Интенсивность
умственного развития зависит от того,
даются ли средства обучения в готовом
виде или конструируются учащимися на
уроке совместно с учителем. Изготовление
средств даёт большой развивающий эффект
и более высокое качество знаний учащихся,
нежели их ординарное использование по
образцу, данному преподавателем.
Наглядные пособия обычно классифицируются
на три группы:
1.Обьемные
пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты
и т.п.)
2.Печатные
пособия (картины, плакаты, графики, таблицы,
учебники и т. п.)
3.Проэкционный
материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды
и т.п.)
Материальные
средства, необходимые для усвоения всей
учебной дисциплины, составляют систему,
производную от системы учебного предмета.
Система
средств обучения строится согласно следующим
принципам:
1.Оборудование
должно полностью удовлетворять
педагогическим требованиям предъявляемым
к другим элементам учебного процесса:
наглядно воспроизводить существенное
в явлении, быть легко воспринимаемым.
2.Количество
и типы средств обучения должны
полностью обеспечивать материальные
потребности учебной программы
в системе, но без излишеств.
3.Средства
обучения должны соответствовать
реальными условиям работы и потребностям
местного населения. Каждое действие совершается
с помощью какого-нибудь средства.
Умственные
действия совершаются при помощи идеальных
средств, которые входят в состав компонентом
мышления наряду с образом конечного продукта
(целью), условием задачи (деятельности)
и технологией работы (операционным составом
мышления). В процессе объяснения нового
материала учитель выражает эти средства
наглядно (графически, символически и
т.п.), либо вербализует их (словесно). Вербальные
выражения средств всегда начинаются
с глагола (нарисовать, изобразить и т.
п.). Последовательность используемых
средств обучения (иногда называемый план
решения задачи). Каков же состав идеальных
средств обучения?
Выготский
Л.С. приводит такие средства обучения,
как: речь, письмо, схемы, условные обозначения,
чертежи, произведения искусства и другие.
В общем случае идеальное средство – это
орудие освоения культурного наследия,
новых культурных ценностей. Речь как
средство обучения многоаспектна: она
отражает уровень умственного развития
говорящего, опосредует процессы восприятия,
воздействует и управляет, обеспечивает
познание и общение, выражает отношение
и позицию личности к информации и слушателям.
Совершенствование
содержания образования закономерно требует
совершенствования форм, методов и приемов,
средств обучения. Создание средств обучения
находится в тесной связи с развитием
техники, уровнем педагогической и психологической
мысли, передовым педагогическим опытом.
Наряду с центральным звеном системы средств
обучения (учебники, учебные пособия и
т.д.), большое внимание в настоящее время
уделяется совершенствованию наглядных
пособий. Средства обучения являются одним
из основных факторов, оказывающих влияние
на процесс обучения и воспитания. Кроме
наглядности содержания обучения внимание
заслуживает их роль в развитии воображения
учащихся, мышлении, в формировании умений,
закреплении знаний и их практическом
использовании.
Методы обучения
применяются в единстве с определенными
средствами обучения (дидактические средства).
Под ними чаще всего понимаются учебные
и наглядные пособия, демонстрационные
устройства, технические средства и др.
Однако нужно иметь в виду, что "средства
обучения" имеют и более широкий смысл.
В этом случае это все то, что способствует
достижению целей образования, т.е. вся
совокупность методов, форм, содержания,
а также специальных средств обучения.
Мы остановимся на первом значении.
Дидактическими
средствами служат предметы, являющиеся
сенсомоторными стимулами, воздействующими
на органы чувств учащихся и облегчающими
им непосредственное и косвенное познание
мира. Они, как и методы, выполняют обучающую,
воспитывающую и развивающую функции,
а также выступают средством побуждения,
учебно-познавательной деятельности учащихся,
а также управления и контроля.
Дидактические
средства подразделяют на средства для
учителя и для учащихся. Первые представляют
собой предметы, используемые учителем
для более эффективной реализации целей
образования. Вторые - это индивидуальные
средства учащихся, школьные учебники,
тетради, письменные принадлежности и
т.п. В число дидактических средств включаются
и такие, с которыми связана как деятельность
учителя, так и учащихся: спортивное оборудование,
пришкольные ботанические участки, компьютеры
и т.п.
