Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Файлы: 1 файл

Шпоры ПЕДАГОГИКА.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

 

Система образования — совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.

Цели образования:

формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.

Компоненты системы образования:

участники образовательного процесса при реализации образовательных  программ;

2. образовательные программы;

3. учреждения образования;

4. организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования;

5. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

6. индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

7. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;

8. учебно-методические объединения в сфере образования;

9. организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;

10. организации — заказчики кадров;

11. организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;

12. государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь (Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования).

 

Основное  образование — обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ основного образования.

. Основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни:

1. дошкольное образование;

2.общее среднее  образование;

3. профессионально-техническое образование;

4. среднее специальное образование;

5. высшее образование;

6. послевузовское образование.

 

Единство и  непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью его уровней и согласованностью содержания образовательных программ основного образования

Дополнительное  образование — обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ дополнительного образования.: дополнительное образование детей и молодежи,

дополнительное  образование взрослых

 

Специальное образование — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.

Специальное образование  включает в себя создание специальных  условий для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.

Формы получения образования

Очная форма (обучение и воспитание, предусматривающие постоянное личное участие обучающегося в регулярных учебных занятиях (занятиях) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.)

 

Соискательство

Заочная форма (обучение и воспитание, которое предусматривает самостоятельное освоение содержания образовательной программы учащимся, участвующим лично только в ограниченном числе занятий и  аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в  соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.)

Очная форма  образования:

Дневная (вид очной формы получения образования, когда получение образования является основным видом занятости обучающегося)

Вечерняя (вид очной формы получения образования, когда получение образования сочетается, как правило, с иным видом занятости обучающегося)

Кодекс РБ об образовании: правовые основы регулирования, совершенствование качества образования.

 

 

 

27. Педагогическая система В.А. Сухомлинского.

33 года директором  Павлышской средней школы. Опыт работы сельской школы, обобщил статьях и книгах («Сердце отдаю детям» (1969), «Павлышская средняя школа» (1969), «Рождение гражданина» (1971) и др.),

 создал оригинальную  целостную систему, основанную  на признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. В 1950-е гг.  разрабатывал пути соединения физического и умственного труда школьников. Сельскохозяйственный труд он трактовал как основное средство развития личности, а не только как путь подготовки к овладению профессией.

 Коммунистического  воспитание - средство формирования  «мыслящей личности».  В противовес  авторитарному воспитанию  утверждал  гуманистическую педагогику, возвышающую  человека над коллективом.

 В воспитание он  включил категории этики — долг, честь, достоинство, добро, справедливость, свободу.

 В Павлышской школе  Сухомлинский создал «Школу радости»  для дошкольников, стремился к  созданию высоконравственного школьного  коллектива, где царит атмосфера  взаимопонимания.

 В школе была  разработана комплексная программа «воспитания красотой».

 Взгляды Сухомлинского  на воспитание (доверие и уважение  к личности ребенка, ограничение  сферы влияния коллектива на  личность, воспитание без наказания,  признание самоценности и неповторимости  каждой отдельной личности, воспитание у школьников свободы выбора и др.) не соответствовали линии, проводимой официальной педагогикой.

 

29.Педагогика  сотрудничества. Деятельность педагогов-новаторов.

система методов, приемов обучения и воспитания, основанных на принципе гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

Педагогика  сотрудничества базировалась на следующих  принципах:

обучение как творческое взаимодействие учителя и учащихся;

обучение без принуждения;

идея трудной цели;

идея крупных блоков (объединение несколько уроков в блоки);

использование опор (опорные  сигналы, схемы, детали);

самоанализ деятельности (коллективный, индивидуальный);

интеллектуальный фон  класса;

коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика);

развитие самоуправления учащихся;

сотрудничество учителей друг с другом и с родителями

НОВАТОРЫ - школьные учителя, преподаватели вузов, имевшие большой  практический опыт и разработавшие  оригинальные методики обучения и воспитания.

Идеи педагогов-новаторов  Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Н.П. Гузика, С.А. Гуревича, И.П. Иванова, В.А. Караковского, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина, Б.П. и Л.А. Никитиных, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и др. во многом опровергали традиционную систему обучения.

В.Ф. Шаталов

-новатор разработал оригинальную систему интенсивного обучения для средней и старшей ступени общеобразовательной школы, создал авторские учебные пособия, предложил нестандартные формы контроля знаний.

- Программный материал в вербально-графической форме был ориентирован на развитие творческого мышления школьников.

- Система Шаталова позволяла проходить полный курс средней школы за 9 лет при общей нагрузке не более 30 часов в неделю, оставляя учащимся два свободных дня (четверг, воскресенье).

- Его книга «Куда и как исчезли тройки» (1979) получила широкую популярность в педагогической среде.

Ш.А. Амонашвили

- руководил экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения.

