Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".
1.Становление педагогической науки в 19в.
Завершается формирование классической педагогики нового времени. Осознанна самоценность, неповторимость человеческой личности. Изучались цели, содержание, методы обучения и воспитания, методология. Психологически обосновывался уч.-восп. процесс, зарождались современные теории социального воспитания. Произошло становление национальных образ. систем.
В Западной Европе складывались традиции сословного образования.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) считал, что цель обучения в гармоническом развитии всех способностей человека и воспитание должно быть природосообразным, т.е. направленным на раскрытие присущих человеческой природе духовных и физических сил в соответствии со свойственным ребенку стремлением к деятельности.
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790—1866), проводил большую работу по объединению учителей с целью обмена опытом, издавал педагогический журнал по обучению, резко критиковал сословные и национальные ограничения в области образования, выступал за придание ему светского характера.
Выдвинул ряд требований к обучению: широкое применение наглядного метода, установление связей между предметами, систематичность преподавания, прочность усвоения знаний, воспитывающий характер обучения
Лев Николаевич Толстой (1828—1910) считал свободу ребенка ведущим принципом обучения и воспитания, призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему принуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в педагогике. Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Целью воспитания считал формирование активной и творческой личности, подготовку человека к труду. Не отрицая положительной роли религии в формировании общественной морали, он выступал в то же время за независимость науки и школы от церкви.
Ушинский поставил перед учителем задачу научить учеников учиться. Он отмечал, что следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно приобретать новые познания. Впервые в круг основных педагогических задач были выдвинуты задачи формирования познавательной мотивации у учеников и вооружение их средствами учебной деятельности.
На рубеже 19 и 20 вв. в педагогике возникло два интересных явления – Вальдорфская педагогика и педология
- Вальдорфская педагогика —Германия Рудольф Штейнер (1861—1925). Согласно Штейнеру, можно выделить три сферы жизни: духовно-культурную, экономическую и политико-правовую.
- Идея воспитания ребенка - дать ему свободу от требований государственной власти и хозяйственной деятельности до тех пор, пока он не сможет участвовать в них как гражданин.
- Главная задача учителя — пробуждать у детей интерес к изучаемым предметам. Значительную часть программы составляет обучение искусствам: живописи, декламации, актерскому мастерству, музыке. В младших классах домашние задания не обязательны и только в средней школе большое значение уделяется их обязательному выполнению.
- Педология — наука о ребенке, включающая данные анатомии и физиологии детства, педагогики и психологии. Возникла в США в конце XIX — начале XX в. Основатель - Стенли Холл (1846—1924)
- Представители педологии считали наследственность основным и решающим фактором развития человека.
- Отмечали влияние среды, но при этом понимали среду очень узко, ограничиваясь семьей ребенка.
- Психическое развитие ребенка в педологии рассматривалось прежде всего как развитие его способностей или интеллекта.
-Становление педагогической науки в XX в. характеризуется созданием большого количества как чисто педагогических теорий, так и появлением педагогических технологий, которые использовали в качестве методологической основы разработанные теории в рамках различных психологических и социологических школ и научных направлений.
2.Педагогическое творчеств И.Г. Песталоцци. Реальное образование.
Организатор, практик образования (руководил 2 сиротскими приютами, средней школой и семинарией), теоретик педагогики, автор теории элементарного образования, писатель (за роман «Лингард и Гертруда» награждён званием «Гражданин Французской республики).
Песталоцци разработал теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить к все более сложному.
Теория называлась элементарной потому, что методика обучения излагалась в простой и доступной форме, чтобы ею могла овладеть любая мать, даже простая крестьянка.
воспитание должно дать детям из народа трудовую подготовку, развить духовные и физические силы, что в дальнейшем избавит их от нужды.
«возбуждение ума» детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработка умения логически мыслить, кратко выражать словами сущность усвоенных понятий.
существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает мир: число (единица), форма (прямая линия), слово (звук).
Таким образом, элементарное обучение - умение считать, измерять, владеть речью.
Основой физического воспитания является естественное стремление ребенка к движению. Физическое воспитание должно начинаться в семье в раннего возраста, когда мать учит делать ребенка первые шаги. Большое место в физическом развитии отводится играм, военным упражнениям, гимнастике
Песталоцци создал определенную
«азбуку умений», освоение которой
помогло бы ребенку развить свои
физические силы и овладеть необходимыми
трудовыми умениями. В «азбуку
умений» входили такие
В интернатах, где работал Песталоцци, детские игры чередовались со строевыми занятиями, экскурсиями, походами. Физическое воспитание осуществлялось в неразрывной связи с трудовым и нравственным воспитанием. Система физических упражнений не только развивает ребенка в физическом отношении, но и готовит его к труду, формирует трудовые умения.
Он полагал, что правильно организованный труд способствует воспитанию таких качеств, как трудолюбие, точность, содействует развитию ума и нравственных сил растущего организма, формирует правильные взаимоотношения как внутри детского коллектива, так и в отношениях между детьми и взрослыми.
