Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:47, шпаргалка

Описание работы

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу. Родоначальник дошк. пед-ки Я.А. Коменский утверждал, что каждый ребенок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на самую высокую ступень лестницы образования. Возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей.

Файлы: 1 файл

0354094_549EA_shpory_po_doshkolnoy_pedagogike.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Продумать

• что контролировать

• как контролировать

• как использовать результаты контроля

YII. Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов.

Проверить, все  ли работает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. Методы и  приемы обучения в ДОУ.

МЕТОД (гр. - путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную  деятельность.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - способ упорядоченный взаимосвязанной  деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение  задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

ПРИЕМ - часть  метода, его конкретный элемент.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ - это упорядоченная  по определенному признаку их система.

В современной  дидактике существуют разнообразные  классификации методов обучения (см. таблицу).

Возрастным  особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой  методы подразделяются по источникам передачи и: характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, С.И.Петровский).

Наглядные –  наблюдение, демонстрация, использование ТСО ;

Словесные –  объяснение, рассказ, чтение, беседа

Практические и игровые  – упражнение, игровые методы элементарные опыты ,моделирование

Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей  используются наблюдение разного вида:

I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.);

2) за изменением  и преобразованием объектов (рост  и развитие растений и животных  и т.д.) -дает знания о процессах,  объектах окружающего мира;

3) репродуктивного  характера, когда по отдельным  признакам, устанавливается состояние  объекта, по части - картина  всего явления.

Метод демонстрации, включает различные приемы:

а) показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

б) показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

в) показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

г) демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.

Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т.д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.

Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48. Типы и  модели обучения.

Современные модели дошкольного  образования: традиционная (авторитарная, учебно-дисциплинарная модель) и личностно-ориентирванная. Традиционная: цель – вооружить детей ЗУН, привить послушание, репродуктивная деятельность. Способы общения – наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания. Задача педагога – реализовать программу, удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. Ребенок – объект приложения сил воспитательной системы. Центр педагогического процесса – фронтальные формы работы с детьми, классно-урочная система, активность детей подавляется, игра жестко регламентируется и ущемляется. Результаты: взаимное отчуждение взрослых и детей, потеря детьми инициативы, негативизм. Личностно-ориентирванная модель: цель – содействовать становлению Р как Л. Задачи: развитие доверия Р к миру, чувства радости существования (психол здоровье); формирование начал личности (базис личной культуры); развитие индивидуальности Ребенка. ЗУН – не цель, а ср-во полноценного развития Личности. Умение встать на позицию Ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения – сотрудничество. Субъект-субъектные отношения. Позиция педагога из интересов Р. Приобщение к искусству не номинальное, а живое, с целью гуманизации Л, ее полноценного развития. Исключительное значение уделяется игре. Рез-ты: расширение степеней свободы развивающегося Ребенка, его способностей, перспектив, преодолжение эгоцентризма, формирование коллектива, воображение и мышление не скованы страхом, насмешками, развиваются познавательные и творческие способности. Л-о модель не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной работы.

 

Современные исследователи  отмечают, что собственно воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает построение модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника на основе следующих позиций его участников:

субъект-объектная  модель — взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы и действия их разрешения;

объект-субъектная модель — взрослый создает окружающую развивающую среду, своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно;

субъект-субъектная модель — позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.

Все представленные модели имеют место в реальном педагогическом процессе ДОУ, а их использование  зависит от необходимости решения разнообразных воспитательно-образовательных задач. В связи с этим в современных работах рассматриваются различные формы организации процесса обучения, связанные с данными позиционными моделями и подразделяющиеся соответственно на три типа:

1. Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.

2. Передача информации  от детей — взрослым, когда  дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их  деятельностью.

3. Равноправный  поиск взрослыми и детьми как субъектами деятельности решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения и экспериментирования.

Организация на основе представленных моделей воспитательно-образовательной  работы с детьми осуществляется посредством  создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций.

Типы  обучения:

  • Прямое обучение – воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми, дает образец выполнения, в ходе выполнения задания направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата.
  • способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных не может. Для этого он должен переворошить свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми ЗУН.
  • Опосредованное обучение заключается в том, что педагог на основе собранных данных о развитии детей организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых ЗУН. (книги, игрушки и т.д.). Затем необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества. (н-р дети обмениваются впечатлениями, о том где они были летом, а педагог достает атлас и наглядно вместе отыскивают, рассматривают и изучают)

 

49. Преемственность  в работе школы и детского  сада. Сущность, значение и содержание преемственности

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированное нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошкольников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обучающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структура учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следующие компоненты:

I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;

2) содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии  знаний, об умении связывать старую  и новую информации;

3) учебно-операциональный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;

4) организационно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности, самовзаимооценки результатов собственной деятельности и товарищей.

Во внешнюю  связь входит преемственность в  деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников  и т.д.

В осуществлении  преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т.д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность

. Реализации  преемственности способствует существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демократизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка; разработки и внедрения в практику инновационных преемственных по своей сути программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на различные профили и услуги образовательных учреждений.

Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы - развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы - формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения; для дошкольного - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

Проблема преемственности  в воспитании и обучении дошкольников и младших школьников рассматривалась в работах Н.К.Крупской, А.В.Запорожца, Л.А. Венгера, А.Ф. Говорковой, Я.Л. Коломин-ского, А.А. Люблинской, А.М. Леушиной, В.Д.Лысенко, Н.Н. Поддъякова, В.А. Силивон, А.П.Усовой и др.

"Промежуточное"  положение шестилеток между дошкольниками  и школьниками особенно явно проявляется в настоящее время, когда одни из них уже обучаются в школе, а другие продолжают посещать детский сад. В связи с этим актуализируются поиски новых подходов к проблеме преемственности между школьным и дошкольным образованием.

В РБ разработано  и утверждено примерное положение  об учебно-воспитательном учреждении "школа-детский сад", создаются "центры развития ребенка" - эти новые интегративные типы учебно-воспитательных учреждений организуются с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста и обеспечения преемственности в организации и содержании учебно-воспитательного процесса. Творческими коллективами, утвержденными Министерством образования РБ, разрабатываются программы обучения и воспитания детей в подготовительной группе, программы специальной подготовки детей 5 лет к школе; стандарты дошкольного образования. В справке Управления дошкольного воспитания   Министерства образования РБ "Состояние и перспективы воспитания и обучения детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения и школы в связи с реформированием системы образования" отмечается, что "преемственность необходимо понимать, с одной стороны, как установление диалектической взаимосвязи между этапами развития, личности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, с другой стороны - создание медико-биологических и психолого-педагогических условий в работе детских садов и школ для обеспечения этого развития".

Основными задачи преемственности являются:

1. Установление  связи между программами, формами  и методами работы детского  сада и школы.

2. Установление  связи в физическом, умственном, нравственном,

трудовом и  эстетическом развитии.

3.  Установление  связи в развитии личности  ребенка в целом.

4.   Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

5.  Осуществление  преемственности детского сада  и школы в формировании общеучебных умений и навыков.

6.  Преемственность  содержания образования и воспитания  в детском саду и первом классе школы.

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"