Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:40, курсовая работа
Целью нашей работы является рассмотрение системы образования в эпоху Средневековья в Западной Европе. Главными задачами данной курсовой являются:
• Изучение возникновения и развития первых школ в Западной Европе
• Становление первых университетов
• Рассмотрение структуры средневекового университета на примере Парижского, как одного из крупнейших в Европе.
Введение 3
Глава I. Школы средневековья 5
§ 1. Школы в раннее средневековье 5
§ 2. Школы в развитое средневековье 9
Глава II. Средневековые университеты 13
§ 1. Возникновение первых университетов 13
§ 2. Структура и обучение в средневековом университете 18
Глава III. Парижский университет 22
§ 1. Борьба Парижского университета за автономию 22
§ 2. Организация Парижского университета 25
§ 3. Преподавание и ученые степени 29
Заключение 32
Список используемой литературы……………………………………………...34
В XII – XIII веках правовой и медицинский факультет не играли еще никакой роли. Они приобрели большую известность позже, а в то время в Париже процветали два факультета: искусств и богословия.
Под «искусствами» в средние века подразумевали семь следующих предметов: грамматику, риторику, диалектику, геометрию, арифметику, астрономию и музыку. Грамматика преподавалась путем чтения произведений древне-греческих и римских авторов. «…Касаясь факультета свободных искусств, который являлся фундаментом обучения на других факультетах, мы повелеваем… чтобы студенты, прежде чем они допускаются к получению степени, должны быть хорошо подготовлены в грамматике».44 Риторика учила искусству составлять письма и разные документы. Диалектика учила делать те или иные выводы из какого-либо явления или факта, а также защищать свое мнение и опровергать чужое. Под арифметикой разумели умение считать и вычислять, при этом вычисляли дни церковных праздников. Астрономия, изучавшая движение небесных светил, помогла созданию календаря. Эта наука сливалась в средние века с астрологией, т.е. с гаданием по звездам. Под геометрией в средние века понимали то, что мы в настоящее время называем географией. Музыке обучали для исполнения церковных псалмов и сочинения богослужебных песнопений. Студенты изучали произведения древнего греческого философа Аристотеля, а также сочинения некоторых деятелей церкви.
Богословие излагало в систематическом порядке все учение христианской религии, все ее законы и нравственные обязанности. Оно изучало также историю религии, ее развитие и состояние. Кроме того оно изучала правила церковного служения. Богословский факультет Парижского университета пользовался большим авторитетом. О нем говорили, что «здесь можно распутать все узлы».
Основным видом занятий были лекции. «…Существует два способа чтения лекций по книгам, которые преподаются на факультете «свободных искусств». Прежний, когда магистры философии произносили слова так быстро, что разум того, кто слушал, мог их постичь, а рука не могла поспеть за ними. Второй, когда магистры говорят так медленно, что их ученики могут подхватить их мысли себе на перо…»45 Все преподавание велось на латинском языке, благодаря чему в университете могли учиться студенты разных национальностей. Лекции студенты тщательно записывали, а затем обсуждали на диспутах, темы которых задавались преподавателем. Лекции и диспуты происходили обычно в помещении той или иной коллегии. Преподаватели сами приходили к ученикам.
«Никто не может быть допущен к степени, если только он не учился в Париже в течение двух лет. В противном случае этот акт должен быть запрещен».46 Низшей ученой степенью была степень бакалавра. Кандидат на эту степень должен был в присутствии всех профессоров и студентов данного факультета выступить на диспуте, чтобы показать свое красноречие и умение защищать свои мысли и опровергать доводы противника. Если он выступал удачно, то комиссия магистров данного факультета присваивала ему степень бакалавра. После этого он имел право преподавать, но только вне стен университета. Обычно бакалавры стремились приобрести лиценцию или право на преподавание в университете. Лиценциат проходил те же испытания, что и кандидат на степень бакалавра. Но канцлер университета давал лиценцию только в тех случаях, когда магистры данного факультета подтверждали, что кандидат является человеком достойным, благонравным и прилежным. Получить степень магистра или доктора было еще труднее. «Никто не должен впредь допускаться к степени магистра, если он не прослушал труды Аристотеля «Об ощущении и ощущаемом», «О сне и бодрствовании», «О долголетии и краткости жизни», «О памяти и воспоминании», «Метафизику» и что-нибудь из математических трудов, а также книги по этике, особенно часть «Этики» Аристотеля, а также «Метеорологию», по крайней мере первые три книги. В противном случае возведение в степень должно быть запрещено».47 Степень магистра получали при окончании артистического факультета, степень доктора при окончании высших факультетов. Для этого необходимо было проучиться 7-8 лет, иметь лиценцию и достигнуть определенного возраста: магистром искусств можно было стать, будучи 21-го года, а доктором богословия – 35-ти лет. Кандидаты на эти степени также выступали на диспуте в присутствии членов своего факультета. Если кандидат выходил победителем, то ему торжественно вручали знаки докторского достоинства – берет, книга, как символ науки, и перстень. После этого новый доктор должен был устроить пир для своих преподавателей и друзей и сделать им подарки. Позднее римская церковь запретила устраивать какие-либо празднества по этому поводу.
