Школы и университеты в Средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является рассмотрение системы образования в эпоху Средневековья в Западной Европе. Главными задачами данной курсовой являются:
• Изучение возникновения и развития первых школ в Западной Европе
• Становление первых университетов
• Рассмотрение структуры средневекового университета на примере Парижского, как одного из крупнейших в Европе.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Школы средневековья 5
§ 1. Школы в раннее средневековье 5
§ 2. Школы в развитое средневековье 9
Глава II. Средневековые университеты 13
§ 1. Возникновение первых университетов 13
§ 2. Структура и обучение в средневековом университете 18
Глава III. Парижский университет 22
§ 1. Борьба Парижского университета за автономию 22
§ 2. Организация Парижского университета 25
§ 3. Преподавание и ученые степени 29
Заключение 32
Список используемой литературы……………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

Школы и университеты в средние века

 

 

Курсовая работа

 

 

2008

 

Содержание

 

Введение

На сегодняшний день система образования находится на высоком уровне. В наше время оно является обязательным и общедоступным. К тому же, высшее образование не перестает развиваться и, сегодня, дипломы различных ВУЗов котируются во многих странах. Для современного человека очень важно приобретение знаний, т.к. они открывают широкие возможности и перспективы. Но, к сожалению, не каждый человек знает откуда берет свое начало система образования и что изменилось в ней с тех пор. Именно поэтому мы посвятили свою курсовую работу этой теме и считаем ее актуальной и достаточно интересной.

Целью нашей работы является рассмотрение системы образования  в эпоху Средневековья в Западной Европе. Главными задачами данной курсовой являются:

  • Изучение возникновения и развития первых школ в Западной Европе
  • Становление первых университетов
  • Рассмотрение структуры средневекового университета на примере Парижского, как одного из крупнейших в Европе.

В разное время система  образования развивалась по-своему, в нашей курсовой работе мы охватываем период Средневековья, который оставил значительный отпечаток и оказал огромное влияние на дальнейшее развитие школ и университетов.

Основными источниками  по данной теме являются договоры с  учителями XIII века, статуты всех факультетов Парижского университета 1366 года, различные постановления, касающиеся общественной жизни школ и университетов и сочинения деятелей того времени.

Данные письменные источники  дают нам представление об организации  школьной и университетской деятельности, помогают более детальному изучению студенческого быта.

Также в своей работе мы использовали ряд исследований, таких как Бахтин В. Школьная жизнь в Париже в XII веке, Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников, Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII - XIII веках, Ле Гофф Жак Интеллектуалы в средние века, Суворов Н.С. Средневековые университеты и другие.

Каждый исследователь  внёс свой вклад в изучение данной темы. Их исследования помогли нам лучше понять материал источников и вникнуть в суть организации образования в Средние века.

 

Глава I. Школы средневековья

§ 1. Школы  в раннее средневековье

Раннее Средневековье  иногда называют «тёмными веками». Переход  от античности к Средневековью сопровождался  в Западной Европе глубоким упадком  культуры. Не только варварские вторжения, погубившие Западную Римскую империю, привели к гибели культурных ценностей древности. Не менее разрушительным, чем удары вестготов, вандалов и лангобардов, стало для античного культурного наследия враждебное отношение со стороны Церкви.  Открытую войну против культуры вёл Папа Григорий I. Он запретил чтение книг древних авторов и изучение математики, обвинив последнюю в том, что она связана с волшебством. Важнейшая область культуры – образование – переживала особенно тяжёлые времена. Однажды Григорий I провозгласил: «Невежество – мать истинного благочестия».

Поистине невежество царило в Западной Европе в V-X вв. Грамотных людей было почти невозможно сыскать не только среди крестьян, но и среди знати. Многие рыцари ставили вместо подписи простой крест. Теодорих Остготский, не умея писать, пользовался для подписи дощечкой, на которой было вырезано его имя.1

Средневековая школа  возникла в результате того колоссального  общественно-политического кризиса  в Западной Европе, который привел к смене рабовладельческой формации формацией феодальной, к разрушению западной Римской империи и возникновению варварских королевств, явившихся зерном будущих национальных государств позднейшей Европы.2

Центром «просветительского» движения в период «Каролингского возрождения» стало созванное при дворе Карла Великого ученое общество, именуемое по античной традиции «Академией». Им руководил англосаксонский монах Алкуин (ок. 735-804), роль которого в создании в империи светского образования трудно переоценить. Алкуин организовал при дворе так называемую «Schola palatinа», где строил процесс обучения по типу йоркской школы в Англии, в которой сам Алкуин когда-то приобщился к знанию под руководством грека Феодора.

