Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 17:50, шпаргалка
Педагогическая профессия и её особенности Из более чем тридцати тысяч существующих в настоящее время профессий, педагогическая профессия относится к числу наиболее древних. Именно помощь взрослых детям, передача им необходимых знаний об окружающем мире, обучение умениям, необходимым для дальнейшей жизни, явились прообразом педагогической деятельности, которая стала впоследствии делом специально подготовленных людей, то есть профессией.
Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.). Любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения. Все формы находятся в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется деятельность студентов. На основании этого выделяют формы деятельности студентов: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые). На наш взгляд, профессиональнее рассматривать формы организации обучения не по количеству студентов, участвующих в образовательном процессе, а по характеру связей между ними в процессе познавательной деятельности.
Индивидуальная форма - углубленная индивидуализация обучения, когда каждому студенту дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого студента. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных типов, программированном обучении, углублении знаний и ликвидации в них пробелов.(репетитор, самост раб)
Названные формы организации учебной деятельности студентов весьма ценны и эффективны только во взаимосвязи.
Групповая форма - предусматривает разделение группы студентов на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: составление технологического маршрута или изучение технологического процесса, конструкция приспособления или инструмента, выполнение лабораторных и практических работ, решение задач и упражнений.
Фронтальная форма - предполагает совместную деятельность всей учебной группы: преподаватель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, студенты работают над одной проблемой. Преподаватель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Студентам обеспечивается одновременное продвижение в учении.
индивидуально-опосредованная форма обучения. Она соответствует опосредованному общению участников обучения (осуществляется индивидуальная работа обучающегося с учебным материалом, посредством которого он находится в ситуации общения с другим человеком);
парная — соответствует взаимодействию в обособленной паре (результаты его не используются в других парах);
групповая — соответствует общению в группе, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем;
коллективная — соответствует взаимодействию в группе, когда общение происходит в парах сменного состава.
Вопрос № 42 Развитие личности как центральная проблема педагогики
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития выделяются три основных направления - биологическое, социологическое и биосоциальное.
Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он "надевает маску" или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.
Все явления общественной жизни (стачки, забастовки, революции), как считают представители этого направления, естественны для простых людей, у которых от рождения заложено стремление к нападению, жестокости, бунтарству. Однако реальная жизнь показывает, что люди часто действуют даже против своих жизненных потребностей, выполняя долг патриота, борца и просто гражданина.
Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.
Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.
Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).
Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в достижении, признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание - быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость - свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.
Личность, по определению Л. С. Выготского, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.
Существуют различия и в понимании сущности развития личности в отечественной и зарубежной педагогике. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Отечественная педагогика при рассмотрении этого вопроса исходит из положений диалектического материализма, который рассматривает развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.
При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:
противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;
противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;
противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий).
Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается.
В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и "сопротивлением материала" (А. С. Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.
Вопрос №44 Хар-ка целостного пед.процесса
Педагогический процесс – это многогранный процесс воспитания, который обеспечивается единством обучения и воспитания.
Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития.
Таким образом, целостность педагогического процесса означает подчинение всех процессов его образующих главной и единой цели – всестороннему, гармоническому и целостному развитию личности.
Функции:
Образовательная- а) формирование мотивации к учебно-познавательной деятельности. Б)опыт практической и творческой деятельности. В) Освоение научных ЗУНов. Г)освоение ценностных ориентаций. Д)выстраивание взаимоотношений. (реализуется, прежде всего, в процессе обучения; во внеклассной работе; в деятельности учреждений дополнительного образования.)
Развивающая- а)формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности. (Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.)
Воспитательная- а)формирование отдельных качеств, свойств и отношений личности.(проявляется во всем): в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия преподавателя и воспитанника;в личности и профессионализме педагога; в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.
Структура педагогического процесса состоит из следующих компонентов:
Стимульно-мотивационный– педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;
Этот компонент характеризуется: эмоциональными отношениями между его субъектами (воспитателями-воспитанниками, воспитанниками-воспитанниками, воспитатели-воспитатели, воспитатели-родители, родители-родители); мотивами их деятельности (мотивы воспитанников); формированием мотивов в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов, что во многом определяет результативность педагогического процесса.
Целевой – осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности;
Этот компонент включает все многообразие целей, задач педагогической деятельности от генеральной цели – «всестороннее гармоническое развитие личности» до конкретных задач формирования отдельных качеств.
Содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и каждую конкретную задачу; определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.
Связан с разработкой
и отбором содержания образования.
Содержание чаще
всего предлагает и регулирует преподаватель
с учетом целей обучения, интересов, склонностей
учащихся;
Содержание конкретизируется
в отношении, как отдельной личности, так
и определенных групп в зависимости от
возраста субъектов, особенностей педагогических
условий.
Операционно-действенный – наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);
Характеризует взаимодействие
педагогов и детей, связан с организацией
и управлением процесса.
Средства и методы
в зависимости от особенностей воспитательных
ситуаций складываются в определенные
формы совместной деятельности воспитателей
и воспитанников. Так достигаются желаемые
цели.
Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;
Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.
Движущие силы педагогического
процесса:
Условием любого развития
и движения – является разрешение противоречий,
которые возникают внутри самой системы
и при ее взаимодействии с внешней средой.
