Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:41, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

вопросы к госэкзаменам.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Нравственное воспитание предусматривает развитие у воспитуемых нравственного сознания, устойчивых моральных качеств, нравственных потребностей на основе усвоения норм и принципов общественной морали; развитие чувства патриотизма; формирование ответственного отношения к своей трудовой деятельности; выработку умений сопереживать, сочувствовать окружающим людям посредством развития чувства уважения к старшим, дружбы и товарищества со сверстниками; формирование активной жизненной позиции; привитие заинтересованности в конечных результатах труда и др.

Основными задачами нравственного  воспитания являются формирование национального сознания и самосознания, сознательной дисциплины, обязанностей и ответственности, чувства уважения к закону, к старшим, женщине, желание жить в гармонии с природой.

Таким образом, система нравственного  воспитания, содействуя формированию нравственного опыта и являясь основой духовной сферы личности и вместе с тем ее интеллектуальным развитием, служит формированию волевых качеств.

Основной критерий оценки нравственной воспитанности—поведение учащегося, отношение его к труду, обучению, окружающей действительности, собственности, к старшим, самому себе.

Умственное воспитание человека характеризуется развитием его интеллекта, способности к мышлению, учебно-познавательной деятельности. Оно происходит в условиях специального обучения и воспитания.

Содержание умственного воспитания — это система фактов, понятий, положений во всех областях науки, культуры и техники. Образованный человек должен овладеть основами науки и техники, искусства и культуры, так как специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются сегодня в обязательное условие успешного труда в разных сферах деятельности.

Умственное воспитание решает следующие  задачи: вооружение вос-питуемых запасом  знаний соответствующих социально-экономическому прогрессу общества; формирование основ  научного мировоззрения; развитие интеллекта и познавательных способностей, культуры труда; развитие потребности в образовании, постоянном пополнении своих знаний, расширение кругозора.  Реализация задач умственного воспитания связана и с применением методов, ориентированных на максимальное развитие познавательных и творческих сил личности. При организации занятий больше времени уделяется всем видам работ, опирающимся на самостоятельность учащихся, активизирующим их мышление, а также обучению их приемам самостоятельного добывания знаний, в работе с разными источниками получения необходимой информации. Этому способствуют новые принципы организации учебного труда и воспитательной работы в учебно-воспитательных учреждениях. В их числе выделение ведущих научных и мировоззренческих идей, усиление межпредметных связей, интегративный подход в обучении и воспитании.

Трудовое воспитание призвано развивать у студентов чувство уважения и готовности к добросовестному труду. Оно решает две группы задач. Одна связана с выработкой трудовых умений и навыков, другая— с выработкой нравственных, эстетических и других компонентов, которые способствуют осознанию будущими специалистами общественной и личной необходимости качества учебного труда как важнейшего условия развития их способностей в сфере избранной профессии.  Выработка собранности, воли, работоспособности, целеустремленности является основой трудового самовоспитания, самосовершенствования, самообразования, самостоятельности. При этом критериями трудовой воспитанности станут высокая личная заинтересованность и продуктивность труда, его отличное качество, трудовая активность и творчество, трудовая дисциплина и т. п.

Эстетическое воспитание предполагает преобразование эстетических ценностей общества в эстетическую культуру личности. Средствами эстетического воспитания являются природа, искусство, окружающая действительность, духовные идеалы и культура. Эстетическое воспитание вносит значительный вклад в формирование мировоззрения человека, воздействуя на его чувства, сознание, способствуя выработке его взглядов и укреплению убеждений. Вместе с тем оно предопределяет развитие многих психических качеств человека, прежде всего его эмоциональной сферы, фантазии, воображения, образного и творческого мышления, что очень важно для пробуждения в человеке творческих сил и способностей.

