Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:40, курсовая работа
Целью нашей работы является рассмотрение системы образования в эпоху Средневековья в Западной Европе. Главными задачами данной курсовой являются:
• Изучение возникновения и развития первых школ в Западной Европе
• Становление первых университетов
• Рассмотрение структуры средневекового университета на примере Парижского, как одного из крупнейших в Европе.
Введение 3
Глава I. Школы средневековья 5
§ 1. Школы в раннее средневековье 5
§ 2. Школы в развитое средневековье 9
Глава II. Средневековые университеты 13
§ 1. Возникновение первых университетов 13
§ 2. Структура и обучение в средневековом университете 18
Глава III. Парижский университет 22
§ 1. Борьба Парижского университета за автономию 22
§ 2. Организация Парижского университета 25
§ 3. Преподавание и ученые степени 29
Заключение 32
Список используемой литературы……………………………………………...34
Школы и университеты в средние века
Курсовая работа
2008
Содержание
На сегодняшний день система образования находится на высоком уровне. В наше время оно является обязательным и общедоступным. К тому же, высшее образование не перестает развиваться и, сегодня, дипломы различных ВУЗов котируются во многих странах. Для современного человека очень важно приобретение знаний, т.к. они открывают широкие возможности и перспективы. Но, к сожалению, не каждый человек знает откуда берет свое начало система образования и что изменилось в ней с тех пор. Именно поэтому мы посвятили свою курсовую работу этой теме и считаем ее актуальной и достаточно интересной.
Целью нашей работы является
рассмотрение системы образования
в эпоху Средневековья в
В разное время система образования развивалась по-своему, в нашей курсовой работе мы охватываем период Средневековья, который оставил значительный отпечаток и оказал огромное влияние на дальнейшее развитие школ и университетов.
Основными источниками по данной теме являются договоры с учителями XIII века, статуты всех факультетов Парижского университета 1366 года, различные постановления, касающиеся общественной жизни школ и университетов и сочинения деятелей того времени.
Данные письменные источники
дают нам представление об организации
школьной и университетской
Также в своей работе мы использовали ряд исследований, таких как Бахтин В. Школьная жизнь в Париже в XII веке, Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников, Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII - XIII веках, Ле Гофф Жак Интеллектуалы в средние века, Суворов Н.С. Средневековые университеты и другие.
Каждый исследователь внёс свой вклад в изучение данной темы. Их исследования помогли нам лучше понять материал источников и вникнуть в суть организации образования в Средние века.
Раннее Средневековье иногда называют «тёмными веками». Переход от античности к Средневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры. Не только варварские вторжения, погубившие Западную Римскую империю, привели к гибели культурных ценностей древности. Не менее разрушительным, чем удары вестготов, вандалов и лангобардов, стало для античного культурного наследия враждебное отношение со стороны Церкви. Открытую войну против культуры вёл Папа Григорий I. Он запретил чтение книг древних авторов и изучение математики, обвинив последнюю в том, что она связана с волшебством. Важнейшая область культуры – образование – переживала особенно тяжёлые времена. Однажды Григорий I провозгласил: «Невежество – мать истинного благочестия».
Поистине невежество царило в Западной Европе в V-X вв. Грамотных людей было почти невозможно сыскать не только среди крестьян, но и среди знати. Многие рыцари ставили вместо подписи простой крест. Теодорих Остготский, не умея писать, пользовался для подписи дощечкой, на которой было вырезано его имя.1
Средневековая школа
возникла в результате того колоссального
общественно-политического
Центром «просветительского» движения в период «Каролингского возрождения» стало созванное при дворе Карла Великого ученое общество, именуемое по античной традиции «Академией». Им руководил англосаксонский монах Алкуин (ок. 735-804), роль которого в создании в империи светского образования трудно переоценить. Алкуин организовал при дворе так называемую «Schola palatinа», где строил процесс обучения по типу йоркской школы в Англии, в которой сам Алкуин когда-то приобщился к знанию под руководством грека Феодора.
