Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Дошкольная педагогика".
Предпосылкой для становления игры является предметная деятельность,овладея которой ребенок постепенно переходит к отображению простых сюжетов и действий в соответствии с ролью.
В игре формируются все психологические возрастные новообразования и качества личности, развивается мышление. В игровой деятельности формируются основные психические процессы – память, внимание, восприятие, речь. Развитие интеллектуальной сферы ребенка в игре влияет на развитие всех сторон личности.
Посредством игры ребенок может переживать самые различные эмоции - в процессе игры идет преобразование «аффективных тенденций» жизненного опыта. Развитие игровой деятельности способствует становлению и развитию эмоциональной сферы. сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания. Именно в многообразии эмоциональных состояний заключается главный смысл игры для развития личности.
9.руководство сюжетно-ролевой игрой
Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения.
Основными структурными элементами игры являются:
Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.Игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику», строительство метро, постройку домов, праздники, встречу гостей, путешествия.
Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.
Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах.
Этапы формирования сюжетно-ролевой игры:
1этап – воспроизведение действий
2 этап – становление ролевого поведения
3 этап – сюжетосложение
Предпосылки сюжетно-ролевой игры
Первый этап — ознакомительная игра, Взрослый организует предмет но-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы.
Второй этап — отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта.
Третий этап — сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.
Во многих случаях в подготовительный период дети готовят игровую обстановку (подбирают игрушки, делают недостающие, сооружают постройки и т.д.).эти умения формируются под руководством воспитателя.
С возрастом увеличивается и количество участников игры. В играх детей младших групп участвуют 2-3 ребенка, у старших – 3-7 и больше.
Для развития
игры характерно изменение требований,
которые дети предъявляют к игрушке.
Младшего дошкольника привлекает в
игрушке возможность
Руководство
сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного
возраста предполагает, что педагог
влияет на расширение тематики этих игр,
обогащает содержание, способствует
овладению детьми ролевым поведением.
Ситуация: ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим обстановке.(школа – учитель). Характерная черта- самостоятельность детей. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления . свое отношение к тому событию, которое разыгрывают.
В мл.школьном возрасте игра отличается от старшего. Связано с ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи .
Игра становится более содержательной с возрастом
-рвсширяются представления детей об окруж. Мире, наблюдается целостность сюжета и т д.
На протяжение дошк. Детства развитие и усложнение игры осущ.по следующим направлениям:
-усиление целенаправленности, а значит и последовательности, связности .
-постепенный
переход от развернутой
Предпосылки сюж-рол игры:
-ознакомительная игра
-отобразительная игра
Сюжетно-отобразительная игра
Основные условия сюжетно-ролевой игры – совместные игры взрослого и ребенка
10.Руководство дидактической игрой
Дидактические игры- занятия с предметами и игрушками больше всего соответствуют задачам развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста. Малыши осваивают действия с предметами и тем самым познают разнообразные их свойства. Они начинают практически понимать различия между, например кубом и шаром, между объемным предметом и плоским.
Классификация: 1.с игрушками и предметами
2.настольно-печатные
3.словесные.
Дидактические
игры помогают усвоению, закреплению
знаний, овладению способами
Настольно-печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей раннего возраста. В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках.
Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.
11.Методика проведения игр-драматизаций
Можно разыгрывать сказки, рассказы, спец. Написанные инсценировки.
Они имеют готовый сюжет. Дети воспринимают игры как спектакль.развиваются различные виды творчества:
-художественно-речевое
-музыкально- игровое
-певческое
-танцевальное
-сценическое
Большую роль эта игра имеет в приобщении детей к искусству: литерат. Драмматическому,теотральному.
Виды:1.как спектакль (сами выполняют роли)
2.как режиссёрская игра(героев представляют как игружки)
3.(герои изображаются картинками)
Воспитатель должен
-заботиться об оснащении игры
-уделять
внимание подбору лит.
