Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 18:14, шпаргалка
1. Понятие социальной защиты детства.
после революции появился термин. до революции призрение. Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Сущность социальной защиты детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов.
1. Понятие социальной защиты детства.
после революции появился термин.
до революции призрение. Социальная
защита детства в современном мире, как
и в России, является одним из важнейших,
основных факторов экономического, социального,
культурного развития общества, представляет
основу социальной политики государства.
Сущность социальной защиты детства состоит
в том, чтобы с помощью организационных,
правовых, финансово-экономических, социально-психолого-
20е – В. куваев предложил термин охрана детства и детское право.
Охр детства – деятельность гос-ва по созданию условий обеспечивающих психическое и физическое развитие ребёнка, в целях его подготовки к общественно полезной деятельности.
детское право – совок-ть правовых документов касающихся детства.
в 30 е годы Охрана материнства - система мероприятий, предпринимаемых государством по организации труда и быта женщин, который создаёт оптимальноые условия для выполнения женщиной производственной функции и условия для нормального развития и воспитания детей.
Соц защита – система принципов законодательно-установленных соц гарантий, обеспецивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворения потребностей, поддержание жизнеобеспечение.
Соц защита детства – деятельность гос-ва, направленная на создание условий для развития личности ребенка, предоставление возможности для самоопределение, снижение негативных воздействий на семью.
соц поддержка детства – появилась в последнее время – это комплекс соц мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования соц незащищённых категории детей и семей, испытывающих трудности в удовлетворении жизненных потребностей.
2 подхода к пониманию соц защиты в науке. 1. система соц отношений, при которой человек способен самостоятельно заботиться о себе и своих детях, понятие соц защиты совпадает с понятием соц гарантия (характерен для западных стран)
2. соц защита соотносится с деятельностью государств по созданию опр условий и возможностей. (Хар-но для нашей страны)
Принципы соц защиты:1. гуманности – деятельности специалиста направлен на устранение негативных факторов, способствующих созд гуманности. 2. комплексности – в целом. 3. адресности – выделение определённых категорий, имеющ опред трудности.4. обеспечения прав и свобод – соблюдения прав и свобод, при нарушении – создание условий.Объёкты – кому оказ: дети, дети отд категорий. (сироты, инвалиды) семья.Субъекты – гос-ва, разл учрежд, правозащитные учрежд, с беспризор. работают с несовершеннол матерями. религиозные учр, специалисты, семья, и сами дети. Компоненты: соц защиты как системы.1. соц обеспечение: пособия, соц выплаты, пенсия по утере кормильца. (пособие на реб инвалида) 2. доп гарантии или льготы (соц страхование)
3. соц обслуживание – деятельности соц служб по оказанию помощи.
2. положение детей в РФ Основные проблемы.
Под положение детей – понимается совокупность условий, сложившихся в обществе для выживания и развития детей, ур матер обеспеч детей и семьи, состояние здравоохранения, соц защиты.
Проводится ежегодный гос доклад о полож детей в РФ. В РФ примерно 26% детского населения от общего населения страны.
Государство предпринимает меры на поддержание выживаемости детей в стране. Первый раздел посвящен здоровью детей. проблемы – ухудшение состояния здоровья – всего лишь 10 – 15% выпускников здоровые.- возвращение забытых заболеваний (дифтерия, коклюш), - заболевание туберкулёзом, - высокий уровень детской и младенческой смертности.- проблема инвалидизации, проблемы питания, снижение качества питания.
15 – 17% детей отстают от своего паспортного возраста.
Второй раздел: раскрываются проблемы семейного воспитания, также низкий уровень, проблема соц сиротсва – основная причина пьянства, - жестокое обращение с ребёнком в семье.
Образование детей - - проблема дети не ходят в школу, достигнув школьного возраста.- получение образования детьми с ОВ.- школы не приспособлены.
Уровень правовой защиты:
- не реализуются, право есть, но не можем воспользоваться.
– трудовая занятость детей
– защита прав детей в бракоразводных ситуациях.
- проблема с взысканием алиментов,
- проблема ответственности взрослых за причинение вреда реб
– вовлечение в проституцию, торговлю наркотиками.
Проблемы детей, оказавшихся в ТЖС.- увеличение числа детей,- увеличение разнообразие категорий детей, нуждающихся в соц защите (дети беженцы, от вооружённых конфликтов, террористич акций, насилия).