Алкуин был вдохновителем Карла в создании важнейших руководств, касающихся образования и культуры. Они выходили в свет в виде императорских указов. Чтобы обеспечить благотворное влияние церкви на народ, а в руках церкви находилась тогда вся система образования, - по мнению Карла, необходимо было провести своеобразную реформу образования. В этой части государственные интересы Карла Великого совпадали с интересами церкви. С целью унификации и систематизации образовательной науки был издан капитулярий 789 г.3
Культурный подъём, произошедший в годы правления Карла Великого и его преемников, был недолгим. Вскоре культурная жизнь снова сосредоточилась в монастырях. Основным предметом преподавания стало богословие. Вера в бога, а следовательно и богословие, занимающееся вопросами религии, нужны были господствующему классу феодальному сословию, чтобы держать в повиновении массы нищего крестьянства. Церковь была непосредственно в этом заинтересована, так как сама была крупнейшим феодалом. Представители церкви внушали народной массе, что необходимо повиноваться своим господам, которым власть дана от бога. Масса, для которой вся духовная жизнь сосредотачивалась в религии, верила им.4
Монастырские и церковные
школы представляли собой самые
первые учебные заведения
В раннем Средневековье господствовали школы античного типа, обучавшие в основном духовенство. В период, предшествовавший XII в. было усвоено и адаптировано к нуждам средневековья наследие позднеантичной культуры, оформлена система «свободных искусств» (тривий - грамматика, риторика, диалектика и квадривий - арифметика, астрономия, геометрия, музыка). Школы, где преподавали «свободные искусства» имелись при некоторых епископских соборах - Шартр, Реймс, Кёльн.
Те знания, спрос на которые начал неуклонно возрастать примерно с середины XI в., легче всего можно было найти в городах. Здесь были соборные школы, в отличие от школ монастырских, доступные для всех желающих, здесь некоторые городские монастыри основали свои «внешние» школы, и наконец, здесь всё больше становилось частных школ. Чтобы открыть их требовалось лишь согласие - «лицензия» канцлера собора либо аббата близлежащего монастыря.6 Позже появились школы элементарного образования (учили детей семи-десяти лет) и большие школы (для детей старше десяти лет).
Соборные школы обучали клириков, однако готовили и к светской деятельности. В конце XII в. соборные школы были преобразованы во всеобщие школы, а затем в университеты.
Монастырские школы
делились на три основных типа: пастырско-монашеские
(готовили духовенство для церковно-
Кроме христианской традиции огромное влияние на систему образования оказала рыцарская культура. Феодалы прививали своим детям идеал рыцарского воспитания, включающий в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу. Параллельно рыцарскому идеалу существовала программа «семи рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, фехтование, охота, игра в шахматы, сложение стихов и игра на музыкальных инструментах.
Образование женщин оставалось сугубо домашним. Дочери феодалов воспитывались в семье под надзором матерей и специальных женщин. Девушек нередко обучали чтению и письму капелланы и монахи. Широко распространилась практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри, где обучали латыни, знакомили с Библией, прививали благородные манеры. Девочек из непривилегированных сословий в лучшем случае учили ведению хозяйства, рукоделию и основам Библии.7
Итак, школы в раннее Средневековье представляли собой в основном школы при монастырях. В основе преподавания лежало богословие, это было связано с укладом жизни того времени и особенностью общественных отношений. Долгое время продолжалась настороженность к точным и естественным наукам. Все стороны жизни средневекового человека были пронизаны большой религиозностью и богобоязнью. Это не могло не отразиться и на первых учебных заведениях.
По мере своего развития города испытывали всё более увеличивавшуюся потребность в образованных, то есть грамотных, людях, способных оформлять расширявшиеся торгово-ремесленные операции, работать в органах городского управления и составлять исходившие от городов документы, начиная от всевозможных прошений, адресованных королям, и кончая подробными, тщательно составленными коммунальными хартиями. Это потребность вызвало к жизни новые школы, которые отличались от существовавших до этого церковных школ (готовивших кадры многочисленного католического духовенства) и своей программой и составом учащихся.
