Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:45, шпаргалка
1. Становление и развитие дошкольной педагогики как науки.
Педагогика как самостоятельная отрасль теоретического знания стала оформляться в XVII в. Дело в том, что к этому времени ощутилась острая потребность в науке, призванной улучшить существовавшую педагогическую практику, расширить границы и возможности воспитания и образования.
1.Обьяснительно – иллюстративные, или информационно – рецептивные
2. Репродуктивные
3.Проблемного изложения материала
4.Частично поисковые
5.Исследовательские.
59.Современные подходы к
В 90-е годы 20 столетия назрела необходимость пересмотра подходок к организации обучения в ДУ.
Неустраивало и требовало пересмотра:
- учебно–дисциплинарная модель обучения;
- форма
организации и методика
- среда,
в условиях которой
В результате исследований, проведенных Коротковой и Михайленко был осуществлен переход к новой образовательной перадигме.
- В основу
обучения была положена личност
- Произошел отказ от фронтальной формы обучения к подгрупповой форме обучения.
- Было
сокращено общее количество
Коротковой и Михайленко было определено, что современное обучение должно быть воспитывающим, развивающим, игровым, познавательным, нравственно – действенным.
Основной формой обучения признана игра. Большое внимание в обучении придается самостоятельной деятельности детей.
60. Особенности воспитания и
развития детей раннего
Исследователи, изучавшие ребенка ран возр (В.М.Бехтерев, Н.М.Щелованов, Н.Л.Фигу-рина, Н. М. Аксарина, и многие другие) пришли к мнению, что характерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического развития. Р-к быстро набирает в весе, росте; начинают активно функционировать все жизненно важные системы организма; развиваются движения; укрепляются мышцы; появляются зубы.
Наряду
с быстрым темпом физического
развития этот период отличается и
подверженностью ребенка
Особенности развития ребенка в раннем возрасте связана и с тесной взаимосвязью и взаимовлиянием физического и психического развития. Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи. Ограничение, сдерживание движений вредят развитию ребенка.
Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. К концу раннего возраста дети уже способны различать звуки по высоте, тембру, силе. Они различают мелодии по характеру, ладу, тональности; узнают и называют несколько цветов
Важным приобретением раннего возраста является овладение ребенком речью. Через гуканье, гуление, лепет малыш приходит к первым осмысленным словам. Значительно раньше ребенок начинает понимать обращенную к нему речь других людей, а уже к году у него появляется свой активный словарь.
Развитие речи связано с развитием мышления. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное, и развивается оно на основе действий с предметами. Многое приходит в опыт ребенка через пробы и ошибки, через конкретные действия.
В раннем возрасте развиваются другие психические процессы - память, внимание. Они обеспечивают ребенку познание мира, в который он пришел. К середине второго года жизни малыш способен делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и действиями, между явлениями. Конечно, помогает ребенку в его развитии взрослый, который показывает, подсказывает, действует вместе с малышом.
Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности - игры.
В раннем
возрасте ребенок приобретает первоначал
Можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.
62. Воспитание детей в условиях разновозрастной группы
Организация воспитания и обучения в условиях разновозр-й гр, связана с наличием взаимовлияний, которые оказывают друг на друга дети разного возраста и которые может использовать педагог в качестве эффективного фактора восп-ия. Максимальная наполняемость разновозр-й гр. сост-ет 12 детей, что позволяет реализовать эти и другие преимущества разновозрастных объединений дошк-ов.
Педагогически ценным в разновоз-й гр. является использование межвозрастного взаимодействия детей, которое способствует организации взаимообучения между ними. Целесообразно применять игровые формы обучения: дидактические игры, игры с дидактическим материалом. Взаимодействие и общение в совместной игре оказывает положительное влияние на развитие как младших, так и старших дошкольников.
Преимущества взаимообучения состоят в том, что младший ребёнок реально видит, чем овладел его старший партнёр и чему он может научиться в ближайшем будущем. Старший ребёнок может показать младшему образец действий, объяснить словесно способы выполнения игрового задания, проконтролировать правильность выполнения, оказать ему помощь. Показывая и объясняя младшим партнёрам способы выполнения задания, старшие лучше осознают их сами. Контроль за деятельностью младших является предпосылкой формирования самоконтроля. У старших же детей возникает и развивается чувство ответственности за младших.
