Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 08:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Психологии и педагогике"

Файлы: 1 файл

педагогика2.docx

— 35.81 Кб (Скачать файл)

·     оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и проблемных методов обучения - зависит от условий обучения, уровня подготовки обучаемых и педагогического мастерства преподавателя;

·     рациональное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных форм обучения - достигается умелым чередованием коллективной учебно-воспитательной работы (сразу со всей группой обучаемых) и непосредственного воздействия на одного из обучаемых;

·     сознательность, активность, самостоятельность обучения - достигаются повышением ответственности обучаемых за результаты своей учебы и их раскрепощенностью в процессе познавательной, трудовой и игровой деятельности;

·     прочность, осознанность и действенность знаний и умений - обеспечиваются творческим отношением к учебно-воспитательному процессу как со стороны преподавателя, так и обучаемых.

Перечисленные принципы, всю их совокупность не рекомендуется  рассматривать как некий свод законов, как катехизис. Относиться к ним ко всем и к каждому  в отдельности следует творчески, гибко, не шаблонно. И это прежде всего потому, что принципы всегда исторически конкретны, они должны читаться в конкретном социальном контексте, должны как можно полнее отражать реальные социальные потребности общества.

Основные  методы и формы  обучения

Методы обучения - это способы организации взаимосвязанной  деятельности педагога и обучаемых  в целях формирования знаний, навыков, умений, профессиональных, политических и нравственных качеств, необходимых  для успешного выполнения производственных задач.

Педагогическая  наука, точнее часть ее - Дидактика, выделяет три группы методов обучения:

·     организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;

·     стимулирования учебно-познавательных процессов;

·     контроля за эффективностью этих процессов и в целом всей деятельности.

Первая группа вбирает в себя словесные, наглядные  и практические методы обучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного материала, упражнения, выполнение практических заданий и т. д. Во вторую группу (методов стимулирования) включают: деловые игры, дискуссии, “мозговые атаки” и другие активизирующие процесс познания методы, а также поощрения, создание ситуаций психологического комфорта или дискомфорта в результате нравственных переживаний и эмоциональных волнений. Вместе с тем и первая группа должна использовать методы активного обучения: лекции-дискуссии, чтение лекций двумя преподавателями и др. К третьей группе (методов контроля) относят устную либо письменную проверку усвоенных знаний, приобретенных навыков и умений.

Общение между  людьми осуществляется в следующих 4-х структурах:

·     опосредованное общение /в основном через письменную речь/;

·     общение в паре;

·     групповое общение;

·     общение в парах сменного состава.

Применение этих четырех структур общения в учебном  процессе дает четыре формы организации  процесса обучения:

·     индивидуальная,

·     парная,

·     групповая,

·     коллективная.

Эти четыре формы  организации лежат в основе любого обучения. Поэтому мы их называем основными  или базисными. Они - формы существования  процесса обучения. Содержание обучения /образования/ становится достоянием сознания и деятельностью учащихся любого возраста благодаря применению этих форм. Наглядные и технические  средства могут их совершенствовать и дополнять, но при этом основа сохраняется.

В практике обучения на протяжении ряда столетий использовались не четыре, а лишь три организационные  формы обучения: групповая, парная и  индивидуальная. Это традиционные формы. К ним все привыкли, они давно  освоены учителям, и признаны официальной  педагогикой и органами управления образованием во всех странах мира. Только четвертая структура - общение  в парах сменного состава для  массовой школьной практики и теории обучения на протяжении всего XX столетия была принципиально новой. Ее мы назвали  «коллективная форма организации  процесса обучения», противопоставив  тем самым ее индивидуальной и  групповой формам. 

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"