Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:17, реферат
Школа, как всякая организация, существует не изолированно, а в определенной социальной среде. Она является сложной целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой.
Тем не менее, школа, как образовательное учреждение, входит в более широкие образовательные системы, являясь составной частью муниципального, регионального и федерального образовательных комплексов.
В связи с этим одной из важнейших для обеспечения эффективности работы школы является деятельность по управлению образовательными системами, в которые она включена.
Введение…………………………………………………………………………………….3 стр.
Глава I. Педагогическая система «школа» в теории педагогики
1.1 Понятие педагогической системы в педагогической литературе……….………4 – 6 стр.
1.2 Компоненты педагогической системы и их характеристика……………………....6,7 стр.
1.3 Цели, задачи и особенности педагогической системы «школа» в современных условиях…………………………………………………………………………………..7,8 стр.
Глава II. Современная школа как объект управления
2.1 Органы управления современной школы…………………………………..……..9,10 стр.
2.2 Функции директора и завучей школы………………………………………......10 – 12 стр.
2.3 Функции Совета школы……………………………………………………………….12 стр.
Заключение………………………………………………………………..….……............13 стр.
Список литературы………………………………………
ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан
Кафедра башкирского и
других родных языков
Реферат
по дисциплине: «Педагогика»
на тему: «Школа как педагогическая система и объект управления».
Выполнила: Набиева Д.Ф.
Руководитель: зав. кафедрой педагогики,
доцент, к.п.н. Ижбулатова Э.А.
Уфа, 2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Педагогическая система «школа» в теории педагогики
1.1 Понятие педагогической
системы в педагогической
1.2 Компоненты педагогической
системы и их характеристика………
1.3 Цели, задачи и особенности
педагогической системы «школа» в современных
условиях…………………………………………………………
Глава II. Современная школа как объект управления
2.1 Органы управления современной школы…………………………………..……..9,10 стр.
2.2 Функции директора и
завучей школы………………………………………..
2.3 Функции Совета школы……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Школа, как всякая организация, существует не изолированно, а в определенной социальной среде. Она является сложной целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой.
Тем не менее, школа, как образовательное учреждение, входит в более широкие образовательные системы, являясь составной частью муниципального, регионального и федерального образовательных комплексов.
В связи с этим одной
из важнейших для обеспечения
эффективности работы школы является
деятельность по управлению образовательными
системами, в которые она включена.
Ее жизнедеятельность в
От руководителя современной школы во многом зависит не только четкое и слаженное функционирование ее звеньев внутри, но и то, как будет осуществляться взаимодействие школы с образовательными системами, частью которых она является.
Таким образом, формирование представлений о важности управленческого труда, о его влиянии на жизнедеятельность школы, как части всей образовательной системы, о целостной работе руководителя и обусловливает актуальность темы «Школа как педагогическая система и объект управления».
Глава I. Педагогическая система «школа» в теории педагогики
1.1 Понятие педагогической
системы в педагогической
В педагогической лексике
теоретиков и практиков педагогики
довольно часто в разных контекстах
употребляется понятие «
Система - выделенное на основе
определенных признаков упорядоченное
множество взаимосвязанных
Как искусственная, специально,
в силу объективных законов развития
общества, организованная, педагогическая
система находится под
Но поскольку взаимодействие по линии места связи (внешней для педагогической системы) идет не сплошным потоком, а избирательно (отдельными гранями, свойствами), то изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т.п.[18].
Важно заметить, что именно
этот механизм вскрывает природу
взаимодействия компонентов педагогической
системы и является своеобразным
ключом для понимания многих типичных
ошибок в принятии управленческих решений
в сфере народного образования
на всех уровнях. Причины многих неудачных
попыток совершенствования
Педагогические системы можно представить как:
- систему воспитания;
- систему образования;
- система воспитательной деятельности учителя и т.д.
Педагогическая система
- это совокупность взаимосвязанных
средств, методов, процессов, необходимых
для создания организованного и
целенаправленного
В этой связи компонентами, педагогической системы выступают: учащиеся, цели воспитания/обучения, педагогические/дидактические процессы, учитель и/или технические средства обучения, организационные формы педагогической работы.