выводы: Проблемы – отсутствует систематическая профилактическая работа, - недостаточность гос статистики по проблемам детства, - неэффективные процедуры проверки деятельности гос-ва (оценки эффективности деятельности), отсутствие чётких критериев по защите детства.
3.формир системы соц защиты детства с 9 – по 18 век
дохристианский период – 3 формы помощи.1. приймачество – пожилые принимали ребёнка, у которых не было детей, он им помогал с хозяйством, а они его воспитывали.
2. передача ребёнка на
кормление – определённое
3. скудельницы – хижины у кладбища, в которых жили одинокие пожилые и дети сироты вместе.с принятием христианства – требование быть милосердным.
Вл. Мономах – призывал заниматься милосердием. главный субъект организ помощи был князь.
ярослав Мудрый – училище для сирот
сер 16 века Иван Грозный – решение – каждая церковь д.б. открывать приюты (училище) для сирот.патриарший приказ – руководил деят-тью соц учреждений – сирот учрежд, богодельни. 17 в. смутное время Борис Годунов.приказывает заботится о вдовах, сиротах, независимо от их положения.
Михаил Фёдорович Романов – пер пол 17 века – открыл сиротские дома. 1682 г. Фёдор Алексеевич - разработал проект приказа о создании богоугодных заведений по западному образцу - разделить на действительно нуждающихся и притворнонищих. Выделение детей – отправлять в ремесленные дома.
Пётр 1. развивал эту идею. издал ряд указов, связанных с организацией помощи детям. Указ О создании госпиталей для зазорных. Указ - при каждом монастыре открывать приюты для сирот, куда отправлять детей до 7 лет возраста – религ образовательный элемент обучения, затем отдавали на дальнейшее обучение.1718 г. указ адресованный малолет нищим – сначала бить батоками, а потом отправлять на мануфактуры, крепких детей отдавать в матросы.
проект сиротского приюта – училища – автор Салтыков элементарного и повышенного типа. для детей наиболее развитых – дети получ профессии необходим обществу .обучались навигации, рисованию ,часовому делу, токарному делу, - мальчики.девочки – получали элементарное образования – швейное, ткатсвое, кружевное дело. дальнейшая судьба завесила от статуса, девушек отправляли няньчиться в семьи .
Екатерина 2 – проект императорского воспитательного дома. в 1764 г. открылся такой дом. В СПБ и Москве – впервые принимали детей с рождения и до 20 лет они там находились.ряд отделений: с рождения и до 2 лет, с 2 до 7 лет, с 7 до 11 – 12 лет, с 11-12 – до 18 – 20 - получали проф подготовку.
Идея учрежд – воспитать новую породу людей – прогресс в науке, создание определённой среды. Считалось что эти дети д.б. из смешанных браков.
При Петербуржском императ-м доме – открыты учительская семинария, училище нянь, французск. класс – домашние учительницы, немецкий класс – акушерки, различные ремесленные мастерские.
1775 г. при Ек 2 новая структура – Приказ общест-ого призрения, Закон о городском сиротском суде – рассматривал вопросы детей лишившихся родителей (мещанские и купеческие) Если нет у реб имущества, то его передают в гос сирот учрежд, если есть имущество- назначали опекуна до 21г. Опекун в присутствии свидетеля. д.б. принять на себя управление имуществом реб, каждый год д.б. отчитываться о состоянии имущества, мог брать ежегодно 5 % от дохода имущества опекаемого.
Т.о. появились новые учрежд высокого уровня, развивалась правовая база.
Импер-ца Мария Фёдоровна - после её смерти все учреждения которые были созданы при ней были объединены – Ведомство учреждений Императрицы Марии Фёд – образов учрежд (мариинские гимназии) соц учрежд приюты.
изучала положение дел в учреждении – смертности, плохое питание. Стали открывать приюты для слепых и глухих детей, продолжена практика передачи деток в семьи.
4. развитие соц защиты детства в 19 – начале 20 века.
19 век. меняется соотношение
субъектов. главный субъект –
общественные учреждения –
небыло ограничения передвижения, их обучали см, вя работа строилась на доверии, Поощрение – разные варианты – матер, марки перевод в деньги. моральное стимулирование – за пределы выходить гулять.