Алкуин был вдохновителем  Карла в создании важнейших руководств, касающихся образования и культуры. Они выходили в свет в виде императорских указов. Чтобы обеспечить благотворное влияние церкви на народ, а в руках церкви находилась тогда вся система образования, - по мнению Карла, необходимо было провести своеобразную реформу образования. В этой части государственные интересы Карла Великого совпадали с интересами церкви. С целью унификации и систематизации образовательной науки был издан капитулярий 789 г.3

Культурный подъём, произошедший в годы правления Карла Великого и его преемников, был недолгим. Вскоре культурная жизнь снова сосредоточилась в монастырях. Основным предметом преподавания стало богословие. Вера в бога, а следовательно и богословие, занимающееся вопросами религии, нужны были господствующему классу феодальному сословию, чтобы держать в повиновении массы нищего крестьянства. Церковь была непосредственно в этом заинтересована, так как сама была крупнейшим феодалом. Представители церкви внушали народной массе, что необходимо повиноваться своим господам, которым власть дана от бога. Масса, для которой вся духовная жизнь сосредотачивалась в религии, верила им.4

Монастырские и церковные  школы представляли собой самые  первые учебные заведения Средневековья. И хотя Христианская Церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ей остатки древней образованности (в первую очередь латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связывавшая разные эпохи.5

В раннем Средневековье  господствовали школы античного  типа, обучавшие в основном духовенство. В период, предшествовавший XII в. было усвоено и адаптировано к нуждам средневековья наследие позднеантичной культуры, оформлена система «свободных искусств» (тривий - грамматика, риторика, диалектика и квадривий - арифметика, астрономия, геометрия, музыка). Школы, где преподавали «свободные искусства» имелись при некоторых епископских соборах - Шартр, Реймс, Кёльн.

 Те знания, спрос на которые начал неуклонно возрастать примерно с середины XI в., легче всего можно было найти в городах. Здесь были соборные школы, в отличие от школ монастырских, доступные для всех желающих, здесь некоторые городские монастыри основали свои «внешние» школы, и наконец, здесь всё больше становилось частных школ. Чтобы открыть их требовалось лишь согласие - «лицензия» канцлера собора либо аббата близлежащего монастыря.6 Позже появились школы элементарного образования (учили детей семи-десяти лет) и большие школы (для детей старше десяти лет).

Соборные школы обучали клириков, однако готовили и к светской деятельности. В конце XII в. соборные школы были преобразованы во всеобщие школы, а затем в университеты. 

Монастырские школы  делились на три основных типа: пастырско-монашеские (готовили духовенство для церковно-приходского  служения), школы-общежития при монастырях (готовили мальчиков в монахи) и школы обучения грамоте и церковному писанию для мальчиков, не предполагающих оставаться при церкви или монастыре. Учеба носила богословский характер с некоторыми светскими элементами. Жестокое наказание детей считалось естественным и богоугодным. Каникулы и физическое воспитание фактически отсутствовали.  

Кроме христианской традиции огромное влияние на систему образования  оказала рыцарская культура. Феодалы  прививали своим детям идеал  рыцарского воспитания, включающий в  себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу. Параллельно рыцарскому идеалу существовала программа «семи рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, фехтование, охота, игра в шахматы, сложение стихов и игра на музыкальных инструментах. 

Образование женщин оставалось сугубо домашним. Дочери феодалов воспитывались  в семье под надзором матерей  и специальных женщин. Девушек  нередко обучали чтению и письму капелланы и монахи. Широко распространилась практика отдавать девочек из знатных  семей на воспитание в женские монастыри, где обучали латыни, знакомили с Библией, прививали благородные манеры. Девочек из непривилегированных сословий в лучшем случае учили ведению хозяйства, рукоделию и основам Библии.7

Итак, школы в раннее Средневековье представляли собой в основном школы при монастырях. В основе преподавания лежало богословие, это было связано с укладом жизни того времени и особенностью общественных отношений. Долгое время продолжалась настороженность к точным и естественным наукам. Все стороны жизни средневекового человека были пронизаны большой религиозностью и богобоязнью. Это не могло не отразиться и на первых учебных заведениях. 

 

§ 2. Школы в развитое средневековье

По мере своего развития города испытывали всё более увеличивавшуюся  потребность в образованных, то есть грамотных, людях, способных оформлять расширявшиеся торгово-ремесленные операции, работать в органах городского управления и составлять исходившие от городов документы, начиная от всевозможных прошений, адресованных королям, и кончая подробными, тщательно составленными коммунальными хартиями. Это потребность вызвало к жизни новые школы, которые отличались от существовавших до этого церковных школ (готовивших кадры многочисленного католического духовенства) и своей программой и составом учащихся.