Дидактические
средства подразделяются на визуальные
(зрительные), к которым относятся оригинальные
предметы или их разнообразные эквиваленты,
диаграммы, карты и т.п.; аудиальные (слуховые),
включающие радио, магнитофоны, музыкальные
инструменты и т.п., и аудиовизуальные
(зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение,
частично автоматизирующие процесс обучения
программированные учебники, дидактические
машины, компьютеры и т.д.
Дидактические
средства становятся ценным элементом
процесса обучения в том случае, когда
они используются в тесной связи с остальными
компонентами этого процесса. Их подбор
зависит не только от материальной оснащенности
школы учебными пособиями, но и от поставленных
целей урока, методов учебной работы, возраста
учащихся, а также от характерных особенностей
отдельных учебных предметов.
7. Методы воспитания Щукина
Методы
воспитания - это способы воздействия
на сознание, волю, чувства, поведение
воспитанников с целью выработки у них
заданных целью воспитания качеств.
Прием воспитания
- часть общего метода, отдельное действие.
Классификация
методов - это выделенная по определенному
признаку система методов.
Научная
классификация требует определения общих
оснований и вычленения признаков для
ранжирования объектов, составляющих
предмет классификации. Существует множество
классификаций методов по различным основаниям.
Наиболее
распространенной в настоящее время является
классификация методов воспитания на
основе направленности личности - интегративной
характеристики, включающей в себя в единстве
целевую, содержательную и процессуальную
стороны методов воспитания (Г. И. Щукина).
В соответствии с этой характеристикой
выделяется три группы методов воспитания:
1. Методы
формирования сознания личности: рассказ,
объяснение, разъяснение, лекция, этическая
беседа, увещевание, внушение, инструктаж,
диспут, доклад, пример.
2. Методы
организации деятельности и формирования
опыта общественного поведения:
упражнение, приучение, педагогическое
требование, общественное мнение, поручение,
воспитывающие ситуации.
3. Методы
стимулирования поведения и деятельности:
соревнование, поощрение, наказание.
1. Методы
формирования сознания направлены
на формирование взглядов, понятий,
убеждений, предполагают усвоение (понимание)
воспитанником тех норм и правил
поведения, которые должны быть
сформированы в процессе воспитания.
Каждый из
методов имеет свою специфику и область
применения. Они используются системно,
в комплексе с другими методами.
Рассказ
на этическую тему предполагает яркое
эмоциональное изложение конкретных фактов
и событий, имеющих нравственное содержание.
Воздействуя на чувства рассказ помогает
воспитанникам понять и усвоить смысл
моральных оценок и норм поведения. Рассказ
на этическую тему выполняет функции:
служит источником информации, обогащает
нравственный опыт личности опытом других
людей, служит способом использования
положительного примера в воспитании.
Разъяснение
- метод эмоционально-словесного воздействия
на воспитанников.
Разъяснение
применяется, когда необходимо сформировать
или закрепить новое нравственное качество
или форму поведения, выработать правильное
отношение воспитанников к определенному
поступку, который уже совершен.
Метод увещевания
предполагает сочетание просьбы с разъяснением
и внушением, что позволяет проектировать
в личности воспитанника положительное,
вселяет веру в возможность достижения
более высоких результатов.
Этическая
беседа - метод систематического и последовательного
обсуждения знаний, предполагающий участие
обеих сторон - воспитателя и воспитанников.
Предметом этической беседы являются
нравственные, моральные, этические проблемы,
целью - углубление, упрочнение нравственных
понятий, обобщение и закрепление знаний,
формирование системы нравственных взглядов
и убеждений. Метод предполагает привлечение
воспитанников к выработке правильных
оценок и суждений.
Диспут -
это спор на разные темы, волнующие воспитанников.
В основе диспута - спор, борьба мнений,
его цель - не вывод, а процесс.
Пример как
метод формирования сознания дает конкретные
образцы для подражания и тем самым активно
формирует сознание, чувства, убеждения,
активизирует деятельность. Психологической
основой примера служит подражательность,
благодаря чему люди овладевают социальным
и нравственным опытом.
2. Методы
организации деятельности основаны
на практической деятельности
воспитанников.
Упражнение
как метод воспитания является способом
привлечения воспитанников к целенаправленной
деятельности. Сущность метода состоит
в многократном выполнении требуемых
действий, доведение их до автоматизма.
Результатом упражнений являются устойчивые
качества личности - навыки и привычки.
Привычка освобождает разум и волю для
новой работы. Эффективность упражнения
зависит от системы упражнений, их содержания,
доступности и посильности, объема, частоты
повторений, контроля и коррекции, личностных
особенностей воспитанников, места и времени
выполнения, мотивации и стимулирования.
Требование
- метод воспитания, с помощью которого
стимулируется или тормозится определенная
деятельность воспитанника.
По форме
предъявления различаются прямые и косвенные
требования. Для прямого требования характерны
императивность, определенность, конкретность,
точность, понятные воспитанникам формулировки,
не допускающие двух различных толкований.
Косвенные
требования (совет, просьба, намек, доверие,
одобрение) отличаются от прямого тем,
что стимулом действия становится уже
не столько само требование, сколько вызванные
им психологические факторы: переживания,
интересы, стремления.
Требования
вызывают положительную, отрицательную
или нейтральную реакцию. В этой связи
выделяются позитивные и негативные требования.
Прямые - негативны.
По способу
предъявления различают непосредственное
и опосредованное требование.
Требование,
с помощью которого воспитатель сам добивается
нужного поведения, называется непосредственным.
Требования воспитанников друг к другу,
«организованные» воспитателем, - опосредованные
требования.
Приучение
- это интенсивно выполняемое упражнение.
Его применяют тогда, когда необходимо
быстро и на высоком уровне сформировать
требуемое качество.
Использование
метода приучения в гуманистических системах
воспитания обосновывается тем, что некоторое
насилие, неизбежно присутствующее в этом
методе, направлено на благо самого человека,
и это единственное насилие, которое может
быть оправдано.
Поручение.
С помощью поручений школьников приучают
к положительным поступкам.
Метод воспитывающих
ситуаций является методом организации
деятельности и поведения воспитанников
в специально созданных условиях.
3. Методы
стимулирования.
Метод поощрения
позволяет выразить положительную оценку
действий воспитанников. Его использование
закрепляет положительные навыки и привычки.
Действие поощрения основано на возбуждении
положительных эмоций.
Виды поощрения:
одобрение, ободрение, благодарность и
т.д.
Наказание
- это метод педагогического воздействия,
которое должно предупреждать нежелательные
поступки, тормозить их, вызывать чувство
вины перед собой и другими людьми.
Виды наказания:
наложение дополнительных обязанностей,
лишение или ограничение определенных
прав, выражение морального порицания,
осуждения.
Соревнование
- это метод направления естественной
потребности школьников к соперничеству
и приоритету на воспитание нужных человеку
и обществу качеств. Соревнуясь между
собой, школьники быстро осваивают опыт
общественного поведения, развивают физические,
нравственные, эстетические качества.
8. Закономерности и принципы обучения..
(Харламов)
Выделяются следующие закономерности
процесса обучения.
1. Закономерность цели обучения.
Цель обучения зависит от:
- уровня и темпов развития
общества;
- потребностей и возможностей
общества;
- уровня развития и возможностей
педагогической науки и практики.
2. Закономерность содержания обучения.
Содержание обучения зависит
от:
- общественных потребностей и
целей обучения;
- темпов социального и научно-технического
прогресса;
- возрастных возможностей школьников;
- уровня развития теории и
практики обучения;
- материально-технических и экономических
возможностей учебных заведений.
3. Закономерность качества обучения.
Эффективность каждого нового
этапа обучения зависит от:
- продуктивности предыдущего этапа
и достигнутых на нем результатов;
- характера и объема изучаемого
материала;
- организационно-педагогического
воздействия обучающих;
- обучаемости учащихся;
- времени обучения.
4. Закономерность методов обучения.
Эффективность дидактических методов
зависит от:
- знаний и навыков в применении
методов;
- цели обучения;
- содержания обучения;
- возраста учащихся;
- учебных возможностей (обучаемости)
учащихся;
- материально-технического обеспечения;
- организации учебного процесса.
5. Закономерность управления обучением.
Продуктивность обучения зависит
от:
- интенсивности обратных связей
в системе обучения;
- обоснованности корректирующих
воздействий.
6. Закономерность стимулирования
обучения. Продуктивность обучения
зависит от: