Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 19:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".
Эмоциональность как свойство личности в разной степени развита у разных людей, а также в различные периоды жизни человека. Ребенок эмоционально раскован, непосредствен, открыт, свободен в изъявлении своих чувств и эмоций. Он бурно радуется и громко огорчается, выплескивает наружу свою обиду и страх. Постепенно, со временем, под воздействием окружающих он учится скрывать, ограничивать и подавлять свои чувства. Но они остаются с ним, загоняются вовнутрь, накапливаются, приводят к неожиданным взрывам или ведут скрытую разрушительную работу в организме человека. Когда человек постоянно подавляет и контролирует свои чувства, а не пытается понять и осознать их, он учится не принимать их, а следовательно, не принимает и чувства других людей.
Для личности с низким уровнем эмоциональной культуры характерна следующая форма поведения: внешний стимул — эмоциональная реакция — поступок — осмысление поступка. Осмысление, рассудочная деятельность, если она присутствует вообще, является завершающим этапом всей цепи.
Личность
с высоким уровнем
Итак, управление чувствами и эмоциями начинается прежде всего с понимания своего эмоционального состояния и своих чувств, осознания их. Для этого мы должны учиться в различных стрессовых ситуациях как бы выходить мысленно за пределы собственного «Я» и оценивать ситуацию и себя со стороны.
Умение владеть собой в критических ситуациях, понимать эмоциональное состояние и побудительные мотивы поведения других людей, помогать освободиться от негативных эмоций, не реагируя на них необдуманными эмоциональными реакциями и действиями, должно быть прежде всего присуще педагогу. Он должен учиться быть терпеливым и мудрым, всегда обдумывать свои слова и поступки.
Эмоциональная культура учителя невозможна без умения воспринимать и тонко чувствовать эмоциональное состояние другого человека, наблюдательности, способности по внешнему виду определять эмоциональное состояние ребенка, а также того, что К. С. Станиславский называл внешней эмоциональной выразительностью. Воздействуя на учеников словом, жестами, мимикой, учитель должен уметь передать свое эмоциональное состояние, выразить с помощью речи и других невербальных средств свои чувства и переживания, свое отношение к тому, о чем он рассказывает ученикам.
Без способности сохранять, воспроизводить и передавать другим чувства и переживания, возникшие во время первого соприкосновения с художественным произведением, не может состояться учитель литературы. Да и любому другому учителю необходимо то, что советовал К. С. Станиславский актеру: надо перерабатывать в себе воспринятые чувствования, запечатлевать в эмоциональной памяти, чтобы проникнуть в истинный смысл совершающегося вокруг нас. Ибо только то знание становится одухотворенным, которое проходит через чувство человека, несущего его. Поэтому учителю надо обогащать свою эмоциональную память, расширять свой жизненный кругозор, пополнять запасы впечатлений, чувствований, переживаний из книг, из произведений искусства, из путешествий, из общения с людьми.
Эмоциональная культура учителя включает такое необходимое для него качество, как эмпатия, представляющее собой сплав эмоционального отклика, сопереживания эмоциональному состоянию другого человека и понимания его. Для определения понятия «эмпатия» нередко пользуются термином «вчувствование в другого». Однако не надо толковать это как способность вызывать в себе такие же эмоциональные переживания, какие испытывает человек, которого пытаешься понять. Быть эмпатийным — это значит быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким. Эмпатия предполагает не только понимание, но и помощь другому. Помочь же ему мы сможем только в том случае, если сопереживание и понимание будут уравновешены и не приведут к эмоциональной идентификации (отождествлению) себя с другими. Если ребенок испытывает страх перед чем-то, а взрослый, сопереживая ему, тоже будет испытывать это чувство, он не сможет помочь ему найти истинно мудрое и верное решение.
Общая культура — условие профессионализма педагога
Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций — обучения, образования и воспитания — является личная (индивидуальная) педагогическая культура.
Современные исследователи (В. Л. Бенин, Е. В. Бондаревская, К. М. Левитан, Н. В. Седова и др.) рассматривают педагогическую культуру человека как интеграцию, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности учителя, воспитателя, работника досуговой сферы — вообще педагога в широком смысле слова.
Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. Зададимся вопросом: «Можно ли доверить столь тонкое, ответственное, значимое дело, как обучение и воспитание, человеку с ограниченным кругозором, бедностью эмоционального опыта, догматическим мышлением, вредными привычками?» Отрицательный ответ очевиден. Ибо в сфере педагогического общения именно человеческие качества учителя, воспитателя выступают на первый план, становятся источником духовного становления или предметом подражания дурному примеру.
Поскольку носителем культуры, в том числе и определенных педагогических качеств, выступает конкретная личность с особым мировосприятием, складом характера, творческим потенциалом, эти качества приобретают индивидуальную окраску, что само по себе может дать дополнительный импульс для позитивного влияния на воспитанников. В. А. Сухомлинский писал, что ничто так не удивляет, не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек. Ум воспитывается умом, совесть — совестью, преданность Родине — действенным служением Родине.
Что же входит в содержание общей культуры педагога! Это прежде всего его жизненные установки (то, что А. С. Макаренко называл перспективными линиями) и приоритеты общечеловеческих ценностей — Истины, Любви, Добра, Красоты, Свободы и т.д. Культурным мы называем человека с широким спектром духовных и физических потребностей — в труде, познании, искусстве, спорте, общении с природой; обладающего достаточным научным, политическим, художественным кругозором; соблюдающего общепринятые нормы поведения в обществе, производственной, бытовой обстановке.
Ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве. Если основу образованности составляет накопленный человеком фонд теоретических и конкретных знаний, дающих возможность представить целостную картину мира, то сущность воспитанности заключается в гуманном отношении к окружающим, в культуре труда, поведения и быта.
Подлинно культурную личность нельзя себе представить «среднестатистической единицей», находящейся в состоянии покоя. Овладение культурой предполагает поступательное движение, мобилизацию внутренних духовных ресурсов и прежде всего — общетворческих способностей и умений — интеллектуальных, художественных, технических, социальных (организаторских, управленческих) и других. Известно, что нет учения без увлечения, как, впрочем, и воспитания без субъектной позиции воспитанника. Чтобы увлечь детей и взрослых интересным полезным делом, педагог должен обладать яркой индивидуальностью, развивать свои таланты и дарования в различных областях жизнедеятельности.
Педагогическая культура личности не рождается в вакууме, вне общего развития субъекта деятельности, а вырастает из общей культуры, являясь ее своеобразным продолжением и надстройкой.
Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры
Ведущая роль в научной подготовке педагога любой специализации принадлежит теоретическим, концептуальным идеям, овладение которыми позволяет ему осуществлять свои функции не эмпирическим путем проб и ошибок, а на основе достоверных данных науки и практики. Работник образовательного учреждения должен прежде всего глубоко разбираться в теории и истории педагогики, целях, содержании, методах учебно-воспитательной деятельности, в современных подходах к решению педагогических проблем. Ему необходимы также понимание социальных, культурологических, психологических аспектов становления человека как члена общества и как индивидуальности, знакомство с детской и возрастной психологией, физиологией, этикой, эстетикой и другими науками, помогающими глубже постигнуть закономерности формирования целостной личности.
Первостепенное значение имеет также свободное владение предметом, составляющим основное содержание профессиональной деятельности. Для преподавателя биологии — это биология, для учителя истории — история, для тренера — физическая культура, для режиссера — театральное искусство, для руководителя танцевального коллектива — хореография и т.д. Однако для того, чтобы биолог, историк, тренер, режиссер, хореограф могли успешно реализовать потенциал своей узкой специальности в учебно-воспитательной работе, они должны хорошо представлять себе конкретные методы и приемы преподавания. Поэтому особую область познания для педагога представляет цикл прикладных педагогических дисциплин — частных методик, технологий обучения и воспитания, творческого саморазвития.
