Школы и университеты в Средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является рассмотрение системы образования в эпоху Средневековья в Западной Европе. Главными задачами данной курсовой являются:
• Изучение возникновения и развития первых школ в Западной Европе
• Становление первых университетов
• Рассмотрение структуры средневекового университета на примере Парижского, как одного из крупнейших в Европе.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Школы средневековья 5
§ 1. Школы в раннее средневековье 5
§ 2. Школы в развитое средневековье 9
Глава II. Средневековые университеты 13
§ 1. Возникновение первых университетов 13
§ 2. Структура и обучение в средневековом университете 18
Глава III. Парижский университет 22
§ 1. Борьба Парижского университета за автономию 22
§ 2. Организация Парижского университета 25
§ 3. Преподавание и ученые степени 29
Заключение 32
Список используемой литературы……………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Появление в обществе учителей-профессионалов, свободных  от материальной зависимости по отношению  к церкви, а поэтому и более свободных в своих суждениях, чрезвычайно тревожило последнюю.

Неудивительно, что возникновение  городских нецерковных школ заставило  католическую церковь сразу же увеличить  количество собственных школ, с цель противопоставить последние нецерковным  и сохранить, таким образом, монополию в области образования. В начале XII века церковные школы, с желательным для церкви составом магистров и учащихся, были основаны в ряде крупных монастырей, а также, что особенно симптоматично, во многих епископальных городах.

Начиная с XII века ряд крупных церковных школ был превращен, в своего рода богословские семинарии, наподобие школы в аббатстве Сен-Виктор. Пользуясь неизменной поддержкой папства и имея со своим непосредственным покровителем такого видного представителя «теократической партии», каким был в XII веке Бернар Клервосский, Сен-Викторская школа сыграла очень большую роль в борьбе  католической церкви за монополию в области образования.

Необходимо заметить, что в стремлении уничтожить нецерковные  школы, церковь, конечно, не ограничивалась тем, что противопоставляла им школы церковные. В борьбе за свою монополию она прибегала к более действенным средствам. Церковь упорно отстаивала свое «право» давать разрешения на преподавание. Она подкупала магистров «свободных искусств» церковными бенефициями, боролась за сохранение церковной юрисдикции над всеми учащимися. А самое главное, она жестоко преследовала тех магистров и школяров, которые нарушали церковную монополию в области образования и подрывали церковный авторитет.13

Мы видим, что XII век стал новым этапом в развитии образования. Это связано с появлением школ с другой направленностью, а именно нецерковных школ. У преподавателей и основателей новых школ всё более возрастает желание стать самостоятельными и не зависеть от церкви. Пока церковь держит в своих руках большую часть образовательных учреждений, но зародившаяся в этот период тенденция будет увеличиваться.

 

Глава II. Средневековые университеты

§ 1. Возникновение первых университетов

История европейских  университетов неразрывно связана с различными сторонами жизни средневекового общества: с социально-экономическим развитием городов, с политической историей, взаимоотношениями между светскими и церковными властями, с культурой общества, влиянием церкви на духовную жизнь людей.

Рост городов, превращение  их в центры ремесла и торговли обусловили возросшие потребности  в грамотных, образованных людях, в  распространении различных знаний.14

Были необходимы институты, дающие высшее образование. Поэтому начинают складываться внецерковные союзы ученых. Именно так возникли медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе. Необходимость появления новых форм образования понимали и власти.

Начиная с XII века, появились первые университеты. Они создавались как высшие образовательные учреждения. Слово «университет», образованное от латинского universities — «целостность», «совокупность», означало корпорацию педагогов и студентов.15 Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании.

Своей буллой папа римский  выводит эти школы из-под контроля светской и, частично, местной церковной  власти. Папы узаконивали существование  университета.

Важнейшей привилегией  университета было право на присвоение ученых степеней (линциаты, доктора и т.д.). Разумеется, и другие учреждения выдавали дипломы своим выпускникам: академии, различные школы и т.д. Но они признавались только там, где существовала власть, узаконившая эти учреждения, например в родном городе. Степень, присуждённая университетом, должна была признаваться во всём христианском мире. Гарантом этого выступала универсальная власть, выдавшая хартию университету, и не признать полноценность степени значило бросить вызов этой власти. Такой властью было прежде всего папство.16

 Следует учесть, что средним векам неизвестно было и то значение университета, которым пользуемся мы сейчас. Для нашего времени века, как правило, университет - это совокупность всех наук в противоположность специальным высшим учебным заведениям. В средние же века термин "universitas" означал не универсальность обучения, а любой организованный союз, всякую корпорацию. Для их обозначения применялись также слова corpus, коллегия. Эти объединения, таким образом, включали в себя людей с общими интересами и независимым правовым статусом. В Болонье, Падуе, Монпелье существовало фактически несколько университетов, но они считали себя частями одной "universitas". Только в XIV-XV вв. университет станет отдельным академическим учреждением.17

