Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 19:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".

Файлы: 1 файл

К зачету.docx

— 67.98 Кб (Скачать файл)

Структура – это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство.

Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека надо воспитывать для общества).

Второй компонент ПД – многообразные научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни – мировоззрение.

Третий компонент ПД – собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.

Четвертый компонент ПД – высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции педагогической деятельности

В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.

1. В целеполагающую группу входят следующие функции:

      • ориентационная;
      • развивающая;
      • мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);
      • информационная.

Эта группа функций соотносится  с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями  человека.

2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:

      • конструктивная;
      • организаторская;
      • коммуникативная;
      • гностическая.

Так, конструктивная функция обеспечивает:

а) отбор и организацию  содержания учебной информации, которая  должна быть усвоена учащимися;

б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может  быть усвоена;

в) проектирование собственной  будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

Организаторская функция реализуется через организацию:

а) информации в процессе сообщения ее учащимся;

б) различных видов деятельности учащихся;

в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного  взаимодействия с учащимися.

Коммуникативная функция предполагает:

а) установление правильных взаимоотношений с учащимися;

б) нормальные, деловые отношения  с другими учителями, с администрацией школы.

Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:

а) содержания и способов воздействия на других людей;

б) возрастных и индивидуально-психологических  особенностей других людей;

в) особенностей процесса и  результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

 

 

 

 

«Я-концепция» и самооценка

Понятие «Я» используется во всех науках о человеке, и вместе с тем оно очень неопределенно, подвижно, многозначно. В философском плане «Я» рассматривается как «духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и себе самой».  Психологи соотносят его, с одной стороны, с понятием «личность», с другой — с понятием «самосознание». Но оно не исчерпывается ни тем, ни другим. И. Кон обращает внимание на то, что «Я» — не просто личность, а личность, рассматриваемая изнутри.

Наше «Я» — это отображение  самого себя в сознании человека. Безусловно, «Я» — это продукт самосознания, но воспринимает и осознает себя человек  целостно, во всех своих ипостасях.

Существует

    • физическое «Я» — мое тело, моя внешность, мое физическое состояние.
    • Эмоциональное «Я» — мои чувства и переживания, настроения.
    • Интеллектуальное или умственное «Я» — мир моих мыслей.
    • Социальное «Я» - человек воспринимает себя как существо социальное, включенное в систему взаимоотношений с другими людьми, в свою профессиональную деятельность, имеющее определенные ценности, интересы, установки.

Итак, «Я» можно считать  результатом сложнейшей интеграции в единое целое различных психических  функций и свойств человека.

Поскольку «образ Я» — это  наши собственные представления, они  могут быть искажены. И не всегда другие воспринимают нас так, как  мы об этом думаем, не всегда мы в действительности такие, какими себя представляем, не всегда воображаемый идеал — это то, к чему обязательно надо стремиться. То есть, Я-концепция не всегда отражает истинную сущность нашего «Я».

Я-концепция представляет собой единство рационального и эмоционального, конкретному знанию о себе всегда сопутствует переживание того, что человек в себе открывает, осознает. Основным инструментом формирования образа «Я» становятся самооценка и оценка человека другими людьми.

Самооценка является не только инструментом создания образа «Я», но и одной из его составляющих. Самооценка — это личностное суждение о собственной  ценности. Оно складывается на основе не только собственных суждений индивида о себе, но и суждений (оценки) других людей. Каждый человек стремится  к положительной самооценке, она  необходима ему для самоуважения, без которого невозможно его психическое  здоровье.

Повысить самооценку человек  может, либо увеличив числитель — свои реальные достижения, либо уменьшив знаменатель — уровень своих притязаний.

Таким образом, наше самочувствие, наша самооценка зависят от нас самих. Часто у человека формируется  завышенная самооценка, что проявляется в излишней самоуверенности, самонадеянности, неспособности реально оценивать свои возможности. Заниженная самооценка рождает излишнюю застенчивость, неуверенность в себе.

