Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 08:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Психологии и педагогике"

Файлы: 1 файл

педагогика2.docx

— 35.81 Кб (Скачать файл)

  На протяжении  веков человек является предметом  изучения мно-

гих поколений учёных: Полной и достойной картины мира не может

быть без знаний о человеке. Природа человека познаётся  комплексно:

философией, социологией, физиологией, педагогикой и др. В  основе

развития психологии и сознания лежит интерес к  природе человечес-

кого поведения, условиям развития и формирования в  человеческом

обществе особенностей его взаимодействия с другими людьми. В на-

стоящее время  невозможно осуществление многих видов  деятельно-

сти на производстве, в науке и бизнесе, медицине, правоведческих

делах без знания и понимания психологических закономерностей. 

           Предметом психологии является  психика

     Психика  – это свойство головного мозга,  обеспечивающее жи-

вотным и человеку способность отражать воздействия внешнего мира.

     (Понятие «отражать» здесь включает: чувствовать, переживать; у

человека –  мыслить и отвечать поведением, действием.) Психология

изучает участие  психики в познании человеком  окружающего мира в

его деятельности и общении; она помогает понять своё внутреннее со-

стояние, индивидуальные особенности личности и межличностные  от-

ношения.

     Основной  задачей психологии является  изучение законов пси-

хической деятельности в ее развитии. Она охватывает процессы, со-

стояния и свойства человека – от элементарных ощущений,

психических свойств  личности и до борьбы мотивов личностей.

     Наука  – прежде всего исследование, поэтому недостаточно оп-

ределения её предмета, она включает и определение её метода.

     Методы  – это способы, посредством  которых познаётся предмет

науки. Психология, как каждая наука, употребляет систему  методов.

В отечественной  психологии выделяются четыре группы методов: эм-

пирические, организационные методы, метод коррекции, методы об-

работки данных

     –  Эмпирические методы – наблюдение  и самонаблюдение; 

                                7 
 

     Экспериментальные  методы – лабораторный, естественный, фор-

мирующий эксперимент;

     психодиагностические  тесты, психологические опросы, интервью,

анкетирование.

     –  Организационные методы включают  сравнительный метод,

лонгитюдный метод, метод поперечных срезов;

     – Метод коррекции – аутогенная тренировка (выработка умения

полностью расслаблять  мышцы тела, использование активной роли

чувственных образов; регулирующая и программирующая  роль сло-

ва, производимого вслух или про себя.); групповой тренинг (группо-

вые игры и дискуссии); способы терапевтического воздействия.

     –  Методы обработки данных –  изучение документов, рисунков,

дневников, почерка, продукты детского творчества. Этот метод  анали-

за продуктов деятельности включает в себя количественный анализ и

качественный.

     Исследуя  психику и поведение человека, психология ищет их

объяснение, с одной  стороны, в биологической организации  организ-

ма, а с другой – во внешней социальной среде. В связи с этим психо-

логия тесно взаимодействует  с естественными и общественными

науками. Поэтому  она прочно связана с физиологией, антропологией,

физиологией высшей нервной деятельности, психиатрией; И одновре-

менно с философией, социологией, педагогикой, науками о трудовой

деятельности человека. Современная психология представляет собой

весьма разветвлённую  систему научных дисциплин.

     Выделяются  следующие отрасли психологии:

     –  Психология труда – инженерная  психология, космическая пси-

хология и т.п.;

     –  Медицинская психология – нейропсихология,  психофармако-

логию, психотерапию, психопрофилактику;

     –  Педагогическая психология –  психология воспитания, пси-

хология обучения, психология учебно-воспитательной работы с ано-

мальными детьми;

     –  Юридическая психология – судебная  психология, криминаль-

ная психология, исправительно-трудовая;

     –  Военная психология. 

                                8 
 

     Необходимо  отметить, что особое место среди  прочих отраслей

психологии занимает так называемая общая психология. Она не явля-

ется такой ветвью психологической науки, которую можно поставить в

один ряд с  педагогической, юридической, медицинской и т.д. В задачу

общей психологии входит разработка проблем методологии  и истории

психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов

возникновения и  развития психических явлений. Она  изучает позна-

вательную и практическую деятельность. 

