Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 18:14, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие социальной защиты детства.
после революции появился термин. до революции призрение. Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Сущность социальной защиты детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

Файлы: 1 файл

Экзамен. Соц защита детства.docx

— 91.87 Кб (Скачать файл)

1. Понятие социальной  защиты детства.

после революции появился термин. до революции призрение. Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Сущность социальной защиты детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов. 

20е – В. куваев предложил термин охрана детства и детское право.

Охр детства – деятельность гос-ва по созданию условий обеспечивающих психическое и физическое  развитие ребёнка, в целях его подготовки  к общественно полезной деятельности.

детское право – совок-ть правовых документов касающихся детства.

в 30 е годы Охрана материнства - система мероприятий, предпринимаемых государством по организации труда и быта женщин, который создаёт оптимальноые условия для выполнения женщиной производственной функции и условия для нормального развития и воспитания детей.

Соц защита – система принципов законодательно-установленных соц гарантий,  обеспецивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворения потребностей, поддержание жизнеобеспечение.

Соц защита детства – деятельность гос-ва, направленная на создание условий для развития личности ребенка, предоставление возможности для самоопределение, снижение негативных воздействий на семью.

соц поддержка детства – появилась в последнее время – это комплекс  соц мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования соц незащищённых категории детей  и семей, испытывающих трудности в удовлетворении жизненных потребностей.

2 подхода к пониманию  соц защиты в науке. 1. система соц отношений, при которой человек способен самостоятельно заботиться о себе и своих детях, понятие соц защиты совпадает с понятием соц гарантия (характерен для западных стран)

2.  соц защита соотносится с деятельностью государств по созданию опр условий и возможностей.  (Хар-но для нашей страны)

Принципы соц защиты:1. гуманности – деятельности специалиста направлен на устранение негативных факторов, способствующих созд гуманности. 2. комплексности – в целом. 3. адресности – выделение определённых категорий, имеющ опред трудности.4. обеспечения прав и свобод – соблюдения прав и свобод, при нарушении – создание условий.Объёкты – кому оказ: дети, дети отд категорий. (сироты, инвалиды) семья.Субъекты – гос-ва, разл учрежд, правозащитные учрежд, с беспризор. работают с несовершеннол матерями. религиозные учр, специалисты, семья, и сами дети. Компоненты: соц защиты как системы.1. соц обеспечение: пособия, соц выплаты, пенсия по утере кормильца. (пособие на реб инвалида) 2. доп гарантии или льготы (соц страхование)

3. соц обслуживание – деятельности соц служб по оказанию помощи.

 

2. положение детей  в РФ Основные проблемы.

Под положение детей – понимается совокупность условий, сложившихся в обществе для выживания и развития детей, ур матер обеспеч детей и семьи, состояние здравоохранения, соц защиты.

Проводится ежегодный гос доклад о полож детей в РФ.  В РФ примерно 26% детского населения от общего населения страны.

Государство  предпринимает меры на поддержание выживаемости детей в стране. Первый раздел посвящен здоровью детей. проблемы – ухудшение состояния здоровья – всего лишь 10 – 15% выпускников здоровые.- возвращение забытых заболеваний (дифтерия, коклюш), - заболевание туберкулёзом, - высокий уровень детской и младенческой смертности.- проблема инвалидизации, проблемы питания, снижение качества питания.

15 – 17% детей отстают от  своего паспортного возраста.

Второй раздел: раскрываются проблемы семейного воспитания, также низкий уровень, проблема соц сиротсва – основная причина пьянства, -  жестокое  обращение с ребёнком в семье.

Образование детей - - проблема дети  не ходят в школу, достигнув школьного возраста.- получение образования детьми с ОВ.- школы не приспособлены.

Уровень правовой защиты:

- не реализуются, право  есть, но не можем воспользоваться.

– трудовая занятость детей

– защита прав детей в бракоразводных ситуациях.

- проблема с взысканием  алиментов,

- проблема ответственности  взрослых за причинение вреда  реб 

– вовлечение в проституцию, торговлю наркотиками.

Проблемы детей, оказавшихся в ТЖС.- увеличение числа детей,- увеличение разнообразие категорий детей, нуждающихся в соц защите (дети беженцы, от вооружённых конфликтов, террористич акций, насилия).

выводы: Проблемы – отсутствует систематическая профилактическая работа, - недостаточность гос  статистики по проблемам детства, - неэффективные процедуры проверки деятельности гос-ва (оценки эффективности деятельности), отсутствие  чётких критериев по защите детства.