Когда впервые возникает  Я-концепция у человека? Невозможно указать точно этот момент. Она формируется постепенно, с развитием самосознания ребенка. Первый шаг к ней — выделение себя из окружающего мира, установление своей отдельности, непохожести на других (я не такой, как все).

Для чего необходимо развитие Я-концепции вообще и учителя в частности?

Прежде всего для понимания самого себя. Расхождение между концепцией «Я» и истинным «Я» человека ведет к неумению предвидеть, как он сам себя поведет в той или иной ситуации, особенно экстремальной.

Понимание самого себя —  исходный толчок самосовершенствования  личности. Существующее расхождение  между «образом Я» и «истинным  Я» воспринимается человеком как дискомфорт. Возникает стремление выйти из этого дискомфорта. Но каким образом это сделать?

Первая реакция  — выстраивание психологических защит. Одна из таких защит — замещение, оправдание себя путем переноса ответственности на других (причина не во мне, а в других людях).

Существует множество  других защит, самая распространенная среди них — агрессия. Так, женщина, не испытавшая материнских чувств по отношению к своему сыну, но не желающая разрушать свой образ «хорошей матери», обвиняет во всех конфликтных ситуациях «плохого ребенка», агрессивна по отношению к нему.

Учитель, создавший о себе представление, что он «хороший учитель», убежден в отсутствии интереса к  своему предмету и слабых знаниях  «плохих учеников». Таким образом, человек временно преодолевает дискомфорт, но истинные причины его остаются не поняты и не устранены.

Человек с развитой Я-концепцией осознает причины дискомфорта как проявление собственных проблем, стремится прежде всего изменить что-то в себе. Тогда шум, отсутствие интереса к уроку у учеников учитель воспринимает как сигнал о том, что что-то не в порядке в нем самом. У него возникает потребность в переосмыслении своего поведения, совершенствовании своего профессионального мастерства.

 

 

 

 

 

 

Принятие себя

Жизненная функция самосознания — не просто дать человеку достоверные  сведения о себе, а помочь ему  выработать позитивную

Я-концепцию. Она необходима ему для реализации своих возможностей, осуществления себя, раскрытия своей индивидуальности.

Многие из нас реализуют  себя потому, что у нас отсутствует  позитивное самовосприятие, позитивное представление о себе. Негативная Я-концепция, которую формируют у ребенка родители и учителя, чаще всего является причиной повышенной тревожности, ранимости или агрессивности, которые создают затруднения в обучении и общении с другими людьми. Исследования показывают, что успехи детей в учебе прямо зависят от ожидания учителя. «Даже самый незначительный комментарий учителя может восприниматься школьником как тотальное отрицание ценности его личности, разрушительно воздействует на его образ Я», — утверждает Р. Бернс.

Вместе с тем существует тесная связь между Я-концепцией учителя и учащихся. У учителя, имеющего положительное самовосприятие, школьники имеют более позитивную Я-концепцию, чем у учителя с противоположной тенденцией.

Итак, необходимость позитивного  самовосприятия человеком самого себя очевидна. Условием формирования позитивной Я-концепции является принятие себя, любовь к себе.

Может ли учитель, который  не любит себя, не уверен в себе, воспитать  счастливых, уверенных в себе, обладающих чувством собственного достоинства  учеников? В каждом человеке есть то, что ему нравится в себе, за что  он ценит себя. Почему мы зачастую боимся проявлять это?

Человек, как правило, более  ориентирован на мнение других. Мы с  детства живем в системе жестких  оценок себя, сначала — другими  людьми, потом самим собой. И зачастую не замечаем, что наши оценки — это  копии чужих оценок, причем чаще всего — отрицательных: «Ничего  из тебя не выйдет», «Ты ленив и неаккуратен, забывчив, необязателен, безответствен» и т. д.

В нашей культуре не принято  положительно оценивать себя. Человеку, который нарушает это правило, часто  приклеивают ярлыки «выскочки», «самоуверенного» и т. п. Мы ждем похвалы и одобрения  от других.

