В основе развивающего обучения школьников, по мнению В.В.
Давыдова и Д.Б.Эльконина, лежит теория
формирования учебной деятельности и
ее субъекта в процессе усвоения теоретических
знаний посредством выполнения анализа,
планирования и рефлексии. В этой теории
речь идет не об усвоении человеком знаний
и умений вообще, а именно об усвоении,
происходящем в форме специфической учебной
деятельности. В процессе ее осуществления
школьник овладевает теоретическими знаниями.
Их содержание отражает происхождение,
становление и развитие какого-либо предмета.
При этом теоретическое воспроизведение
реального, конкретного как единства многообразия
осуществляется движением мысли от абстрактного
к конкретному.
Приступая
к овладению каким-либо учебным предметом,
школьники с помощью учителя анализируют
содержание учебного материала, выделяют
в нем некоторое исходное общее отношение,
обнаруживая вместе с тем, что оно проявляется
во многих других частных случаях. Фиксируя
в знаковой форме выделенное исходное
общее отношение, они создают содержательную
абстракцию изучаемого предмета.
Продолжая
анализ учебного материала, учащиеся раскрывают
с помощью учителя закономерную связь
этого исходного отношения с его различными
проявлениями и тем самым получают содержательное
обобщение изучаемого предмета. Затем
учащиеся используют содержательные абстракции
и обобщения для последовательного создания
с помощью учителя других, более частных
абстракций и объединяют их в целостном
учебном предмете. В этом случае они превращают
исходные мыслительные образования в
понятие, которое служит в дальнейшем
общим принципом их ориентации во всем
многообразии фактического учебного материала.
Такой путь
усвоения знаний имеет две характерные
черты. Во-первых, мысль учащихся целенаправленно
движется от общего к частному. Во-вторых,
усвоение направлено на выявление учащимися
условий происхождения содержания усваиваемых
ими понятий.
Усвоение
теоретических знаний посредством соответствующих
действий требует ориентации на существенные
отношения изучаемых предметов. Ее осуществление
предполагает выполнение анализа, планирования
и рефлексии содержательного характера.
Поэтому при усвоении теоретических знаний
возникают условия развития именно этих
мыслительных действий как важных компонентов
теоретического мышления.
Носитель
учебной деятельности - ее субъект. Младший
школьник в этой роли выполняет учебную
деятельность первоначально вместе с
другими и с помощью учителя. Развитие
субъекта происходит в самом процессе
ее становления, когда школьник постепенно
превращается в учащегося, т.е. в ребенка,
изменяющего и совершенствующего самого
себя. Для этого он должен знать о своих
ограниченных возможностях в чем-либо,
стремиться и уметь преодолевать свою
ограниченность. Это означает, что ребенок
должен рассматривать основания своих
собственных действий и знаний, т.е. рефлексировать.
Приобретение
ребенком потребности в учебной деятельности,
соответствующих мотивов способствует
усилению желания учиться. Именно желание
и умение учиться характеризуют младшего
школьника как субъекта учебной деятельности.
Первоначально
младшие школьники выполняют учебную
деятельность совместно, поддерживают
друг друга в принятии и решении задачи,
проводят обсуждение выбора лучшего пути
поиска. Именно в этих ситуациях и возникают
зоны ближайшего развития. Иными словами,
на первых этапах учебная деятельность
выполняется коллективным субъектом.
Постепенно ее начинает самостоятельно
осуществлять каждый, становящийся ее
индивидуальным субъектом.
Концепция
развивающего обучения В.В. Давыдова и
Д.Б. Эльконина нацелена прежде всего на
развитие творчества как основы личности.
Именно этот тип развивающего обучения
они противопоставляют традиционному.
Многие положения этой концепции получили
подтверждение в процессе длительных
экспериментов. Ее развитие и апробация
продолжаются и в настоящее время. Однако
эта концепция пока еще недостаточно реализуется
в массовой образовательной практике.