Поскольку в современных условиях возрастают роль и значение духовных ценностей и усиливаются нравственные начала в жизни человека, постольку возрастает роль эстетического воспитания, создаются условия для становления эстетического сознания (формы общественного сознания, представляющей собой художественно-эмоциональное усвоение действительности человеком через чувства, переживания, оценки, вкусы, идеалы), развиваются эстетические чувства (чувство удовлетворения, которое переживает человек, воспринимая прекрасное в действительности и в произведениях искусства), эстетический вкус (способность человека правильно оценивать прекрасное, отличать истинно прекрасное от неэстетического), эстетические идеалы (представление человека о прекрасном, к которому он стремится, на которое равняется), эстетика поведения (проявление черт прекрасного в поступках и действиях человека, в общении с другими людьми).

Таким образом, выработка у воспитуемых  эстетического отношения к действительности включает активные действия по охране и защите всего прекрасного, стремление творить прекрасное, вносить красоту в окружающую действительность.

Физическое воспитание способствует укреплению здоровья, повышению продуктивности учебного труда обучающихся, формирует элементы физической культуры, которая, будучи результатом комплексного воздействия социально-биологических, экологических, медицинских и психо-эмоциональных факторов, служит показателем физического, психического и социального благополучия человека. Основными задачами физического воспитания в условиях колледжа являются: укрепление и закаливание организма; содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения и др.; привлечение студентов к регулярным занятиям спортом, что способствует укреплению здоровья, повышению сопротивляемости организма болезням.

Экологическое воспитание предусматривает формирование у студентов правильного отношения к проблемам окружающей среды, бережного отношения к природе, историческим памятникам, необходимости

их сохранения и приумножения. Забота о природных богатствах, бережное использование природных ресурсов—важнейшие задачи экологического воспитания. Поэтому будущий специалист как непосредственный участник научно-технического прогресса должен быть заметной фигурой в природоохранительной работе; развивать свою экологическую культуру; формировать навыки принятия экологически грамотных управленческих решений и др.

Правовое воспитание направлено на формирование высокой правовой культуры студентов, повышение уровня их правосознания. Содержание правового воспитания определяется особенностями права как нормативно-регулирующего явления, охватывающего различные области социальной жизни: государственное право (закрепляющее основы организации общества и правового положения личности, государственного устройства), административное право (регулирующее организацию и деятельность аппарата государственного управления), гражданское право (регулирующее отношения между людьми и организациями, между организациями), трудовое право (законодательно утверждающее условия приема на работу, перевод и увольнение, организацию, охрану и оплату труда, материальную ответственность и пр.), криминальное право (устанавливающее меру ответственности за нарушение закона). Правовое воспитание решает ряд задач: расширение запаса правовых знаний, формирование устойчивых нравственно-правовых ценностных ориентации, глубокой убежденности в необходимости выполнения требований законодательства, уважения и строгого соблюдения законов. Правовое воспитание прививает уважение к правилам общежития, непримиримость к любым нарушениям законности, готовность участвовать в охране правопорядка.

К сожалению, в последние годы актуальным стало антинаркогенное воспитание, которое решает следующие задачи: вооружение обучаемых знаниями о пагубном воздействии табака, алкоголя, наркотиков; проведение широкой разъяснительной работы о последствиях употребления наркогенных средств; выработка у учащихся своеобразного психологического "тормоза", который удерживал бы их от употребления психоактивных веществ; своевременное выявление тех, кто периодически употребляет эти средства, и проведение с ними индивидуальной работы с целью преодоления пагубных привычек.

Экономическое воспитание предполагает решение таких задач, как развитие экономического мышления личности для правильного понимания действия законов и явлений экономической жизни; формирование современного понимания процессов общественного развития, понимания роли труда и своего места в трудовом процессе; воспитание бережного отношения к государственной собственности, особенно в условиях рынка; выработка умений, которые дадут возможность принимать активное участие в экономической деятельности на производстве.

Критериями оценки уровня экономического мышления служат глубина экономических знаний, умение проникать в суть происходящих процессов и событий, видеть, как возникают экономические проблемы и находить пути их решения. Современный стиль экономического мышления предполагает ориентацию на конечные результаты деятельности.