Молодому специалисту, пришедшему на работу в образовательное учреждение, надо иметь представление о федеральной и региональной системе народного образования, законодательных актах в этой сфере. Каковы государственные стандарты массовой школы сегодня? Чем различаются образовательные программы гимназий, лицеев, школ с углубленным и расширенным преподаванием тех или иных предметных циклов? Каков статус частных образовательных учреждений? Что такое дифференцированное, профильное обучение? Какие изменения претерпели за последние годы права и обязанности учителя? На эти и многие другие вопросы студент-практикант, выпускник вуза должен иметь вполне определенные ответы.
К научно-познавательному арсеналу индивидуальной педагогической культуры мы относим также знания и умения исследовательского характера: способы изучения личности школьника, методику наблюдения и анализа урока, внеклассного мероприятия; инструментарий педагогического эксперимента. Обо всем этом педагог узнает на студенческой скамье, в процессе системного изучения основных курсов и факультативов по предмету своей специальности, педагогике, психологии, методике, а также дисциплин общеразвивающего, культурологического циклов
В тесной связи с научной эрудицией и познавательными умениями учителя, воспитателя находятся его ценностные ориентации, составляющие особый блок индивидуальной педагогической культуры. Ориентациями называют избирательную направленность человека на те объекты действительности, которые он считает наиболее значимыми, привлекательными. В ценностных ориентациях педагога выражаются его профессиональные позиции, установки, взгляды
Мир современной педагогики многолик, динамичен, изменчив. Одну и ту же проблему можно рассматривать с различных точек зрения. Возьмем дискуссионный вопрос о соотношении образования и воспитания в педагогическом процессе. Традиционно в трудах отечественных и зарубежных авторов отмечалась главенствующая роль этических, эстетических убеждений, чувств, привычек, т. е. тех качеств личности, которые формируются преимущественно путем воспитательного влияния. Образованию отводилась более узкая сфера интеллектуального развития детей и юношества. В современных условиях создания новейших информационных технологий с использованием кибернетики и электроники функции образования расширились. Сегодня образовательные программы школ, дошкольных и внешкольных учреждений, вузов нацелены на приобщение подрастающего поколения и молодежи к культуре, на создание необходимых предпосылок для их творческой самореализации и самоопределения в изменяющемся мире.
Однако культурологические аспекты образовательного процесса далеко не охватывают всех сторон формирования личности. За скобками нередко остаются такие черты выпускника, как гражданственность, социальная активность, готовность к общественно полезному труду, уважительное, доброжелательное отношение к людям, порядочность, ответственность и многое другое. А это уже предмет специальной кропотливой воспитательной работы.
Нередко
педагогу приходится размышлять над
самой сущностью
Педагог, ориентированный на гуманистические ценности, стремится гармонизировать возрастные потребности воспитанника с перспективными линиями его развития, задачами социальной адаптации. Инструментарий такого наставника исключает методы подавления личности ученика. Во главу угла ставятся познавательный интерес, взаимное доверие, сотрудничество, радость творчества.
Этика и эстетика педагогического труда
Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика, или деонтология (от греч. deon — долг и logos — учение). Как известно, этика (от греч. ethos — нрав, обычай) — наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика (педагогическая деонтология) на основе общеэтических норм определяет те нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.
Спектр этических качеств, которые проявляются в общении педагога с воспитанниками, широк и многообразен. Специальные исследования показывают, что, например, подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, желание оказать ученику помощь в овладении программным материалом, общительность, добросовестность, трудолюбие, сдержанность, веру в познавательные способности ученика, терпение, требовательность и ряд других профессионально значимых личностных черт. Но главное, чем дорожит воспитанник, — это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений.
Существует также «этический кодекс» взаимоотношений педагога с коллегами по работе. Заглянем в обозримое будущее. Представьте себя в такой ситуации. Вы, молодой специалист, выпускник вуза или колледжа, пришли в новый педагогический коллектив. Советуем придерживаться нескольких правил.
Не
спешите подвергать критике установившиеся
годами в этом учреждении традиции,
формы работы и «с ходу» предлагать
те или иные нововведения. Постарайтесь
внимательно разобраться в