Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".
Всякое истинное обучение обладает нравственной, развивающей силой. Школа должна предъявлять к учащимся посильные и твердые требования в области воспитания и обучения. Дисциплина есть следствие подобного обучения.
8. Структура народного образования. Характеристика основных звеньев системы народного образования в России в 19 веке.
Система образования в России:
- приходские одногородичные училища – 1 год обучения( Закон Божий и нравоучения, чтение, письмо, арифметика)
- уездные училища – 2 года (Закон Божий, арифметика, география, история, рисование и др)
- гимназия – 4 года обучения (Латынь, иностранные языки (французский, немецкий), философия, география, история, математика, политическая экономия, естественная история, изящные искусства, коммерция)
- университет – 4 года (Факультеты: нравственных и политических наук, физико-математических наук, медицинский, словесный)
В основу системы российского просвещения были положены три принципа: бесплатность, бессословность, преемственность всех типов школ. Вместе с тем в гимназию и университет запрещалось принимать крепостных крестьян. По Уставу 1804 г. Россия разделялась на шесть учебных округов во главе с университетами: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. В стране устанавливалась строгая зависимость низших звеньев образования от высших. Во главе учебного округа стоял попечитель, который осуществлял руководство всеми учебными заведениями округа через ректора университета.
Приходские училища с одногодичным сроком обучения могли открываться в селениях при церковных приходах, в уездных и губернских городах. Их цель — подготовка к поступлению в уездные училища и предоставление мальчикам и девочкам общеобразовательных знаний. Преподавали:
Закон Божий,
нравоучение, чтение,
письмо,
четыре действия арифметики.
Уездные училища с двухлетним сроком обучения создавались по одному в губернских и уездных городах. Цель их — подготовка к поступлению в гимназии, сообщение детям непривилегированных сословий «необходимых познаний, сообразных состоянию их и промышленности». В учебном плане предусматривалось 15 предметов (Закон Божий, российская грамматика, всеобщая и русская история, география, физика, естественная история, арифметика, рисование и др.).
Гимназия- В каждом губернском городе создавалась гимназия, дававшая законченное среднее образование и право поступления в университет. Программа обучения отличалась энциклопедичностью и обширностью.
изучение языков (латинский, греческий, немецкий, французский),
географии, истории,
статистики,
курса философских (метафизика, логика, нравоучение) наук,
изящных наук (словесность, история поэзии, эстетика), математики (алгебра, геометрия, тригонометрия), физики,
естественных наук (минералогия, ботаника, зоология),
теории коммерции, технологии и рисования.
В учебном плане гимназии первоначально отсутствовал Закон Божий, русский язык и отечественная литература
На университеты возлагалась задача подготовки чиновников для всех родов государственной службы. Помимо научных и учебных университетам предписывалось выполнение и административно-хозяйственных функций, т.е. управление всеми учебными заведениями своего округа. Профессора университетов одновременно выполняли роль методистов и инспекторов. Университеты создавались как светские учебные заведения. В отличие от западных университетов в них отсутствовал богословский факультет.
Московский университет по Уставу 1804г. имел 4 отделения (факультета):
физико-математическое,
нравственно-политическое,
медицинское,
словесное, объединявшие 28 кафедр. Существовавший при университете педагогический институт (3 года обучения) готовил учителей для гимназий.
По новому университетскому уставу 1835 г.
женское образование
Министерские (принадлежали Министерству народного просвещения, имели семилетний курс обучения, по окончании которого ученицы получали аттестат домашней учительницы.
мариинские (принадлежали Ведомству учреждений императрицы Марии)., помимо семилетнего срока обучения имели восьмой — педагогический класс, по окончании которого без экзаменов могли поступать на платные Высшие женские курсы , которые готовили учителей, гувернанток, врачей
народные университеты
подготовка на двух отделениях: академическом - (3-годичное) ориентировалось на образование в объеме университетской программы, просветительском (4-годичное) — на повышение образовательного уровня: знакомило слушателей в свободное от
основной занятости время с достижениями науки и техники.
9.Педагогическая мысль в России в XIX в.
интеллигенция в русском обществе разделилась на два лагеря — западников и славянофилов, отстаивавших различные пути развития страны.
Западники (В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, В.Ф. Одоевский. Н.В. Станкевич), - развитие России по западной модели, приветствовали западноевропейскую образованность, заимствование зарубежных педагогических идей, форм и методов обучения и воспитания.
Славянофилы (И.В. Кириевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.), - России предначертан особый путь развития, система просвещения должна строиться с учетом национальной самобытности русского народа, опоры на православные традиции воспитания.
Идеи русских просветителей
литературный критик, публицист В.Г. Белинский (1811—1848г) отстаивал идею создания подлинно национальной системы просвещения.
А.И. Герцен (1812— 1870г). Критикуя современную школьную систему, выступал против «рабского духа, рабской дисциплины, рабского молчания», царивших в гимназиях.
три направления общественно-
В начале XIX в. в России распространяются идеи европейского просвещения. Вопросы воспитания поднимались в трудах философов, писателей, историков, в проектах общественного переустройства, предлагаемых декабристами. Получил известность «Трактат о воспитании» (1798) А.Ф. Бестужева, в котором на основе изучения философов античности и Нового времени, а также собственного опыта преподавания в кадетском корпусе раскрывались задачи воспитания и его методика применительно к представителям дворянского сословия.
