Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"
ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВЕСНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ И НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Рассмотрим некоторые методы по источнику знаний, т. е. словесные (лекционный, объяснения, рассказа, инструктажа, беседы); методы самостоятельной работы обучаемых, наглядные и практические.
Лекционный метод (следует отличать лекции как формы организации обучения) носит информационный характер, предусматривает активную деятельность преподавателя. Его характеризуют информативность, доказательность, применение таких методов познания, как индукция и дедукция, аналогия, аргументация, использование анализа и синтеза. Условиями эффективного применения лекционного метода являются: а) четкий план; б) логически стройное и последовательное изложение одного за другим пунктов плана; в) доступность, ясность, четкость изложения идей, объяснения понятий и терминов; г) использование наглядности и приемов, способствующих запоминанию материала, активизации внимания слушателей и т. п.
Метод объяснения носит информационно-дидактический характер, предполагает большое количество операционных (объясняющих, управляющих) действий, может содержать повторения, разъяснения, демонстрирование, показ наглядности. Метод объяснения имеет более обширную сферу применения, чем лекционный. Он применим на лекциях, на практических и лабораторных занятиях, при консультировании.
Метод рассказа предполагает устное повествовательное рассмотрение материала. Он обычно помогает освещать частные вопросы и занимает меньше времени на занятии по сравнению с методами объяснения и лекционным. Метод рассказа помогает глубоко проникать в рассматриваемое явление, процесс. Естественно, что активную роль в нем играет преподаватель. Сфера применения—лекция, практические и лабораторные занятия.
Метод инструктажа информативен, локален, близок к учебному предписанию алгоритмического типа. При этом активная роль принадлежит преподавателю. Сфера применения — лабораторные занятия; в других организационных формах этот метод используется при выдаче домашних заданий, указаний к теме и т. п.
Метод беседы (полемической, эвристической, полемико-эвристичес-кой) предполагает разговор преподавателя с обучаемыми на основе четкой системы продуманных вопросов, подводящих учащихся к активному усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. Вопросы к беседе должны быть емкими, способствующими целостному восприятию. Наиболее эффективна эвристическая беседа, позволяющая ее участникам самим отыскивать возможные ответы на проблемные задачи. Сфера применения — практические и лабораторные занятия, коллоквиумы.
Наглядные методы можно разделить на две подгруппы: методы иллюстраций и демонстраций. Первые предполагают показ иллюстративных пособий (плакатов, карт, зарисовок на доске, портретов ученых и писателей и т. д.). Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, технических установок, различного рода препаратов и опытов. В ходе применения наглядных методов используют разнообразные приемы: обсуждение результатов проведенных наблюдений, улучшенный показ в цвете, с дополнительными приспособлениями, показ кинофильмов и диафильмов и т. п.
Практические методы обучения охватывают широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых. К ним относятся фронтальные лабораторные работы, практикумы, фронтальные опыты и наблюдения, различного вида трудовые операции (работа с бумагой, картоном, деревом, металлом, с обучающими машинами, машинами-тренажерами и т. п.).
Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными, так как любое практическое действие должно предваряться инструктивным объяснением педагога.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕПРОДУКТИВНЫХ И ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Репродуктивные и проблемно-
Репродуктивный метод предполагает подачу готовых фактов, доказательств, а также определение понятий. Педагог акцентирует внимание на главном, чтобы усвоить это особенно прочно. Так строятся и лекция, и беседа. Практические работы репродуктивного характера характеризуются тем, что учащиеся в ходе работы используют по образцу ранее или только что усвоенные знания. На основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется программированное обучение. Недостаток этого метода состоит в том, что он не обеспечивает в должной мере развитие гибкости и самостоятельности мышления. При его чрезмерном использовании происходит формализация учебного процесса.
Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения. При их использовании педагог создает проблемную учебную ситуацию, организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемы. Применяя проблемно-поисковые методы, преподаватель по ходу изложения материала "ведет" за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим. Наглядность здесь применяют уже не в целях активизации запоминания, а для постановки проблемных экспериментальных задач, обобщений, самостоятельных творческих размышлений обучаемых.
Таким образом, проблемно-поисковые методы применяются с целью развития творческой учебно-познавательной деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному усвоению знаний. К недостаткам этих методов можно отнести большой расход времени на изучение материала, слабую эффективность при формировании практических умений и навыков, когда показ и подражание особенно полезны; малую эффективность при объяснении принципиально нового материала, когда не может быть применен принцип опоры на прежний опыт (принцип апперцепции) и крайне необходимы пояснения.
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МОТИВАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ
В учебном процессе не менее важны методы стимулирования и мотивации учебной деятельности. К ним относятся методы формирования познавательных интересов и методы формирования чувства долга и ответственности в учении.
Методы формирования познавательных интересов требуют применения таких приемов: создания эмоционально-нравственных ситуаций, ситуаций занимательности, занимательных аналогий, удивления (вследствие необычности приведенного факта, парадоксальности опыта и т. п.); сопоставления научных и житейских толкований, например явлений природы. Важнейшим приемом этих методов является эмоциональная, яркая, в какой-то мере художественная речь педагога, которая увлекает слушателей и стимулирует их учебно-познавательную деятельность.