В общей массе средневековых  университетов выделяются так называемые "материнские". Это - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. Это были наиболее крупные и престижные университеты того времени. Они считались наиболее важными в своей стране. Более того, они пользовались большим авторитетом во всем «христианском мире».18

Так Болонский университет  считался самым известным и престижным юридическим вузом. Здесь преподавал один из лучших юристов своего времени - Ирнерий. Его метод заключался в отыскании параллелей и разночтений, в выявлении существующих противоречий и попытках их согласования. Вскоре по методу Ирнерия преподавали в школах в Оксфорде, в Монпелье, в Орлеане. Поколение правоведов XII - XIII вв. («глоссаторы») практически создало гражданское право как академическую науку, высшую по отношению к «искусствам», включая риторику. Болонье выпала честь стать колыбелью также и канонического права.19 А парижский теологический факультет оказывал огромное влияние на политику церкви и французского государства. Именно его представители добились прекращения Великой схизмы, сумев заставить претендентов на папский престол договориться между собой. Они же выдвинули идеи соборности и галиканизма церкви.

Оксфордский славился тем, что здесь в меньшей степени  были представлены богословские проблемы, зато большее внимание уделялось естественным наукам.

В Саламанке наиболее активно изучали литературу арабов и евреев. Считалось, что здесь  активно изучают и черную магию.

Остальные университеты во многом подражали им. Особенно подражали  Парижскому университету, который даже прозвали в средние века "Синаем учености". 20

По мнению отдельных  исследователей, "самым ранним университетом  средневековой Европы" был Салернский. Он развивался на основе древнейшей Салернской медицинской школы, первое упоминание о которой относится к 197 г. н. э. Монах Константин Африканский, преподававший здесь в конце XI в., сыграл роль, сравнимую с Ирнерием. Ему приписывают авторство многих латинских переводов арабских медицинских сочинений, объединённых в сборники - компендиумы, изучавшиеся в медицинских школах до конца XV в. Слава Салерно угасает в XIII в., однако именно здесь медицина обрела контуры самостоятельной теоретической дисциплины.21

По указанным причинам первым европейским университетом  традиционно считается Болонский университет, возникший на основе Болонской юридической школы. Годом ее основания называют 1088 год. Основателем считается знаменитый правовед того времени Ирнерий, впервые ставший в широкой аудитории читать римское право.22

Иной тип объединения  представлен Парижским университетом. Парижский университет постепенно стал одним из значительнейших центров науки. Вместе с тем он превратился в мощную организацию, обладавшую огромными правами и привилегиями. Это могущество университета выросло в ожесточенной борьбе его с духовными и особенно с городскими властями, причем университету неизменно приходил на помощь римский папа.23

С XIII века по ходу испанской Реконкисты и укрепления власти иберийских монархов на полуострове рождаются учреждения, которые по своему характеру отличаются от спонтанно возникавших Болоньи, Парижа, Оксфорда, хотя иные из этих новых университетов развивались на месте уже существовавших школ. Чаще всего речь идет о совместных творениях государей и пап.

После неудачной  попытки создать университет в Валенсии университет рождается в Саламанке благодаря усилиям Альфонса IX Леонского (между 1220 и 1230 годами). Он окончательно учреждается хартией Альфонса X Мудрого, который сам был знаменитым ученым, в 1254 году, и буллой папы Александра IV в 1255 году. Затем один за другим открываются университеты в Лиссабоне и Коимбре (1290), Лериде (1300), Перпиньяне (1350), Уэске (1354), Барселоне (1450), Сарагоссе (1470), Пальма де Майорке (1483), Сигуэнсе (1489), Алькале (1499), Валенсии (1500).

Начиная с XIV века это движение достигает стран центральной, восточной и северной Европы. Первым университетом Империи становится Пражский в 1347 году, созданный папой Климентом VI по просьбе императора Карла IV, отдававшего первенство своему королевству Богемии. Затем последовал Венский университет, основанный Рудольфом IV и Урбаном V в 1365 году и заново основанный Альбертом III в 1383 году. Потом возник Эрфуртский, увидевший свет лишь в 1392 году, хотя буллы двух пап —Климента VII в 1379 году и Урбана VI в 1384 году — этому предшествовали. За ними следуют университеты Гей-дельберга (1385), Кельна (1388), Лейпцига (рожденный в 1409 году из-за кризиса в Праге), Ростока (1419), Трира (основан в 1454 году, но фактически начал действовать только в 1473 году), Грейфсвальда (1456), Фрейбурга в Брейсгау (1455-1456), Базеля (1459), Ингольштадта (удостоившийся папской буллы в 1459, но организованный в 1472), Майнца (1476), Тюбингена (1476-1477). В это же время, в 1425 году, возникает Лувенский университет, который привлекает студентов из Бургундии. Краковский уни-версигет, основанный Казимиром Великим в 1364 году, был затем открыт вновь Владиславом Ягеллоном с помощью папы Бонифация IX в 1397-1400 годах. В Печском университете с 1367 года преподается каноническое право. В Будапеште университет основывается в 1389 году и ненадолго расцветает к 1410 году, в Пресбурге он появляется в 1465-1467 годах. Швеция обзаводится своим университетом в Упсале в 1477 году, Дания получает свой в Копенгагене в 1478 году. Если английский ученый мир по-прежнему концентрируется вокруг Оксфорда и Кембриджа, то шотландские короли основали три университета — в Сент-Эн-дрю (1413), в Глазго (1450-1451) и в Абердине (1494).24

К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых  была самая разная. В парижском университете в середине XIV века обучалось около трех тысяч человек, в пражском к концу XIV века - 4 тысячи, в краковском - 904 человека.

Таким образом, возникновение  первых университетов связано с  подъёмом социально - экономической  и политической жизни городов. Как правило, они возникали в наиболее крупных и столичных городах стран Западной Европы. Структура первых университетов была ещё недостаточно развита, но именно она стала основой формирования будущих университетов.

 

§ 2. Структура и обучение в средневековом университете

Средневековый университет  состоял из факультетов: артистического, или искусств (подготовительного), и  трех высших – права, медицины и  богословског (теологического). На артистическом  факультете, позднее получившем название философского, преподавали так называемые семь сободных искусств.

Процесс обучения состоял  из лекций и диспутов. Преподавание велось на интернациональном в средневековой Европе латинском языке.25 Обучение обычно начиналось лет с пятнадцати. Прослушав определённое число курсов на факультете свободных искусств («артистическом»), студент становился сначала бакалавром, а потом и магистром искусств. В уставах оговаривалось, что эту степень мог получить человек не моложе 21 года, проучившийся уже не менее семи (в некоторых университетах - пяти) лет.

«Пусть никто не читает лекций по свободным искусствам, если не достиг двадцати одного года и не прослушал, по крайней мере, в течение  шести лет всех основных книг. Пусть  каждый обещает, что будет учить  самое меньшее в течение двух лет, если только этому не помешает серьезная причина, о чем он должен заявить публично или перед экзаменаторами… Когда кто-нибудь подготовится к тому, чтобы учить, он должен быть проэкзаменован согласно форме, которая содержится в решении господина епископа Парижа, где записан договор между канцлером и членами университета, одобренный и утвержденный специальными судьями, назначенными папой… епископом и деканом Труа, епископом и канцлером Парижа. Сдавшие экзамен должны преподавать в обычных школах книги Аристотеля по старой и новой диалектике в качестве основного курса.»26

Магистр получал право на преподавание, но мог и продолжить обучение на одном из высших факультетов - медицины, права, теологии. Наиболее длительным оно было на теологическом факультете - 12-15 лет. На иных факультетах обучение длилось в среднем 7-9 лет. К концу средневековья наметилась тенденция к сокращению сроков обучения.

«В отношении теологов мы повелеваем, что никто в Париже не может обучать теологии, если он не достиг тридцати пяти лет, не обучался в течение восьми лет и не прослушал всех необходимых книг. Никто не может обучать теологии публично, если в течение пяти лет не прослушал всех лекций по богословию.»27 С современной точки зрения университетская система образования была поразительно неэффективна - степень «магистра искусств» получало никак не более трети студентов, записавшихся в университет, и лишь единицы добирались до степеней на высших факультетах. Но это нисколько не снижало привлекательности университетских степеней, престижа и влияния университетов.28

Первый этап обучения – это изучение первооснов (алфавита, грамматики и авторов, позволяющих  изучать язык), подготовительный этап дальнейшего образования. Следующий  этап – изучение логики. Сначала  знакомятся с понятиями и логическими операциями, затем переходят к более трудным и специальным вещам – к «Исагоге» Порфирия, вводящей в «Категории Аристотеля», комментариям Боэция к логическим работам Аристотеля и к самому Аристотелю в переводах Боэция. Параллельно с изучением логики рекомендуется изучение грамматики, с помощью которой овладевают любым искусством, а также красот риторики и квадривия, но об этом говорится очень кратко.

Итак, из трактата «О школьной науке» следует что первой ступенью в  образовании является изучение «семи свободных искусств», при этом явное предпочтение отдается тривию, а в роли «науки наук» выступает логика.29

Информация о работе Школы и университеты в Средние века