- научно обосновал и проверил на практике условия, содержание и принципы работы с детьми- шестилетками, способствующие становлению социально значимых мотивов учения и всестороннему развитию личности младших школьников

- Педагогическая система Амонашвили строилась на началах гуманности и веры в ребенка, воспитания творчеством и тесного сотрудничества педагога с детьми. Школьные занятия были уроками познания, общения, взаимопомощи.

- Балльные оценки и сравнение детей друг с другом были отменены.

- книги «Обучение. Оценка. Отметка» (1980), «Здравствуйте, дети» «Как живете, дети?» «Размышления о гуманной педагогике и др.»

С.Н. Лысенкова

- разработала действенную систему управления учением младших школьников, вооружающую детей способами учения и саморегуляции учебно-познавательной деятельности.

- использовала алгоритмизацию учебного материала в виде опорных сигналов (схем, карточек, таблиц, знаков),

- предложила прием «комментированного управления», при котором деятельностью класса руководит не только учитель, но и ученики, комментируя вслух выполнение заданий и ведя за собой остальных.

- Важный элемент ее методики — опережающее обучение, предварительное пробное изучение наиболее трудного материала задолго до его прохождения по программе.

- Методика  обеспечивала высокое качество усвоения знаний и позволяла сократить период обучения в начальной школе.

И.П. Волков

- разработал и проверил на практике систему выявления и развития творческих способностей у детей.

- Организовал в школе «комнату творчества» и ввел в начальных классах «уроки творчества», предложив школьникам комплексные задания (создание макетов, моделей, скульптур из дерева и т.п.).

- Сведения о результатах работы фиксировались в «творческой книжке» школьника, отражавшей его увлечения, интересы и профессиональные наклонности. Содержание учебного материала и построение учебного процесса позволяли не только выявлять способности детей, но и вырабатывать у них качества, обусловливающие проявление творчества в любом деле.

Е.Н. Ильин

- разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения, которое преследовало цели творческого стимулирующего воздействия ученика на одноклассников и учителя, а также систему организации занятий по предмету.

- Уроки литературы стали для учащихся уроками нравственного воспитания, познания себя и жизни

- Методика Ильина позволила индивидуализировать освоение учащимися программного материала, повысить их активность в учебном процессе

- Педагогическая система Ильина стала одной из составляющих педагогики сотрудничества.

 

14.Л.Н. Толстой  – народный учитель

Нравственное воспитание

- Свобода детской активности и детскому творчеству

- Уважение ребенка как личности

- Протест против угнетения детей

- Уважение к детским «недостаткам»

- Приобщение ребенка к «религиозному началу» (что и есть нравственно)

Нравственно-религиозное учение Л.Н.Толстого строилось на идее непро-тивления злу насилием, смирения, увеличения добра в мире каждым человеком

Физическое воспитание

- Совершенствование физических качеств детей

- Закаливание организма

- Развитие физических качеств в народных играх и на- рироде

Умственное воспитание

- Развитие наблюдательности

- Развитие способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать

-Развитие творчества

- Умственное развитие, связанное с обучением по книгам Толстого

Дидактика

Образование –  свободное соотношение людей, из которых один сообщает известную сумму знаний, а другой свободно воспринимает ее

Содержание обучения определяет «религиозно-нравственное воспитание в духе «очищенного христианства»»

Взаимосвязь воспитания и образования

Особую роль уделял таким методам обучения, как слово учителя (рассказ, беседа)

Развитие творчества детей: самостоятельная работа, сочинения

Сознательное усвоение знаний

Приучение учащихся к  наблюдательности

Широкое использование  экскурсий, опытов, таблиц и картин, наблюдения подлинных предметов

Критическое отношение  к звуковому методу обучения грамоте

Подчеркивал творческое начало во всей деятельности учителя

Предпринял попытку  создать «повышенную школу», которая  должна был удовлетворять потребность  продолжать образование, возникающую у способных детей.

Лучший тип такой  школы – «учительская семинария», которая готовила бы из числа самых  одаренных крестьянских детей будущих  сельских учителей

Советы учителям

---Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель

--Чем труднее учителю, тем легче ученику

--Нужно, чтобы ученик не стыдился учи-теля и товарищей. То, чему учат уче-ника, должно быть понятно и занима-тельно. Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении.

--Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение. Урок должен быть соразмерен силам ученика

 

26 Педагогическая  система А.С. Макаренко

Теория коллективного  воспитания

1)Основные признаки

     - активность  воспитанников

     - мажор

     - чувство  собственного достоинства

2)Органы самоуправления

3)Стадии развития

Основные положения  педагогической системы

- Уважение и доверие к учащемуся (высокие требования к личности)

- Опора на лучшее в человеке; проектирование лучшего

- Соединение обучения с производи-тельным трудом

- Воспитанник – полноправный гражданин, а не только объект воспитания

- Воспитание через коллектив

- Гуманизм и оптимизм в обучении и воспитании

- Теория «завтрашней радости»

 

25


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"