Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 08:48, шпаргалка

Описание работы

Вопрос № 1
Методология науки, педагогической науки: определение, задачи, функции
Вопрос № 2
Философский и общенаучный аспекты методологии науки.
Вопрос № 3
Конкретно-научный и технологический аспекты методологии науки

Файлы: 1 файл

1.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

Для однозначного определения  характера той или иной научной  позиции простого перечня используемых терминов недостаточно. Важно понять, какой смысл вкладывает исследователь в тот или иной термин, поскольку в науке в рамках разных концепций одним и тем же словом могут обозначаться разные явления, и, наоборот, для характеристики одного и того же явления могут использоваться разные термины.

В рамках каждой концепции  воспитания Е. В. Бондаревская предлагает выделять следующие блоки понятий:

первый - объединяет понятия, с помощью которых в концепциях раскрывается сущность современного воспитания: ценности, смысл, цели, принципы, процесс воспитания;

второй - включает понятия, характеризующие современную педагогическую реальность: воспитательное пространство, среду воспитания, мир детства;

третий - объединяет понятия, характеризующие взаимодействие участников воспитательного процесса: субъект, объект, личность, личностный смысл, развитие, духовность, воспитанность, межсубъектное взаимодействие, воспитательные взаимоотношения;

четвертый - включает понятия, необходимые для характеристики базовых воспитательных процессов, такие как: социализация, культурная идентификация, индивидуализация, жизнетворчество, сотрудничество, духовно-нравственное развитие.

Четкое и корректное построение категориального аппарата с учетом разных его уровней позволит сделать педагогическую концепцию  более стройной, логичной, доступной для понимания.

 

Вопрос №  9

Основные  правила и процедуры исследовательской  деятельности

Большую роль в успешном осуществлении психолого-педагогических исследований играет принцип единства теории и практики: Теория, не опирающаяся на практику, оказывается бесплодной. Теория призвана осветить путь практике. Практика, не направляемая научной теорией малоэффективна.

Другим методологическим принципом является творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме. Бели исследователь стремится по-настоящему помочь проложить дорогу бурно развивающейся практике, он должен по-новому решать возникающие проблемы. Творчество неразрывно с конкретно-историческим подходом к оценке научных явлений: то, что на определенном историческом этапе является прогрессивным, может быть в иных условиях реакционным. Иначе говоря, нельзя оценивать научные теории прошлого с позиций современности.

Творческий подход к  решению исследуемой проблемы тесно  связан с принципом объективности рассмотрения научных явлений самих по себе. Искусство исследователя заключается в том, чтобы найти пути и средства проникновения в суть явления, в его внутренний мир, не внеся при этом ничего внешнего, субъективного

Успех психолого-педагогического  исследования во многом зависит от реализации принципа всесторонности изучения научных процессов и явлений. Любой научный феномен связан многими нитями с другими явлениями и его изолированное, одностороннее рассмотрение неизбежно приводит к искаженному, ошибочному выводу. Такой подход дает возможность моделировать изучаемые явления и исследовать их в состоянии развития и в разных условиях. Он позволяет осуществить многоуровневое и многоплановое изучение того или иного научного процесса, в ходе которого строится не одна, а ряд моделей, отражающих данное явление на разных уровнях и срезах. При этом возможен синтез этих моделей в новой целостной, обобщающей модели и, в конечном счете, в целостной теории, развивающей существо исследуемой проблемы.

Методологический принцип всесторонности предполагает комплексный подход к исследованию научных процессов и явлений. Одно из важнейших 
требований комплексного подхода установление всех взаимосвязей

исследуемого явления, учет всех внешних воздействий, устранение всех случайных факторов, Другое его  существенное требование - использование в ходе исследования разнообразных методов в их различных сочетаниях. Требованием комплексного подхода к исследованию является опора на достижения других наук

Еще одним из методологических принципов психолого-педагогического  исследования выступает единство исторического и логического. История развития личности, например, является своеобразным ключом к пониманию конкретной личности, принятию практических решений по ее воспитанию и обучению.

Методологическим принципом  исследования является системность. Он предполагает рассмотрение объекта изучения как системы, выявление определенного множества ее элементов, установление, классификацию и упорядочение связей между этими элементами.

Системный подход выявляет структуру и организацию (количественную характеристику и направленность) системы; основные принципы управления ею.

 

Вопрос №  10

Методологическая  культура педагога. Характеристика основных компонентов методологической культуры

Высшим уровнем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры, основными признаками которой выступают:

  • понимание процедур, "закрепленных" за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки;
  • осознание различных понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному;
  • установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;
  • направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их "целостнообразующие" свойства;
  • потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики;
  • стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;
  • критическое отношение к "самоочевидным" положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;
  • рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса;
  • доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания;
  • понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.

Методология педагогики указывает на то, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность. Такие знания необходимы каждому педагогу. Преподавателю необходимо иметь представление и определенные знания об уровнях методологической культуры педагогических работников, о методологии педагогики и уметь использовать эти знания в своей деятельности

Методологическая культура преподавателя включает в себя следующее.

1. Проектирование и  конструирование учебно-воспитательного  процесса.

2. Осознание, формулирование  и творческое решение педагогических  задач.

3. Методическая рефлексия  (умение анализировать собственную  научную деятельность). Основным критерием владения знаниями и методики методологической культуры учителя является использование педагогом научно-педагогических знаний для совершенствования своей работы с применением анализа, других методов исследований в своей практической работе.

