Шпаргалка по "Педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 17:50, шпаргалка

Описание работы

Педагогическая профессия и её особенности Из более чем тридцати тысяч существующих в настоящее время профессий, педагогическая профессия относится к числу наиболее древних. Именно помощь взрослых детям, передача им необходимых знаний об окружающем мире, обучение умениям, необходимым для дальнейшей жизни, явились прообразом педагогической деятельности, которая стала впоследствии делом специально подготовленных людей, то есть профессией.

Файлы: 1 файл

геращенко.doc

— 402.00 Кб (Скачать файл)

       6. Гуманистическая функция связана с гуманным отношением к ребенку, принятием его таким, каков он есть, верить в его потенциальные возможности, помогать ему быть лучше, развивать его творческую индивидуальность, постоянно поддерживать и защищать

       7. Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личности ребенка, развитие психических свойств личности (мышление, память, внимание, чувства, сознание, воля, потребности, интересы, стремления и др.).

 

 

6. Цели содержание структура непрерывного образования Непрерывное образование  – принцип организации образования, объединяющий все его ступени и виды (дошкольное, школьное, профессиональное и пост профессиональное - повышение квалификации и переподготовка) в целостную систему, обеспечивающую возможность обновления и пополнения знаний и навыков на протяжении всей жизни человека - от раннего детства до старости. Соответственно этому принципу строится и содержание образования, обеспечивающее последовательность и преемственность усвоения знаний на разных этапах непрерывного образования.

Одна из основных целей  непрерывного образования — расширение и диверсификация образовательных  услуг, дополняющих базовое школьное или вузовское обучение. Этим признается недостаточность или неспособность  базовой системы научить человека всему, что ему придется делать в  течение трудовой жизни. Непрерывное  образование приравнивается к образованию  взрослых, так как речь идет о  различных формах переподготовки, повышения  квалификации и культурного уровня людей, преодолевших обычный возраст  базового обучения.

Цели непрерывного образования  кадров на производстве.

С позиции работодателя:

-   организация и формирование  персонала управления

- овладение умением определять, понимать и решать возникающие проблемы

-   воспроизводство и интеграция  персонала

-  адаптация и внедрение нововведений  Поддержание на соответствующем  уровне и повышение профессиональной  квалификации

С позиции работника

- приобретение профессиональных  знаний вне сферы основной деятельности

- приобретение знаний о «внешних»  организациях, влияющих на работу  фирмы

- развитие способностей в области  планирования и организации производства

Планирование непрерывного обучения - одна из главных составных частей планирования человеческих ресурсов, которая включает в себя два этапа: первый - прогноз количественного и качественного состава занятых в организации на рассматриваемый период; второй - составление планов набора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Непрерывное образование  предполагает многообразие и гибкость применяемых видов обучения, его  гуманизацию, демократизацию и индивидуализацию. Важная особенность непрерывного образования - его устремленность в будущее, на решение проблем развития общества на основе использования полученных профессиональных знаний до получения  высшей квалификации; переподготовку и переход к более сложной  и престижной профессии.

 

7.Понятие пед.деятельности Педагогическая деятельность – это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры.

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. 

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям. 

Педагогическая деятельность - особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества. 

Педагогическая деятельность организует объективный процесс воспитания, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни, т.к. она вооружена: теоретическими знаниями;  педагогическим опытом;  системой специальных учреждений.  
Кратко охарактеризуем роль педагогической теории в педагогической деятельности. Педагогическая деятельность опирается на научную педагогическую теорию, которая занимается изучением:  законов воспитания;  воспитательного влияния жизненных условий;  их требований к человеку. 

Структура - это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство.  
Начальный компонент педагогической деятельности - знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку.  
Второй компонент педагогической деятельности - многообразные научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни - мировоззрение. 

Третий компонент педагогической деятельности - собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.  
Четвертый компонент педагогической деятельности - высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.  
Профессор Н.В. Кузьмина в структуру педагогической деятельности включает следующие компоненты, рассматривая педагогическую деятельность как цикл этапов педагогического управления: гностический;  проектировочно-целевой;  конструктивный;  организационный;  коммуникативный. 

 

8.Единство образования  и самообразования Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самосовершенствование, но не ставящая их своей целью. 
Закономерности процесса самообразования: 1) стремление к самообразованию находится в связи с уровнем нравственного и умственного развития, образованности человека и развивается по мере расширения взаимодействия и углубления взаимосвязи личности с окружающей средой и повышением общественной активности человека; 2) стремление к самообразованию растет по мере удовлетворения его познавательных потребностей и интересов путем самообразовательной деятельности ; 3) стремление к самообразованию опирается на наличие у человека самообразовательных умений и в свою очередь стимулирует их совершенствование; 4) стремление к самообразованию находится в прямой зависимости от условий познавательной деятельности человека (Б.Ф. Райский). 
Самообразовательная деятельность имеет возрастные характеристики: 1) младший школьный возраст – интенсивная потребность в знании и открытость к нему побуждают к эпизодическим актам самообразования у многих и к элементарной систематической, относительно самостоятельной деятельности у определенной группы; 2) подростки – самообразовательная деятельность остается управляемой со стороны, она служит целям дополнения и расширения получаемого образования и (у некоторой части) удовлетворения возникающих познавательных интересов помимо школьной программы, нередко она становится средством самоутверждения в среде сверстников; 3) юность – самообразование интенсивно направляется в сферу возникающих профессиональных интересов, неся на себе все качества подросткового самообразования; 4) взрослое самообразование выполняет все названные функции. 
Этапы самообразования: 1) положительное отношение к знанию и ситуативное, стихийное самостоятельное удовлетворение возникающей познавательной потребности при отсутствии освоенной технологии самообразовательной деятельности; 2) самообразование становится более систематическим, целенаправленным и самостоятельным, но носит дискретный характер; 3) самообразование – систематический. Непрерывающийся процесс, регулируемый как мотивацией личного порядка, так и под влиянием осознания общественной значимости самообразовательной деятельности.

 

9.Признаки педагогики  как науки:

1. Возникновение из потребностей общества: педагогика – наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.

2. Наличие предмета исследования: воспитание человека – особая функция общества.

3. Наличие категориального аппарата: воспитание, образование, обучение развитие, формирование.

4. Наличие методов исследования: педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение. Опытная работа. Использование психологических и социологических тестов.

5. Наука – итог, совокупность, система достоверных и обобщенных знаний: педагогика осуществляет поиск наиболее эффективных педагогических систем, конструирует их, выявляет зависимости, при которых наиболее эффективно могут функционировать эти системы.

 

10.Функции процесса  обучения

Процесс обучения – это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Обучение – это целенаправленный, организованный процесс активного взаимодействия обучающих и обучающихся посредством передачи общественно-исторического опыта, в результате чего у обучающихся формируются система знаний мира, опыт деятельности, личностные качества 

Существуют три основные функции процесса обучения: образовательная, воспитательная и развивающая. Они тесно связаны между собой, что дает возможность формировать необходимые качества человека, которые будут ценны не только для самой личности, но и для всего общества в целом. В связи с этим большое значения имеют не только приобретаемые знания, умения и навыки, но и отдельные качества человека, вырабатывающиеся за время обучения. Реализуясь на практике в процессе обучения, эти функции позволяют достигнуть поставленной цели обучения и воспитания подрастающего поколения.

Образовательная функция выполняется посредством приобретения знаний, умений и навыков.

Что касается воспитательной функции, на деле она реализуется при становлении необходимых в современной самостоятельной жизни качеств индивида. К основным следует отнести волевые, эстетические, нравственные и другие качества. При этом формируется диалектико–материалистическое мировоззрение, в результате чего складывается всесторонне и гармонично развитая личность. Результатом развивающей функции считается умственное развитие школьников, становление их познавательных качеств.

К познавательным качествам человека принято относить познавательную активность, природные способности, логическое мышление, способности к умозаключениям и выполнению логических операций.

На начальном этапе обучения в школе развивающая функция направлена на развитие свойств высшей нервной деятельности, что обеспечивает формирование познавательных и интеллектуальных возможностей ребенка.

В связи с этим очень популярным в настоящее время является развивающее обучение. Оно заключается в том, что в обучение школьников включаются виды деятельности, способствующие развитию сенсорного восприятия, двигательной, интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер.

 

13. Наблюдение как метод  пед.исследования

Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.

Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны процесса физического воспитания, которые можно фиксировать не нарушая процесса обучения и воспитания. Наблюдения становятся объективными только тогда, когда предметом изучения служит четко видимый факт (например, число и направленность замечаний учителя в ходе урока).

Наблюдение как метод педагогического исследования является наиболее доступным и распространенным.  Под наблюдением подразумевается заранее подготовленное и организованное восприятие процесса, явления или объекта в естественных условиях. Следует отметить, что научное исследование несколько отличается от так называемого житейского. Во-первых, в научном наблюдении ставятся конкретные задачи, разрабатываются схемы наблюдения, выделяются объекты. Во-вторых, полученные результаты нужно обязательно зафиксировать. В-третьих, полученные данные обязательно обрабатываются. О высокой эффективности наблюдения можно говорить в том случае, если оно будет систематическим, разносторонним, длительным, массовым и объективным. Так как наблюдение не занимается раскрытием внутренней стороны педагогического исследования, то применяют его лишь на начальном этапе исследования, в купе с другими методами.

Наблюдение должно иметь четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, цели, задачи, время наблюдения, предполагаемый результат, ожидаемые изменения в обученности и воспитанности. План наблюдения отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать. К числу средств, повышающих объективность наблюдений, относятся специальные технические средства звукозаписи или видеозаписи уроков, внеклассных воспитательных мероприятий.

14. Содержание и принципы процесса воспитания.

Содержание воспитания – это система знаний убеждений и навыков качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. В основе содержания процесса воспитания лежат следующие идеи

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогика"