Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 08:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Психологии и педагогике"
На протяжении
веков человек является
гих поколений учёных: Полной и достойной картины мира не может
быть без знаний о человеке. Природа человека познаётся комплексно:
философией, социологией, физиологией, педагогикой и др. В основе
развития психологии и сознания лежит интерес к природе человечес-
кого поведения, условиям развития и формирования в человеческом
обществе особенностей его взаимодействия с другими людьми. В на-
стоящее время невозможно осуществление многих видов деятельно-
сти на производстве, в науке и бизнесе, медицине, правоведческих
делах без знания
и понимания психологических закономерностей.
Предметом психологии является психика
Психика
– это свойство головного
вотным и человеку способность отражать воздействия внешнего мира.
(Понятие «отражать» здесь включает: чувствовать, переживать; у
человека – мыслить и отвечать поведением, действием.) Психология
изучает участие психики в познании человеком окружающего мира в
его деятельности и общении; она помогает понять своё внутреннее со-
стояние, индивидуальные особенности личности и межличностные от-
ношения.
Основной задачей психологии является изучение законов пси-
хической деятельности в ее развитии. Она охватывает процессы, со-
стояния и свойства человека – от элементарных ощущений,
психических свойств личности и до борьбы мотивов личностей.
Наука – прежде всего исследование, поэтому недостаточно оп-
ределения её предмета, она включает и определение её метода.
Методы – это способы, посредством которых познаётся предмет
науки. Психология, как каждая наука, употребляет систему методов.
В отечественной психологии выделяются четыре группы методов: эм-
пирические, организационные методы, метод коррекции, методы об-
работки данных
–
Эмпирические методы –
Экспериментальные методы – лабораторный, естественный, фор-
мирующий эксперимент;
психодиагностические тесты, психологические опросы, интервью,
анкетирование.
–
Организационные методы
лонгитюдный метод, метод поперечных срезов;
– Метод коррекции – аутогенная тренировка (выработка умения
полностью расслаблять мышцы тела, использование активной роли
чувственных образов; регулирующая и программирующая роль сло-
ва, производимого вслух или про себя.); групповой тренинг (группо-
вые игры и дискуссии); способы терапевтического воздействия.
– Методы обработки данных – изучение документов, рисунков,
дневников, почерка, продукты детского творчества. Этот метод анали-
за продуктов деятельности включает в себя количественный анализ и
качественный.
Исследуя психику и поведение человека, психология ищет их
объяснение, с одной стороны, в биологической организации организ-
ма, а с другой – во внешней социальной среде. В связи с этим психо-
логия тесно взаимодействует с естественными и общественными
науками. Поэтому она прочно связана с физиологией, антропологией,
физиологией высшей нервной деятельности, психиатрией; И одновре-
менно с философией, социологией, педагогикой, науками о трудовой
деятельности человека. Современная психология представляет собой
весьма разветвлённую систему научных дисциплин.
Выделяются следующие отрасли психологии:
– Психология труда – инженерная психология, космическая пси-
хология и т.п.;
–
Медицинская психология –
логию, психотерапию, психопрофилактику;
– Педагогическая психология – психология воспитания, пси-
хология обучения, психология учебно-воспитательной работы с ано-
мальными детьми;
–
Юридическая психология –
ная психология, исправительно-трудовая;
–
Военная психология.
Необходимо отметить, что особое место среди прочих отраслей
психологии занимает так называемая общая психология. Она не явля-
ется такой ветвью психологической науки, которую можно поставить в
один ряд с педагогической, юридической, медицинской и т.д. В задачу
общей психологии входит разработка проблем методологии и истории
психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов
возникновения и развития психических явлений. Она изучает позна-
вательную и практическую
деятельность.
Глоссарий
1. Психология
– наука закономерностей
и функционирования психики, психопроцессов и свойствах, являющихся
компонентами деятельности общения людей, поведения животных.
2. Психика – свойство высоко организованной материи, являю-
щееся особой формой отражения субъекта объективной реальности.
Духовная организация человека, совокупность его душевных качеств.
3. Лонгитюдный метод – многократное обследование одних и
тех же лиц на протяжении длительного времени.
4. Метод
поперечных срезов –
зволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разно-
го типа, например, между физиологическим, психологическим и
социальным развитием личности.
5. Методология – наука о методе. Система наиболее общих прин-
ципов, положений и методов, составляющих основу для данной науки.
Вопросы:
1. Что дает изучение психологии?
2. Что такое
психика? Охарактеризуйте
ния.
3. Какова классификация
методов психологического
Чем отличаются наблюдение от экспериментов знаний?
4. Какое место психология занимает в системе научных знаний?
5. Выявите предмет и задачи конкретных отраслей психологической
науки.
ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
КОНЦЕПЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
ЗАПАДА
В истории развития и накопления психологических знаний изме-
нялись представления о предмете психология. На первом занятии мы
запомнили: предметом психологии является психика. Но начиная с
древнейших времён,
изучаемые психологические
лись понятием «душа». «Душа» понималась как независимая от тела
сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Так
более 2-х тысяч
лет назад древние греки
поведения людей и внутреннюю активность их организма. Т.о. на пер-
вом этапе развития психология считается наукой о душе.
С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического
знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир
экспериментальной базы. Так Р. Декарт приходит к умозаключению,
что душа способна производить движение в теле. Он полагал, что ду-
ховная субстанция – это есть тоже самое, что мышление, а мышление
включает в себя умение желать, понимать, передавать сигналы мыш-
цам, а они (мышцы) отвечают движениям. Т.о. французский мысли-
тель приравнивает психику к сознанию. Так в XVII в. «сознание»
становится тем, что особенно пристально наблюдается учёными, изу-
чается с разных точек зрения. Например, голландский философ Б.Спи-
ноза объяснял поведение человека не этическими законами, а лишь
стремлениями к выгоде или к самосохранению.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-
х годах XIX века. Оно было связано с созданием специальных науч-
но-исследовательских психологических лабораторий и кафедр в
высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперименталь-
ной психологии. Немецкий учёный В.Вундт создал первую в мире пси-
хологическую лабораторию, на базе которой был образован Институт
экспериментальной психологии, ставший международным центром по
подготовке психологов. Физиологическая психология Вундта стала
с помощью приборов
и экспериментов изучать
цессы. Одновременно он утверждал, что эксперимент не отменяет са-
монаблюдение и культурно-исторический анализ. Т.е. изучение
предлагается вести в разных направлениях, что и приводит к зарожде-
нию различных школ.
Каждая
наука в одном и том же объекте
изучения выделяет свой предмет исследования
– ту или иную форму бытия объективного
мира, ту или иную сторону процесса
развития природы и общества. Воспитание
как сложное, объективно существующее
явление изучается многими
В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.
Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как воз-никла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует?
В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый асект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.
Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.