Шпаргалка по дошкольний педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:45, шпаргалка

Описание работы

1. Становление и развитие дошкольной педагогики как науки.
Педагогика как самостоятельная отрасль теоретического знания стала оформляться в XVII в. Дело в том, что к этому времени ощутилась острая потребность в науке, призванной улучшить существовавшую педагогическую практику, расширить границы и возможности воспитания и образования.

Файлы: 1 файл

шпоры по дошкольной педагогике.docx

— 149.03 Кб (Скачать файл)

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

 

41. Условия и средства трудового  воспитания дошкольников

Условия трудового воспитания:

- создание  эмоционально-положительной атмосферы  в процессе труда;

- организация  материальной среды и трудового  оборудования;

- учёт  объёма нагрузки при выполнении  трудового задания, работы;

- учёт  индивидуальных интересов, склонностей  ребенка к определённому виду  труда; состояния здоровья;

- включение  воспитателя в труд детей на  правах партнёра;

- обеспечение  нравственно-ценной мотивации;

- формирование  экономического образа мышления  через  ознакомление с экономическими  категориями: деньги, вещи, труд, стоимость;

- создание  предпосылок экономического воспитания  дошкольников в труде;

- разнообразие  трудовой деятельности детей,  гигиенические требования к организации  трудовой деятельности детей  и трудовому оборудованию;

- методически  правильное руководство, направленное  на одновременное решение задач  обучения и воспитания.

Средства трудового воспитания:

- Собственная  трудовая деятельность детей;

- обучение  трудовым навыкам и организации  труда;

- Ознакомление  с трудом взрослых;

- организация  трудовой деятельности;

- Художественные  средства: худ. литература, музыка, изодеятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Формы организации элементарной  трудовой деятельности дошкольников.

Выбор формы  организации тр-ой деят-ти детей зависит прежде всего от:

1) возрастных  и психофизиологических возможностей  детей;

2) уровня  трудового опыта детей;

3) конкретных  восп-ых задач.4) содержания труда.

Тр. Поручение – возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников.

Особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно  определена задача; это наиболее простая  форма организации тр. деят-ти дошк-ов. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивид-ые или совместные), времени исполнения (кратковр-ые, эпизод-ие, длительные).

Содержание: поручения детям мл-их гр. носят  преимущественно инд хар-р: по просьбе восп-ля помочь вынести на участок игрушки и т. д.; В ср. гр. детям дают поручения полить комнатные растения, и др.; в ст. гр. восп-ль привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения – задания, рез-тат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, и др.), даются поручения общественного характера (помочь детям мл-их гр)

Дежурства - такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Особенности: это более сложная по сравнению  с поручениями форма организации  труда детей, требующая большей  самостоятельности. В практике работы ДУ используется несколько видов  дежурств, которые вводятся постепенно: по столовой (2-ая мл. гр.), подг. к зан. (ср. гр.), по уг. прир. (ст. гр.).

Коллект-ый тр. – общая тр-ая деят-ть, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника).

Условия:

I. Объединять  всех детей можно только после  того, как они приобретут необх-ый опыт работы в небольшом коллективе.

2. целесообразно  делить их на несколько звеньев  (до 4-х), каждому из которых предлагается  какое-либо общее задание.

3 содержание  общей работы включаются виды  труда, навыками которых дети  владеют достаточно хорошо, 4. Трудом  должны быть охвачены все дети.

Способы объединения детей в труде:

Тр. рядом  – используется, начиная с мл. гр.; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в ‘инд-ом темпе, а восп-лю – учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;

Общий тр. – один из видов собственно коллект-ого тр., в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников; Впервые может быть организован в средней группе имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, Совместный тр., его особенностями являются:

А) наличие  ряда послед-ных этапов (каждый ребенок вып-ет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает рез-тат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;

Б) неодновременное  включение детей в процесс  деятельности;

в) каждая из предложенных операций имеет некоторую  законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

 

 

42. Происхождение игры и ее  социальный характер.

Еще в  начале 20-го века среди ученых не было единого мнения в том, что первично в чел. обществе труд или игра. Многие высказывались что игра возникла раньше труда.

Впервые с противоположной точкой зрения выступил немецкий философ и психолог Вунд, который считал, что игра это дитя труда. Данная точка зрения получила развитие в деятельности Плеханова, что нашло отражение в его работе «Письма без адреса». Изучая историю происхождения искусства, он пришел к выводу, что игра, как и искусство, имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе. Труд предшествовал игре и определял ее содержание.

Плеханов подчеркивал соц. характер игры и отмечал, что в жизни отдельного человека игра предшествует труду, т.к. она служит средством передачи культурных приобретений от одного поколения к другому.

Впервые научное обоснование соц. характера  игры было дано Ушинским в его работе «Человек как предмет воспитания».

