Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 19:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".
Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, особенно в присутствии инспектирующих лиц, начните с характеристики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку.
Если в классе, где вы ведете свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некорректно винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах.
Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого коллеги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения. Лучше всего привести веские аргументы в пользу вашей позиции и постараться убедить оппонентов в их неправоте.
Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание — главные предпосылки благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом коллективе.
Этика
педагога тесно соприкасается с эстетико
. Следует
помнить, что для педагога
Во-первых, прекрасное, искусство дают возможность и взрослым, и детям получить наглядно-образное представление об идеале совершенной личности и тем самым наполнить конкретным содержанием цели воспитания. Поскольку красота выступает для человека «кумиром без всяких условий» (Ф. М. Достоевский), ее притягательная сила, особенно в пору отрочества и юности, побуждает следовать образцам.
Во-вторых, еще во времена античности древними философами (Пифагор, Платон, Аристотель) было установлено родство таких категорий этики и эстетики, как добро и красота. Идея единства прекрасного и нравственного красной нитью проходит через всю историю педагогической мысли. Не случайно В. А. Сухомлинский считал, что главная задача воспитания средствами эстетики — вести детей через красивое к гуманному, человечному. Кроме того, искусство, художественная деятельность помогают ребенку удовлетворить потребность в самовыражении, несут ему информацию особого рода — о «диалектике души», служат своеобразным учебником жизни. Умелое использование педагогом в работе с детьми произведений искусства, эстетических аспектов учебного материала одухотворяет педагогический процесс, создает положительный эмоциональный настрой.
В-третьих, эстетика, красота — незаменимый компонент педагогического мастерства, источник творчества учителя, воспитателя. В этом смысле каждый педагог должен быть хотя бы чуточку художником своего дела, поэтом, артистом. Работник образовательного учреждения должен в определенной мере владеть техникой игры — «искусством переживания» и «искусством представления», уметь, пользуясь словами К. С. Станиславского, управлять своим вдохновением и настраиваться на творческую работу независимо от личных обстоятельств.
Педагогическое творчество и мастерство
Кроме общепедагогических способностей и умений, работник образовательного учреждения должен владеть разнообразными приемами и средствами личного аудио-визуального воздействия на воспитанников, которые принято объединять термином «педагогическая техника». Предметом особой заботы учителя, наставника является главный инструмент общения — голос. Его утрата ведет к профессиональной непригодности. Голос педагога должен быть выразительным, звучным, энергичным, привлекать внимание, но не раздражать, звать к действию, а не убаюкивать. Экспериментально доказано, что низкие голоса легче воспринимаются слушателями, чем высокие, сильнее впечатляют. Информация, переданная низким голосом, лучше запоминается. Целенаправленно развивая речевой аппарат, можно «поставить» и откорректировать свой голос.
Другим существенным элементом педагогической техники служит мимика — своеобразное искусство выражать мысли, чувства, настроения и состояния движениями мускулов лица. Сочетание этих движений с выразительностью взгляда одухотворяет и эмоционально окрашивает речь, содействует установлению живого контакта с воспитанниками. Изучив особенности мимики вашего лица и глаз, вы можете с помощью специального тренинга научиться их использовать в педагогических целях.
Жест педагога, как и мимика, являясь средством эмоционального воздействия, акцентируя внимание учащихся на самом важном, должен быть органичным, сдержанным и убедительным. Главное — сделать руки послушными мысли и чувству, стремиться к гармонии слова, мимики и жеста.
Педагогическому работнику, деятельность которого совершается на глазах воспитанников, должно быть небезразлично, каков его внешний облик, насколько одежда, прическа, манеры, походка отвечают этическим и эстетическим нормам. Следует помнить, что стиль поведения педагога в детском учреждении — также элемент профессиональной техники, источник воспитательного влияния.
На основе своеобразного сплава знаний, способностей и умений рождается мастерство — высший уровень профессионализма. Быть мастером педагогического труда — значит глубоко осознавать закономерности обучения и воспитания, умело применять их на практике, добиваться ощутимых результатов в развитии личности воспитуемого.
В педагогическом мастерстве игра — лишь форма, а содержание — всегда утверждение высших человеческих ценностей... всегда освоение культуры и развитых форм общения.
Мастерство неотделимо от творчества — от способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии, короче — конструировать учебно-воспитательный процесс, воплощая замысел в реальность.
Не секрет, что в последние годы труд как традиционный учебный предмет и вид общественно полезной деятельности становится все менее привлекательным для школьников из-за их переориентации на интеллектуальные ценности. Другое дело — труд художественный, творческий, дающий возможность детям проявить свои способности и таланты. Авторские программы по трудовому обучению девочек и мальчиков, декоративно-прикладному искусству нацелены на пробуждение в школьнике созидательной энергии, фантазии, на то, чтобы не скучали детские руки в поисках совершенной формы предмета, в стремлении доставлять красотой радость себе и окружающим.
Единство педагогических позиций коллектива единомышленников-учителей отчетливо просматривается в межпредметных связях. Поэтому оказывается возможным проведение «бинарных» (объединенных) уроков по истории искусств и курсу «Человек и общество», совместное планирование занятий по художественному труду, декоративному рисованию и основам дизайна, взаимодействие преподавателей гуманитарных и естественно-научных дисциплин и многое другое, чем богаты разум и опыт коллектива, воодушевленного общим делом.
Трудно представить себе специалиста-мастера, не имеющего «своего лица», собственного профессионального почерка. Ведь субъект любой деятельности — живая личность с присущими ей неповторимыми чертами. А в труде воспитателя эта самобытность нередко становится источником повышенного внимания и симпатии со стороны учащихся. Прежде всего предполагается отход от шаблонов в профессиональном поведении, методах обучения и воспитания, наличие педагогов «хороших и разных», со своим индивидуальным стилем.
Формированию
индивидуально-личностного