Школа как педагогическая система и объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:17, реферат

Описание работы

Школа, как всякая организация, существует не изолированно, а в определенной социальной среде. Она является сложной целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой.
Тем не менее, школа, как образовательное учреждение, входит в более широкие образовательные системы, являясь составной частью муниципального, регионального и федерального образовательных комплексов.
В связи с этим одной из важнейших для обеспечения эффективности работы школы является деятельность по управлению образовательными системами, в которые она включена.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….3 стр.
Глава I. Педагогическая система «школа» в теории педагогики
1.1 Понятие педагогической системы в педагогической литературе……….………4 – 6 стр.
1.2 Компоненты педагогической системы и их характеристика……………………....6,7 стр.
1.3 Цели, задачи и особенности педагогической системы «школа» в современных условиях…………………………………………………………………………………..7,8 стр.
Глава II. Современная школа как объект управления
2.1 Органы управления современной школы…………………………………..……..9,10 стр.
2.2 Функции директора и завучей школы………………………………………......10 – 12 стр.
2.3 Функции Совета школы……………………………………………………………….12 стр.
Заключение………………………………………………………………..….……............13 стр.
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Школа как педагогическая система и объект управления.docx

— 43.57 Кб (Скачать файл)

ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан

 

 

Кафедра башкирского и

других родных языков

 

Реферат

 по дисциплине: «Педагогика»

 на тему: «Школа как педагогическая система и объект управления».

 

Выполнила: Набиева Д.Ф.

Руководитель: зав. кафедрой педагогики,

 доцент, к.п.н. Ижбулатова Э.А.

 

 

 

 

 

 

 

Уфа, 2013 г.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………….3 стр.

Глава I. Педагогическая система  «школа» в теории педагогики

1.1 Понятие педагогической  системы в педагогической литературе……….………4 – 6 стр.

1.2 Компоненты педагогической  системы и их характеристика……………………....6,7 стр.

1.3 Цели, задачи и особенности педагогической системы «школа» в современных условиях…………………………………………………………………………………..7,8 стр.

Глава II. Современная школа  как объект управления

2.1 Органы управления современной  школы…………………………………..……..9,10 стр.

2.2 Функции директора и  завучей школы………………………………………......10 – 12 стр.

2.3 Функции Совета школы……………………………………………………………….12 стр.

Заключение………………………………………………………………..….……............13 стр.

Список литературы………………………………………………….…………………….14 стр. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Школа, как всякая организация, существует не изолированно, а в  определенной социальной среде. Она  является сложной целостной системой, активно взаимодействующей с  внешней средой.

Тем не менее, школа, как образовательное  учреждение, входит в более широкие  образовательные системы, являясь  составной частью муниципального, регионального  и федерального образовательных  комплексов.

В связи с этим одной  из важнейших для обеспечения  эффективности работы школы является деятельность по управлению образовательными системами, в которые она включена. Ее жизнедеятельность в значительной степени обусловлена воздействиями, идущими из широкого окружения.

От руководителя современной  школы во многом зависит не только четкое и слаженное функционирование ее звеньев внутри, но и то, как  будет осуществляться взаимодействие школы с образовательными системами, частью которых она является.

Таким образом, формирование представлений о важности управленческого  труда, о его влиянии на жизнедеятельность  школы, как части всей образовательной  системы, о целостной работе руководителя и обусловливает актуальность темы «Школа как педагогическая система и объект управления».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Педагогическая система «школа» в теории педагогики

 

1.1 Понятие педагогической  системы в педагогической литературе

 

В педагогической лексике  теоретиков и практиков педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется понятие «система» (система обучения, воспитания, система  методов, средств и т.п.). Однако при  использовании этого термина  в него часто не вкладывается изначальный  истинный смысл.

Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное  множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее  во взаимодействии со средой как целостное  явление [1].

Как искусственная, специально, в силу объективных законов развития общества, организованная, педагогическая система находится под постоянным «контролем» общества, т.е. той социальной системы, частью которой она является[5].

Но поскольку взаимодействие по линии места связи (внешней для педагогической системы) идет не сплошным потоком, а избирательно (отдельными гранями, свойствами), то изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т.п.[18].

Важно заметить, что именно этот механизм вскрывает природу  взаимодействия компонентов педагогической системы и является своеобразным ключом для понимания многих типичных ошибок в принятии управленческих решений  в сфере народного образования  на всех уровнях. Причины многих неудачных  попыток совершенствования педагогических систем кроются в несистемном, локальном  подходе к преобразованию элементов.

Педагогические системы  можно представить как:

- систему воспитания;

- систему образования; 

- система воспитательной  деятельности учителя и т.д.

Педагогическая система - это совокупность взаимосвязанных  средств, методов, процессов, необходимых  для создания организованного и  целенаправленного педагогического  влияния на формирование личности с  определенными качествами, необходимыми как самой личности, так и обществу. [1].

В этой связи компонентами, педагогической системы выступают: учащиеся, цели воспитания/обучения, педагогические/дидактические  процессы, учитель и/или технические  средства обучения, организационные  формы педагогической работы.

