Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:52, шпаргалка
1 чем отличается технология обучения от метода обучения, пед.технологии от производств.?
Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:
• некоторого представления планируемых результатов обучения,
• средств диагностики текущего состояния обучаемых,
• набора моделей обучения,
• критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
- значение,
своевременность, значимость
- подготовленность
(моральная, эмоциональная,
Проблемная
ситуация сопровождается
Формулировка
проблемы, её анализ, поиск путей
решения происходят в ходе
группового обсуждения, результатом
которого должно стать
Процесс
общение в ходе учебной
1)
ознакомление с новым
2)
обучение взаимодействию в
3)
освоение мыслительных умений (определение
своей позиции, умение
В мировом педагогическом опыте получили распространение ряд приемов организации обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся:
– симпозиум / конференция – формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса);
– круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так с «аудиторией» (остальной частью класса);
– заседание
экспертной группы («панельная дискуссия»)
(обычно четыре-шесть учеников, с
заранее назначенным
– форум – обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы, в ходе котором эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом);. На форуме обычно обсуждается одна проблема.
– судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела), в ходе которого происходит «защита» какой-то одной точки зрения
– дебаты –
31. Дебаты – это процедура организации формализированных дискуссий, когда две соперничающие команды выдвигают свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри и присутствующих принять определенную точку зрения.
Основные элементы дебатов:
1. Тема (формулируется в виде утверждения).
2. Аргументы
(высказывания команд с
3. Доказательства и свидетельства (цитаты, факты, статистические и иные данные), подтверждающие аргументы.
4. Перекрестные
вопросы оппонентов, членов жюри,
аудитории, которые задаются
5. Вынесение решения жюри и «болота».
6. Тайм-аут, который может единожды взять команда в течение игры на 2 минуты .
30.Портфолио – система «накопительная». Портфолио документов включает в себя дипломы, грамоты и другие официальные подтверждения успешности учащегося
Учебный портфель (портфолио) – это та технология, которая может быть использована как основа индивидуального маршрута обучения.
Виды учебных портфелей
В зависимости от того, с какой целью собирается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующие виды портфолио.
• В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют:
а) портфолио – собственность (собирается для себя);
б) портфолио – отчет (собирается для преподавателя).
• По содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:
а) портфолио достижений – включает результаты работы по конкретному блоку учебного материала, оформленные всеми возможными (доступными) способами;
б) рефлексивный портфолио – включает материалы по оценке/самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы;
в) проблемно-ориентированный портфолио – включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы;
г) портфолио для развития навыков мышления – включает материалы, отражающие процесс обучения учащегося работе на уровне анализа-синтеза-оценивания;
д) тематический портфолио – включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы или модуля.
Структура портфолио
Общепринятой и чаще всего используемой является структура, включающая следующие разделы: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Мои достижения».
В разделе «Портрет» автор портфолио имеет возможность представить себя любым доступным для этого способом
Иными словами,
«коллектор» – это своего рода
«копилка» материалов или информации,
часть из которых будет использована
в работе по изучаемой теме, а
часть может перейти в
«Рабочие материалы» – раздел, включающий информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий: графические материалы (таблицы, графики, схемы и т.п.), тексты сообщений и докладов, различные творческие работы, выполненные контрольные и самостоятельные работы, материалы по проектной деятельности обучающегося и т.д. Одним словом, данный раздел представляет собой копилку различного рода занятий и работ, выполненных автором портфолио в процессе обучения.
Раздел «Мои достижения» является заключительным и содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в обучении. Это могут быть наиболее удачно выполненные контрольные и самостоятельные задания, отзывы преподавателей и коллег о какой-либо выполненной работе, рисунки, сертификаты и т.д. Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, в котором обучающийся поясняет, почему он считает данную работу своим достижением.
Внутри разделов могут быть выделены рубрики, которые помогают систематизировать материал и формируют структуру раздела. Рубрики могут быть обязательными и необязательными. Обязательные рубрики – это тот материал, который является самым важным для данного портфолио и должен быть у каждого обучающегося. Необязательные, свободно выбираемые учащимся рубрики позволяют индивидуализировать содержание, структуру, объем и оформление портфолио.
рекомендуется в качестве критериев рассматривать:
• наличие обязательных рубрик и выводов;
• использование
исследовательских методов
• проективный характер портфолио;
• «личностную привязку» содержания;
• качество оформления;
• анализ полезности портфолио для самого учащегося.
обязательным в портфолио является блок самооценки.
Итоги работы с портфолио, как правило, подводятся на специальном занятии, которое называется «портфолио-конференция» и проводится с использованием различных интерактивных форм деятельности.
Технология работы с портфолио предполагает несколько этапов.
На первом этапе (постановочный урок) учащиеся знакомятся с темой, назначением, продолжительностью работы с портфолио и планируют свою работу над ним.. Обязательным условием является то, что обучающийся сознательно принимает на себя ответственность за свой выбор и выполнение запланированной работы.
Второй этап заключается в непосредственной работе над портфолио в соответствии с планом, определенным каждым учащимся, и с учетом времени, отведенного на работу.
На третьем,
заключительном этапе учащиеся осуществляют
рефлексию собственной
Портфолио является открытой, динамической системой, содержащей определенный набор информации, которая постоянно обновляется за счет постоянной смены содержательного наполнения разделов и рубрик: часть информации из «Коллектора» используется и переходит в раздел «Рабочие материалы», «Коллектор» же постоянно пополняется новой информацией; вариативная часть может расширяться или, наоборот, уменьшаться за счет включения материалов в обязательную часть. Лучшие работы из раздела «Мои достижения» могут переходить в рабочие материалы, а на смену им приходят наиболее удачные и качественные работы из других рубрик.
29.
Кейс-технология состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ .
Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования. Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения.
Учебно-методические материалы, используемые в данной группе технологий, отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов. К их достоинствам можно отнести:
доступность, как возможность организации самостоятельной работы в электронной библиотеке, так и дома;
наглядность, т.е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа-компоненты, схемы, квантованный текст с выделенными важными определениями и т.д.;
звуковое сопровождение лекций;
наличие интерактивных заданий;
анимированные примеры решения задач;
возможность нелинейной работы с материалом, обеспеченного гиперссылками.
Пример кейса по дисциплине "Архитектура ЭВМ и вычислительных систем" специальностей группы 230 000 в соответствии с классификатором среднего профессионального образования представлен <на рисунке 3.>
Наша задача состоит в разработке технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании. Выбор или разработка технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели и следовательно порядок разработки можно представить в виде следующей структуры:
Необходимо помнить, что выбор технологии зависит от ряда факторов:
приоритетности целей образования;
специфики содержания обучения;
состава студентов и их количества;
уровня технической оснащенности учебного процесса, создания единой образовательной среды, <рисунок 4.>
Разработка технологии обучения преподавателем- это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений преподавателя, практически- это постоянная мыслительная поисковая и созидательная деятельность, которая требует от преподавателя дополнительных усилий
.28. Исследовательский метод обучения очень часто лежит в основе проектной деятельности учащихся, как в рамках обычных, так и телекоммуникационных учебных проектов. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа учащихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых.