- внутренних стимулов (мотивов) обучения;
- внешних (общественных, экономических,
педагогических) стимулов.
Основополагающими принципами обучения
являются следующие
1. Принцип развивающего и воспитывающего
обучения предполагает, что обучение направлено
на цели всестороннего развития личности,
на формирование не только знаний и умений,
но определенных нравственных и эстетических
качеств, которые служат основой выбора
жизненных идеалов и социального поведения.
2. Принцип научности требует, чтобы содержание
обучения знакомило учащихся с объективными
научными фактами, теориями, законами,
отражало бы современное состояние наук.
Этот принцип воплощается в учебных программах
и учебниках, в отборе изучаемого материала,
а также в том, что школьников обучают
элементам научного поиска, методам науки,
способам научной организации учебного
труда.
3. Принцип систематичности и последовательности
предполагает преподавание и усвоение
знаний в определенном порядке, системе.
Он требует логического построения как
содержания, так и процесса обучения, что
выражается в соблюдении ряда правил.
4. Принцип связи обучения с практикой
предусматривает, чтобы процесс обучения
стимулировал учеников использовать полученные
знания в решении практических задач,
анализировать и преобразовывать окружающую
действительность, вырабатывая собственные
взгляды.
5. Принцип доступности требует учета
особенностей развития учащихся, анализа
материала с точки зрения их реальных
возможностей и такой организации обучения,
чтобы они не испытывали интеллектуальных,
моральных, физических перегрузок.
6. Принцип наглядности – один из старейших
и важнейших в дидактике – означает, что
эффективность обучения зависит от целесообразного
привлечения органов чувств к восприятию
и переработке учебного материала. Использование
наглядности должно быть в той мере, в
какой она способствует формированию
знаний и умений, развитию мышления.
7. Принцип сознательности и активности
учащихся в обучении – один из главных
принципов современной дидактической
системы, согласно которой обучение эффективно
тогда, когда ученики проявляют познавательную
активность, являются субъектами деятельности.
8. Принцип прочности основан на прочности
закрепления знаний в памяти учеников.
9. Сущность содержательных характеристик
и структура детского коллектива ( Макаренко).
Основной
целью воспитания, считал А.В.Луначарский,
должно быть всестороннее развитие такой
личности, которая умеет жить в гармонии
с другими, которая умеет содружествовать,
которая связана с другими сочувствием
и мыслью социально.
Теория коллективного
воспитания получила практическое воплощение
в опыте первых школ-коммун. Одной из таких
школ в составе Первой опытной станции
по народному образованию руководил С.
Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность
организации школьного коллектива и подтвердил
действенность первичного школьного коллектива
как эффективной формы организации воспитанников,
открывающей широкие перспективы для
всестороннего развития личности каждого
ребенка.
Особо весомый
вклад в разработку теории и практики
коллектива внес А. С. Макаренко. Он доказал,
что "никакой метод не может быть выведен
из представления о паре: учитель+ученик,
а может быть выведен из общего представления
об организации школы и коллектива». Педагогические
принципы, положенные им в основу организации
детского коллектива, обеспечивали четкую
систему обязанностей и прав, определяющих
социальную позицию каждого члена коллектива.
Система перспективных линий, принцип
параллельного действия, отношения ответственной
зависимости, принцип гласности и другие
были направлены на то, чтобы вызвать лучшее
в человеке, обеспечить ему радостное
самочувствие, защищенность, уверенность
в своих силах, сформировать постоянную
потребность движения вперед. Последовательное
развитие идеи А.С.Макаренко получили
в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского.
Детский
коллектив - основная база накопления
детьми позитивного социального опыта.
Опыт приобретается воспитанником в семье,
через общение со сверстниками в неорганизованных
внешкольных условиях, через средства
массовой информации, чтение книг и другие
источники. Однако только в коллективе
его освоение специально планируется
и направляется педагогами-профессионалами.
Ребенок с поступлением в школу становится
членом многих коллективов, часть из которых
он выбирает самостоятельно (кружки, секции
и т.п.), а членом других и прежде всего
классного коллектива он становится в
силу определенных условий. Только в коллективной
жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные
ориентации личности, ее гражданская позиция
и целый ряд общественно значимых умений
и навыков.
Ничем не
заменима роль коллектива в организации
трудовой деятельности детей. В условиях
коллектива она стимулирует проявление
взаимоответственности за конечные результаты
труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых
делах воспитанники включаются в экономические
отношения и становятся их активными участниками.
На основе
анализа своего опыта А. С. Макаренко определил,
что коллектив - это такая группа детей,
которую объединяют общие, имеющие общественно
ценный смысл цели и совместная деятельность,
организуемая для их достижения. При организации
коллективной жизнедеятельности школьников
необходимо стремиться к сочетанию различных
форм первичных коллективов, одни из которых
могут быть постоянными, а другие временными.
По характеру деятельности все многообразие
первичных коллективов можно разделить
на три группы: организованные на основе
разнообразной, в том числе учебной, деятельности
(классы, отряды и т.п.); организованные
на основе какого-то одного вида деятельности
(кружки, секции, клубы и т.п.); организованные
на основе игровой и других видов деятельности
по месту жительства. По возрастному составу
первичные коллективы могут быть одновозрастными
и разновозрастными.
Успешное функционирование
детского коллектива требует наличия
в нем органов, координирующих и направляющих
деятельность на достижение общих целей.
Главным органом коллектива является
собрание воспитанников. В развитии коллектива
особая роль принадлежит совместной деятельности,
поскольку он не создается путем бесед
и разговоров о коллективе. Именно этим
объясняется, во-первых, необходимость
вовлечения всех учащихся в разнообразную
и содержательную в социальном и нравственном
отношении коллективную деятельность,
а во-вторых, необходимость такой ее организации
и стимулирования, чтобы она сплачивала
и объединяла воспитанников в работоспособный
самоуправляемый коллектив. Большое значение
для развития коллектива имеет организация
перспективных устремлений воспитанников,
т.е. вскрытый А. С. Макаренко закон движения
коллектива. Если развитие и укрепление
коллектива во многом зависит от содержательности
и динамики его деятельности, то он должен
постоянно двигаться вперед, добиваться
все новых и новых успехов. Остановка в
развитии коллектива ведет к его ослаблению
и распаду. Поэтому необходимым условием
развития коллектива является постановка
и постепенное усложнение перспектив:
близких, средних и далеких. Их уместно
в соответствии с требованиями задачного
подхода соотнести с оперативными, тактическими
и стратегическими задачами и помочь каждому
воспитаннику на фоне общей коллективной
перспективы выделить и свою личную. Важным
условием развития коллектива является
организация самоуправления. Проблема
самоуправления в детском коллективе
была поставлена Н. К. Крупской. Высшим
органом школьного самоуправления является
собрание общешкольного коллектива или
его представителей (в больших школах),
которому подотчетен учком. При этом собрание
вправе принимать решения только в рамках
переданных школьникам полномочий. Педагогическое
руководство школьным самоуправлением
должно найти свое выражение только в
определении стратегических направлений
деятельности детей, оказании им помощи
в форме советов и рекомендаций. С перечисленными
выше условиями развития коллектива тесно
связано такое условие, как накопление
и укрепление традиций. Традиции - это
такая форма коллективной жизни, которая
наиболее ярко, эмоционально и выразительно
воплощает характер коллективистических
отношений и общественное мнение. Значение
накопления и укрепления традиций для
коллективной жизни хорошо выразил А.
С. Макаренко. Он писал, что ничто так не
укрепляет коллектив, как традиция. Воспитать
традиции, сохранить их - чрезвычайно важная
задача в воспитательной работе. Школа,
в которой нет хороших традиций, не может
быть хорошей школой.
10. Общая характеристика классно-урочной
системы. Яно Амос Каменский.
Наибольшее распространение как в нашей
стране, так и за рубежом получила классно-урочная
система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся
уже более трех столетий. Ее контуры очертил
немецкий педагог И. Штурм, а разработал
теоретические основы и воплотил в практическую
технологию Я.А. Коменский.
Классно-урочная
система при всех ее недостатках имеет
существенные преимущества перед другими
системами организации педагогического
процесса. Разумное использование в ее
рамках элементов других образовательно-воспитательных
системах делает классно-урочную систему
незаменимой для общеобразовательной
школы.
При массовости
охвата воспитанников классно-урочная
система позволяет обеспечивать организационную
четкость и непрерывность учебно-воспитательной
работы, она экономически выгодна, особенно
по сравнению с индивидуальным обучением
воспитанием. Классно-урочная система,
как ни одна другая, предполагает тесную
связь обязательной учебной и внеучебной
работы.
Внеклассная
и внешкольная работа имеют большое образовательно-воспитательное
значение. Они способствуют развитию познавательных
интересов, удовлетворению и развитию
духовных потребностей школьников, открывают
дополнительные возможности для формирования
таких ценных социально значимых качеств,
как общественная активность, самостоятельность,
инициативность и др. Главное же их назначение
— выявление и развитие творческих способностей
и наклонностей детей и подростков в разных
отраслях науки и культуры.
Неоспоримым
преимуществом классно-урочной системы
является возможность в ее рамках органического
сочетания массовых, групповых и индивидуальных
форм учебно-воспитательной работы.
Массовые
формы используются главным образом при
организации внеучебной работы. Они предполагают
участие большинства учащихся или их представителей.
Это утренники, школьные вечера, праздники,
конкурсы, олимпиады, КВНы, конференции,
субботники и т. п.
Групповые формы целесообразно подразделять на учебные
и внеучебные. К учебным относятся урок,
школьная лекция, семинар, экскурсия, лабораторно-практическое
занятие, которые ниже будут рассмотрены
подробно. Групповая внеучебная работа проводится
с учащимися одного или разных возрастов,
объединенными общностью интересов. Обычно
это кружки, клубы, спортивные секции,
организуемые с целью углубления познавательных
интересов и расширения кругозора
Основной формой
индивидуальной учебной работы являются
консультации в сочетании с дополнительными
занятиями. В последние годы широкое распространение
получает индивидуальная работа с учащимися
в форме репетиторства по всем или некоторым
учебным предметам. Индивидуальная внеурочная
воспитательная работа организуется с
целью развития способностей, склонностей
и дарований отдельных учащихся.
Дополнительное образование (внешкольная образовательное воспитательная
работа), организуемое также через массовые,
групповые и индивидуальные формы, строится
на условиях добр вольного участия, активности
и самодеятельности детей с учет их возраста
и интересов. Она осуществляется через
дома детские творчества, детские технические,
натуралистические, краеведческие станции,
музыкальные, спортивные, художественные
школы, библиотеки, кружки, клубы, секции
при домоуправление и т.п.
Большое
значение, по Коменскому, имеет последовательность
обучения. Все предлагаемое ученикам для
усвоения надо располагать так, чтобы
изучение нового материала было подготовлено
предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными
особенностями детей, Коменский советует
сначала развивать ощущения (чувства)
учащихся, затем память, далее мышление
и, наконец, речь и руку, так как ученик
должен уметь правильно выразить усвоенное
и применить это на деле.
Огромное
значение для прочного усвоения имеют
упражнения и повторение усвоенного учащимися
материала. Сообщив новый учебный материал
учащимся, учитель требует, чтобы вызванный
им ученик изложил, повторил то, что было
сказано им; вызывает и другого ученика
сделать то же. Благодаря такому упражнению
и повторению учитель ясно видит, что осталось
непонятым учениками из его изложения.
Повторенное несколько раз прочно запоминается.
Коменский стремился возможно сильнее
развивать познавательные способности
учащихся, «воспламенить жажду знания
и пылкое усердие к учению», для чего надо,
указывал он, соединять приятное с полезным,
поощрять детскую любознательность.
Организация школьного обучения. Классно-урочная
система.
Коменский
установил понятие школьного года с его
делением на учебные четверти, ввел каникулы,
определил организацию учебного дня (4
учебных часа в школе родного языка, 6 часов
в латинской школе), теоретически разработал
классно-урочную систему учебных занятий
и практически применил ее.
В школах
тогда прием учащихся производился в разное
время, в течение всего года. Ученики хотя
и сидели вместе в классе, но коллективных
занятий со всеми учениками класса большей
частью не было: каждый учащийся учил свое,
продвигался своим, индивидуальным темпом.
Учитель занимался индивидуально с учениками.
Коменский настаивал на том, чтобы прием
в школу производился один раз в году,
чтобы учитель вел коллективную работу
со всем классом. Он положил начало классно-урочной
системе учебных занятий, дал указания,
как планировать и вести урок, уделяя часть
его опросу учащихся, часть — объяснению
нового материала и упражнениям по закреплению
нового. Коменский указывал, что каждый
урок должен иметь свою определенную тему
и свою главную задачу. Учитель должен
внимательно следить, чтобы все учащиеся
принимали активное участие в занятиях,
и поддерживать во время урока дисциплину
в классе.