Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".
Система образования — совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.
Цели образования:
формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.
Компоненты системы образования:
участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;
2. образовательные программы;
3. учреждения образования;
4. организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования;
5. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
6. индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
7. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;
8. учебно-методические объединения в сфере образования;
9. организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;
10. организации — заказчики кадров;
11. организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;
12. государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь (Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования).
Основное образование — обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ основного образования.
. Основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни:
1. дошкольное образование;
2.общее среднее образование;
3. профессионально-техническое образование;
4. среднее специальное образование;
5. высшее образование;
6. послевузовское образование.
Единство и
непрерывность основного образо
Дополнительное образование — обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ дополнительного образования.: дополнительное образование детей и молодежи,
дополнительное образование взрослых
Специальное образование — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.
Специальное образование
включает в себя создание специальных
условий для получения
Формы получения образования
Очная форма (обучение и воспитание, предусматривающие постоянное личное участие обучающегося в регулярных учебных занятиях (занятиях) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.)
Соискательство
Заочная форма (обучение и воспитание, которое предусматривает самостоятельное освоение содержания образовательной программы учащимся, участвующим лично только в ограниченном числе занятий и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.)
Очная форма образования:
Дневная (вид очной формы получения образования, когда получение образования является основным видом занятости обучающегося)
Вечерняя (вид очной формы получения образования, когда получение образования сочетается, как правило, с иным видом занятости обучающегося)
Кодекс РБ об образовании: правовые основы регулирования, совершенствование качества образования.
27. Педагогическая система В.А. Сухомлинского.
33 года директором Павлышской средней школы. Опыт работы сельской школы, обобщил статьях и книгах («Сердце отдаю детям» (1969), «Павлышская средняя школа» (1969), «Рождение гражданина» (1971) и др.),
создал оригинальную целостную систему, основанную на признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. В 1950-е гг. разрабатывал пути соединения физического и умственного труда школьников. Сельскохозяйственный труд он трактовал как основное средство развития личности, а не только как путь подготовки к овладению профессией.
Коммунистического воспитание - средство формирования «мыслящей личности». В противовес авторитарному воспитанию утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую человека над коллективом.
В воспитание он включил категории этики — долг, честь, достоинство, добро, справедливость, свободу.
В Павлышской школе
Сухомлинский создал «Школу
В школе была разработана комплексная программа «воспитания красотой».
Взгляды Сухомлинского
на воспитание (доверие и уважение
к личности ребенка,
29.Педагогика сотрудничества. Деятельность педагогов-новаторов.
система методов, приемов обучения и воспитания, основанных на принципе гуманизма и творческого подхода к развитию личности.
Педагогика сотрудничества базировалась на следующих принципах:
обучение как творческое взаимодействие учителя и учащихся;
обучение без принуждения;
идея трудной цели;
идея крупных блоков (объединение несколько уроков в блоки);
использование опор (опорные сигналы, схемы, детали);
самоанализ деятельности (коллективный, индивидуальный);
интеллектуальный фон класса;
коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика);
развитие самоуправления учащихся;
сотрудничество учителей друг с другом и с родителями
НОВАТОРЫ - школьные учителя, преподаватели вузов, имевшие большой практический опыт и разработавшие оригинальные методики обучения и воспитания.
Идеи педагогов-новаторов Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Н.П. Гузика, С.А. Гуревича, И.П. Иванова, В.А. Караковского, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина, Б.П. и Л.А. Никитиных, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и др. во многом опровергали традиционную систему обучения.
В.Ф. Шаталов
-новатор разработал оригинальную систему интенсивного обучения для средней и старшей ступени общеобразовательной школы, создал авторские учебные пособия, предложил нестандартные формы контроля знаний.
- Программный материал в вербально-графической форме был ориентирован на развитие творческого мышления школьников.
- Система Шаталова позволяла проходить полный курс средней школы за 9 лет при общей нагрузке не более 30 часов в неделю, оставляя учащимся два свободных дня (четверг, воскресенье).
- Его книга «Куда и как исчезли тройки» (1979) получила широкую популярность в педагогической среде.
Ш.А. Амонашвили
- руководил экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения.
- научно обосновал и проверил на практике условия, содержание и принципы работы с детьми- шестилетками, способствующие становлению социально значимых мотивов учения и всестороннему развитию личности младших школьников
- Педагогическая система Амонашвили строилась на началах гуманности и веры в ребенка, воспитания творчеством и тесного сотрудничества педагога с детьми. Школьные занятия были уроками познания, общения, взаимопомощи.
