Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Дошкольная педагогика".
3.3 создание для ребенка ситуации успеха, одобрения, поддержки взрослых)
3.4соревновательные методы
4. направлена
на анализ и оценку
4.1 наблюдение за поведением, характером общения и деятельности ребенка.
4.2спец.ситуации диагностирующие уровень воспит. Ребенка
4.3 беседа с детьми и родителями
4.4 анкетирование специалистов и родителей
4.5 обыгрывание проблемных ситуаций в основе которых лежит нравственный выбор
4.6 Социометрия
с выяснением зависимости
4.7 специально
разработанные методы и
При выборе методов важно учитывать конкретные цели, возраст и индивидуальные особенности воспитанников.
52.
Сотрудничество дошкольного
1.профилактика вредных привычек;
2.здоровье дошкольников;
3.привлечение родителей к образовательной работе ду;
4.посещение детьми дополнительных занятий;
5.проблемы адаптации;
6.достижения 2012-2013 учебного года. Перспективы развития в ду;
7.мальчики-девочки-два разных мира;
8. поощрение – наказание
53. Педагогическое исследование. Методы пед.исследования в дошкольной педагогике
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - поиск путей, средств и методов усовершенствования педагогического процесса.
По продолжительности исследования делятся на краткосрочные и долгосрочные. С познавательной точки зрения:
а) описательные (диагностические) - например, определяют уровень готовности ребенка к школе;
б) исследования эксплимативные, объясняющие явления и их причины;
в) аксплоративные исследования (открывают новые процессы).
исследование включает 5 этапов:
1 этап. Определение проблемы и постановка цели исследования.
П атап. Проведение поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Ш этап. Формирование теоретических выводов, обработка полученных фактов.
IV этап. Оформление
результатов научного
V этап. Внедрение
результатов исследования в
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решений разнообразных научно-педагогических проблем.
На данный момент нет общей классификации методов.
К эмпирическому уровню относятся методы научного познания. К ним относятся научное наблюдение, разные виды научного эксперимента, работа с научными фактами - описание полученных результатов, классификация фактов, их систематизация, разные способы анализа и обобщения. Абстрагирование, педагогический эксперимент, социометрия, опрос, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение пед. документции, изучение продуктов деятельности ребенка.
Теоретическому уровню научного познания служат методы - научная абстракция, идеализация, мысленные модели, научные идеи и гипотезы, дедуктивные методы.
Моделирование, анализ и синтез, конкретизация теоретических знаний
Сравнительно-исторические
54. Преемственность работы
Преемственности в работе детского сада и школы – содержательная, двусторонняя связь, с одной стороны, направленность воспитательно-образовательной работы в д/с с учетом школьных требований, а с другой, опору учителя на уровень развития старших дошкольников.
Направления
работы по установлению
Условием преемственности в методах и формах выступает единство их направленности на обеспечение сознательности, прочного усвоения знаний, развитие умственных способностей и творческой активности.
Общими чертами занятия и урока должны быть:
1. программность содержания;
2. четко организованная временная регламентация;
3. руководящая роль педагога;
4. использование научнообоснованных методов и приемов.
Приобретенные
дошкольниками формы поведения,
Всестороннее
развитие личности - является основополагающим
условием для достижения
Формами организации совместной работы воспитателя и учителя могут быть:Посещения д/с, школы; Участие в пед.советах; Взаимное консультирование; Совместное проведение родительского собрания; Организация конференций; Изучение программ воспитания и обучения и т.д.;
Ознакомление детей со школой включает: посещение подготовительных групп школы, 1 сентября, библиотеки, спортивного, актового зала, пустых классов в форме экскурсий, бесед. Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем.
55.основные
задачи сотрудничества
1.установление
связи между программами,
2.установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии.
3.установление связи в развитии личности ребенка в целом.
4. сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.
5. осуществление преемственности детского сада и школы в формировании обще учебных умений и навыков.
6.преемственность
содержания образования и
56.Основные показатели готовности ребенка к школе
Одной из задач стоящей перед ДУ является подготовка ребенка к переходу на следующую ступень образования. Результатом такой подготовки должна стать готовность ребенка к школе.
Психологи и педагоги выделяют общую и спец. готовность.
В общую готовность включают:
-Психологическую;
-Нравственно – волевую;
-Физическую подготовленность.
Под специальной подготовкой приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешное овладение школьной программы. Специальная подготовка к школе предполагает формирование основы для овладения ребенком программы 1-го класса, при этом нельзя рассматривать специальную готовность, как количественное накопление знаний. Все знания получены в дошкольном возрасте должны быть систематизированы, должны обеспечивать ребенку достаточный уровень мыслительной деятельности, они должны носить научный характер, но при этом быть доступным ребенку. Очень важно в дошкольный период развивать любознательность и формировать познавательные интересы, а так же способность осознано воспринимать новую информацию.
Таким образом специальная подготовка к школе формирует базу знаний и умений необходимых для восприятия, осознания, усвоения и применения на следующей стадии образования.
Общая подготовка.
