Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:45, шпаргалка
1. Становление и развитие дошкольной педагогики как науки.
Педагогика как самостоятельная отрасль теоретического знания стала оформляться в XVII в. Дело в том, что к этому времени ощутилась острая потребность в науке, призванной улучшить существовавшую педагогическую практику, расширить границы и возможности воспитания и образования.
2.Природа. Именно в ней можно увидеть гармонию-основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании.
3.Условием и средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности.
4.Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.
Все названные выше средства эстетического воспитания - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей.
35.Методы эстетического
Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.
Как уже говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного.
Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.
Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве в предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.
При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.
Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.
Здесь общий принцип отбора методов - находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов.
36. Формы организации
Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности.
Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.
Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей.
Задача педагога - не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное - создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, где именно можно, не мешая другим, рисовать, строить, музицировать и т.п.
Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке.
Воспитатель организует экскурсии в природу, к памятникам, в музей и т. д. Задача педагога - продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач.
Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, - театрализованные игры и игры-драматизации. Эти игры проходят под руководством воспитателя.
Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения.
При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач - нравственных, интеллектуальных, физического развития, эстетического воспитания.
Формы организации детей в таблице:
По принц. Управл. деят-тью детей |
Под прям рук-вом взр |
Под косв-м рук-вом взр |
По способу объединения детей |
Совместная деятельность детей и взрослого: - фронтальная, - подгруппами, - с одним ребенком |
Индивидуальная, подгруппами |
По видам деятельности |
Занят, экск, празд, развл, игры, труд |
Театр-ые игры, повт занятий, праздников |
37. Из истории вопроса трудового воспитания дошкольников
Большое
значение трудовому воспитанию дошкольников
придавал Ушинский, в своих работах
он раскрыл теоретические и
На I съезде по дошк. воспитанию в 1919 году было определено содержание трудового воспитания дошкольников и требования к нему. Заслугой съезда является то, что были определены требования к труду, учитывающие возрастные особенности детей, т.е. труд должен быть посильным и интересным детям.
В 1919 году состоялась конференция «О трудовом начале в дошкольном учреждении», где разгорелся спор между двумя точками зрения: сторонники 1-й точки зрения считали, что всю работу по поддержанию чистоты и порядка должны выполнять дети. Сторонники 2-й точки зрения отстаивали позицию, что труд должен вводиться как воспитательный элемент, он должен быть интересным и доступным для ребенка. К единому мнению они не пришли.
В 1921 году на II съезде по дошкольному воспитанию особое внимание уделяется коллективизму в игре и труде.
В 1924 году на III съезде по дошк. воспитанию предпочтение дается общественному производственному труду. Особенно подчеркивается роль совместного труда детей и взрослых. Работница НарКамПроса Прушитская предложила оборудовать ДУ станками. Против выступили Суровцева и Крупская, эта идея не получила развития.
В 1929 году на IV съезде по дошк. воспитанию впервые поднимается вопрос о методиках трудового воспитания.
В 30-40 гг обозначается новое направление в исследовании трудового воспитания дошкольников – сочетание собственной трудовой деятельности дошкольников с наблюдением за трудом взрослых.
В 60-е годы Борисовой и Нечаевой были проведены исследования по определению содержания трудового воспитания дошкольников, что нашло отражение в «Программе воспитания в д/с» 1962 года.
Углубленные целенаправленные исследования вопросов трудового воспитания начинаются с 1964 года (Нечаевой, Радиной, Лаунер, Сергеевой, Логиновой и др.) В результате чего, было определено содержание, формы, методы, средства трудового воспитания дошкольников.
В настоящее время данная проблема исследуется в недостаточной степени.
38. Своеобразие элементарной
Особенности трудового воспитания:
1.Труд дошкольников носит воспитывающий характер;
2.Труд дошк. не отделен от игры, тесно связан с игрой;
3.Труд детей носит ситуативный характер;
4.Осознание цели трудовой деятельности детьми отностительно;
5.Отношение к процессу и результату труда.
Все задачи трудового воспитания условно можно разделить на 2 группы:
1-я группа направлена на формирование элементарных трудовых умений и навыков.
2-я группа – на развитие определенных качеств.
Бабанский выделил след. задачи:
1.Воспитание отношений к труду
2.Воспитание отношений к людям труда
3.Формирование потребности трудиться
Логинова предлагает след. задачи:
1.Формирование отношений к труду
2.Воспитание потребности трудиться
3.Усвоение элементарных трудовых умений и навыков в основных видах труда
Нечаева выделяет след. задачи:
1.Воспитание отношений к труду
2.Воспитание уважительного отношения к людям труда
3.Формирование элементарных трудовых умений и навыков
4.Воспитание нравственно – волевых качеств
40. Формы организации
К формам организации труда относятся:
1.Поручения: По форме:
- индивидуальные
- коллективные
- групповые
По длительности:
- кратковременные
- длительные
- постоянные
2.Дежурства:
- дежурства по столовой (вводится со 2-й младшей группы во 2-й половине года)
- дежурство
по занятиям (направлено на оказание
помощи педагогу в создании
условия для проведения
- дежурство в уголке природы (вводится со старшей группы)
3.Коллективные формы
- труд рядом
- общий труд
- совместный труд
39. Виды элементарной трудовой деят-ти дошк-ов и её содержание
По своему содержанию труд детей дошк-го возр делится на 4 вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание
им самого себя. Качество
и осознанность действий у разных детей
разные, поэтому
задача формирования навыков самообслуживания
актуальна на всех возрастных этапах дошкольного
детства. В мл гр восп-ль
показывает способы выполнения действий.
Показ должен быть поэтапным, с объяснением.
Очень важно хвалить ребенка за каждую
даже самую маленькую удачу на таком трудном
для него пути освоения трудовых умений.
Труд всегда должен быть для малыша радостью
достижений, а не обязанностью и выполнением
воли взрослого.
При обучении самообсл. труду восп-ль использует рассматривание картинок. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий. Желательно использовать и специальные пособия, помогающие обучать детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию ботинок (обратитесь к материалам М. Монтессори).
У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее.
В содержание труда по самообслуживанию у ст. дошк-ов входит и забота о себе.
Научившись
самообслуживанию, ребенок приобретает
определенную независимость от взрослого,
у него формируется чувство
Хоз--быт труд. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, стирка и др. Х-б труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.
Х-б труд - это та деят-ть взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка.
Х-Б труд детей мл гр по содержанию представляет собой помощь взрослому. В процессе такого труда восп-ль формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.
Дети ср и ст дошк возраста способны к более разнообразному Х-Б труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Восп-ль использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых.
Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
В мл. гр. внимание детей привлекают к растениям и животным. Воспитатель организует наблюдения за животными и при этом старается поддерживать интерес малышей. Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами.
Результатом этого труда может быть материальный продукт. Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых. Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.
Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.
Труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.