Нравственное воспитание тесно связано с религиозным воспитанием, поэтому Песталоцци был сторонником естественной религии, которая помогает развивать высокие нравственные чувства у ребенка. Он резко критиковал обрядовую религию, которая формировала лишь чувство греховности и стыда у молодого человека, не возвышала, а стремилась загнать его в определенные рамки для дальнейшего управления и манипуляций.
Педагог выделял 3 основные задачи:
- развитие у детей высоких моральных качеств и нравственных наклонностей;
- выработку у детей
нравственных навыков через
- формирование у молодого поколения нравственного сознания и убеждений
Песталоцци выделил
в слове основной элемент звук
и предложил звуковой метод обучения
грамоте, тогда как в то время
повсеместно господствовал
Для письма рекомендовал предварительные упражнения в изображении прямых и кривых линий – элементов букв. Рисование и зарисовка должны были подготовить руку ребенка к обучению письму. Особое внимание при обучении на начальном этапе уделял орфографической зоркости и развитию речи. Предлагал учить писать на специальных аспидных досках, на которые легко наносились и стирались записи.
4.Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Авторитарная педагогика
Иоганн Фридрих Гербарт
(1775-1846)
Цель воспитания - подготовка добродетельного и добропорядочного человека.
Задачи воспитания:
1) развитие многосторонних
2) подавление злой воли ребенка;
3) формирование цельного
Педагогика как наука и искусство
- Как науку педагогику образует сумма теорем об искусстве воспитания
- Само искусство воспитания образует сумма навыков, приобретаемых в постоянном действии, соответствующих этим теоремам
- Показателем искусства воспитания служит умение обращаться со всяким возрастом и характером
Управление
- Функция управления: дисциплинировать детей
- Средства дисциплинирования: режим, приказания и запрещения; надзор; наказания; авторитет и любовь воспитателя к детям; включение детей в интересную деятельность
Теория обучения
- Обучение – могучее средство воспита-ния
- Обучение призвано сформировать эмпирический, умозрительный, симпа-тический, социальный, эстетический и религиозный интересы у ребенка
- Широта интересов – основа самодея-тельности
- Прочность обучения базируется на четырехступенчатом построении учеб-ного процесса
Нравственное воспитание
- Принцип нравственного воспитания – опора на положительное в ребенке
- Обучение – важнейшее средство развития нравственного сознания, чувств, воли
- Идеи, требующие усвоения:
- идея внутренней свободы;
- идея совершенства;
- идея благорасположения;
- идея права;
- идея справедливости
3 Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега.
Вошёл в историю педагогики как «учитель немецких учителей». Достоинство педагогических воззрений Дистервега в блестящей интерпретации и популяризации педагогических идей Руссо, Песталоцци, немецкого Просвещения и классической философии. Написал свыше 20
учебников («Элементарная геометрия»,
«Популярная астрономия» и др.),
автор нескольких сот педагогических
статей и очерков.
Основной педагогический труд Дистерверга – «Руководство к образованию немецких учителей» (1835)
Цель книги — дать указания, каким образом повысить свои знания и педагогические умения, на какой путь вступить в преподавании отдельных учебных предметов и какими средствами при этом пользоваться. В ней сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природосообразности и культуросообразности. Предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать персональные свойства ребенка (принцип природосообразности).
Принцип культуросообразности
означал организацию учебно-
Сформулировал дидактические правила: ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика и пр.
Ядро новой школьной системы Дистверг видел в светской народной школе для детей от 6 до 14 лет и приемственно связанной с вышестоящими учебными заведениями.
Вслед за И.Г. Песталоцци
главную задачу народной школы он
видел в разностороннем развитии
каждого ребенка независимо от социального
положения и религиозных
Задача народной школы - воспитание национального самосознания в духе добра, справедливости, гуманности, религиозной терпимости, солидарности и человечности. Учебно-воспитательная функция народной школы - заложить основы для формирования нации, развития начал человеческого достоинства у своих воспитанников, всестороннего воздействия на развитие умственных способностей детей, для становления у них характера, основу которого составит их интеллект.
Ф.А.В. Дистервег видел суть воспитания в возбуждении и напряжении природных сил ребенка и поэтому считал, что педагогика предполагает знание законов естественного развития человека, связанное с практическим навыком применения этих законов.
Выделял три ступени развития детей школьного возраста:
- 1 - от 6 до 9 лет (преобладание физической деятельности, сенсорного восприятия, повышенная резвость и склонность к игровой деятельности, к фантазии и любовь к сказкам). Важно руководство чувственным познанием, упражнение чувств.
- 2 - от 9 до 14 лет (развитие памяти и накопление представлений). Важно приобщение ума детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению ими необходимых учебных навыков.
- 3 - от 14 до 16 лет усиливается деятельность рассудка, который переходит в формирование начал разума.
В основу воспитания
Дистервег положил три
природосообразность - развитие хороших задатков, заложенных в ребенке природой;
самодеятельность детей и их активность;
культуросообразность, т. е. учет условий и уровня культуры данного времени и страны, родины ребенка.
Большой заслугой является разработка и решительное отстаивание идеи развивающего обучения. На этой основе он построил 33 дидактических правила, согласно которым учитель должен хорошо знать своего ученика, его особенности и уровень развития, круг интересов, понятий и представлений.