Конфессиональное воспитание (теистичное, религиозное). В Украине церковь отделена от школы; предметы, изучаемые в разных видах учебно-воспитательных учреждений, строятся на диалектико-материалистическом миропонимании. Однако исходя из дифференцированного подхода к воспитанию мировоззренческих взглядов не отрицается возможность и конфессионального воспитания той части молодежи, которая тяготеет к религии и мечтает о духовной карьере. В связи с этим она может обучаться в альтернативной конфессиональной школе.

 МЕТОДЫ И ФОРМЫ  ВОСПИТАНИЯ

 

Воспитание осуществляется с помощью системы способов (форм и методов), которые используются с целью создания условий для становления и творческого самосовершенствования личности, развития коммуникативных способностей, социальной активности и зрелости, национального самосознания, гуманистической направленности личности.

В широком понимании форма—способ организации, а метод—способ достижения результатов деятельности. Формы воспитания служат для внешнего выражения содержания воспитания, способов организации и взаимосвязи его отдельных элементов.

Выделяют массовые, групповые и  индивидуальные формы воспитания, которые имеют свою специфику. Так, массовые формы работы характеризуются эпизодичностью проведения воспитательных мероприятий и значительным количеством их участников (конференции, тематические вечера, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали, туризм и др.). Групповые формы воспитательной работы отличаются продолжительностью, постоянством в определенной группе (диспуты, коллективные творческие дела, кружки, художественная самодеятельность,

спортивные секции, экскурсии и  т. д.). Индивидуальная воспитательная работа предполагает самостоятельную работу воспитуемого над собой под руководством воспитателя, постепенно переходящую в самовоспитание.

Методы определяют конкретные пути реализации целей воспитания, повышения эффективности организационных форм.

Понятия "форма воспитания" и "метод воспитания" близки по значению. Часто одни и те же способы воспитательного воздействия могут рассматриваться и как форма, и как метод (например, беседа).

А. Макаренко, утверждая гуманистическую  направленность методов воспитания, отмечал, что метод воспитания —  это инструмент прикосновения к личности. Ю. Бабанский назначение методов воспитания видел в сотрудничестве воспитателей и воспитуемых. Метод воспитания, указывал он,—это способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленной на решение воспитательных задач.

Методы воспитания имеют приемы (совокупности конкретных действий в структуре метода), среди которых выделяют созидающие (похвала, просьба, доверие и др.) и тормозящие (намек, недоверие, осуждение и др.).

Современные педагоги выделяют несколько  групп методов*, положив в их основу целостную структуру деятельности, которая включает осознание процесса деятельности, ее организацию, стимулирование деятельности, контроль и анализ результатов.

К I группе относятся методы формирования сознания личности. В их основе лежит слово педагога, по словам В. Сухомлинского—тот мостик, через который наука воспитания переходит в искусство, мастерство. В этой группе выделяют убеждение (воздействие на сознание, чувства, волю личности), основными формами развития которого являются беседы, лекции, диспуты, встречи, конференции и др., а также личный пример — целенаправленное и систематическое воздействие преподавателя на студентов силой личного примера, а также всеми видами положительных примеров как образцов для подражания, идеала в жизни.

Во II группу входят методы организации и формирования опыта общественного поведения, с помощью которых формируются умения, вырабатываются привычки, навыки, создаются условия для формирования положительных внутриколлективных взаимоотношении, прививаются элементы морального этикета. К ним относятся:

  1.   педагогические требования: прямое (характеризуется такими признаками, как инструктивность, решительность, и проявляется в виде указаний, возможно, приказа) и опосредованное (опирается на сформированность у воспитанников цели, убеждений и 
    проявляется в виде просьбы, совета, намека и др.);
  2.   общественное мнение коллектива;
  3.   метод приучения — организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий с целью их перехода в формы общественного поведения;
  4.   создание воспитывающих ситуаций (специально созданных педагогических условий).

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"