При переходе в школу меняются социальные статусы ребенка, а это в свою очередь накладывает на него новые обязательства, т.е. должен уметь управлять своим поведением и деятельностью. Кроме того должен знать правила поведения в коллективе, должен уметь культурно общаться со взрослыми и сверстниками, т.е. у него должны быть сформированы личностные качества. Кроме того он должен быть готов физически к посещению школы.
Физическая готовность предполагает общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. У него должны быть сформированы в соответствии с возрастными нормами, такие показатели как вес, рост, объемы грудной клетки, черепа. В процессе подготовки к школе особое внимание следует уделять укреплению иммунной системы ребенка.
Психологическая готовность предлагает сформировать внутренних мотивов к обучению, т.е. желание ребенка узнать что-то новое, готовность к переходу к следующему ведущему виду деятельности. Внешними мотивами является желание стать взрослым, носить новую форму и т.д.
Социально-нравственная готовность, предполагает сформировать у ребенка навыков общения со сверстниками и взрослыми. Сформировать нравственных качеств и базиса личностной культуры, а так же умения ребенка социализировать в обществе и быть адаптированным в нем.
57. Социальная значимость
Социальная значимость педагогической профессии заключается в том, что педагог готовит ребенка к жизни в социуме в соответствии с основными моральными принципами и законами социального строя, а также с соответствии с запретами в обществе, с учетом тех или иных личностных качеств необходимых воспитателю.
Одной из основной функции педагога является помощь в адаптации меняющееся в социокультурной ситуации современного общества.
Для того чтобы реализовать социальный запрос педагог должен соответствовать требованиям:
-Профессионализм
-Ответственность
-Способность к самореализованости
-Высокий обще культурный уровень.
58. Структура и специфика
Целью педагогической деятельности является определенный обществом стандарт требований в подготовке подрастающего поколения. Цель деятельности у каждого педагога трансформирует индивидуальные установки, которые он реализует в своей деятельности.
Основная
задача педагога, учитывая все особенности,
потребности и возможности
Способы осуществления педагогической деятельности является:
-Темп;
-Ритм;
-Инстанционная окраска голоса;
-Громкость и выразительность;
-Мимика;
-Пластика;
-Жесты.
Совокупность этих качеств называется педагогической технологией.
Т.О. структуру педагогической деятельности входят следующие компоненты:
-Мотивация деятельности;
-Знания и умения педагога, педагогические умения бывают:
-Гностические
(умение прогнозировать
-Конструктивные
(умения строить
-Коммуникативные
(умение выстраивать систему
-Специальные умения (умение рисовать, петь, танцевать и т.д.);
-Личностные качества.
59. Профессиональные функции педагога дошкольного учреждения.
1.Охрана жизни, укрепления здоровья детей;
2.Создание
педагогических условий для
3.Осуществление воспитательной, образовательной работы с детьми;
4.Участие в педагогическом просвещении родителей;
5.Регулирование и согласование воспитания и обучения в семье и ДУ;
6.Самообразование педагога;
7.Участие в научно – исследовательской работе.
Е.А. Панько выделила следующие функции педагога:
1.Материнскую (охрана, укрепления здоровья ребенка);
2.Развивающую (воспитание и обучение);
3.Коммуникативную (общение с помощью которой ребенок усваивает социальный опыт);
4.Диагностическая и коррекционная;
5.Конструкторская – организаторская;
6.Координирующая.
60.Модели педагогической деятельности.
Существует 3 модели педагогической деятельности.
1.Педагогика принуждения. Характерно полным подчинением себе отдельного ребенка и коллектива в целом. Ограничения свободы детей. Педагог жестко контролирует поведение и развитие ребенка, при этом дети практически лишены независимости, не умеют отстаивать свои интересы, испытывают повышенный уровень тревожности. Педагоги придержанные этой модели предпочитают авторитарный стиль воспитания. Они склоны к использованию приказов, распоряжений. У них преобладают негативные оценки деятельности детей.
2.Педагогика полной свободы. Предполагается либерально – попустический стиль отношения. При этом воспитатель не пытается ограничить поведение детей. Дети ведут себя импульсивно, любой запрет может вызвать агрессию. 3.Педагогика сотрудничества. Предполагает демократический стиль отношения с детьми. Деятельность педагога направленная на воспитание нравственно – волевых качеств ребенка, на развитие самооценки. При этом педагог стимулирует индивидуальность ребенка, организует деятельность детей с учетом индивидуальных склонностей и способность ребенка . Такой стиль предполагает уважение образа жизни семьи. Эта модель воспитания учитывает теорию Бернс. Согласно которой в каждом человеке живет 3 «родитель, взрослый и дитя». Выстраивая отношения с воспитанником педагог должен помнить правило 3П:
-Понимание
-Приятие
-Признание
Т.О. педагог выстраивает определенные функции и выстраивает свое взаимодействие с детьми их родителями и коллегами в соответствии с 3 моделями. В соответствии с этими моделями выделяют 3 типа воспитателей:
-Авторитарный
-Либеральный
-Демократический.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"