организ системы проф подготовки – ремесленные мастерские.система патронажа – в течение трёх лет следили за жизнью ребёнка, при выпуске давали деньги, либо инструменты, либо помогали открыть свою мастерскую.
сельские приюты – СПБ земледельческие коллегии. руковод Яков ИВ герд – некое поселение. отд дома. – прожив соц семья с воспитателем по 10 – 13 человек.
в колонию напр мальчики с 8 – 18 лет, осужлденные за какое либо правонарушение. деят направлена на то, чтобы те, кто уже исправился становился воспитателем.
день – учёба общеобр и проф подготовка. Работа основывалась на индивид подходе – дневник наблюдений на каждого, что сделал.
наказание – изоляция в отд дом. патронаж в течение 3 лет и матер помощь.1874 – открылся первый воспит приют для девочек – Большевский ремесленный исправит приют для нищенствующих девочек. сущ на деньги благотворит организаций. девочки туда попадали за кражи. В основе деят – труд деят – швейные мастерские. их устраивали на шёлковую фабрику Сапожникова.
конец 19 – начало 20 векадетские суды для несовершеннолетних. – создавались на средства благотворителей. 1 суд в 1910 году – рассматривалисьь дела – сопровождали ребёнка – роль адвоката. суд стремился оправдать, в приюте исправит закрытые суды, соц меры воздействия.Т.о. к концу данного периода в качестве объектов выступали дети – сироты, дети с ОВ, и несов правонарушители.
субъекты – госуд. князь – духов, общественность.типы учр разнообразны стационарные, воспит дома, сиротские приюты. учр для больных детей – соц приюты. ремесленные приюты.
Формы помощи:в конце 19 века дневные приюты для детей из бедных семей, раб матерей.
разовая помощь – питание, раздача одежды.3 предложения реформирования:1. передать всё в руки государства.2. всё в руки земств на уровне местного самоуправления.
3. создать координационный орган (представители гос-ва, земств,и от общественных организаций)
5. гос политика защиты детства в первые годы сов власти (20 – 30 г)
Становление сов системы соц защиты детсва пришлось на годы гражданской войны. Все приюты и сиротские дома преобразованы в государственные.
в 18 г. – создана комиссия по охране младенчества. принципы:- создание условий для духовного, нравственного и физич развития ребенка, воспитание ребенка в атмосфере социалистической семьи.
2 основных направления деят-ти: по охране материнства и детства и по устройству детей.
В эти годы вводились дополнительные пойка детям до 5 лет.
19 год – введение карточек для детей до 14 лет, создание системы учреждений для беременных и новорождённых, регулировался женский труд. Вышел закон «О нормировании женского труда» - более лёгкие условия труда. 2 этап: Ликвидация проблемы беспризорности.
В 19 г был образован Совет охраны детей, который отвечал за борьбу с детской беспризорностью.
В 1921 г начала работу Детская комиссия, кот объединила деятельность других ведомств в борьбе с беспризорностью.
В 1922 году появилась Детская социальная инстпекция. В 1923 г появилось общество «Друг детей», цель которого состояла в помощи бездомным и беспризорным детям. В 1924 создан детский фонд имени Ленина для оказания помощи беспризорным детям. В 20-30 г появляются также трудовые колонии, детские коммуны, детские городки, пионерские дома, приемники-распределители. В детские трудовые колонии помещали подростков-правонарушителей от 12до 17 лет. Главным средством воспитания был труд. В пионерские дома отправляли детей-сирот с 12 лет. В 1935 году было сокращение детских учреждений. Но по прежнему главной формой призрения детей сирот выступали детские дома.
В 26 году появилось положение положение «О мероприятиях по борьбе с беспризорностью» - меры были направлены на выявл беременных женщин, находящихся в ТЖС, женщин имеющих малолетних деток.. Создавались трудовые общаги для таких женщин, создавались дома матери и ребёнка, сочетавшие мед и соц функции, туда могли попасть женщины до 2 месяцев до родов и после 2 мес. - ещё одна форма – показательные суды – широкая огласка женщин, бросающих детей.
26 г. новая редакция «о
семье и браке» (СК) – появилась
статья об установлении
28 год постановление «О
порядке и условиях передачи
воспит детских домов трудящимся
в городах и посёлках –
- опред обязанности приёмных родителей, кот заключались в том, что они д.б. обеспечить содержание реб на равнее с др. членами семьи.
- обеспечить политич воспитание реб.