- Балльные оценки и сравнение детей друг с другом были отменены.
- книги «Обучение. Оценка. Отметка» (1980), «Здравствуйте, дети» «Как живете, дети?» «Размышления о гуманной педагогике и др.»
С.Н. Лысенкова
- разработала действенную систему управления учением младших школьников, вооружающую детей способами учения и саморегуляции учебно-познавательной деятельности.
- использовала алгоритмизацию учебного материала в виде опорных сигналов (схем, карточек, таблиц, знаков),
- предложила прием «комментированного управления», при котором деятельностью класса руководит не только учитель, но и ученики, комментируя вслух выполнение заданий и ведя за собой остальных.
- Важный элемент ее методики — опережающее обучение, предварительное пробное изучение наиболее трудного материала задолго до его прохождения по программе.
- Методика обеспечивала высокое качество усвоения знаний и позволяла сократить период обучения в начальной школе.
И.П. Волков
- разработал и проверил на практике систему выявления и развития творческих способностей у детей.
- Организовал в школе «комнату творчества» и ввел в начальных классах «уроки творчества», предложив школьникам комплексные задания (создание макетов, моделей, скульптур из дерева и т.п.).
- Сведения о результатах работы фиксировались в «творческой книжке» школьника, отражавшей его увлечения, интересы и профессиональные наклонности. Содержание учебного материала и построение учебного процесса позволяли не только выявлять способности детей, но и вырабатывать у них качества, обусловливающие проявление творчества в любом деле.
Е.Н. Ильин
- разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения, которое преследовало цели творческого стимулирующего воздействия ученика на одноклассников и учителя, а также систему организации занятий по предмету.
- Уроки литературы стали для учащихся уроками нравственного воспитания, познания себя и жизни
- Методика Ильина позволила индивидуализировать освоение учащимися программного материала, повысить их активность в учебном процессе
- Педагогическая система Ильина стала одной из составляющих педагогики сотрудничества.
14.Л.Н. Толстой – народный учитель
Нравственное воспитание
- Свобода детской активности и детскому творчеству
- Уважение ребенка как личности
- Протест против угнетения детей
- Уважение к детским «недостаткам»
- Приобщение ребенка к «религиозному началу» (что и есть нравственно)
Нравственно-религиозное учение Л.Н.Толстого строилось на идее непро-тивления злу насилием, смирения, увеличения добра в мире каждым человеком
Физическое воспитание
- Совершенствование физических качеств детей
- Закаливание организма
- Развитие физических качеств в народных играх и на- рироде
Умственное воспитание
- Развитие наблюдательности
- Развитие способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать
-Развитие творчества
- Умственное развитие, связанное с обучением по книгам Толстого
Дидактика
Образование – свободное соотношение людей, из которых один сообщает известную сумму знаний, а другой свободно воспринимает ее
Содержание обучения определяет «религиозно-нравственное воспитание в духе «очищенного христианства»»
Взаимосвязь воспитания и образования
Особую роль уделял таким методам обучения, как слово учителя (рассказ, беседа)
Развитие творчества детей: самостоятельная работа, сочинения
Сознательное усвоение знаний
Приучение учащихся к наблюдательности
Широкое использование экскурсий, опытов, таблиц и картин, наблюдения подлинных предметов
Критическое отношение к звуковому методу обучения грамоте
Подчеркивал творческое начало во всей деятельности учителя
Предпринял попытку создать «повышенную школу», которая должна был удовлетворять потребность продолжать образование, возникающую у способных детей.
Лучший тип такой школы – «учительская семинария», которая готовила бы из числа самых одаренных крестьянских детей будущих сельских учителей
Советы учителям
---Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель
--Чем труднее учителю, тем легче ученику
--Нужно, чтобы ученик не стыдился учи-теля и товарищей. То, чему учат уче-ника, должно быть понятно и занима-тельно. Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении.
--Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение. Урок должен быть соразмерен силам ученика
26 Педагогическая система А.С. Макаренко
Теория коллективного воспитания
1)Основные признаки
- активность воспитанников
- мажор
- чувство собственного достоинства
2)Органы самоуправления
3)Стадии развития
Основные положения педагогической системы
- Уважение и доверие к учащемуся (высокие требования к личности)
- Опора на лучшее в человеке; проектирование лучшего
- Соединение обучения с производи-тельным трудом
- Воспитанник – полноправный гражданин, а не только объект воспитания
- Воспитание через коллектив
- Гуманизм и оптимизм в обучении и воспитании
- Теория «завтрашней радости»
25