Эльконин на основе анализа этнографического материала, выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии сюжетно – ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества игры вообще не было. Дети очень рано начинали трудиться, с развитием общества и с усложнением орудий труда дети выполнять трудовые действия не могли, они подражали труду взрослых. Так орудия труда превратились в игрушки. Взрослые способствуют распространению детской игры.

По мнению Эльконина, Леонтьева, Жуковской развитие игры в дошкольном детстве происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых , к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Зарубежные теории игры.

1.Теория Шиллера – немецкий поэт и философ. Он отождествлял игру с искусством и считал, что игра, как и искусство, имеет общие корни и возникает тогда, когда удовлетворены жизненно важные, необходимые для существования человека примитивные потребности. А избыток сил он тратит на удовлетворение более высоких духовных потребностей, которые он находит в искусстве и игре.

2.Теория Спенсера -  английский философ и социолог. Он продолжил теорию Шиллера и она получила название у него «Избыток сил». Он отождествлял игры высших животных с играми детей и считал избыток сил, который не находит в деятельности полезной, находит выражение в игровой.

3.Теории К.Гросса – немецкий психолог. Считал  игру как подготовку к жизни, в основе игры лежат инстинкты, которые в ней проявляются и совершенствуются.

4.Теория Штерна – он назвал игру зарей серьезного инстинкта. Игра, по его мнению, это упражнение наследственных механизмов поведения.

5.Теория Стенли Хола – американский психолог. По его мнению, игра по своей форме и содержанию повторяет историю развития человеческого общества.

6.Теория З. Фрейда – по его мнению, в основе поведения человека лежат инстинкты. Это находит отражение и в его деятельности, в т.ч. и игровой. По мнению Фрейда, те тайные желания, которые ребенок не реализовал в реальной жизни, он реализует в игре.

Такой же точки зрения придерживался и  Адлер.

 

44.Отечественные педагоги о роли  игры в жизни ребенка.

Кроме того, что Ушинский дал научное обоснование соц. характеру игры, он большое значение придавал игровому обучению. Он придавал большое внимание как самостоятельным, так и совместным играм ребенка и их влияние на развитие.

Лесгов рассматривал игру как упражнение для подготовки к жизни. Им разработан система подвижных игр.

Тихеева считала игру как одну из форм организации пед. процесса и как средство воспитания.  Ею разработана система дид. игр по развитию речи.

Макаренко в своих лекциях о воспитании в разделе игра, выделил 3 вида руководства игрой:

1.Взрослый не интересуется игрой ребенка и не вникает в ее.

2.Много вмешивается, все показывает и рассказывает.

3.Главное количество игрушек.

Он выделял требования к детской игре:

1.В игре должно развиваться творчество ребенка.

2.Учим детей в игре доводить начатое дело до конца, в соответствии с поставленной целью.

3.Учить ребенка видеть ценность игрушек и бережно относиться к ним.

Усова выделила 2 вида отношений ребенка к игре:

1.Реальные (когда дети договариваются)

2.Ролевые (когда дети играют)

Ею были определены ступени развития детской игры:

1-я ступень. Игры рядом – характерна для детей мл. дошк. возраста.

2-я ступень. Первые игровые объединения – характерна для детей ср. возр.

3-я ступень. Групповые игры – характерна для детей старшего возраста

 

 

46.Классификация игр в истории  педагогики.

В дошк. педагогике  сущ. различные подходы к классификации детских игр. В зависимости от признака, который берется за основу. Первая классификация была предложена Ф.Фребелем по пед. Назначению все делятся: сенсорные, моторные, умственные.

К.Гросс в основу своей классификации положил инстинкты, которые в ней проявляются и совершенствуются. Выделил след. виды игр: экспериментальные, специальные.

Пиаже в основу своей классификации положил возрастную периодизацию: Игры – упражнения характерны для детей раннего возраста; Символические игры характерны для детей дошк. возраста; Игры с правилами характерны для детей 7-го года жизни.

Лесговт за основу взял идею о единстве физического и психического в развитии ребенка. Выделил 2 группы игр: имитационные (подражательные) и игры с правилами.

Крупская также выделила 2 группы игр: 1 – свободные, самостоятельные, творческие; 2- организованные игры с правилами.

В современной дошкольной педагогике за основу классификации игры взяты подходы, предложенные Лесговтом и Крупской. В наст. время все игры делятся:

1.Творческие игры придумывают сами дети: сюжетно–ролевая игра, режиссерские игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные.

2. Игры с правилами разработаны взрослыми: дидактические игры, подвижные игры, народные игры.

Новую классификацию  игр предложила Новоселова. В основу которой она положила след. признак – по чьей инициативе возникла игра:

1.Игры, возникшие по инициативе  детей: игра – экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

2.Игры, возникшие по инициативе  взрослых: Обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные); Досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карновальные, театрально-постановочные.)

3.Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Информация о работе Шпаргалка по дошкольний педагогике