Возникнув в начале XII века, то есть в то время, когда всё  образование находилось ещё в  руках католической церкви, нецерковные  школы не могли развиваться вне  всякой связи с последней. Прежде всего, эти школы были связаны с церковью в том отношении, что преподававшие в них магистры были обязаны получать разрешение на свою преподавательскую деятельность у епископа соответствующего диоцеза или у аббата того монастыря, на земле которого располагалась школа. Эта связь сохранялась еще и потому, что многие из учащихся городских нецерковных школ являлись клириками и проходили курс «свободных искусств», как подготовительный к богословию. То же самое надо сказать и о магистрах. Магистры, преподававшие «светские», или «свободные искусства» в нецерковных школах, часто рассматривали свою деятельность как временную и нередко бросали её, переходя в ряды клира и достигая более или менее высоких ступеней в церковной иерархии.

 В подобном пути многих известных магистров XII века не было ничего необычного. С одной стороны, церковь стремилась привлечь к себе тех магистров, которые находились в значительной степени вне сферы ее влияния, а с другой стороны, и сами магистры «свободных искусств» старались проникнуть в ряды клира и получить, таким образом, пожизненно обеспеченные источники существования. Преподавание в нецерковных школах нередко рассматривалось школьными магистрами лишь как некий переходный этап в их жизненной карьере. Приобретая духовное звание и связанные с последним церковные доходы, такие магистры в подавляющем большинстве уже навсегда покидали свои прежние занятия.8

Такая отрасль познания как диалектика уже давно и  всемерно процветала. Гильом из Шампо  – выдающийся магистр в этой области  в то время стал наставником Пьера  Абеляра: «…моё учение приобрело такую силу и авторитет, что лица, наиболее усердно поддерживавшие раньше моего вышеназванного учителя и особенно сильно нападавшие на моё учение, теперь перешли в мою школу…»9 

Городские нецерковные  школы были особым, совершенно новым  явлением в интеллектуальной жизни феодального общества. Специфической чертой нецерковных школ XII века было то, что они являлись школами частными, то есть школами, которые не содержались на средства церкви и магистры которых, не имея церковных пребенд, жили за счет платы, взимаемой с учащихся.

Материальная независимость  новых школ от церкви освобождала  их от непосредственного контроля с  ее стороны и обусловливала в  них относительную свободу преподавания, привлекавшего огромные по тем временам массы учащихся.

Нецерковные школы Парижа продолжали существовать в течение всего XII  века, то есть вплоть до возникновения Парижского университета. История этих школы входит важнейшей частью в его предысторию и составляет её наиболее интересную страницу. Вот почему мы считаем возможным сказать, что известность Парижу как центру образования на Западе в XII веке принесли нецерковные школы и что прославил этот город в то время преподавание «свободных искусств».10

 В XII веке в Париже существовали две знаменитые школы: школа при соборе Нотр-Дам и школа при монастыре св. Женевьевы. Между этими двумя школами шла постоянная борьба за первенство. Эта борьба кончилась тем, что именно Нотр-Дам стала центром науки. Кроме школ Нотр-Дам и св. Женевьевы, были в Париже и многие другие, менее влиятельные школы. Среди них более известной была школа при монастыре св. Виктора. Все эти школы в начале XIII в. в царствование Филиппа – Августа, объединились в одно целое и образовали парижский университет.11

Школы, не содержавшиеся  на средства церкви,  школы, в которых учитель сам договаривался с учениками об оплате своего труда, стали возможными во Франции лишь с того времени, когда товарно-денежные отношения достигли там сравнительно высокого уровня. «Я, Беатриче, обещаю тебе, магистру Оберто де Лаванья, по соглашению, заключенному между нами, что я позабочусь и устрою так, сын мой Антонио будет ходить в твою школу постоянно полных три года для обучения грамматике и что в течение указанного срока он не пойдет для обучения в другие школы без твоего разрешения; и я обещаю тебе заплатить в качестве вознаграждения за твой труд 40 генуэзских солидов за весь срок…»12 Не случайно, что первые сведения о платных школах относятся только к концу XI века. Взимание платы  учеников было в XII веке распространенным явлением. Учителя в это время жили «в громадном большинстве случаев уже не на доходы с церковных бенефициев, а платою состоятельных учеников».

Информация о работе Школы и университеты в Средние века