Однако, возникновение взаимодействия и взаимообучения между детьми разного возраста требует организации его взрослым в процессе совместной деятельности. Для этого необходимо целенаправленно формировать у старших детей, особенно мальчиков, потребность в общении с младшими. Это требует создания опреде¬лённых условий, при которых возникали бы положительные эмоции в процессе общения и у младших, и у старших детей. Одним из таких условий является осознание старшим ребёнком роли учителя младшего. Старшие дети принимают задачу учить, а младшие — научиться. При этом старшие должны владеть содержанием и способами выполнения деятельности, а младшим это содержание должно быть доступно. Важным условием является наличие взаимоотношений между детьми, основанных на симпатии. Поэтому педагог объединяет в совместной игре детей разного возраста по их выбору: кто с кем хочет играть.
Для того, чтобы научить детей взаимодействовать друг с другом, педагог разновозрастной группы организует их совместную игру так, чтобы между ними возникло взаимообучение. Эффективность взаимообучения обеспечивается соблюдением ряда условий его организации:
• старшие дети должны владеть содержанием игры, а младшим это содержание должно быть доступно;
• все дети должны хорошо овладеть игровыми умениями и навыками;
• следует научить их правилам игры;
• необходимо научить детей правилам взаимодействия в игре.
61. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста
Физически р-к стал крепче, он стал самостоятельнее, его движения отличаются большей координацией и уверенностью. Физ-ое разв детей в дошк. возр становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Социальное, развитие набирает высокий темп.
Активно
развиваются память, мышление, речь,
воображение. Дети овладевают понятиями,
приобретают способность к
Мышление
детей конкретно. Любознательность
стимулирует ребенка к
Среди объектов соц-ого мира, которые познает ребенок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. Психологи называют это развитием самосознания. К старшему дошк возр р-к уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.
В дошк-ом возрасте у ребенка развивается воображение. Дети активно расширяют собственный запас слов, задумываются над их значением, пытаются объяснять смысл новых для них слов.
Достижением дошк-ого возраста является развитие разных видов деят-ти: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Ведущей деятельностью является игра. Игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.
Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. Л. С. Выготский отмечал, что к 5 годам происходит «интеллектуализация чувств»: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.
Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями.
Развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в повышенной обидчивости и порой служит причиной ссор между детьми.
Дошкольник
осваивает формы выражения
Давая общую
характеристику ребенку дошкольного
возраста, следует отметить, что
его развитие осуществляется по нескольким
направлениям. Можно выделить развитие
физическое; умственное; эстетическое;
нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта;
развитие деятельности как формы
жизненной активности. В каждом из
названных направлений
К 6-7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.
63.Годовой план ДУ.
Годовой план заведующей и методиста предполагает организацию работы всего коллектива в течение года.
В нем определяются задачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности детского сада.
В связи
с намеченными в плане задачами
воспитательно-образовательной
Затем раскрываются формы, в которых будет выполняться годовой план. Это могут быть семинары-практикумы, смотры-конкурсы, консультации, просмотры, педагогические советы, собрания и т. п.
Отдельный раздел плана - организационно-педагогическая работа (темы заседаний педагогических советов, тематические проверки, содержание работы родительского комитета, сотрудничество со школой и др.).
В план входят такие разделы работы детского сада:
а) повышение профессионального уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей, осуществление контроля;
б) методическая работа;
в) педагогическая пропаганда среди родителей и общественности;
г) административно-хозяйственная работа;
д) связь между детским садом и школой.
Годовой план может быть представлен в разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).
В годовом плане работы дошкольного учреждения планируется работа с детьми, административно-хозяйственная деятельность, работа с кадрами и др.
Годовой
план разрабатывается заведующим дошкольным
учреждением совместно с
64. Виды и формы планирования
воспитательно-образовательной
Планирование образовательного процесса может быть представлено следующими видами: календарное (на каждый день), перспективное и перспективно–календарное.
Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день и является обязательным.