Признаки любой системы:

- наличие компонентного  состава, структурность;

- многоуровневость, иерархичность;

- присутствие системообразующего компонента;

- зависимость функции  каждого компонента и определение  его места в системе;

- обусловленность действия  системы свойствами ее структуры; 

- несводимость свойств  системы к простой сумме свойств  ее компонентов;

- взаимосвязь с другими  системами, способность входить  в состав более широких систем  и содержать в себе более  мелкие.

Известно, что школа является самостоятельной социально-педагогической системой.

Особенностью школы как  системы является ее тесная связь  с внешней средой. Можно выделить шесть основных внешних подсистем, к ним относятся: общественная; производственно-экономическая; социально-бытовая; природно-экологическая; культурная; духовно-нравственная.

Задача любого образовательного учреждения — использовать возможности, этих подсистем для воспитания и  развития личности.

Процесс самодвижения образовательного учреждения может идти двумя путями. Первый путь, когда образовательное учреждение приспосабливается к среде, перестраивает свои процессы, не разрушая целостности, и второй - когда образовательное учреждение само может влиять на внешнюю среду, приспосабливая ее к достижению своей цели. Но для этого образовательное учреждение как социальная система должно быть само хорошо организовано.

Системные образования бывают различными по содержанию: механическими, биологическим, социальными, педагогическими.

Педагогические системы  являются открытыми, так как между  ними и окружающим миром происходят информационные процессы. Это системы функционирующие в условиях постоянной изменчивости факторов окружающей среды. Будучи активными в реализации целей, педагогические системы определяются как целеустремленные и целенаправленные.

Отличительным признаком  всех целеустремленных систем является их полифункциональностъ, т.е. способность видоизменять цели и выполнять различные действия для достижения результатов.

Существенным для педагогических систем является:

- целенаправленность любой  системы;

- динамичность, постоянное  развитие, изменение и отдельных  компонентов, и системы в целом;

- способность к саморегуляции и самоорганизации.

Рассмотрение сущности педагогической системы будет неполным без анализа  ее видового многообразия: одна и та же сущность имеет разные формы проявления.

Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую  ему систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему  образования. Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей - средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Виды педагогических систем различаются не своими сущностными  характеристиками (они совпадают), а  исключительно их назначением и, как следствие, особенностями организации  и функционирования. Так, в системе  дошкольного воспитания основной является педагогическая система «детский сад», а ее вариантами - педагогическая система  круглосуточных детских садов, садов  для детей с ослабленным здоровьем  и т.п.[4].

В системе общеобразовательной  подготовки основой является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы «школа» являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.

Аналогично варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей  системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.).

В специальной литературе термин «педагогическая система» употребляется  довольно неоднозначно. Во многих случаях  под него подводятся отдельные составные  части педагогического процесса, совокупность организационных форм и т.п. Например, кружки, секции, клубы, трудовые объединения школьников, детско-юношеские  общественные организации.

Широкое хождение и тоже с неоднозначным смыслом наряду с понятием «педагогическая система» в педагогической литературе (особенно в последние годы с появлением так называемых авторских школ) имеют понятия «воспитательная система» и «дидактическая система».

При этом традиционные понятия  «система воспитания» и «система обучения» не тождественны им, хотя сплошь и рядом можно видеть смешение этих разнящихся по смыслу понятий.

Если «система воспитания»  и «система обучения» относительно самостоятельные, условно выделяемые части педагогической системы, которые  в своей диалектической взаимосвязи ее образуют, то воспитательная и дидактическая системы - средства эффективного решения школой своих задач[12].

Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат  нетрадиционные подходы, идеи, можно  отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой.

К ним по праву можно  причислить педагогические системы  Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского и многие другие системы педагогов-классиков, современных педагогов-новаторов и руководителей учебно-воспитательных учреждений.

 

1.2 Компоненты  педагогической системы и их  характеристика

 

Термин «система» всегда соотносится с чем-то целым, состоящим  из отдельных частей, элементов, компоненты, входящей в систему, образуют состав. И действительно, когда мы рассматриваем, например, школу как целостную  систему, то имеем в виду, что она  состоит из частей (компонентов), которыми могут выступать коллективы учителей, учащихся, родителей. А можно эту  систему рассматривать через  процессы.

Так, в целостном педагогическом процессе можно выделить образовательный  и воспитательный процессы, протекающие  на уроке и во внеурочное время. Таким  образом, первым признаком системы  является наличие в ней элементов, минимальных единиц, имеющих предел делимости в рамках данной системы.

В сложном вопросе о  компонентном составе педагогических систем среди исследователей нет  единства взглядов. Это объясняется  тем, что выбор компонентов, т.е. подсистем, может иметь различные основания, является в известной мере интуитивным творческим актом. С другой стороны, педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике как педагогический процесс. Для представления о педагогической системе в статике достаточно выделения четырех взаимосвязанных компонентов: педагогов и воспитанников (субъектов) содержания образования и материальной базы (средств).

Взаимодействие компонентов  педагогической системы порождает  педагогический процесс. Другими словами, она создается и функционирует  с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса. Функция педагогической системы - осуществление  целей, которые задаются ей обществом[18].

Информация о работе Школа как педагогическая система и объект управления