Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 13:34, шпаргалка
Вопрос № 3. Каковы особенности воспитания в раннепервобытных общинах?
Вопрос № 7. Сформулируйте цель и определите основные направления воспитания в Древней Индии.
Вопрос № 9. Каковы различия в системах воспитания в Спарте и Афинах?
Вопрос № 11. Назовите наиболее видных философов Древней Греции и Древнего Рима, которые затрагивали проблемы воспитания.
Вопрос № 19. Охарактеризуйте основные идеи французских просветителей о социальном воспитании.
Вопрос № 3. Каковы особенности воспитания в раннепервобытных общинах? Эпоха раннепервобытной общины. Поздний палеолит. (40 - 11 тыс. лет назад). Завершение формирования
раннепервобытной общины. Мезолит. (9 -
6 тысячелетия до н.э.). Эпоха позднепервобытной общины В позднем палеолите происходят крупные сдвиги в развитии производительных сил и человеческого общества в целом. Возникают первые упорядоченные формы социальной организации – род и родовая община. Формируются основные черты первобытного общества последовательный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение в коллективах. Развитие материальной и духовной культуры человека идет ускоренными темпами. Происходят существенные изменения в технике обработки камня. Многие орудия человек стал выделывать из кости, рога, бивня. Основным источником
добывания средств к Усовершенствование жилищ, очагов, одежды, орудий труда позволили человеку в условиях прогрессирующего похолодания ледникового периода освоить значительные территории Северной Евразии. Наиболее ярким выражением зрелости человеческого обществ в позднем палеолите является возникновение искусства и сложение всех основных элементов первобытной религии. Появляется пещерная живопись, скульптурные изображения людей и животных, гравировка на кости, различные украшения; преднамеренные захоронения людей с орудиями труда, оружием и украшениями. 3-1 |
На протяжении всей стадии раннепервобытной общины уровень производительных сил был таков, что, во-первых, выжить можно было только при условии тесной кооперации трудовых усилий и, во-вторых, даже при этих условиях общественного продукта добывалось не больше или немногим больше, чем было необходимо для физического существования людей. Тем самым для раннепервобытной общины становилась необходимой коллективная собственность и уравнительное, или равнообеспечивающее, распределение. Коллективная собственность распространялась на все, чем владела община. Однако появились зачатки частной собственности, касавшейся некоторых орудий. Равнообеспечивающее распределение отличалось от коммуналистических тем, что учитывало различия в потребностях по полу возрасту. В определенных условиях учитывались и высшие интересы коллектива в целом. В случае необходимости, при чрезвычайных обстоятельствах трудоспособные охотники и рыболовы могли получать последний кусок пищи, а их иждивенцы оставаться голодными. Иногда в экстремальных ситуациях практиковались инфантицид (умерщвление детей), в особенности по отношению к девочкам, и геронтицид (умерщвление стариков). Иное положение складывалось там, где уже на стадии раннепервобытной общины коллектив начинал получать не только жизнеобеспечивающий, но и избыточный продукт. В этих случаях наряду с уравнительным, или равнообеспечивающим, распределением возникало также и трудовое распределение, т. е. получение продукта в соответствии с затраченным трудом. Вместе с избыточным продуктом и трудовым распределением зародился обмен. 3-2 |
Обмен возник в межобщинной форме, при которой различные коллективы снабжали друг друга специфическими богатствами их природной среды, например, ценными сортами камня и дерева, раковинами и охрой, янтарем. На смену праобщине палеоантропов пришла раннепервобытная община охотников, собирателей и рыболовов, возник человек современного физического типа. Община существовала в течение двух археологических эпох – верхнего палеолита и мезолита, когда развивался единый хозяйственно- культурный тип общества, основанный на присваивающей экономике, половозрастном разделении труда, полном социальном равенстве всех членов первобытных коллективов. Объективная потребность в воспроизводстве каждым новым поколением орудий труда, которые использовались первобытными людьми, делала необходимым включение в содержание обучения знаний, умений и навыков по их изготовлению. Посредствам обучения должна была передаваться также определенная часть охотничьего