Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:47, шпаргалка

Описание работы

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу. Родоначальник дошк. пед-ки Я.А. Коменский утверждал, что каждый ребенок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на самую высокую ступень лестницы образования. Возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей.

Файлы: 1 файл

0354094_549EA_shpory_po_doshkolnoy_pedagogike.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения различных школьных предметов. Занятия по развитию речи, ФЭМП и др., проводимые в детском саду, обеспечивают необходимый уровень специальной готовности ребенка к школьному обучению.

По данным физиологов, адаптационный период к школьной жизни и деятельности у шестилетних  детей длится 3-6 месяцев, у семилетних же - 1-1,5 месяца. У 20-303» шестилетних  детей процесс адаптации завершается  на протяжении первого года обучения.

Психологическую, педагогическую неготовность к школьному  обучению определяют следующие группы показателей: незавершенность структурного и функционального развития коры головного мозга; тяжелые роды, заболевания на I году жизни; дисгармоничность развития интеллектуальных структур; несформированность познавательной мотивации, навыков и умений учебной деятельности; непонимание профессиональной роли учителя и неумение строить отношения в учебной деятельности; неадекватное отношение к себе, неумение оценивать причины неудач; неспособность к произвольной регуляции поведения, внимания, к учебной деятельности, к сотрудничеству и общению со сверстниками; неумение приспособиться к темпу школьной жизни.

Наиболее  распространенными причинами школьной дезадаптации являются: неправильное отношение к ученику; неправильная организация учебного процесса и учебной деятельности; неблагоприятные условия организации жизни детей (нарушение режима, плохое питание, переполняемость классов); неблагоприятная семейная микросреда. Т.В.Дорожевец выделяет 3 сферы школьной адаптации: академическую, социальную и личностную. Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни. Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребенка в новую социальную группу. Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком самого себя как представителя новой социальной общности (Я - школьник).Школьная дезадаптация выступает как результат преобладания одного из стилей приспособления. В структуре поведения старших дошкольников и первоклассников выделены три дезадаптационных стиля: аккомодационный (отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды), ассимиляционный (отражает стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям), "незрелый" ( неспособность ребенка к принятию новой социальной ситуации развития). Повышенные показатели каждого из стилей приспособления ведут к дезадаптации во всех трех сферах школьной адаптации.

53. Роль семьи в воспитании детей

Традиционно главным  институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может  выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора  воспитания. Положительное воздействие  на личность ребенка состоит в  том, что никто, кроме самых близких  для него в семье людей –  матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это  особого рода коллектив, играющий в  воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных  матерей часто вырастают тревожные  дети; честолюбивые родители нередко  так подавляют своих детей, что  это приводит к появлению у  них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с  особой воспитательной ролью семьи  возникает вопрос о том, как сделать  так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Каждый из родителей  видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями – различные  подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у  взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка,  т.е. ребенок принимается таким,  какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание)  – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение  со стороны взрослого человека  к происходящему. 

Родители могут  любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь).

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует  их ожиданиям. когда хорошо учится и  ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет  тем потребностям, то ребенок как  бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь). Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.

54. Функции  семьи

Семья – группа людей, объединенных родственными отношениями. Она характеризуется автономностью, закрытостью, функционирует по своим  внутренним законам. Вместе с тем, семья не является чем-то статичным, неизменным.

Ведущие факторы  развития семьи – наличие или  отсутствие детей и продолжительность  брака.

Семья- категория  историческая. У семьи есть своеобразный национальный колорит.

Значение семьи

Семья удовлетворяет потребности человека в любви и счастье, содружестве, отцовстве, в домашнем уюте, в признании и авторитете.

В дошкольные годы ребенок почти полностью отождествляет  других людей через призму суждений, оценок проступков родителей.

Факторы воспитания в семье

Сила семейного  воспитания связана с наличием 3-х  факторов:

- интимный характер  нравственно-психологического климата  семьи, основанный на родственных  связях, выражающихся в глубокой  кровной любви к детям и  ответном чувстве детей к родителям.

- многоролевая  структура семейного коллектива, обуславливающая многогранность, постоянство  и длительность его воспитательного  влияния

- наличие естественных  условий для включения детей  в самые разнообразные семейные  отношения и деятельность

Типы семей: благополучные; формально-благополучные; неблагополучные; неполные; семьи социального риска.    

Соловьев Н.Я. сказал: "Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет".

Приведем несколько  вариантов функций семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, репродуктивная. 

условия воспитания в семье

объективные:

- уровень материального  благосостояния семьи

- численность  и состав семьи

субъективные

- общественная  направленность родителей, их  желание воспитать достойного  человека

- характер внутрисемейных  отношений

- культурный  потенциал семьи

- уровень педагогической  культуры родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55. Условия  правильного воспитания детей в семье

Родители должны понять мысль А. С. Макаренко о  том, что «воспитание детей —  самая важная область нашей жизни... Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это  наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Воспитание своего ребенка следует рассматривать не как личное дело, а как исполнение гражданского долга перед обществом. Воспитывая детей, родители формируют личность будущих тружеников, граждан, будущих отцов и матерей; в успехе заинтересованы не только они сами, но общество в целом. В исключительных случаях, когда родители не могут создать необходимых условий для воспитания детей, им оказывает помощь государство.

Успешным воспитание детей в семье может быть лишь тогда, когда родители ясно понимают его цель и задачи, пути и средства их осуществления. Это необходимо для установления единства воспитательных воздействий в семье и детском саду. «Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний», — говорил А. С. Макаренко. Он подчеркивал, что родители должны ясно представлять себе, кого они хотят воспитать из своего ребенка, какого человека, какими качествами наделить его. Чтобы правильно воспитывать ребенка, надо хорошо знать и понимать его, а для этого необходимы педагогические знания. Они помогут родителям в правильном анализе поведения ребенка, выборе верных путей для его воспитания.

Важную роль в воспитании детей играет общий  уклад жизни семьи: равенство  супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды (в еде, одежде, тепле и т. п.), но и духовные потребности.

Родители должны иметь авторитет в глазах ребенка, без этого воспитание невозможно. На чем основан родительский авторитет? В понимании родителями этой проблемы встречаются заблуждения. О них убедительно говорил А. С. Макаренко в лекциях, прочитанных для родителей. Основой родительского авторитета является гражданское лицо родителей, их жизнь, работа, поведение, чувство ответственности за свою семью перед обществом. Наиболее авторитетны те родители, которые успешно сочетают трудовую и общественную деятельность с семейными обязанностями, проявляют интерес и внимание к жизни своих детей, умело и тактично руководят их жизнью и развитием — все это относится в равной мере и к матери, и к отцу.

В основе отношения  родителей к ребенку лежит  естественное и прекрасное чувство  любви к нему. «Любовь — творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого»,— писал  Ф. Э. Дзержинский. Все дело в чувстве меры проявления родительской любви, в сочетании ее с требовательностью и уважением к личности ребенка. Безмерная любовь к ребенку, проявляющаяся в безоговорочном удовлетворении всех его желаний и требований «Хочу», «Дай», «Купи», открытое любование им, демонстрация его едва намечающихся способностей — все это приносит вред малышу, делает его капризным, эгоистичным, ослабляет волю. Такая любовь к ребенку называется слепой. А. С. Макаренко характеризовал такое отношение родителей к ребенку «лошадиной дозой любви».

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"