Организация игры начинается с подбора произведения(увлечь рассказом как хорошо поиграть в сказку колобок, далее распределение ролей
Воспитатель
должен пробудить воображение ребенка,
12. Методика проведения подвижных игр
Подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.
Подвижная игра
с правилами — это
Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры.
Подвижные игры
являются одним из условий развития
культуры ребенка. В них развивается
его интеллект, фантазия, воображение,
формируются социальные качества. Подвижные
игры всегда являются творческой деятельностью,
в которой проявляется
В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижны игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно.
Руководство
подвижными играми с правилами
заключается в следующем.
Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д.
По степени подвижности:
-малой
- средней
-большой
По преобладанию движения:
- игры с прыжками
-с перебежками и др
По предметам которые имеются в игре:
-с мячом
-с обручем
-с лентами
Весь игровой процесс опосредован задачей . может быть двойная задача .
Дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Развивают самооценку и взаимооценки, рождает стремление к совершенствованию, побуждают к новым усилиям и достижениям.
13. Значение физического
От физ.воспит. зависит здоровье ребенка. Взрослые обеспечивают охрану здоровья детей, создают благоприятную материальную среду, обеспечивают безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности. Деятельность взрослого направлена на укрепления здоровья ребенка, а это обеспечивает физич.развитие.ребенок раннего возраста нуждается в особой заботе и уходе, направленных на сохранения здоровья. Смертность в этом возрасте связанна именно с недостаточностью или отсутствием заботы. В нашей стране здоровыми признаны – 14 % дошкольников, а 50% -имеют отклонения в здоровье.
14. Задачи, методы, средства физ.восп.
Задачи: оздоровительные – охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений.
Средства-гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздаровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения.
Воспитательные
– формирование нравственно-физических
навыков, формирование потребности
в физическом совершенствовании, воспитание
культурно – гигиенических
Средства – деятельность детей, игры, художественные средства.
Образовательные
– формирование представлений
о своём организме, о здоровье,
формирование навыков
Средства- образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.
Методы - 1.наглядные- относятся следующие приёмы :
наглядно-зрительные-наглядные пособия, зрительные ориентиры;
наглядно-слуховые-музыка, песни;
тактильно – мышечные
2.словестные – объяснение,подача команд, вопросы, беседа, образный сюжетный рассказ.
3. практические – повторение упражнений,проведение упражнений в игровой и соревновательной форме.
А так же: создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств, экспериментирование, рассмотрение картин – иллюстраций.
15. Организация оптимальной
Важную роль
играют условия бодрствования, проведение
подвижных игр, гимнастических упражнений.
Ведущий вид движений - самостоятельная
ходьба. Когда ходьба становится автоматизированной,
создаются предпосылки для активной деятельности
рук. Ребенок может, не боясь потерять
равновесие и упасть, носить в руках предметы.
Автоматизация ходьбы и координация движений
рук и ног определяются специальными условиями:
мебель, пособия расставляются вдоль стен,
чтобы комната была свободной, ряд
предметов и места должны быть недоступны
детям.
Необходимо иметь специальное оборудование
для формирования различных видов двигательной
активности (горку с лесенкой, площадкой.).
Для развития координации движений ног
и рук необходимо иметь набор игрушек,
которые дети могли бы переносить в руках
{крупные мягкие игрушечные животные,
куклы, мячи, ведра, мешочки), возить
за тесьму (машины, коляски) возить, подталкивая
вперед (каталки, крупные игрушки на колесах
и пр.).
Воспитатель обязан следить, чтобы все
были активны, деятельны. Важно обеспечивать
смену движений, чтобы не было переутомления.
Значительную ценность имеют подвижные
игры с музыкальным сопровождением: притопывания,
приседания в такт музыке содействуют
воспитанию чувства ритма, гармонии движений.
Важную роль на втором году жизни играют
занятия гимнастикой. Они проводятся с
применением специального оборудования
(лесенок-стремянок для влезания, скамеек
для ходьбы и пр.). Это оборудование применяется
только на занятиях и не предоставляется
детям для самостоятельного использования.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"