опыта, который постоянно совершенствовался. Взрослые регулировали действия подростков, связанные со сбором растений, кореньев, насекомых, и снабжали их необходимыми знаниями и навыками. В поздний палеолит и мезолит накопился большой опыт ведения хозяйства, тем более оно уже требовало определенной специализации. Все это предполагало наличие целенаправленной специальной педагогической деятельности. В период трех-четырех летнего кормления грудью ребенок был на попечении матери, его учили ходить и говорить. За детьми специально ни кто не присматривал. Цель воспитания состояла в привлечении к доступным формам труда. Постепенно процесс воспитания усложнялся: оно становится разным по полу, возрасту, 3-3 |
содержанию, формирующим навыки обращения с орудиями труда, луком и стрелами, копьем. Уже тогда взрослые воспитывали у детей такие нравственные качества, как послушание, смелость, следование традициям, взаимная выручка, гостеприимство. Особое значение в воспитании имели игры, имитирующие охоту, войну, труд, семейные отношения, обряды. Игры подчинялись половозрастному делению. Наставления и рекомендации передавались младшему поколению посредством фольклора: преданий, сказок, пословиц, песен, дидактических рассказов и мифов. Оказание детства совпадало с наступлением физической зрелости. К 12-14 годам мальчики и девочки были подготовлены к самостоятельной жизни. Переход в категорию взрослых сопровождался обрядами посвящения – инициациями. Инициироруемые изолировались в специальных лагерях, где наставники знакомили их с нормами морали, правами и обязанностями в семье и общине, с сакральными ритуалами и мифами. Обучение сопровождалось испытаниями, которые завершались общим праздником. Длились по разным обществам от нескольких дней до многих месяцев. Развитие охоты имело своим естественным результатом разделение форм деятельности в соответствии с полом и возрастом, согласно которым мужчины в основном охотились, а женщины занимались собирательством и уходом за детьми. Этнографические данные свидетельствуют, что в раннепервобытных общинах воспитание существовало как сложившееся общественное явление, и позволяют выделить его из числа прочих механизмов социализации. 3-4 |
В эпоху раннепервобытных общин, возникает исторически первый тип воспитания как качественно определенное социальное явление, для которого была характерна принадлежность детей не семье, а всему коллективу. Особенности исторически первого типа воспитания во многом определялись также спецификой психики людей первобытной эпохи, которой были свойственны внушаемость, образный и наглядно-действенный характер мышления. Это обусловливалось исключительную эффективность воспитательного воздействия различных церемоний и обрядов, которые сопровождались танцами и песнями. В социокультурных условиях раннепервобытной родовой общины внутренними движущими силами воспитания являлись противоречия самого движения от незнания к знанию и от неумения к умению. Воспитание выливалось в способы ненасильственного включения воспитуемых в реальную жизнедеятельность. Педагогическая мысль как совокупность общественных представлений о воспитании отражалось в фольклоре в форме педагогических идеалов и конкретных рекомендации. Дальнейшее развитие социальных процессов привело к разложению первобытнообщинного строя, что было связано с освоением земледелия и скотоводства, появлением прибавочного продукта. В результате этих процессах цели воспитания и содержания образования детей и подростков начинали дифференцироваться. Воспитание большинства общинников стало носить преимущественно трудовой характер, в то время как воспитание вождей и жрецов становилось в основном интеллектуальным, а войнов – военно-спортивным. 3-5 |
В конце этого периода появились специальные центры воспитания – дама молодежи для детей и подростков. Основная форма воспитания – совместные игры и занятия. Подростки готовясь к трудовой деятельности участвовали в работах (строительстве, уходе за скотом и т.д. ).Взрослые обучали приемам военного дела. В домах большое внимание уделялось идеологической стороне воспитания, приучая подростков к выполнению религиозных обрядов и торжественных ритуалов. Их обучали пению, танцам, рассказывали различные придания, знакомили с историей рода и т.п. Социальное и имущественное расслоение общин сопровождалось появлением самостоятельных хозяйственных ячеек-семей. Проявлялась устойчивая тенденция к осуществлению семейного воспитания, которое постепенно пришло на смену коллективного, хотя активизировался этот процесс гораздо позже. 3-6 |