Признаки любой системы:
- наличие компонентного состава, структурность;
- многоуровневость, иерархичность;
- присутствие системообразующего компонента;
- зависимость функции
каждого компонента и
- обусловленность действия
системы свойствами ее
- несводимость свойств
системы к простой сумме
- взаимосвязь с другими
системами, способность
Известно, что школа является
самостоятельной социально-
Особенностью школы как системы является ее тесная связь с внешней средой. Можно выделить шесть основных внешних подсистем, к ним относятся: общественная; производственно-экономическая; социально-бытовая; природно-экологическая; культурная; духовно-нравственная.
Задача любого образовательного учреждения — использовать возможности, этих подсистем для воспитания и развития личности.
Процесс самодвижения образовательного учреждения может идти двумя путями. Первый путь, когда образовательное учреждение приспосабливается к среде, перестраивает свои процессы, не разрушая целостности, и второй - когда образовательное учреждение само может влиять на внешнюю среду, приспосабливая ее к достижению своей цели. Но для этого образовательное учреждение как социальная система должно быть само хорошо организовано.
Системные образования бывают различными по содержанию: механическими, биологическим, социальными, педагогическими.
Педагогические системы являются открытыми, так как между ними и окружающим миром происходят информационные процессы. Это системы функционирующие в условиях постоянной изменчивости факторов окружающей среды. Будучи активными в реализации целей, педагогические системы определяются как целеустремленные и целенаправленные.
Отличительным признаком всех целеустремленных систем является их полифункциональностъ, т.е. способность видоизменять цели и выполнять различные действия для достижения результатов.
Существенным для
- целенаправленность любой системы;
- динамичность, постоянное
развитие, изменение и отдельных
компонентов, и системы в
- способность к саморегуляции и самоорганизации.
Рассмотрение сущности педагогической системы будет неполным без анализа ее видового многообразия: одна и та же сущность имеет разные формы проявления.
Общество, формируя социальный
заказ, строит и соответствующую
ему систему воспитания как наиболее
общую педагогическую систему. Она,
в свою очередь, своими подсистемами
имеет все социальные институты,
выполняющие образовательно-
Виды педагогических систем
различаются не своими сущностными
характеристиками (они совпадают), а
исключительно их назначением и,
как следствие, особенностями организации
и функционирования. Так, в системе
дошкольного воспитания основной является
педагогическая система «детский сад»,
а ее вариантами - педагогическая система
круглосуточных детских садов, садов
для детей с ослабленным
В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы «школа» являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.
Аналогично варианты педагогических
систем могут быть прослежены в общей
системе профессионального
В специальной литературе
термин «педагогическая система» употребляется
довольно неоднозначно. Во многих случаях
под него подводятся отдельные составные
части педагогического
Широкое хождение и тоже с неоднозначным смыслом наряду с понятием «педагогическая система» в педагогической литературе (особенно в последние годы с появлением так называемых авторских школ) имеют понятия «воспитательная система» и «дидактическая система».
При этом традиционные понятия «система воспитания» и «система обучения» не тождественны им, хотя сплошь и рядом можно видеть смешение этих разнящихся по смыслу понятий.
Если «система воспитания» и «система обучения» относительно самостоятельные, условно выделяемые части педагогической системы, которые в своей диалектической взаимосвязи ее образуют, то воспитательная и дидактическая системы - средства эффективного решения школой своих задач[12].
Любое образовательное учреждение,
в основе деятельности которого лежат
нетрадиционные подходы, идеи, можно
отнести к авторским
К ним по праву можно причислить педагогические системы Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского и многие другие системы педагогов-классиков, современных педагогов-новаторов и руководителей учебно-воспитательных учреждений.
1.2 Компоненты педагогической системы и их характеристика
Термин «система» всегда соотносится с чем-то целым, состоящим из отдельных частей, элементов, компоненты, входящей в систему, образуют состав. И действительно, когда мы рассматриваем, например, школу как целостную систему, то имеем в виду, что она состоит из частей (компонентов), которыми могут выступать коллективы учителей, учащихся, родителей. А можно эту систему рассматривать через процессы.
Так, в целостном педагогическом процессе можно выделить образовательный и воспитательный процессы, протекающие на уроке и во внеурочное время. Таким образом, первым признаком системы является наличие в ней элементов, минимальных единиц, имеющих предел делимости в рамках данной системы.
В сложном вопросе о
компонентном составе педагогических
систем среди исследователей нет
единства взглядов. Это объясняется
тем, что выбор компонентов, т.е. подсистем,
может иметь различные
Взаимодействие компонентов
педагогической системы порождает
педагогический процесс. Другими словами,
она создается и функционирует
с целью обеспечения
Информация о работе Школа как педагогическая система и объект управления