 

3.формир системы  соц защиты детства с 9 – по 18 век

дохристианский период – 3 формы помощи.1. приймачество – пожилые принимали ребёнка, у которых не было детей,  он им помогал с хозяйством, а они его воспитывали.

2. передача ребёнка на  кормление – определённое время  в одной семье, потом в другую, и так по всей общине. община заботилась, и воспитывала. идея нищелюбия.

3. скудельницы – хижины у кладбища, в которых жили  одинокие пожилые и дети сироты вместе.с принятием христианства – требование быть милосердным.

Вл. Мономах – призывал заниматься милосердием. главный субъект организ помощи был князь.

ярослав Мудрый – училище для сирот

сер 16 века Иван Грозный – решение – каждая церковь д.б. открывать приюты (училище) для сирот.патриарший приказ – руководил  деят-тью соц учреждений – сирот учрежд, богодельни. 17 в. смутное время Борис Годунов.приказывает заботится  о вдовах, сиротах, независимо от их положения.

Михаил Фёдорович Романов – пер пол 17 века – открыл сиротские дома. 1682 г. Фёдор Алексеевич -  разработал проект приказа о создании богоугодных заведений по западному образцу - разделить на действительно нуждающихся и притворнонищих. Выделение детей – отправлять в ремесленные дома.

Пётр 1. развивал эту идею. издал ряд указов, связанных с организацией помощи детям. Указ О создании госпиталей для зазорных. Указ  - при каждом монастыре открывать приюты для сирот, куда отправлять детей до 7 лет возраста – религ образовательный элемент обучения, затем отдавали на дальнейшее обучение.1718 г. указ адресованный малолет нищим – сначала бить батоками, а потом отправлять на мануфактуры, крепких детей отдавать в матросы.

проект сиротского приюта – училища – автор Салтыков элементарного и повышенного типа. для детей наиболее развитых – дети получ профессии  необходим обществу .обучались навигации, рисованию ,часовому делу, токарному делу, - мальчики.девочки – получали элементарное образования – швейное, ткатсвое, кружевное дело. дальнейшая судьба завесила от статуса, девушек отправляли няньчиться в семьи .

Екатерина 2 – проект императорского воспитательного дома. в 1764 г. открылся такой дом. В СПБ и Москве – впервые принимали детей с рождения и до 20 лет они там находились.ряд отделений: с рождения и до 2 лет,  с 2 до 7 лет,  с 7 до 11 – 12 лет, с 11-12 – до 18 – 20  - получали проф подготовку.

Идея учрежд – воспитать новую породу людей – прогресс в науке, создание определённой среды. Считалось что эти дети д.б. из смешанных браков.

При Петербуржском императ-м доме – открыты учительская семинария, училище нянь, французск. класс – домашние учительницы, немецкий класс – акушерки, различные ремесленные мастерские.

1775 г.  при Ек 2 новая структура – Приказ общест-ого призрения, Закон о городском сиротском суде – рассматривал вопросы детей лишившихся родителей (мещанские и купеческие) Если нет у реб имущества, то его передают в гос сирот учрежд, если есть имущество- назначали опекуна до 21г. Опекун в присутствии свидетеля. д.б. принять на себя управление имуществом реб, каждый год д.б. отчитываться о состоянии имущества, мог брать ежегодно 5 % от дохода имущества опекаемого.

Т.о. появились новые учрежд высокого уровня, развивалась правовая база.

Импер-ца Мария Фёдоровна -  после её смерти все учреждения которые были созданы при ней  были объединены – Ведомство учреждений Императрицы Марии Фёд – образов учрежд (мариинские гимназии) соц учрежд приюты.

изучала положение дел в учреждении – смертности, плохое питание. Стали открывать приюты для слепых и глухих детей, продолжена практика передачи деток в семьи.

4. развитие соц защиты детства в 19 – начале 20 века.

19 век. меняется соотношение  субъектов. главный субъект –  общественные учреждения – благотворительные  организации негосуд-е. созд новые  сирот институты – для семей, ясли при заводах, помощь существующим  соц приютам. появл новая категория детей – несовершл правонарушители – учр соц защиты носили  воспит хар-р, а не корательный Воспитат-е исправительные приюты. Руковишниковский  воспитат исправит институт – первый в честь создателя Ник Вас Руковишникова.

небыло ограничения передвижения, их  обучали см, вя работа строилась на доверии, Поощрение – разные варианты – матер, марки перевод в деньги. моральное стимулирование – за пределы выходить гулять.