Мы убеждены, что сможем совершенствоваться, только если будем критически оценивать себя. Гуманистическая психология утверждает: чувство вины и наше внутреннее убеждение «Я недостаточно хорош» не помогают, а препятствуют потребности изменить себя. Только принятие себя таким, какой я есть, позитивное отношение к себе рождает потребность и возможность решить свои проблемы, уверенность в том, что у меня есть все, чтобы достичь своей цели.

 

Самораскрытие

Путь к себе, к принятию себя лежит через самораскрытие. Открытие своего «Я» зависит от того, насколько мы открыты для других.

 Каждый человек несет  в себе как бы четыре «пространства»  своей личности. «Арена» охватывает  те аспекты содержания своего  «Я», о которых знаем и мы, и другие («пространство» личности, открытое и для меня, и для  других). «Видимость» — это то, что мы знаем, а другие нет,  то, что мы скрываем от других  в силу тех или иных причин  или не имели возможности рассказать. «Слепое пятно» состоит из  того, что другие знают о нас,  а мы не знаем, например привычка  перебивать говорящего на середине  слова, которую мы не замечаем (закрытое для меня, но открытое  для других). «Неизвестное» —  это то, что скрыто и от нас,  и от других, включая скрытые  потенциальные возможности развития (закрытое и недоступное ни  мне, ни другим людям).

Когда мы ведем себя открыто, другие получают возможность узнать о нас больше, что повышает вероятность  как хорошего понимания нас другими, так и более глубокого самопознания — понимания самого себя. Увеличивается  «Арена» — уменьшается «Неизвестное», его место занимает «Понимание». Открываясь другим, мы приобретаем  то, что другие помогают нам увидеть  в себе, то, что до сих пор нам  было недоступно. Открываясь, мы способны раскрыть свои скрытые возможности, реализовать их (8, с.74-75).

Безусловно, способность  быть открытым зависит как от степени  осознания и принятия себя, так  и от нашего доверия к другим людям, от их отношения к нам. Было бы абсурдно требовать от нас раскрываться перед  каждым встречным. Но мы в любых ситуациях  можем оставаться самим собой, не заползая, как улитка, в свою раковину. Стремление к открытости каждого  из нас открывает нам путь к  взаимопониманию и пониманию  себя.

Открыть свое «Я», принять  себя, сформировать целостный образ  «Я» в состоянии каждый человек. Нужно только захотеть. Так отправляйтесь  в путь к себе!

А для начала попробуйте встречать каждый новый день следующими словами:

Каждый день я становлюсь все лучше и лучше.

Я чувствую себя уверенным, счастливым, полным радости и оптимизма.

Я чувствую себя спокойным  и расслабленным.

Я здоров и силен как  духовно, так и физически.

Я способен добиться того, чего только захочу.

Я обладаю прекрасной памятью.

Я нравлюсь людям, люди любят  меня.

Я прощаю себя, я принимаю себя.

Я осуществляю свою мечту.

Я полностью контролирую  свои мысли, чувства и радости.

Радость, радость, радость!!!

 

Эмоциональная культура учителя

Эмоции, чувства  человека — это то, что наполняет  его жизнь особым трепетом, обогащает  его духовный мир, позволяет ему  воспринимать окружающий мир через  призму своих переживаний, наслаждаться и радоваться, огорчаться, печалиться и страдать, то есть жить полноценной  жизнью. «Человеческие чувства отражают строение личности, выявляя ее направленность, ее установки: что оставляет человека равнодушным и что затрагивает  его чувства, что его радует и  что печалит, обычно ярче всего выявляет — а иногда и выдает — истинную сущность человека», — пишет Л. С. Рубинштейн.

Эмоции являются важнейшим источником активности человека, организатором его поведения. «Всякая  эмоция есть позыв к действию или  отказ от действия», — отмечает Л. С. Выготский. Она стимулирует или задерживает реакции человека.

Мера в  развитии положительных и отрицательных  эмоций и чувств человека, определенная гармонизация их свидетельствует об эмоциональной культуре личности. Таким  образом, эмоциональная культура личности проявляется прежде всего в способности управлять своими чувствами и переживаниями, развивать в себе положительные эмоции и чувства. Особенно необходимо это учителю, так как деятельность его связана с большими нервными нагрузками.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"