                            Глоссарий

     1. Психология  – наука закономерностей возникновения,  развития

и функционирования психики, психопроцессов и свойствах, являющихся

компонентами деятельности общения людей, поведения животных.

     2. Психика  – свойство высоко организованной материи, являю-

щееся особой формой отражения субъекта объективной реальности.

Духовная организация  человека, совокупность его душевных качеств.

     3. Лонгитюдный метод – многократное обследование одних и

тех же лиц на протяжении длительного времени.

     4. Метод  поперечных срезов – исследования  такого рода по-

зволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разно-

го типа, например, между физиологическим, психологическим и

социальным развитием  личности.

     5. Методология  – наука о методе. Система наиболее  общих прин-

ципов, положений и методов, составляющих основу для данной науки.

     Вопросы:

1. Что дает изучение  психологии?

2. Что такое  психика? Охарактеризуйте конкретные  психические явле-

   ния.

3. Какова классификация  методов психологического исследования?

   Чем отличаются  наблюдение от экспериментов  знаний?

4. Какое место  психология занимает в системе  научных знаний?

5. Выявите предмет  и задачи конкретных отраслей  психологической

   науки. 
 
 

                                9 
 

   ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

         КОНЦЕПЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  НАУКЕ

         ЗАПАДА

     В  истории развития и накопления  психологических знаний изме-

нялись представления о предмете психология. На первом занятии мы

запомнили: предметом  психологии является психика. Но начиная  с

древнейших времён, изучаемые психологические явления  обознача-

лись понятием «душа». «Душа» понималась как независимая от тела

сущность, управляющая  всеми живыми и неживыми предметами. Так

более 2-х тысяч  лет назад древние греки объясняли  движущую силу

поведения людей  и внутреннюю активность их организма. Т.о. на пер-

вом этапе развития психология считается наукой о душе.

     С  XVII в. начинается новая эпоха  в развитии психологического

знания. Она характеризуется  попытками осмыслить душевный мир

экспериментальной базы. Так Р. Декарт приходит к умозаключению,

что душа способна производить движение в теле. Он полагал, что ду-

ховная субстанция – это есть тоже самое, что мышление, а мышление

включает в себя умение желать, понимать, передавать сигналы  мыш-

цам, а они (мышцы) отвечают движениям. Т.о. французский мысли-

тель приравнивает психику к сознанию. Так в XVII в. «сознание»

становится тем, что особенно пристально наблюдается  учёными, изу-

чается с разных точек зрения. Например, голландский  философ Б.Спи-

ноза объяснял поведение человека не этическими законами, а лишь

стремлениями к  выгоде или к самосохранению.

     Выделение  психологии в самостоятельную  науку произошло в 60-

х годах XIX века. Оно было связано с созданием специальных науч-

но-исследовательских психологических лабораторий и кафедр в

высших учебных  заведениях, а также с внедрением эксперименталь-

ной психологии. Немецкий учёный В.Вундт создал первую в мире пси-

хологическую лабораторию, на базе которой был образован Институт

экспериментальной психологии, ставший международным центром по

подготовке психологов. Физиологическая психология Вундта стала

с помощью приборов и экспериментов изучать психологические  про-

цессы. Одновременно он утверждал, что эксперимент не отменяет са-

монаблюдение и культурно-исторический анализ. Т.е. изучение

предлагается вести  в разных направлениях, что и приводит к зарожде-

нию различных школ.

Каждая  наука в одном и том же объекте  изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает  воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил  и производственных отношений; история  – как частный момент истории  классовой борьбы и классовой  политики; психология – в связи  с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность  любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется  никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе  наук, в общей системе «вещей и  знаний» педагогика выступает как  единственная наука, имеющая своим  предметом воспитание человека. 

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких  вопросов: как воз-никла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует?

В самом деле, каждая наука имеет свою историю  и достаточно определённый асект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.

Без этого оно  не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные  учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться  педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"