Вопрос № 5. Каковы особенности воспитания и обучения в одной из древних цивилизаций Востока – Месопотамии? Если период первобытного общества был временем становления и развития социально-педагогической практики, то период появления цивилизаций на Древнем Востоке можно считать временем формировании социально-педагогической мысли. В III тысячелетии до н. э. в Месопотамии – области в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (Двуречье) сформировались сменявшие друг друга города-государства Шумер, Вавилон, Ассирия и др. Здесь сложились и развивались традиции патриархального семейного воспитания и ученичества. По законам вавилонского царя Хаммурапи воспитание считалось родительским долгом и за подготовку сына к жизни и обучение его ремеслу отвечал, прежде всего, отец. Позже воспитание выделяется как самостоятельная социальная функция общества. Основа воспитания - обучение, как и других цивилизациях Древнего Востока, складывается в период распада первобытнообщинного строя. Так же, как и, например, в Древнем Египте, целью школы стран Двуречья была подготовка писцов, которые служили в храмовой и царской администрациях и у частных лиц. Большинство учащихся происходили из семьи писцов, жрецов и чиновников, хотя встречались и дети ремесленников, пастухов, рыбаков. Все стадии и характер обучения в шумерских и вавилонских школах можно представить по сохранившимся в большом количестве школьным табличкам, которые изготавливались из глины. Вначале шумерские школы существовали при храмах, которые вели крупное хозяйство, требовавшее грамотных людей. Позже храмовые школы уступили место частным школам. Немало сведений имеется и о государственных школах. Сохранились остатки школьных помещений тех времен. Они свидетельствуют о том, что учителя обучали от 12 до 20 учеников. Шумерские источники сообщают о школьном наставнике, наказывавшем учеников хлыстом за опоздания, болтовню, вставание без разрешения, плохой подчерк. Первые дома таблички были небольшими учреждениями с одним учителем. Обычно ученики жили дома. В обязанности 5-1 |
учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички-упражнения. В крупных "домах табличек" имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр. В таких учебных заведениях мог служить специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной. Обучение было платным. Размер платы зависел от авторитета учителя. Чтобы заручиться особым вниманием педагога, родители делали ему подношения. В школах начиная с 5 – 7 лет, обучались, как правило, только мальчики. Письмена вырезались деревянным резцом на сырой табличке из глины, которую затем обжигали. Поэтому первые учебные заведения назывались домами табличек (по-шумерски эдуббы). Позже стали использоваться деревянные таблички с нанесением на них тонким слоем воска, на котором изображались знаки. Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание. В основе методики обучения лежало, таким образом, простое, многократное повторение, механическое запоминание столбцов словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений. Зарождались и иные методы обучения беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или однокашником, но и с воображаемым предметом. При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали. Воспитанию служила
«назидательная литература», В государствах Месопотамии профессия, как правило, передавалась от поколения к поколению, и такую семейную традицию можно рассматривать как основной способ передачи социокультурного наследия. В периоды упадка государства Двуречья, когда власть ослабевала, и надобность в чиновниках сокращалась, школьное образование затухало и на смену ему приходило индивидуальное обучение. Передача образовательной традиции от одного поколения к другому осуществлялось в основном в рамках семейного воспитания. 5-2 |