Ценным методом стимулирования интереса к учению может быть метод познавательной деловой игры. Он появился в педагогике сравнительно недавно (около 30 лет назад). Для современного образования деловые познавательные игры важны прежде всего тем, что могут активизировать учебный процесс, а также служат средством развития теоретического и практического мышления, актуализации знаний. Основными компонентами игры служат сценарий, игровая обстановка и регламент. Сценарий включает характеристику игровой обстановки, правила игры и описание производственной обстановки. Игру можно проводить перед изложением нового материала (лекции), после него или же организовывать на ее основе весь материал. Опыт показывает, что учебные игры по сравнению с традиционным обучением имеют много преимуществ, особенно на практических занятиях: обучающиеся проявляют работоспособность при изучении программного материала, ибо игра занимательна и интересна для них.
К методам стимулирования и мотивации учения относится метод создания познавательного спора (учебные дискуссии, учебные диспуты). Его назначение — создание повышенного интереса к теме. Включение обучаемого в ситуации научного спора не только углубляет его знания, но и вызывает на этой основе особый интерес к учебе. Как видим, познавательный интерес к учению возникает не сам по себе; он зависит от тех потребностей и мотивов, которые побуждают человека к деятельности.
Мотивационная сторона процесса учения имеет три группы мотивов: внешние (поощрение и наказание); соревновательные (успех в сравнении с кем-то или с самим собой); внутренние (раскрываемые как поле для плодотворной деятельности). Внутренние мотивы обеспечивают наиболее стойкий интерес к учению. Поэтому правильное понимание мотивации служит необходимой предпосылкой продуктивной работы преподавателя, который, используя инновационные методы и подходы к обучению, активизирует, целенаправленно развивает и углубляет познавательный интерес к изучаемому предмету, вовлекая обучаемых в экспериментальную деятельность, применяя формы и методы активного обучения (проблемного и других видов).
В развитии и углублении познавательных
интересов обучаемых
Отметим, что без навыков самостоятельной работы, без устойчивого стремления к постоянному совершенствованию знаний в процессе самостоятельной работы обучение в колледже невозможно.
В процессе самостоятельной деятельности студент должен овладеть общими приемами ее рациональной организации; научиться выделять познавательные задачи и выбирать способы их решения; выполнять умелый и оперативный самоконтроль за правильностью решения поставленной задачи; вносить коррективы в самостоятельную работу; совершенствовать навыки реализации теоретических знаний; анализировать общий итог работы, сравнивать эти результаты с определенными ранее, намечать пути их устранения в дальнейшей работе.
Организация самостоятельной работы и вообще выбор методов обучения дают больший эффект в том случае, если преподаватель отлично знает свою дисциплину, а также педагогические и психологические закономерности процесса обучения.
В педагогике нет однозначного определения понятия средства обучения. Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства, инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения. Другие, к средствам обучения помимо материальных средств, относят и интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности. Назначение средств – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. Можно выделить материальные и идеальные средства обучения.
К материальным средствам относятся: учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги первоисточники, тестовый материал, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование.
Идеальные средства: язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота), математический аппарат, достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и др.), учебные компьютерные программы.
8. Понятие о формах обучения. Основные подходы к классификации форм обучения в историческом развитии
Содержание образования, его цель и задачи, методы обучения реализуют в организационных формах обучения. В дидактике форма (от лат. внешность, устройство) означает способ организации обучения. Она представляет собой построение способов общения преподавателя и обучаемых по заранее установленному режиму и порядку. К общим структурным элементам взаимосвязи форм и методов следует отнести учебно-воспитательную цель, содержание, средства и методы работы преподавателя с обучаемыми, их количество и место обучения. Каждая из организационных форм обучения характеризуется своей структурой, принципом упорядочения ее элементов. Например, для семинарского занятия как формы обучения характерны такие признаки: дидактическая цель, задачи, объем работы, состав обучаемых, виды работ, вопросы для обсуждения, регламентированное время, место проведения и т. п.
Формы создают специфические условия для обучения. Все они исходят из дидактической цели, определяются содержанием и методами учебной работы.
Основной формой обучения сегодня является классно-урочная система, единицей которой является урок — более или менее законченный отрезок учебного процесса, в котором представлены такие педагогические элементы, как цель, содержание, методы, средства, т. е. его дидактические звенья.
В своем историческом развитии классно-урочная система обучения прошла сложный и длинный путь. Она пришла на смену индивидуальному обучению, применявшемуся в школах древнего мира и средневековья.
Сущность индивидуального обучения заключалась в том, что учитель проводил занятия с одним учеником либо у себя дома, либо в доме ученика. Положительными в этой форме организации обучения являются:
Индивидуальное обучение позволяет также более полно учитывать особенности развития ребенка.
Недостатки индивидуальной формы обучения заключаются в том, что обучающиеся не общаются друг с другом, не видят положительного примера, нет творчества сотрудничества, требуются большие материальные затраты. Уже в XVI в. индивидуальное обучение подвергалось критике. Однако его элементы сохранялись долгое время, до XIX в. включительно. Многие дворянские дети получали вначале домашнее образование. Сегодня индивидуальное обучение применяется в виде репетиторства, дополняя коллективное, а также рекомендуется отдельным ученикам по медицинским показаниям.