещения А.С. Шишкове
(с 1824 по 1828) в школьной политике от теософических
пристрастий Голицына возвратились к
национальному православию. Соответственно
обскурантизм приобрел иные формы. "Истинное
просвещение, - писал Шишков, - состоит
в страхе Божием, который есть начало премудрости...
И хотя русский народ верен церкви, престолу
и отечеству, но (необходимо)... войти в
строгое наблюдение - не преподаются ли
где в университетах, гимназиях, народных
училищах и пансионах под видом наук какие-либо
вредные учения". Шишков преследовал
цель ограничить научное образование.
Он заявлял: "...Науки полезны только
тогда, когда, как соль, употребляются
и преподаются в меру".[1, с. 336]
Заключение
Изучая человека, педагогика обобщает накопившийся в истории человечества опыт отношений между людьми: отношения человека в семье и в обществе, отношение к близким и к самому себе. Целая эпоха педагогической науки и школьной практики социалистического общества нашей страны и других стран мира - это реальность, и все положительное из этой реальности нужно использовать для обучения и воспитания подрастающего поколения. В период становления педагогической психологии в России приоритетное направление ее исследований составили вопросы формирования нравственных качеств личности, в целом - проблемы воспитания человека. Предметом педагогики как науки должно быть комплексное изучение человека в свете данных всех наук, изучающих его самого и условия его существования. Выявление законов развития нравственных качеств воспитанника понималось как более важная задача педагогической психологии, чем научное обоснование процесса обучения и развитие интеллекта учащихся. Основные задачи воспитания виделись в воспитании чувства любви к другому человеку, сострадания, сочувствия, доброты, формирование нравственных убеждений и привычек, умений устанавливать правильную иерархию нравственных устремлений, осознавать цели своих действий, правильно оценивать свои силы и способности, критически относиться к себе, подчинять личные интересы общественным. Нравственное воспитание мыслилось лишь в гармонии с умственным, эмоциональным, волевым воспитанием; только их единство обеспечивает формирование нравственного характера.