Вопрос № 7. Сформулируйте цель и определите основные направления воспитания в Древней Индии. Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийского - соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной. Древнеиндийское население было разделено на четыре касты, или варны, в соответствии с которыми целью воспитания становилась подготовка к жизни в условиях своей «ниши». Характерной особенностью воспитания было отсутствие общего для всех воспитательного идеала. Для каждой касты существовали свои цели воспитания. Для брахманов (жрецов) считалось необходимым воспитание чистоты и праведности, для кшатриев (воинов) важным было воспитание мужества и смелости, для вайшьев (земледельцев) – воспитание трудолюбия, а для шудр (слуг и ремесленников) – приучение к покорности. Обучение считалось важным для трех высших каст. Согласно индуистской традиции человек в своем жизненном цикле проходит четыре этапа: ученик, домохозяин, отшельник, аскет. Представитель высшей касты должны были стремиться пройти все этапы, для низших – обязательными считались только два первых. Воспитание и обучение были призваны помочь им в этом. Существенную роль в формировании человека выполняла обрядность, сопровождающая его всю жизнь: от зачатия (обряд, цель которого обеспечить благоприятное появления на свет), рождения малыша ( обряд, когда к губам ребенка подносили золотую ложку, наплоенную медом и маслом), наречение имени, соответствующего его сословию, между десятым и двенадцатым днем, первого выноса ребенка из дома (в четыре месяца), первого кормления рисом (в шесть месяцев), первой стрижки (в год) и далее до смерти. Важным в воспитательном
отношении являлся обряд Педагогический смысл заключался в завершении детства и начале новой жизни период ученичества. Посвящение дисциплинировало и настраивало на длительное учение. 7-1 |
Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать на него могли лишь высшие касты), согласно которому человек рожден для насыщенной счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу. К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания. На первой ступени - в семье - систематическое обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после ритуала посвящения.. Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали Права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование. Так, в индоарийском обществе контролировались результаты семейного воспитания, складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека. Программа образования брахманов была более полной. У кшатриев и вайшьев программа была менее насыщенной, но профессионально направленной. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи - сельскохозяйственным работам и ремеслам. Длительность обучения обычно не превышала восьми лет. Но в исключительных случаях оно продлевалось еще на 3 - 4 года. Программа обычного обучения состояла прежде всего в пересказах вед, обучении чтению и письму. Повышенное образование получали немногие юноши. В программу повышенного образования входили: поэзия и литература, грамматика и философия, математика, астрономия. После обряда ученик поселялся в доме учителя. Порядок обучения строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя и, помимо приобретения образования, осваивал правила человеческого общежития. Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели, скорее, символическую ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству. 7-2 |
На втором этапе истории
Др. Индии определенное влияние на
характер воспитания оказывало религиозно- Немалое внимание уделялось «избавлению души от страстей». Достичь этого было возможно благодаря правильному пониманию своей сущности и места в мире. Важно в данной системе и то, что учителя-монахи использовали разнообразные средства, позволяющие им создавать своеобразные программы индивидуального воспитания и развития каждого ученика. Учитель знакомил их и с принципами сохранения здоровья и личной гигиены, всячески поддерживал стремление учиться. 7-3 |
Вопрос № 9. Каковы различия в системах воспитания в Спарте и Афинах? Древние Спартанцы и
Древние Афиняне очень ответств Система спартанского воспитания была направлена на военную и физическую подготовку граждан, на развитие силы, воли, мужества. Самыми главными качествами спартанца были сила, выносливость, готовность к жизненным трудностям. Прививание и развитие подобных качеств начиналось с первых дней жизни. В младенческом возрасте его никогда не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от страха перед темнотой и одиночеством, запирая в темном помещении на сутки, а также отучали от капризов и нытья, наказывая палкой. Физическое наказание было неотъемлемой частью воспитания. С младенческого возраста детей приучали к военной выправке. Система образования была рассчитана на граждан в возрасте от 7 до 30 лет, подразделялась на три этапа: от 7 до 15, от 15 до 20, от 20 до 30. До 7 ребенок принадлежал матери. Государство запрещало воспитывать по своему усмотрению. Основным было физическое воспитание. С 15 лет разрешалось носить оружие (кто выигрывал на состязаниях.). После 15 воспитание становилось менее суровым. В 18 можно носить бороду. В 20 разрешалось жениться и принимать участие в трапезах. В 30 заканчивалось спартанское воспитание, и становились полноправным гражданином. Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет. Основной задачей в этот период было развитие способности самостоятельно преодолевать жизненные трудности, а также воспитание основных моральных качеств настоящего воина: храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. Причем процесс воспитания проходил под неустанным контролем учителя, государства и всех граждан. 9-1 |
В семь лет мальчиков отнимали у родителей и, объединив их в агелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Во главе каждой агелы стоял мужчина, который прославился мужеством на поле боя и с которого дети могли бы брать пример. Основной задачей этих людей было воспитание храбрости будущих воинов. Воспитание детей не вверялось в руки только лишь ограниченного числа людей: вопросы воспитания подрастающей молодежи рассматривались как общее дело всего класса. И этот так называемый принцип «общественного контроля» являлся одним из основных в общей системе спартанского государственного образования. «С двенадцатилетнего возраста молодые люди ходили почти без одежды, босые и с обнаженной головой; летом и зимой они носили одну и ту же одежду, которой им должно было хватать на целый год. Их волосы были коротко острижены. Им запрещалось мыться и принимать благовония, исключая определенных и редких дней. Они спали без одеяла, на сене, соломе, на тростниках или на камышах», которые приносили себе сами с берегов Еврота, ломая его там руками. Кроме того, детям умышленно выдавали слишком скудное питание, чтобы научить их собственными силами бороться с лишениями и сделать из них ловких и сильных людей. На втором этапе государственного военного воспитания его содержание несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививались только лишь общие навыки, то по достижении зрелости юноши должны были опробовать все полученные навыки на практике реальных военных действий. И кроме того, начиная с этого возраста государство впервые начинает проявлять некоторую заботу об интеллектуальном 9-2 |
развитии детей: в программу обучения теперь входят не только физические упражнения, но также и занятия грамматикой и музыкой. С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: молодой человек уже имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий приближается к военно-лагерной жизни общины. Интеллектуальное развитие детей была сведено к минимуму, достаточно поздно их начинали учить чтению и письму. Грамота и музыка были единственными предметами, помимо физических упражнений, преподаваемые детям в период государственного образования. Женское воспитание не отличалось от мужского (могли защитить себя и город). Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своей военной подготовки юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был прежде всего воином, но женщина, по традиции, рассматривалась как хранительница домашнего очага. В отличии от спартанского афинское воспитание предусматривало не только физическое, но и умственное воспитание, которое дополнялось художественным и нравственным воспитанием. Характерные черты этой системы: свобода, привлекательность, полнота, разносторонность. Идеалом афинского воспитания был человек, способный продуктивно и добросовестно исполнять свои гражданские обязанности и сочетающий в себе индивидуальное и коллективное, личностное и общественное. Целью воспитания провозглашалось гармоническое развитие личности, формирование человека с прекрасной душой и совершенным телом. До 7 лет дети воспитывались в семье, сначала на женской половине дома матерью или нянькой, затем к нему приставлялся педагог из числа нетрудоспособных рабов. На этом этапе большое внимание уделялось играм в кости, в камешки, с мячом. 9-3 |
