Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка
Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.
Определение, объект
и предмет социальной
педагогики
Существуют различные определения социальной педагогики.
≪Социальная педагогика - это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая
воспитательный процесс во всех
возрастных группах≫ (Х.Мискес, Германия).
≪Смысл социальной педагогики - помощьмолодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии
негативным отклонениям от норм поведения≫ (Е. Мол-
ленхауер, Германия).
≪Социальная педагогика - это наука о воспитательных влияниях
социальной среды≫ (В. Д. Семенов, Россия).
Предложенные в настоящем учебнике понимание воспитания
как части социализации и выделение в социальной практике социального
воспитания как одного из пяти видов воспитания (наряду
с семейным, религиозным, коррекционным и диссоциальным)
позволяют дать иное определение социальной педагогики и ее
предмета.
Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.
Социальная педагогика как отрасль знания включает ряд разделов.
Полученные в этих разделах знания в синтезе позволяют охарактеризовать социальное воспитание как
один из видов социальной практики и выработать
определенные подходы и рекомендации по его совершенствованию.
Разделы социальной
Педагогики
Философия социального воспитания разрабатывается на стыке философии,
этики, социологии и педагогики. В ней рассматриваютсяфундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы.
В частности, дается трактовка сущности социального воспитания
и его задач; на основе определенного понимания образа человека
разрабатываются общие подходы к соотношению развития,
социализации и воспитания; определяются ценности и принципы
социального воспитания и т.д. Варианты ответов на названные
вопросы предложены в соответствующих разделах настоящего
учебника (например, о социализации и человеке как ее объекте,
субъекте и жертве, о принципах воспитания и т.д.).
Социология социального воспитания исследует социализацию как
контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную
часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации
и ее факторах). Полученные знания создают возможность
поиска путей и способов использования их воспитательных
потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных
влияний на развитие человека в процессе социализации. А в
целом знания, полученные социологией социального воспитания,
могут стать основой поисков путей интеграции воспитательных сил
общества (они нашли отражение в разделах о государственной, региональной
и муниципальной системах воспитания и в некоторых
других).
Социально-педагогическая виктимология исследует те категории
людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных
условий социализации, в ней определяются направления социальной
и педагогической помощи им (о чем шла речь в разделе об издержках
социализации).
Теория социального воспитания описывает, объясняет и прогнозирует
функционирование социального воспитания. Исходя из положений
философии социального воспитания, учитывая данные социологии
социального воспитания и социально-педагогической
виктимологии, теория социального воспитания, например, исследует:
что представляют собой индивидуальные, групповые и социальные
субъекты социального воспитания и как они между собой
взаимодействуют; содержание жизнедеятельности воспитательных
организаций; содержание и характер индивидуальной помощи человеку
и т. д. (об этом шла речь в соответствующих разделах учебника).
Психология социального воспитания на основе социально-психологических
характеристик групп и человека, их особенностей на
различных возрастных этапах выявляет психологические условия
эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания
(в учебнике эти данные
взаимодействия, о самоорганизации и в ряде других).
Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует
новые способы целесообразной организации социального
воспитания (об этом идет речь в главе VII учебника).
Экономика и менеджмент социального воспитания исследуют, с
одной стороны, потребности общества в определенном качестве
≪человеческого капитала≫, а с другой - экономические ресурсы
общества, которые могут быть использованы для организации социального
воспитания. Кроме того, в этом разделе рассматриваются
вопросы управления социальным воспитанием (вопросы управления
рассматриваются в разделах учебника, посвященных системам
воспитания различного уровня).
Социальная педагогика
и другие отрасли
педагогического
знания
Разрабатывая свой круг проблем, социальной педагогике необходимо
широко опираться на историю педагогики (изучающую развитие педагогических идеи и теории), историю
воспитания (в ней идет речь о том, как
складывалась практика воспитания на различных
этапах развития человечества в целом
и в отдельных странах, обществах, государствах в частности), сравнительную педагогику (изучающую теорию
и практику воспитания в зарубежных странах на современном этапе),
дидаскологию.
Весьма важны и взаимополезны тесные теоретические и исследовательские
взаимосвязи социальной педагогики с семейной, конфессиональными
и коррекционной педагогиками.
Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями
педагогического знания, сферой применения которых являются
воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная
педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального
образования, педагогика закрытых учреждений различного
типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная
педагогика, педагогика среды, военная педагогика, производственная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика
социальной работы и др.
Совершенно очевидно, что в каждом из названных выше случаев
разделы социальной педагогики становятся лишь общим основанием,
требующим конкретизации в связи с теми функциями, которые
присущи той или иной воспитательной организации (например,
философия школьного воспитания имеет некоторые отличия от
философии военного воспитания, а методика социального воспитания
в средней школе существенно отличается от методики профессионального
воспитания и т.д.)