Только в процессе познавательной и практической деятельности педагога формируется его методологическая культура. Результатом методологической культуры являются оригинальные разработки педагогов, нестандартные решения в сфере педагогической теории и практики.

Выделяются такие уровни методологической культуры: 1) педагогический; 2) общенаучный; 3) философский.

1. Педагогический уровень: педагог обязан знать историю педагогики; основные принципы, используемые в качестве методологических установок (принцип доступности, индивидуальности, единства обучения, воспитания и развития). Кроме того, педагог должен иметь навыки использования различных методов ведения урока и навыки воспитательной работы. Велика значимость умения педагога выбрать и применить методы и методологические установки, соответствующие познавательной и практической деятельности.

2. Общенаучный уровень методологической культуры. Достигнув определенного уровня методологической культуры, преподаватель имеет способность и возможность сформировать передовой опыт своей практической работы, сформулировать проблему исследования и проверить ее с помощью наблюдения, эксперимента, анализа. Данный уровень методологической культуры педагога представляет собой применение в педагогике: 1)общенаучных принципов; 2) приемов идеализации, универсализации; 3)различных подходов - системного, вероятностного, структурно-функционального и т. д. На этом уровне происходит выдвижение гипотез, разработка педагогической теории и проверка ее в педагогической практике.

3. Философский уровень методологической культуры. Данный уровень м. культуры педагога предполагает наличие знания различных педагогических теорий, которые базируются на противоположных методологических законах. На этом уровне выявляются навыки исторического и логического приемов изучения и системного исследования явлений педагогической науки. Методологические установки философского уровня определяют методологию низших уровней: общенаучного и педагогического. Таким образом, можно сказать, что высшим уровнем методологической культуры педагога является философский.

 

 

Вопрос №  11

Содержание  понятия «методология педагогики». Нормативная направленность методологии  педагогики. Функции методологии  педагогики.

Методология педагогики - это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих... педагогическую действительность, также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований». (Краевский)

Из приведенного ранее  определения методологии ясно, что  это понятие имеет два аспекта: один из них связан со знанием как  результатом познавательной деятельности, а второй - с самой этой деятельностью.

При этом имеются в  виду два вида деятельности - методологические исследования и методологическое обеспечение. Задача первых - выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Задача вторых - использовать имеющиеся методологические знания для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже закончено.

Названными различиями обусловлено выделение двух функций  методологии педагогики - дескриптивной, т. е. описательной, предполагающей также и формирование теоретического описания объекта, и прескриптивной - нормативной, создающей ориентиры для работы педагога-исследователя.

Наличие этих функций  определяет и разделение оснований  методологии педагогики на две группы - теоретические и нормативные.

К теоретическим основаниям, выполняющим дескриптивные функции, относятся следующие: 1)определение  методологии; 2) общая характеристика методологии науки, ее уровней; 3)методология  как система знаний и система  деятельности, источники метод-го обеспечения  исследовательской деятельности в области педагогики; 4) объект и предмет методологического анализа в области педагогики.

Нормативные основания  охватывают следующий круг вопросов:

1) научное познание  в педагогике среди других  форм духовного освоения мира, к которым относятся стихийно-эмпирическое познание и художественно-образное отображение действительности; 2) определение принадлежности работы в области педагогики к науке: характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность понятий; 3) типология педагогических исследований; 4) характеристики исследований, по которым ученый может сверять и оценивать свою научную работу в области педагогики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки и практики; 4) логика педагогического исследования.

Этими основаниями очерчена объективная область методологических исследований. Их результаты могут  служить источником пополнения содержания самой методологии педагогики и методологической рефлексии педагога-исследователя.

Особое внимание сейчас обращено на нормативный аспект педагогики, находящий отражение в таких  материалах, как конкретные рекомендации, учебные пособия и методические руководства. Естественно, что методология педагогической науки, которая обслуживает свой собственный вид деятельности – деятельности научного исследования в области педагогики – тоже должна укрепить свою нормативную часть, воплощать свои результаты в определенных нормах, предписаниях, относящихся к логике и процедурам педагогического исследования.

Такая постановка вопроса  соответствует общему ходу развития методологии научного познания. В  настоящее время исследование, как  правило, должно быть обосновано еще до его реализации. Должны быть обозначены исходные положения, логика исследования, предполагаемый результат (тип знания, которое предполагается получить) и способ получения этого результата. Разработка путей такого обоснования – прямая задача частно-методологического исследования, в частности, в области педагогики.

Таким образом, методология  педагогики приобретает нормативную  направленность и ее первостепенной задачей становится разработка способов методологического обеспечения  педагогических исследований.

 

Вопрос № 12

Методологические  категории, характеризующие педагогическое исследование проблема, тема, актуальность, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, теоретическая и практическая значимость..

Научные исследования в  области педагогики представляют собой  специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с  помощью разнообразных методов  выявляются новые, прежде не известные  стороны, отношения, грани изучаемого объекта. При этом главная задача исследования состоит в выявлении внутренних связей и отношений, раскрытии закономерностей и движущих сил развития педагогических процессов или явлений.

Выделяют минимальный  перечень методологических категорий, выступающих в качестве основных компонентов любого психолого-педагогического исследования в процессе его проведения - это проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики, защищаемые положения.

Проблема – в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка. Неверно поставленная проблема или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных проблем.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"