Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:52, шпаргалка

Описание работы

1 чем отличается технология обучения от метода обучения, пед.технологии от производств.?
Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:
• некоторого представления планируемых результатов обучения,
• средств диагностики текущего состояния обучаемых,
• набора моделей обучения,
• критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Файлы: 1 файл

123.docx

— 81.87 Кб (Скачать файл)

 

Уровень педагогического  проектирования зависит от уровня технологической  компетентности и определяется на основе следующих основных критериев:

 

1) целесообразности (по направленности);

 

2) творчества (по содержанию  деятельности);

 

3) технологичности (по  уровню педтехники);

 

4) оптимальности (по выбору  эффективных средств);

 

5) продуктивности (по результату);

 

Чем выше технологичность  педагога, тем выше уровень его  педагогического проектирования.

 

На этапе становления  педагогического мастерства будущего учителя необходимо сформировать гуманистическую  направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и  умения, развить способности и  овладеть педагогическим проектированием.

 

Педагогическое проектирование- это совокупность практических умений, необходимых для организации  творческой деятельности педагога.

 

22.этапы  и процедуры пед.проектирования.

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций - сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность, кем бы она ни осуществлялась и какому объекту  ни была бы посвящена, совершается как  ряд последовательно следующих  друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей  идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа (ступени) проектирования:

I этап - моделирование;

II этап - проектирование;

III этап - конструирование.

 

Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и  основных путей их достижения.

 

Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной моделн и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками  воспитательных отношений.

Дадим краткую характеристику этапам педагогического проектирования. Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации, в результате педагог мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности сучащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт мастера, его понимание учащихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.

 

Следующая ступень проектирования - создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с  созданной моделью, она доводится  до уровня использования для преобразования педагогической действительности. Поскольку  в педагогике модель составляется преимущественно  мысленно и выполняет функцию  установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного  процесса и среды.

 

Третий этап проектирования - это конструирование. Конструирование  еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности - это уже методическая задача.

 

22. структура пед.проекта(технологич.карта)

Структура проекта может  быть обозначена следующим образом:

 

цель проекта, его актуальность -- источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая  электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и пр.) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) -- результат (статья, реферат, доклад, видео  и пр.) -- презентация (публикация, в  том числе в сети, обсуждение в  телеконференции и т.п.).

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

 

Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в  рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.)- Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

 

Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

 

Затем начинается самостоятельная  работа участников проекта по своим  индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

 

Постоянно проводятся промежуточные  обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном  обществе, в групповой работе в библиотеке и пр.).

Необходимым этапом выполнения проектов является их зашита, оппонирование.

 

Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением  результатов внешней оценки, формулировкой  выводов.

Проектирование включает 14 основных шагов:

анализ объекта проектирования,

выбор формы проектирования,

теоретическое обеспечение  проектирования,

методическое обеспечение проектирования,

пространственно-временное  обеспечение проектирования,

материально-техническое обеспечение проектирования,

правовое обеспечение,

выбор системообразующего фактора,

установление связей и зависимостей компонентов,

составление документов,

мысленное экспериментирование,

экспертная оценка проекта,

корректирование проекта,

принятие решения об использовании проекта.

 Критериями оценки  результативности проектов являются: реализованность замысла, эффективность, воспроизводимость, вариабельность проекта.

 

32. Технология модульного обучения

Модульная технология преобразует образовательный  процесс так, что учащийся самостоятельно (полностью или частично) обучается  по целевой индивидуализированной  программе.

Сердцевина  модульного обучения — учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий учащегося; рекомендации (советы) преподавателя  по ее успешной реализации.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Принципиальные  отличия модульного обучения от других систем состоят в следующем:

1) содержание  обучения представляется в законченных  самостоятельных комплексах, усвоение  которых осуществляется в соответствии  с поставленной целью. Цель  формируется для обучающегося  и имеет указание не только  на объем изучаемого содержания, но и на уровне его усвоения. Кроме того, учащийся получает  от преподавателя совет в письменной  форме, как рационально действовать; 

2) изменяется  форма общения преподавателя  с учащимися. Оно осуществляется  через модули и, безусловно, реализуется  процесс индивидуального общения  управляемого и управляющего;

3) учащийся  работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;

4) отсутствует  проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.

Цель  модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Исходные  научные идеи

1. Модульное  обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, преподаватель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

 

2. Модульная  технология строится на идеях  развивающего обучения: если школьник  выполняет задание с дозированной  помощью преподавателя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира  и т.п.), он находится в зоне  своего ближайшего развития. Такой  подход способствует созреванию  функций психики ребенка: то, что  сегодня он делает с помощью  других, завтра сможет сам, т.е.  один цикл завершается, учащийся  переходит в зону актуального  развития, и виток раскручивается  на новом уровне.

 

В модульном  обучении это реализуется посредством  дифференциации содержания  и дозы помощи учащемуся, а также организации  учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах  постоянного и сменного состава).

3. В основании  модульной технологии находится  и программированное обучение. Четкость  и логичность действий, активность и самостоятельность обучающегося, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль — эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

4. Интенсивный  характер технологии требует  оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата  с наименьшей затратой сил,  времени и средств. 

Система действий преподавателя и учащегося  заключается в последовательности

Последовательность  действий преподавателя при составлении  модуля. При разработке модулей следует  исходить из известных принципов:

• частные  дидактические цели учебных элементов  в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей  всех модулей в свою очередь приводит к комплексной дидактической  цели модульной программы;

• реализованная  обратная связь — основа управляемости  и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется преподавателем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;

• учебный  и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в  диалоговой форме;

• при  построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;

• структура  модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного  типа.

Деятельность  учащегося проходит в зоне его  ближайшего развития; ориентирована  на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности учащегося на каждом занятии.

Изменяется  принципиально деятельность преподавателя. Его главная задача — разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т.е., используя потенциал модульного обучения, осуществляет рефлексивное управление обучением.

 

 

32. дискуссия.В педагогическом смысле – это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения, исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися. 

В педагогической практике дискуссия все активнее используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной  культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся. В процессе обсуждения глобальных и личностно-значимых проблем происходит формирование ценностных ориентиров.

Основными характеристиками учебной дискуссии  являются:

1)      – проблемность, противоречивость

2)      – актуальность, мотив 

3)      - целенаправленность 

4)      - диалогичность 

5)      - рефлексивность

6)      - самостоятельность 

 В  основу любой дискуссии положена  проблема, выбор которой определяется  актуальностью, злободневностью  с одной стороны, и удобством  и уместностью для учебного  процесса, с другой стороны. Поэтому  основными ориентирами при выборе  темы должны стать: 

- соответствие  темы (проблемы) дидактическим задачам 

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"