Ученые звания получали
единицы, в лучшем случае учащиеся добивались
звания бакалавра. Большинство же, испугавшись
трудностей и расходов, связанных
с окончанием университетского курса,
бросало университет очень
Очень важным было то, что
к преподавателю стали
На протяжении всей человеческой жизни происходило становление и развитие всего того, что человек сам создавал для своих нужд, что облегчало, а может и развивало в нем некоторые качества.
Это касается и предметов быта, орудий труда, учреждений муниципального и образовательного характера. Университеты также прошли свой специфический путь развития и становления. Начав как база для теологического образования, они превратились в крупнейшие центры учености и подготовки высококвалифицированных кадров для нужд государства, промышленности и армии. Только благодаря высококвалифицированным кадрам возможны качественные изменения во всех отраслях человеческой деятельности. Сегодня университет - это собственный мир со своей жизнью, со своими проблемами. В университетах всегда формировалось мнение на общественную жизнь, с которым приходилось и приходится считаться руководителям стран. Изучение развития системы образования в Средневековье – очень ответственное, но интересное дело. В своей работе мы затронули следующие проблемы:
Таким образом, можно сказать, что к настоящему времени система образования достигла достаточно высокого уровня и во многом изменилась. Сегодня образование стало обязательным и общедоступным. В отличие от средневекового образования сейчас во всех учебных заведениях действуют определенные образовательные стандарты. Был принят единый государственный стандарт РФ, который определяет форму и методы обучения, отстаивает права учеников. Также можно отметить, что увеличивается число людей, получивших высшее образование. В настоящее время высшее образование может получить любой гражданин, вне зависимости от его социального статуса.
В средневековом университете существовало в среднем только 3 факультета, изучались в основном только семь свободных искусств. В современном же университете существует разнообразное количество факультетов и разных дисциплин. И каждый студент выбирает себе специальность по своим способностям, возможностям и интересам.
В итоге, нужно отметить, что образование не перестает развиваться. Оно стало более гуманным и направлено на развитие разносторонней личности.
Источники:
Исследования:
Интернет - источники:
1 http://tmn.fio.ru/works/17x/
2Фортунатов А.А. Возникновение средневековой школы//Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль (исследования и материалы) : Сб. науч.тр. - М. : Изд. АПН СССР, 1990. Вып. I. - Ч . 2. С. 45.
3 Ефимова Н.И. Музыкальное воспитание и образование в раннесредневековой Западной Европе//Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль (исследования и материалы) : Сб.науч.тр. - Вып.I. - Ч. 2. М. : Изд. АПН СССР, 1990. С. 31.
4 Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII – XIII веках // Средневековье в эпизодах и лицах. М., 1941. С. 28.
5
http://www.obuchenye.ru/
6 Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2 : Жизнь города и деятельность горожан. М., 1999. С. 222-224.
7
http://www.obuchenye.ru/
8 Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989. С. 268-269.
9 Пьер Абеляр о школах Франции XII века (Из «Истории моих бедствий»)//Практикум по истории средних веков. Воронеж, 2000. Ч. 2. /Под ред. Н.И. Девятайкиной, Н.П. Мананчиковой. С. 335.
10 Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989. С. 272.
11 Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII – XIII веках // Средневековье в эпизодах и лицах. М., 1941. С. 28.
12 Договоры с учителями (XIII век) (1266 год)// Практикум по истории средних веков. – Воронеж, 2000. Ч. 2. // Под ред. Н.И. Девятайкиной, Н.П. Мананчиковой. С. 338-339.
13 Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989. С. 273.
14 Андреева О.А. Трактат XIV в. «О похвале клиру» как источник по ранней истории немецких университетов//Университеты Западной Европы. Средние века. Возрождение. Просвещение. Иваново, 1990. С. 131.
