Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Файлы: 1 файл

Шпоры ПЕДАГОГИКА.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

1.Становление  педагогической науки в 19в.

Завершается формирование классической педагогики нового времени. Осознанна самоценность, неповторимость человеческой личности. Изучались цели, содержание, методы обучения и воспитания, методология. Психологически обосновывался уч.-восп. процесс, зарождались современные теории социального воспитания. Произошло становление национальных образ. систем.

В Западной Европе складывались традиции сословного образования.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) считал, что цель обучения в гармоническом развитии всех способностей человека и воспитание должно быть природосообразным, т.е. направленным на раскрытие присущих человеческой природе духовных и физических сил в соответствии со свойственным ребенку стремлением к деятельности.

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790—1866), проводил большую работу по объединению учителей с целью обмена опытом, издавал педагогический журнал по обучению, резко критиковал сословные и национальные ограничения в области образования, выступал за придание ему светского характера.

Выдвинул ряд требований к обучению: широкое применение наглядного метода, установление связей между  предметами, систематичность преподавания, прочность усвоения знаний, воспитывающий  характер обучения

Лев Николаевич Толстой (1828—1910) считал свободу ребенка ведущим принципом обучения и воспитания, призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему принуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в педагогике. Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало.

Константин  Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Целью воспитания считал формирование активной и творческой личности, подготовку человека к труду. Не отрицая положительной роли религии в формировании общественной морали, он выступал в то же время за независимость науки и школы от церкви.

Ушинский поставил перед учителем задачу научить учеников учиться. Он отмечал, что следует  передать ученику не только те или  иные познания, но и развить в  нем желание и способность самостоятельно приобретать новые познания. Впервые в круг основных педагогических задач были выдвинуты задачи формирования познавательной мотивации у учеников и вооружение их средствами учебной деятельности.

На  рубеже 19 и 20 вв. в педагогике возникло два интересных явления – Вальдорфская педагогика и педология

- Вальдорфская педагогика —Германия Рудольф Штейнер (1861—1925). Согласно Штейнеру, можно выделить три сферы жизни: духовно-культурную, экономическую и политико-правовую.

- Идея воспитания ребенка - дать ему свободу от требований государственной власти и хозяйственной деятельности до тех пор, пока он не сможет участвовать в них как гражданин.  

- Главная задача учителя — пробуждать у детей интерес к изучаемым предметам. Значительную часть программы составляет обучение искусствам: живописи, декламации, актерскому мастерству, музыке. В младших классах домашние задания не обязательны и только в средней школе большое значение уделяется их обязательному выполнению.

- Педология — наука о ребенке, включающая данные анатомии и физиологии детства, педагогики и психологии. Возникла в США в конце XIX — начале XX в. Основатель - Стенли Холл (1846—1924)  

- Представители педологии считали наследственность основным и решающим фактором развития человека.

- Отмечали  влияние среды, но при этом понимали среду очень узко, ограничиваясь семьей ребенка.

- Психическое развитие ребенка в педологии рассматривалось прежде всего как развитие его способностей или интеллекта.

-Становление педагогической науки в XX в. характеризуется созданием большого количества как чисто педагогических теорий, так и появлением педагогических технологий, которые использовали в качестве методологической основы разработанные теории в рамках различных психологических и социологических школ и научных направлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Педагогическое творчеств И.Г. Песталоцци. Реальное образование.

Организатор, практик  образования (руководил 2 сиротскими приютами, средней школой и семинарией), теоретик педагогики, автор теории элементарного образования, писатель (за роман «Лингард и Гертруда» награждён званием «Гражданин Французской республики).

Песталоцци разработал теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить к все более сложному.

Теория называлась элементарной потому, что методика обучения излагалась в простой и доступной форме, чтобы ею могла овладеть любая  мать, даже простая крестьянка.

воспитание должно дать детям из народа трудовую подготовку, развить духовные и физические силы, что в дальнейшем избавит их от нужды.

«возбуждение ума» детей  к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработка  умения логически мыслить, кратко выражать словами сущность усвоенных понятий.

существуют простейшие элементы всякого знания о вещах  и предметах, усваивая которые человек  познает мир: число (единица), форма (прямая линия), слово (звук).

Таким образом, элементарное обучение - умение считать, измерять, владеть  речью.

Основой физического воспитания является естественное стремление ребенка к движению. Физическое воспитание должно начинаться в семье в раннего возраста, когда мать учит делать ребенка первые шаги. Большое место в физическом развитии отводится играм, военным упражнениям, гимнастике

Песталоцци создал определенную «азбуку умений», освоение которой  помогло бы ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми трудовыми умениями. В «азбуку  умений» входили такие элементарные физические упражнения

  • бить
  • толкать
  • бросать
  • носить и др.

 

В интернатах, где работал  Песталоцци, детские игры чередовались со строевыми занятиями, экскурсиями, походами. Физическое воспитание осуществлялось в неразрывной связи с трудовым и нравственным воспитанием. Система  физических упражнений не только развивает ребенка в физическом отношении, но и готовит его к труду, формирует трудовые умения.

Он полагал, что правильно  организованный труд способствует воспитанию таких качеств, как трудолюбие, точность, содействует развитию ума и нравственных сил растущего организма, формирует правильные взаимоотношения как внутри детского коллектива, так и в отношениях между детьми и взрослыми.

Нравственное воспитание тесно связано с религиозным  воспитанием, поэтому Песталоцци был  сторонником естественной религии, которая помогает развивать высокие нравственные чувства у ребенка. Он резко критиковал обрядовую религию, которая формировала лишь чувство греховности и стыда у молодого человека, не возвышала, а стремилась загнать его в определенные рамки для дальнейшего управления и манипуляций.