С 7 лет обычно посещали мусическую школу, где изучали грамоту и счет, знакомились с мифологией поэзией и драматургией, учились петь и играть на муз. инструментах. В школу, как правило, сопровождал педагог, и нес его вещи. В 12 лет мальчики переходили в гимнастическую школу, где в течение двух лет учился плавать, бегать, бороться, метать диски и копья, фехтовать. С 15-16 лет дети наиболее богатых посещали гимнасии (до 18).Здесь продолжалось гимнастическое и литературно-образовательное образование, велись беседы на философские и политические темы. В воспитательной работе особое внимание уделялось развитию чувства собственного достоинства, самообладания, душевого спокойствия, приятных манер, почтительности к старшим. С 18 до 20 лет афинские юноши проходили последнюю ступень воспитания и образования в эфебиях. Первый год они занимались физической и военной подготовкой и получили оружие. Одновременно изучали законы страны, участвовали в народных праздниках, носивших политический характер и т.д. Второй год посвящался службе на границе или в крепостях. После первого года как правило проводятся военные испытания, после второго –в знании гражданских законов. Воспитание девочек проходило в основном дома. Учили домашней работе. Здесь же они получали элементарные навыки чтения и письма, муз-ную подготовку. Ценными были качества – честность, кротость, нравственная чистота. Постепенно образование в Др. Греции усложнялось. Появились учителя высокой квалификации – софисты. 9-4 |
Вопрос № 11. Назовите наиболее видных философов Древней Греции и Древнего Рима, которые затрагивали проблемы воспитания. В Древней Греции, особенно в период между V и IVвв. до н.э. воспитание становится особой социальной функцией общества. В нем обнаруживаются черты, которые в последствии станут основой дальнейшего развития педагогической науки. Это, прежде всего глубокий интерес к личности подрастающего человека, особенностям его возраста, к определению факторов и движущих сил его развития. Зародыши педагогических идей обнаруживаются в высказываниях знаменитых древнегреческих мыслителей. Представителем философии Он доказывал, что обязанность человека состоит в познании самого себя, своей сущности. Целью жизни является достижение добродетели и нравственное самосовершенствование. Сутью педагогических взглядов была мысль о том, что путем приобщения человека к знанию его можно сделать мудрым, поскольку добродетель есть некоторое знание о совершеннейшей жизни и ее можно назвать мудростью. Воздействуя посредством слова на интеллект, приобщая человека к знанию, добродетели, считал он, можно воспитать его и таким образом преобразовать общество. Ученик Сократа, Платон вошел в историю тем, что создал первую на Западе систему теоретической педагогики. Воспитание он называл важнейшим средством формирования человека. Однако он говорил, что возможности воспитания не безграничны. Они определяются как врожденными способностями ребенка, так и воздействием окружающей среды, которое обеспечивает правильное его формирование. Он придавал большое значение впечатлениям, которые ребенок получал из окружающей действительности и общения с людьми. Он излагал свои взгляды в трактате «Законы», он подчеркивал значимость социальных функций воспитания, признанных сделать человека совершенным гражданином, который умеет «починяться или начальствовать». 11-1 |
В центре пед. Процесса он ставил личность, при этом он утверждал, что воспитание должно быть подчинено общественным интересам и традициям и целиком контролировалось гос-вом. Этим он делал акцент на социуме. Платон доказал что общество обязано регулировать воспитание. Многие идеи Сократа и Платона были развиты Аристотелем. Аристотель считал, что воспитание является важной соц-ной функцией и должно формировать у каждого гражданина качества, обеспечивающие стабильность общества. По его мнению, воспитание призвано восполнять то, чего не достает человеку от природы. Причем соц-е окружение с раннего детства должно способствовать формированию у него положительных качеств, и прежде всего характеризующих его как гражданина, а также помогающих достичь благополучия в жизни. Он обосновал идеею «общего образования», задачей которого – сформировать в ч-ке способность и стремление к воспитанию культурных ценностей. Уделял особое внимание воспитанию нравственных навыков. Аристотель провозгласил принцип природосообразной педагогики, утверждая, что в ч-ке от природы заложена возможность развития, которая может быть реализована посредством воспитания. Важную роль в воспитании отводил наставнику. Воспитатели, отмечал он, еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают только жизнь, а первые – достойную жизнь. Т.о. Аристотель призывал воспитывать образованных, гармонично развитых людей. По его мнению, семейное воспитание наряду с общественным должно играть важную роль в формировании личности гражданина. Достичь результатов воспитания можно только при разумном социальном устройстве. Квинтилиан Марк Фабий (42-118), теоретик ораторского искусства, педагог. Древний Рим. По философским взглядам близок к Платону. К. полагал, что все дети от природы способны, и все же в воспитании нужно учитывать их индивидуальные особенности. Начинать воспитание предлагал с 3-х лет, считал, что ранние детские впечатления самые яркие и глубокие. 11-2 |
