Шпаргалка по "Социальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка

Описание работы

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.

Файлы: 1 файл

соц пед.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)
  1. Социальная педагогика как отрасль научного знания.

Определение, объект

и предмет социальной

педагогики

Существуют различные определения социальной педагогики.

≪Социальная педагогика - это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая

воспитательный процесс во всех

возрастных группах≫ (Х.Мискес, Германия).

≪Смысл социальной педагогики - помощьмолодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии

негативным отклонениям от норм поведения≫ (Е. Мол-

ленхауер, Германия).

≪Социальная педагогика - это наука о воспитательных влияниях

социальной среды≫ (В. Д. Семенов, Россия).

Предложенные в настоящем учебнике понимание воспитания

как части социализации и выделение в социальной практике социального

воспитания как одного из пяти видов воспитания (наряду

с семейным, религиозным, коррекционным и диссоциальным)

позволяют дать иное определение социальной педагогики и ее

предмета.

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное

воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех

возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое

как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,

для которых воспитание не является основной функцией

(предприятия, воинские части и  др.).

Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее

предметом исследование воспитательных сил общества и способов

их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,

государственных и частных организаций в целях создания условий

для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации

человека.

Социальная педагогика как отрасль знания включает ряд разделов.

Полученные в этих разделах знания в синтезе позволяют охарактеризовать социальное воспитание как

один из видов социальной практики и выработать

определенные подходы и рекомендации по его совершенствованию.

Разделы социальной

Педагогики

Философия социального воспитания разрабатывается на стыке философии,

этики, социологии и педагогики. В ней рассматриваютсяфундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы.

В частности, дается трактовка сущности социального воспитания

и его задач; на основе определенного понимания образа человека

разрабатываются общие подходы к соотношению развития,

социализации и воспитания; определяются ценности и принципы

социального воспитания и т.д. Варианты ответов на названные

вопросы предложены в соответствующих разделах настоящего

учебника (например, о социализации и человеке как ее объекте,

субъекте и жертве, о принципах воспитания и т.д.).

Социология социального воспитания исследует социализацию как

контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную

часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации

и ее факторах). Полученные знания создают возможность

поиска путей и способов использования их воспитательных

потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных

влияний на развитие человека в процессе социализации. А в

целом знания, полученные социологией социального воспитания,

могут стать основой поисков путей интеграции воспитательных сил

общества (они нашли отражение в разделах о государственной, региональной

и муниципальной системах воспитания и в некоторых

других).

Социально-педагогическая виктимология исследует те категории

людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных

условий социализации, в ней определяются направления социальной

и педагогической помощи им (о чем шла речь в разделе об издержках

социализации).

Теория социального воспитания описывает, объясняет и прогнозирует

функционирование социального воспитания. Исходя из положений

философии социального воспитания, учитывая данные социологии

социального воспитания и социально-педагогической

виктимологии, теория социального воспитания, например, исследует:

что представляют собой индивидуальные, групповые и социальные

субъекты социального воспитания и как они между собой

взаимодействуют; содержание жизнедеятельности воспитательных

организаций; содержание и характер индивидуальной помощи человеку

и т. д. (об этом шла речь в соответствующих разделах учебника).

Психология социального воспитания на основе социально-психологических

характеристик групп и человека, их особенностей на

различных возрастных этапах выявляет психологические условия

эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания

(в учебнике эти данные использованы  в разделах об организации

взаимодействия, о самоорганизации и в ряде других).

Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует

новые способы целесообразной организации социального

воспитания (об этом идет речь в главе VII учебника).

Экономика и менеджмент социального воспитания исследуют, с

одной стороны, потребности общества в определенном качестве

≪человеческого капитала≫, а с другой - экономические ресурсы

общества, которые могут быть использованы для организации социального

воспитания. Кроме того, в этом разделе рассматриваются

вопросы управления социальным воспитанием (вопросы управления

рассматриваются в разделах учебника, посвященных системам

воспитания различного уровня).

 

  1. Взаимосвязь соц пед с другими науками: психологией, педагогикой,  социологией, соц работой.

Социальная педагогика

и другие отрасли

педагогического

знания

Разрабатывая свой круг проблем, социальной педагогике необходимо

широко опираться на историю педагогики (изучающую развитие педагогических идеи и теории), историю

воспитания (в ней идет речь о том, как

складывалась практика воспитания на различных

этапах развития человечества в целом

и в отдельных странах, обществах, государствах в частности), сравнительную педагогику (изучающую теорию

и практику воспитания в зарубежных странах на современном этапе),

дидаскологию.

Весьма важны и взаимополезны тесные теоретические и исследовательские

взаимосвязи социальной педагогики с семейной, конфессиональными

и коррекционной педагогиками.

Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями

педагогического знания, сферой применения которых являются

воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная

педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального

образования, педагогика закрытых учреждений различного

типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная

педагогика, педагогика среды, военная педагогика, производственная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика

социальной работы и др.