Педагог выделял 3 основные задачи:

- развитие у детей  высоких моральных качеств и  нравственных наклонностей;

- выработку у детей  нравственных навыков через участие  в добрых и полезных делах; 

- формирование у молодого  поколения нравственного сознания и убеждений

Песталоцци выделил  в слове основной элемент звук и предложил звуковой метод обучения грамоте, тогда как в то время  повсеместно господствовал громоздкий буквослагательный метод, посредством  которого было весьма сложно научить читать и писать.

Для письма рекомендовал предварительные упражнения в изображении  прямых и кривых линий – элементов  букв. Рисование и зарисовка должны были подготовить руку ребенка к  обучению письму. Особое внимание при  обучении на начальном этапе уделял орфографической зоркости и развитию речи. Предлагал учить писать на специальных аспидных досках, на которые легко наносились и стирались записи.

 

4.Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Авторитарная педагогика

Иоганн Фридрих  Гербарт 

(1775-1846)

Цель воспитания - подготовка добродетельного и добропорядочного человека.

Задачи воспитания:

        1) развитие многосторонних интересов  у школьников в процессе обучения;

        2) подавление злой воли ребенка;

        3) формирование цельного нравственного характера.

Педагогика как наука  и искусство

- Как науку педагогику образует сумма теорем об искусстве воспитания

- Само искусство воспитания образует сумма навыков, приобретаемых в постоянном действии, соответствующих этим теоремам

- Показателем искусства воспитания служит умение обращаться со всяким возрастом и характером

Управление

- Функция управления: дисциплинировать детей

- Средства дисциплинирования: режим, приказания и запрещения; надзор; наказания; авторитет и любовь воспитателя к детям; включение детей в интересную деятельность

Теория обучения

- Обучение – могучее средство воспита-ния

- Обучение призвано сформировать эмпирический, умозрительный, симпа-тический, социальный, эстетический и религиозный интересы у ребенка

- Широта интересов – основа самодея-тельности

- Прочность обучения базируется на четырехступенчатом построении учеб-ного процесса

Нравственное воспитание

- Принцип нравственного воспитания – опора на положительное в ребенке

- Обучение – важнейшее средство развития нравственного сознания, чувств, воли

- Идеи, требующие усвоения:

  - идея внутренней свободы;

    - идея совершенства;

    - идея благорасположения;

  - идея права;

   - идея справедливости

 

3 Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега.

Вошёл в историю педагогики как «учитель немецких учителей». Достоинство педагогических воззрений Дистервега в блестящей интерпретации и популяризации педагогических идей Руссо, Песталоцци, немецкого Просвещения и классической философии. Написал свыше 20

 учебников («Элементарная геометрия»,

 «Популярная астрономия»  и др.),

 автор нескольких  сот педагогических

 статей и очерков.

Основной педагогический труд Дистерверга – «Руководство к образованию немецких учителей» (1835)

Цель книги — дать указания, каким образом повысить свои знания и педагогические умения, на какой путь вступить в преподавании отдельных учебных предметов и какими средствами при этом пользоваться. В ней сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природосообразности и культуросообразности. Предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать персональные свойства ребенка (принцип природосообразности).

Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного  процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, — это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура — духовная жизнь человека. Общественная культура — социальные отношения и национальная культура.

Сформулировал дидактические  правила: ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика и пр.

Ядро новой школьной системы Дистверг видел в светской народной школе для детей от 6 до 14 лет и приемственно связанной  с вышестоящими учебными заведениями.

Вслед за И.Г. Песталоцци главную задачу народной школы он видел в разностороннем развитии каждого ребенка независимо от социального  положения и религиозных взглядов его родителей.  Продолжил разработку идеи общечеловеческого воспитания применительно к социально-историческим условиям своего времени.

Задача народной школы - воспитание национального самосознания в духе добра, справедливости, гуманности, религиозной терпимости, солидарности и человечности. Учебно-воспитательная функция народной школы -  заложить основы для формирования нации, развития начал человеческого достоинства у своих воспитанников, всестороннего воздействия на развитие умственных способностей детей, для становления у них характера, основу которого составит их интеллект.

Ф.А.В. Дистервег видел суть воспитания в возбуждении и напряжении природных сил ребенка и поэтому считал, что педагогика предполагает знание законов естественного развития человека, связанное с практическим навыком применения этих законов.

Выделял три ступени  развития детей школьного возраста:

- 1 - от 6 до 9 лет (преобладание физической деятельности, сенсорного восприятия, повышенная резвость и склонность к игровой деятельности, к фантазии и любовь к сказкам). Важно руководство чувственным познанием, упражнение чувств.

- 2 - от 9 до 14 лет (развитие памяти и накопление представлений). Важно приобщение ума детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению ими необходимых учебных навыков.

- 3 - от 14  до 16 лет усиливается деятельность рассудка, который переходит в формирование начал разума.

В  основу воспитания Дистервег положил три принципа:

природосообразность -  развитие хороших задатков, заложенных в ребенке природой;

самодеятельность детей  и их активность;

культуросообразность, т. е. учет условий и уровня культуры данного времени и страны, родины ребенка.

Большой заслугой является разработка и решительное отстаивание  идеи развивающего обучения.  На этой основе он построил 33 дидактических  правила, согласно которым учитель  должен хорошо знать своего ученика, его особенности и уровень развития, круг интересов, понятий и представлений.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"