организ системы проф подготовки – ремесленные мастерские.система патронажа – в течение трёх лет  следили за жизнью ребёнка, при выпуске давали деньги, либо инструменты, либо помогали открыть свою мастерскую.

сельские приюты – СПБ земледельческие коллегии. руковод Яков ИВ герд – некое поселение. отд дома.  – прожив соц семья с воспитателем по 10 – 13 человек.

в колонию напр мальчики с 8 – 18 лет, осужлденные за какое либо правонарушение. деят направлена на то, чтобы те, кто уже исправился становился воспитателем.

день – учёба общеобр и проф подготовка. Работа основывалась на индивид подходе – дневник наблюдений на каждого, что сделал.

наказание – изоляция в отд дом. патронаж в течение 3 лет и матер помощь.1874 – открылся первый воспит приют для девочек – Большевский ремесленный исправит приют для нищенствующих девочек. сущ на деньги благотворит организаций. девочки туда попадали за кражи. В основе деят – труд деят – швейные мастерские. их устраивали на шёлковую фабрику Сапожникова.

конец 19 – начало 20 векадетские суды для несовершеннолетних. – создавались на средства благотворителей. 1 суд в 1910 году – рассматривалисьь дела – сопровождали ребёнка – роль адвоката. суд стремился оправдать, в приюте исправит закрытые суды, соц меры воздействия.Т.о.  к концу данного периода в качестве объектов выступали дети – сироты, дети с ОВ, и несов правонарушители.

субъекты – госуд. князь – духов, общественность.типы учр разнообразны стационарные, воспит дома,  сиротские приюты. учр для  больных детей – соц приюты. ремесленные приюты.

Формы помощи:в конце 19 века дневные приюты для детей из бедных семей, раб матерей.

разовая помощь – питание, раздача одежды.3 предложения реформирования:1. передать всё в руки государства.2. всё в руки земств на уровне местного самоуправления.

3. создать координационный  орган (представители гос-ва, земств,и от общественных организаций)

 

5. гос политика  защиты детства в первые годы сов власти (20 – 30 г)

Становление сов системы соц защиты детсва пришлось на годы гражданской войны. Все приюты и сиротские дома преобразованы в государственные.

в 18 г. – создана комиссия по охране младенчества. принципы:-  создание условий для духовного, нравственного и физич развития ребенка, воспитание ребенка в атмосфере социалистической семьи.

2 основных направления деят-ти: по охране материнства и детства и по устройству детей.

В эти годы вводились дополнительные пойка детям до 5 лет.

19 год – введение карточек для детей до 14 лет, создание системы учреждений для беременных и новорождённых, регулировался женский труд. Вышел закон «О нормировании женского труда» - более лёгкие условия труда. 2 этап: Ликвидация проблемы беспризорности.

В 19 г был образован Совет охраны детей, который отвечал за борьбу с детской беспризорностью.

В 1921 г начала работу Детская комиссия, кот объединила деятельность других ведомств в борьбе с беспризорностью.

В 1922 году появилась Детская социальная инстпекция. В 1923 г появилось общество «Друг детей», цель которого состояла в помощи бездомным и беспризорным детям. В 1924 создан детский фонд имени Ленина для оказания помощи беспризорным детям. В 20-30 г появляются также трудовые колонии, детские коммуны, детские городки, пионерские дома, приемники-распределители. В детские трудовые колонии помещали подростков-правонарушителей от 12до 17 лет.  Главным средством воспитания был труд. В пионерские дома отправляли детей-сирот с 12 лет. В 1935 году было сокращение детских учреждений. Но по прежнему главной формой призрения детей сирот выступали детские дома.

В 26 году появилось положение положение «О мероприятиях по борьбе с беспризорностью» - меры были направлены на выявл беременных женщин, находящихся в ТЖС, женщин имеющих малолетних деток.. Создавались трудовые общаги для таких женщин, создавались дома матери и ребёнка, сочетавшие  мед и соц функции, туда могли попасть женщины до 2 месяцев до родов  и после 2 мес. - ещё одна форма – показательные суды – широкая огласка женщин, бросающих детей.

26 г. новая редакция «о  семье и браке» (СК) – появилась  статья об установлении отцовства  в судебном порядке, о взыскании  элементов.

28 год постановление «О  порядке и условиях передачи  воспит детских домов  трудящимся  в городах и посёлках – передача  на усл договора:

- опред обязанности приёмных  родителей, кот заключались в  том, что они д.б. обеспечить содержание  реб на равнее с др. членами семьи.

- обеспечить политич воспитание реб.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"