В обучении, по К., следует придерживаться 3-х ступеней: подражание, наставление, упражнение. Из двух систем обучения, частно-домашней и общественной, предпочтение отдавал последней. Здесь ребенок воспитывается не в одиночку, а во взаимодействии с товарищами и, опираясь на их поддержку, делается смелым, осознает свои возможности, силы и все больше приближается к главной цели - господству над самим собой. Школьные дружеские связи, считал К., - самые дорогие и теплые, так как на них нет отпечатка материального интереса. Высоко ценил настоящую школу, которая должна представлять для ученика в миниатюре саму жизнь и готовить к ней. Главным, по К., является первоначальное обучение. В дошкольном возрасте нужны игры и обязательный контроль за речью ребенка. В школе отдает предпочтение грамматике и стилю (оратор!). Вообще считал грамматику замечательной наукой: чем глубже мы познаем ее, тем больше открываем в ней тонкостей, пригодных для приобретения эрудиции, гибкой мудрости, гибкости ума. При организации чтения нужно обращаться к лучшим авторам, тогда оно станет могучим средством для умственного и нравственного воспитания. Учебная программа К. заканчивается моралью («наука о добродетели»), геометрией («изощряющая разумение») и музыкой. В обучении нужно помогать ученику сохранить свое «Я», стать личностью, а не подчиняться слепо правилам. И пусть учение для ребенка станет забавою, надо поощрять его просьбой, похвалой, соперничеством. К. - противник наказаний для детей, особенно телесных (они только для рабов). Перед учителем стоят нелегкие задачи, и, чтобы справиться с ними, нужно быть широко образованным и высоконравственным человеком, обладать родительской любовью к детям. К. советует строить отношения с детьми на доброй основе, что обернется пользой для всех, даже для учителя, который, увлеченный прилежанием детей, сам будет трудиться с увлечением. 11-3 |
К. является автором первого известного специального педагогического труда, в котором высказал социально-педагогические идеи о дидактике и методике обучения, воспитании ребенка в детском коллективе, связях школы с жизнью, о профессиональных качествах учителя и его взаимоотношениях с воспитанниками. Его взгляды получили широкую известность в XVI-XVII вв., к ним обращались педагоги-гуманисты. Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) Утверждая всеобщее несовершенство людей, ибо совершенен только Бог, Сенека использует новое для стоицизма понятие греха и вины. По его мнению человек греховен изначально, иным он и не может быть. Если кто и безгрешен, говорит Сенека, то он не человек, ибо даже мудрец, оставаясь человеком, грешен. Однако человек, осознавая свое несовершенство, должен все же стремиться к добродетельной жизни. И здесь, развивая учение раннего стоицизма, Сенека открывает понятие совести как духовной силы и морального фундамента человека. Совесть — это умение осмыслить, что есть добро и зло. Сам Сенека, однако, далеко не всегда жил в соответствии со своими философскими принципами: проповедуя бедность, он правдами и неправдами нажил большое состояние; призывая быть выше всех страстей, он со всей страстью кидался в волны политической борьбы. Это расхождение между словом и делом философ осознавал, и, оправдываясь, говорил: "Мне говорят, что моя жизнь не согласна с моим учением... Все философы говорят не о том, как они сами живут, но как надо жить. Я говорю о добродетели, а не о себе и веду борьбу с пороками, в том числе и со своими собственными: когда смогу, буду жить как должно". Впрочем, иногда самооправдания Сенеки были довольно циничными. Так, в своих "Письмах к Луцилию" он утверждает, что "кратчайший путь к богатству — через презрение к богатству". Учение Сенеки оказалось довольно близким по духу формирующейся немного позднее христианской теологии. 11-4 |
Информация о работе Шпаргалка по "Истории социальной педагогики"