15 Большая Советская Энциклопедия. М.: изд-во «Советская энциклопедия». 1977. 3-е изд. С. 18.
16 Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2 : Жизнь города и деятельность горожан. М., 1999. С. 231.
17
www.rolemancer.ru/sections.
18 Ле Гофф Жак. Интеллектуалы в средние века. Изд-во «Санкт-Петербургский государственный университет». 2003. С. 127.
19 Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.2:Жизнь города и деятельность горожан. М., 1999. С. 225.
20
www.rolemancer.ru/sections.
21 Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2 : Жизнь города и деятельность горожан. М., 1999. С. 226.
22 Суворов Н.С. Средневековые университеты. М., 1898. С. 14.
23 Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII – XIII веках // Средневековье в эпизодах и лицах. М., 1941. С. 31.
24 Ле Гофф Жак. Интеллектуалы в средние века. Изд-во «Санкт-Петербургский государственный университет».
2003. С. 127-128.
25 Большая Советская Энциклопедия. М.: изд-во «Советская энциклопедия». 1977. 3-е изд. С. 18.
26 Постановление папского легата Роббера де Курсон о студентах и магистрах парижских школ(1215 год)//Практикум по истории средних веков.Часть 2.Западная Европа в период развитого средевековья/Под ред. Н.И. Девятайкиной, Н.П. Мананчиковой. – Воронеж, 2000. С. 346.
27 Постановление папского легата Роббера де Курсон о студентах и магистрах парижских школ(1215 год)//Практикум по истории средних веков. Воронеж, 2000. Ч. 2. /Под ред. Н.И. Девятайкиной, Н.П. Мананчиковой. С. 348.
28 Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2 : Жизнь города и деятельность горожан. М., 1999. С. 230-231.
29 Митькова Н.Д. Некоторые аспекты системы средневекового университетского образования по трактату «О школьной науке» //Университеты Западной Европы. Средние века. Возрождение. Просвещение. Иваново, 1990. С.121.
30 Постановление папского легата Роббера де Курсон о студентах и магистрах парижских школ(1215 год)//Практикум по истории средних веков.Часть 2.Западная Европа в период развитого средевековья/Под ред. Н.И. Девятайкиной, Н.П. Мананчиковой. – Воронеж, 2000.С.348.
31 Большая Советская Энциклопедия. М.: изд-во «Советская энциклопедия».1977. 3-е изд. С.18.
32 Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.2:Жизнь города и деятельность горожан. М.,1999.С.229.
33 Постановление о порядке ведения диспутов в Сорбонне (1344 год)//Практикум по истории средних веков.Часть 2.Западная Европа в период развитого средевековья/Под ред. Н.И. Девятайкиной, Н.П. Мананчиковой. – Воронеж, 2000.С.348.
34 Бахтин В. Школьная жизнь в Париже в XII веке // Средневековый быт. Л., 1928. С.224.
35 Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.2:Жизнь города и деятельность горожан. М.,1999.С.230.
36 Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII – XIII веках // Средневековье в эпизодах и лицах. М., 1941. С.28.
37 Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII – XIII веках // Средневековье в эпизодах и лицах. М., 1941. С.31-32.
38 Из привелегии короля Франции Филиппа II Августа парижским школярам (1200 год)//Практикум по истории средних веков.Часть 2.Западная Европа в период развитого средевековья/Под ред. Н.И. Девятайкиной, Н.П. Мананчиковой. – Воронеж, 2000.С.341.
39 Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII – XIII веках // Средневековье в эпизодах и лицах. М., 1941. С.31-32.
40 Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII – XIII веках // Средневековье в эпизодах и лицах. М., 1941. С.32-33.
41 Постановление французской «нации» Парижского университета (1327 год)//Практикум по истории средних веков.Часть 2.Западная Европа в период развитого средевековья/Под ред. Н.И. Девятайкиной, Н.П. Мананчиковой. – Воронеж, 2000.С.352.
42 Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII – XIII веках // Средневековье в эпизодах и лицах. М., 1941. С.32-33.
43 Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII – XIII веках // Средневековье в эпизодах и лицах. М., 1941. С.33-34.
44 Из статутов всех факультетов Парижского университета (1366 год)//Практикум по истории средних веков.Часть 2.Западная Европа в период развитого средевековья/Под ред. Н.И. Девятайкиной, Н.П. Мананчиковой. – Воронеж, 2000.С.355.