Социальная педагогика
и другие отрасли
человеке- и обще-
ствознания
Философия и социальная педагогика. Философия ставит коренные
вопросы человеческого бытия и, пытаясь дать на них ответы,
вырабатывает обобщенную систему взглядов
на мир и место в нем человека.
Социальная педагогика, в частности ее
раздел ≪Философия социального воспитания≫,
исследуя свои проблемы, с большей или
меньшей мерой осознанности исходит из определенных взглядов
на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно обнаружить
те или иные философские основания.
Этика и социальная педагогика. Этика анализирует общие законы
развития моральных представлений и отношений, а также регулируемые
ими формы морального сознания людей и их моральную
деятельность.
Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные
этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая
методы воспитания, исследуя проблемы межличностного
взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики
социального воспитания.
Социология и социальная педагогика. Социология - наука о закономерностях
становления, функционирования и развития общества
в целом, социальных отношений и социальных общностей.
Социология социального воспитания, изучая проблему социализации,
использует данные ряда отраслей социологического знания:
социологии возраста, социологии города и деревни, социологии
досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи,
социологии морали, социологии образования, социологии преступности,
социологии религии, социологии семьи.
Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспитания,
социальная педагогика принимает во внимание данные социологии,
характеризующие социальный контекст, в котором осуществляются
воспитание, анализ особенностей, свойственных различным
регионам и типам поселений, ценностных ориентации отдельных
возрастных и социально-профессиональных групп населения.
Этнография, этнопсихология и социальная педагогика. Этнография
изучает бытовые и культурные особенности народов. Этно-
189
психология - отрасль знания, изучающая этнические особенности
психики людей, национальный характер, закономерности формирования
и функции национального самосознания, этнических стереотипов
и т.д. Социология и психология социального воспитания
используют данные об этнических особенностях возрастной
периодизации жизненного пути человека, о факторах, определяющих
положение людей того или иного возраста и пола в этносе;
об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания;
о каноне человека в различных этносах и т. д.
Разрабатывая теорию социального воспитания, принимаются в
расчет данные этнографии и этнопсихологии. Этнические особенности
необходимо учитывать при определении конкретных задач
и содержания воспитания, при построении системы и особенно в
конструировании форм и методов социального воспитания. При
этом целесообразно аккумулировать сложившиеся в этносе и оправдавшие
себя адекватные общечеловеческим принципам воспитания
способы воспитания и использовать их в системе социального
воспитания в рамках данного этноса. Кроме того, имеет смысл
искать способы в возможных и разумных рамках интенсифицировать
или нивелировать и компенсировать некоторые этнические
особенности социализации и воспитания.
Социальная и возрастная психология и социальная педагогика.
Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности
людей, обусловленные фактом их включения в социальные
группы, а также психологические характеристики самих этих
групп. Возрастная психология изучает возрастные особенности и
динамику психики человека, а также возрастные факторы развития
личности. Социальная педагогика использует данные социальной
и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации и вик-
тимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания.
В реальности связь социальной педагогики с другими науками
весьма различна. Данные социальной психологии и в определенной
мере социологии находят в ней применение, хотя далеко не в
том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития.
В то же время этнографические и этнопсихологические данные
практически до сих пор остаются невостребованными. Такое положение
объясняется как недостаточным развитием социально-педагогических
знаний, так и тем, что в названных выше науках далеко
не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых
могли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях.
Использование в социальной педагогике идей и данных других
наук имеет определенные трудности и издержки. В качестве предостережения
назовем наиболее типичные. Во-первых, заимствованные
идеи и данные не всегда ≪переварены≫ для нужд социальной
190
педагогики, не адаптированы к ее предмету, не синтезированы в
новое социально-педагогическое знание. Во-вторых, некоторые
идеи заимствуются в облегченном варианте, а порой фактически
фальсифицируются в процессе их приспособления к социально-педагогическим
нуждам. И наконец, в-третьих, нередко бывает, что
социальная педагогика оперирует конкретными данными или идеями
других наук, которые на самом деле уже устарели._
Социальная педагогика
и социальная
работа'
Социокультурные процессы, происходившие в XIX в. в Европе
и Северной Америке, способствовали появлению не только социальной
педагогики, но и особой сферы социальной
деятельности, получившей название
≪социальная работа≫.
Социальная работа - профессиональная
деятельность, связанная с оказанием помощи индивидам, группам,
общинам в целях улучшения или восстановления их способности к
социальному функционированию; созданием условий для достижения
этих целей в социуме.
Исторически социальная работа выросла из филантропической
(благотворительной) деятельности, которой занимались различные