В.Г. Белинский Отстаивал идею создания подлинно национальной системы просвещения, отвечающей интересам государства. Воспитание, не учитывающее природных задатков человека, ущербно. С его точки зрения, приступать к обучению детей нужно с 6 лет, следуя принципам систематичности и научности.
А.И. Герцен, критикуя современную школьную систему, он выступал против «рабского духа, рабской дисциплины, рабского молчания», царивших в гимназиях. Воспитание в семье, в стенах школы и университета должно быть основано на уважении к личности воспитанника, признании его индивидуальности. отводил приоритетную роль языку и литературе, истории в воспитании нравственных чувств, формировании общественных идеалов.
В эти годы в России издаются журналы «Русский педагогический вестник», «Воспитание» (с 1857 г.), «Учитель» (1860—1870), «Педагогический сборник» (с 1864 г.), «Ясная Поляна» (1861— 1862), где обсуждались основные вопросы воспитания и обучения. В 1856 г. в журнале «Морской сборник» печатается статья известного русского хирурга Н.И. Пирогова (1810—1881) под названием «Вопросы жизни», всколыхнувшая русское общество.
10. Развитие педагогической науки. К.Д. Ушинский – основоположник русской школы и научной педагогики
Программа воспитания
- Цель – духовное развитие человека
- Основные принципы воспитания:
народность,
- Важнейшее средство – обучение
- Пути:
а) убеждение,
б) формирование привычек,
в) пример воспитателя: только лич-ностью можно воспитать личность (вредна частая смена воспитателей),
г) формирование нравственных
представлений о роли и
Психологические основы воспитания
- Строить воспитательную работу с учетом возраста и психологических особенностей ребенка
- Изучать ребенка систематически
- Знание физиологии и психологии необходимо для успешного воспитания
Идея народности воспитания
- Система воспитания детей в каждой стране связана с условиями историчес-кого развития народа, с его нуждами и потребностями
- Система воспитания, построенная в соответствии с потребностями народа, развивает в детях ценные психологи-ческие черты и моральные качества: патриотизм, национальную гордость, любовь к труду
- С раннего возраста надо усваивать на-родную культуру, родной язык, знако-миться с произведениями устного на-родного творчества
- Народность не означает национальной замкнутости. Необходимо творчески использовать все рациональное из педагогического опыта других народов
Место родного языка в воспитании и обучении
- Родной язык составляет предмет глав-ный, центральный
- Воспитание в семье, детском саду, в школе – на родном языке
- Мысль и язык в неразрывном единстве
- Родной язык – энциклопедия народной жизни
Теория трудового воспитания
- Труд – основа и средство существова-ния человека, источник его физических и нравственных сил
- «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно приготовлять его к труду жизни»
- «Учение есть труд и должно оставаться трудом, но трудом, полным мысли»
- Нужно воспитывать уважение и любовь к труду, жажду серьезного труда, сформировать привычку трудиться
- Осно Народность. Самостоятельная деятельность. Игры. Воображение – основа игры. Минимум вмешательства. Широкое использование народных игр
- Природа. Воспитание ею и формирование бережного отношения
вы теории дошкольного воспитания
- Эстетическое воспитание, пение, рисование, народное творчество
- Игрушки. Лучшая игрушка – та, которая может изменяться
- Воспитание должно быть не преждевременным и не запаздывающим
Дидактика Ушинского
- Принцип посильности – учебный материал должен соответствовать возрасту обучаемого
- Принцип последовательности – изучение предмета должно быть постепенным: от легкого к более трудному, последующий материал основывается на знании предыдущего
- Принцип наглядности – мышление детей – наглядно-образное, поэтому обучение должно строиться не на отвлеченных словах и представлениях, а на конкретных образах
-Осмысленность, основательность и прочность усвоения: изучаемый материал дети должны понять, осмыс-лить; этот материал должен многократ-но закрепляться и повторяться; учитель должен добиваться прочных знаний
Урок и методы обучения
Необходимо :
1) твердый состав учащихся в классе
2) твердое расписание
3) фронтальные
занятия со всеми учащимися
класса в сочетании с
Виды учебных занятий на уроках
Приемы, используемые на уроках
Учитель
Учитель должен быть не только препода-вателем тех или иных предметов, но и воспитателем
Любить свою профессию
Относиться с чувством ответственности к делу воспитания
Быть образованным человеком
Знать педагогику и психологию
Обладать пед. мастерством и пед. тактом
18. Царскосельский лицей
Василий Федорович
Малиновский
(1765–1814)
Первый директор царскосельского лицея
лицейская педагогика
- действенным принципом было правило: «не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие».
- поощрялось творческое свободомыслие, совместное отыскание истины в спорах и диспутах. Такие понятия, как «идея», «слово», «поступок» в лицейской педагогике были связаны неразрывной нитью.
- не допускалось у своих учеников пустословия, «Постановление о Лицее» требовало «никогда не терпеть, чтобы они употребляли слова без всяких идей».
- Точно так же любому поступку должно было предшествовать тщательное обдумывание последствий и понимание смысла.