Совершенно очевидно, что в каждом из названных выше случаев

разделы социальной педагогики становятся лишь общим основанием,

требующим конкретизации в связи с теми функциями, которые

присущи той или иной воспитательной организации (например,

философия школьного воспитания имеет некоторые отличия от

философии военного воспитания, а методика социального воспитания

в средней школе существенно отличается от методики профессионального

воспитания и т.д.)

Социальная педагогика

и другие отрасли

человеке- и обще-

ствознания

Философия и социальная педагогика. Философия ставит коренные

вопросы человеческого бытия и, пытаясь дать на них ответы,

вырабатывает обобщенную систему взглядов

на мир и место в нем человека.

Социальная педагогика, в частности ее

раздел ≪Философия социального воспитания≫,

исследуя свои проблемы, с большей или

меньшей мерой осознанности исходит из определенных взглядов

на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно обнаружить

те или иные философские основания.

Этика и социальная педагогика. Этика анализирует общие законы

развития моральных представлений и отношений, а также регулируемые

ими формы морального сознания людей и их моральную

деятельность.

Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные

этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая

методы воспитания, исследуя проблемы межличностного

взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики

социального воспитания.

Социология и социальная педагогика. Социология - наука о закономерностях

становления, функционирования и развития общества

в целом, социальных отношений и социальных общностей.

Социология социального воспитания, изучая проблему социализации,

использует данные ряда отраслей социологического знания:

социологии возраста, социологии города и деревни, социологии

досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи,

социологии морали, социологии образования, социологии преступности,

социологии религии, социологии семьи.

Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспитания,

социальная педагогика принимает во внимание данные социологии,

характеризующие социальный контекст, в котором осуществляются

воспитание, анализ особенностей, свойственных различным

регионам и типам поселений, ценностных ориентации отдельных

возрастных и социально-профессиональных групп населения.

Этнография, этнопсихология и социальная педагогика. Этнография

изучает бытовые и культурные особенности народов. Этно-

189

психология - отрасль знания, изучающая этнические особенности

психики людей, национальный характер, закономерности формирования

и функции национального самосознания, этнических стереотипов

и т.д. Социология и психология социального воспитания

используют данные об этнических особенностях возрастной

периодизации жизненного пути человека, о факторах, определяющих

положение людей того или иного возраста и пола в этносе;

об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания;

о каноне человека в различных этносах и т. д.

Разрабатывая теорию социального воспитания, принимаются в

расчет данные этнографии и этнопсихологии. Этнические особенности

необходимо учитывать при определении конкретных задач

и содержания воспитания, при построении системы и особенно в

конструировании форм и методов социального воспитания. При

этом целесообразно аккумулировать сложившиеся в этносе и оправдавшие

себя адекватные общечеловеческим принципам воспитания

способы воспитания и использовать их в системе социального

воспитания в рамках данного этноса. Кроме того, имеет смысл

искать способы в возможных и разумных рамках интенсифицировать

или нивелировать и компенсировать некоторые этнические

особенности социализации и воспитания.

Социальная и возрастная психология и социальная педагогика.

Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности

людей, обусловленные фактом их включения в социальные

группы, а также психологические характеристики самих этих

групп. Возрастная психология изучает возрастные особенности и

динамику психики человека, а также возрастные факторы развития

личности. Социальная педагогика использует данные социальной

и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации и вик-

тимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания.

В реальности связь социальной педагогики с другими науками

весьма различна. Данные социальной психологии и в определенной

мере социологии находят в ней применение, хотя далеко не в

том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития.

В то же время этнографические и этнопсихологические данные

практически до сих пор остаются невостребованными. Такое положение

объясняется как недостаточным развитием социально-педагогических

знаний, так и тем, что в названных выше науках далеко

не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых

могли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях.

Использование в социальной педагогике идей и данных других

наук имеет определенные трудности и издержки. В качестве предостережения

назовем наиболее типичные. Во-первых, заимствованные

идеи и данные не всегда ≪переварены≫ для нужд социальной

190

педагогики, не адаптированы к ее предмету, не синтезированы в

новое социально-педагогическое знание. Во-вторых, некоторые

идеи заимствуются в облегченном варианте, а порой фактически

фальсифицируются в процессе их приспособления к социально-педагогическим

нуждам. И наконец, в-третьих, нередко бывает, что

социальная педагогика оперирует конкретными данными или идеями

других наук, которые на самом деле уже устарели._

Социальная педагогика

и социальная

работа'

Социокультурные процессы, происходившие в XIX в. в Европе

и Северной Америке, способствовали появлению не только социальной

педагогики, но и особой сферы социальной

деятельности, получившей название

≪социальная работа≫.

Социальная работа - профессиональная

деятельность, связанная с оказанием помощи индивидам, группам,

общинам в целях улучшения или восстановления их способности к

социальному функционированию; созданием условий для достижения

этих целей в социуме.

Исторически социальная работа выросла из филантропической

(благотворительной) деятельности, которой занимались различные

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной педагогике"