Противоречия, возникающие
между компонентами педагогического процесса.
Эти противоречия условно можно разделить
на внешние и внутренние.
Вопрос № 46 Педагогика в системе наук о человеке
Педагогика познает
и совершенствует способы влияния на развитие
человека в нерасторжимом слиянии природного,
социального и индивидуального. Поэтому
педагогические учения, теории, модели,
прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного
и системного знания о развивающееся человеке;
оно «добывается» психологией, философией,
историей, социологией и другими науками
и человеке.
Педагогика органично
связана с психологией. Существует неск
Так, давая определение
процессу воспитания – сознательно организуемому
взаимодействию педагогов и воспитанников,
организации и стимулированию активной
деятельности воспитуемых по овладению
ими социальным и духовным опытом, ценностями,
отношениями – многие авторы подчеркивают,
что с психологической точки зрения, воспитание
- это процесс интериоризации, т.е. перевода
внешнего по отношению к личности опыта
во внутренний психологический план личности,
ее убеждения, установки, поведение.
Как научная дисциплина,
педагогика пользуется психологическим
знанием для выявления, описания, объяснения,
систематизации педагогических фактов.
Так, результаты педагогической деятельности
изучаются с помощью психологических
диагностик (тестов, анкет и т.д.).
Своеобразным мостом
между педагогикой и психологией науками
выступает педагогическая и возрастная
психология, психология профессиональной
педагогической деятельности, психология
управления педагогическими системами
и многие психологические исследования
других областей образования.
Педагогика тесно вязана
с физиологией. Для понимания механизмов
управления физическим и психическим
развитием обучаемых особенно важно знать
закономерности жизнедеятельности организма
в целом и отдельных его частей, функциональных
систем. Знание закономерностей функционирования
высшей нервной деятельности позволяет
педагогике конструировать развивающие,
обучающие технологии, инструментарий,
способствующий оптимальному развитию
личности.
Данные социологии способствуют более
глубокому осмыслению проблемы социализации
личности. Результаты социологических
являются базой для решения педагогических
проблем, связанных с организацией студенческого
досуга, профессиональной ориентацией
и многих других. Будучи наукой об обществе
как целостной системе, отдельных ее составляющих,
о процессах функционирования и развития
общества. Социология в область своих
теоретических и практико-прикладных
исследований включает проблемы образования
и воспитания. В структуре социологической
науки плодотворно развиваются такие
направления как социология образования,
социология воспитания, социология студенчества
и т.д.
Исходное значение
для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой
для осмысления целей воспитания и образования
в современный период развития педагогического
знания. Теория познания позволяет опосредованно,
благодаря общности законов, определить
закономерности учебно-познавательной
деятельности и механизмы управления
ею. Философские категории необходимости
и случайности, общего, едичного, законы
взаимосвязи и взаимозависимости, развитие
и его движущие силы и др. способствуют
прогрессу исследовательской педагогической
мысли. В связи с углублением феномена
образования на современном этапе педагогического
знание интенсивное развитие получает
одно из философских направлений – философия
образования. Философия образования –
это область знаний, которая использует
в воспитательной практике идеи различных
философских систем. Одна из задач философии
образования, как ее определяет английский
философ А.Брент, состоит в том, чтобы определить
критерии и разработать принципы, позволяющие
выявить суть предмета и методов воспитания.
Проблема соотношения
природных и социальных факторов развития
человека – одна из центральных для педагогики.
Она является и важнейшей длябиологии,
изучающей индивидуальное развитие человека.
Педагогика, рассматривая человека в качестве
естественно-природного и социального
существа, не могла не задействовать тот
потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей
знания о феномене человека в единый теоретический
конструкт, рассматривающий природу условного
человека в его многомерности и многоликости.
Связь педагогики с медициной привела к появлению
коррекционной педагогики как специальной
отрасли педагогического знания, предметом
которой является образование детей, имеющих
приобретенные или врожденные отклонения
в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи
с медициной систему средств, с помощью
которых достигается терапевтический
эффект и усваиваются такие позиции, роли,
ценности, которые облегчают процессы
социализации, компенсирующие имеющиеся
дефекты или снижающие их тяжесть.
Развитие педагогики
связано также с науками, изучающими человека
в обществе, в системе его социальных связей
и отношений. Потому неслучайно стали
устанавливаться достаточно устойчивые
взаимодействия между педагогикой, психологией,
социологией, экономикой, политологией
и другими социальными науками.
Отношения между педагогикой
и экономическими науками сложны и неоднозначны.
Экономическая политика во все времена
была необходимым условием развития образованности
общества. Немаловажным фактором развития
педагогики остается экономическое стимулирование
научных исследований в этой области знаний.
Связь этих наук послужила обособлению
такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой
является специфика действия экономических
законов в сфере образования.
Связи педагогики с социологией относятся также к
числу традиционных, так как и первая и
вторая озабочены планированием образования,
выявлением основных тенденций развития
тех или иных групп или слоев населения,
закономерностей социализации и воспитания
личности в различных социальных институтах.
Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что
образовательная политика всегда являлась
отражением идеологии господствующих
партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных
схемах и теориях. Педагогика стремится
выявить условия и механизмы становления
человека в качестве субъекта политического
сознания, возможности усвоения политических
идей, установок, политического мировоззрения.