Возникнув в начале XII века, то есть в то время, когда всё образование находилось ещё в руках католической церкви, нецерковные школы не могли развиваться вне всякой связи с последней. Прежде всего, эти школы были связаны с церковью в том отношении, что преподававшие в них магистры были обязаны получать разрешение на свою преподавательскую деятельность у епископа соответствующего диоцеза или у аббата того монастыря, на земле которого располагалась школа. Эта связь сохранялась еще и потому, что многие из учащихся городских нецерковных школ являлись клириками и проходили курс «свободных искусств», как подготовительный к богословию. То же самое надо сказать и о магистрах. Магистры, преподававшие «светские», или «свободные искусства» в нецерковных школах, часто рассматривали свою деятельность как временную и нередко бросали её, переходя в ряды клира и достигая более или менее высоких ступеней в церковной иерархии.
В подобном пути многих известных магистров XII века не было ничего необычного. С одной стороны, церковь стремилась привлечь к себе тех магистров, которые находились в значительной степени вне сферы ее влияния, а с другой стороны, и сами магистры «свободных искусств» старались проникнуть в ряды клира и получить, таким образом, пожизненно обеспеченные источники существования. Преподавание в нецерковных школах нередко рассматривалось школьными магистрами лишь как некий переходный этап в их жизненной карьере. Приобретая духовное звание и связанные с последним церковные доходы, такие магистры в подавляющем большинстве уже навсегда покидали свои прежние занятия.8
Такая отрасль познания как диалектика уже давно и всемерно процветала. Гильом из Шампо – выдающийся магистр в этой области в то время стал наставником Пьера Абеляра: «…моё учение приобрело такую силу и авторитет, что лица, наиболее усердно поддерживавшие раньше моего вышеназванного учителя и особенно сильно нападавшие на моё учение, теперь перешли в мою школу…»9
Городские нецерковные школы были особым, совершенно новым явлением в интеллектуальной жизни феодального общества. Специфической чертой нецерковных школ XII века было то, что они являлись школами частными, то есть школами, которые не содержались на средства церкви и магистры которых, не имея церковных пребенд, жили за счет платы, взимаемой с учащихся.
Материальная независимость
новых школ от церкви освобождала
их от непосредственного контроля с
ее стороны и обусловливала в
них относительную свободу
Нецерковные школы Парижа продолжали существовать в течение всего XII века, то есть вплоть до возникновения Парижского университета. История этих школы входит важнейшей частью в его предысторию и составляет её наиболее интересную страницу. Вот почему мы считаем возможным сказать, что известность Парижу как центру образования на Западе в XII веке принесли нецерковные школы и что прославил этот город в то время преподавание «свободных искусств».10
В XII веке в Париже существовали две знаменитые школы: школа при соборе Нотр-Дам и школа при монастыре св. Женевьевы. Между этими двумя школами шла постоянная борьба за первенство. Эта борьба кончилась тем, что именно Нотр-Дам стала центром науки. Кроме школ Нотр-Дам и св. Женевьевы, были в Париже и многие другие, менее влиятельные школы. Среди них более известной была школа при монастыре св. Виктора. Все эти школы в начале XIII в. в царствование Филиппа – Августа, объединились в одно целое и образовали парижский университет.11
Школы, не содержавшиеся на средства церкви, школы, в которых учитель сам договаривался с учениками об оплате своего труда, стали возможными во Франции лишь с того времени, когда товарно-денежные отношения достигли там сравнительно высокого уровня. «Я, Беатриче, обещаю тебе, магистру Оберто де Лаванья, по соглашению, заключенному между нами, что я позабочусь и устрою так, сын мой Антонио будет ходить в твою школу постоянно полных три года для обучения грамматике и что в течение указанного срока он не пойдет для обучения в другие школы без твоего разрешения; и я обещаю тебе заплатить в качестве вознаграждения за твой труд 40 генуэзских солидов за весь срок…»12 Не случайно, что первые сведения о платных школах относятся только к концу XI века. Взимание платы учеников было в XII веке распространенным явлением. Учителя в это время жили «в громадном большинстве случаев уже не на доходы с церковных бенефициев, а платою состоятельных учеников».