Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 08:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Психологии и педагогике"

Файлы: 1 файл

педагогика2.docx

— 35.81 Кб (Скачать файл)

Возникнув как  наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется  новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.

Педагогика как  наука подразделяется на ряд самостоятельных  педагогических дисциплин:

1.    Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.

2.    Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития; она подразделяется на предлых (профессионально-технического, высшего образования и др.);

3.    Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;

4.    Частная методика, исследующая специфику применения общихзакономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

5.    История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи.

Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли  педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.

Непременным условием выделения и функционирования любой  науки является наличие в ней  категориального аппарата. Каковы основные понятия (категории) педагогической науки?

Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем, что она исследует закономерности развития, формирования, воспитания, образования  и обучения личности.

Развитие человека – это процесс становления  его личности под влиянием внешних  и внутренних, управляемых и неуправляемых  социальных и природных факторов.

Согласно диалектико-материалистической концепции развитие индивида (онтогенез) представляет собой процесс количественных и качественных изменений, закономерно  происходящих в анатомо-физиологическом  строении человеческого организма. Советская педагогика не исключает  влияния наследственности на развитие человека. Известно, что наследственность отражает заложенные в генетической программе человека особенности, которые  передаются от родителей к детям. Это и цвет кожи, глаз, волос, и  телосложение, и особенности нервной  системы, а также задатки речи, мышления и др.

На наследственность детей существенно влияет состояние  психического здоровья и образ жизни  родителей. Например, крайне отрицательно влияют на умственные способности детей  алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей.

Развитие есть поступательное движение, переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.

Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а  также потребностей, способностей и  характера личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц, подвижности  суставов и др. Общее развитие –  развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.

Личность человека – результат действия и взаимодействия различных факторов. Одни из них  действуют более или менее  независимо от воли и сознания людей. К ним относятся биологическая  природа человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ  жизни, географическая среда, условия  микросреды. Другие в большей или  меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология, деятельность государства, общественных учреждений. Третья группа факторов предполагает организованное развитие. Все эти  факторы в совокупности обеспечивают формирование личности.

Значит, формирование личности человека – это процесс  её становления под влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних и внутренних, действующих  стихийно и согласно определённым правилам, с применением определённых средств.

Воспитание - есть один из факторов формирования личности. Оно заключается в том, что  люди хотят теми или иными средствами достигнуть определённой цели – развивать  и образовывать у воспитанника определённые качества. Качественное своеобразие  воспитания, в отличие от других факторов формирования личности, состоит  в том, что воспитатель сознательно  ставит определённую цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства, ведущие к её осуществлению. Таким  образом, воспитание есть такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленного  формирования личности.

Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются положительные  и ослабляются отрицательные  влияния микросреды. Там, где есть воспитание, человек раньше оказывается  способным к самовоспитанию.

Процесс воспитания направлен на формирование социально  важных качеств личности, на создание и расширение круга её отношений  к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система  отношений личности к различным  сторонам жизни, тем богаче её собственный  духовный мир.

К числу важнейших  и наиболее общих педагогических понятий относятся также образование  и обучение. Под образованием мы понимаем такую сторону воспитания, которая состоит в овладении  системой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством, в овладении  системой познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали, поведения, нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил и способностей, подготовку к  общественной жизни, к труду. В содержание образования включаются все элементы социального опыта.

В зависимости  от целей, характера и уровня подготовки различают среднее, общее, политехническое, профессиональное и высшее образование. Знания, умения и навыки, необходимые  каждому человеку, даёт общеобразовательная  школа. Знания, умения и навыки, необходимые  работнику определённой профессии, приобретаются им в специальных  учебных заведениях. Содержание и  методика общего образования обеспечивают формирование у школьников познавательных интересов и навыков, необходимых  для работы, дальнейшего обучения и самообразования, служат основой  политехнического и профессионального  образования и осуществляются с  ними в тесной взаимосвязи.

Образование может  быть достигнуто разными путями. Это  может быть самостоятельное чтение, радио- и телепередачи, курсы, лектории, работа на производстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём является планомерно организованное обучение, имеющее своей целью обеспечить человеку нормальное и полноценное  образование. Содержание образования  определяется государственными учебными планами, учебными программами и  учебниками по изучаемым предметам.

Ведущую роль в  осуществлении образования играет систематическое обучение, которое  осуществляется в определённой организации  под руководством специально подготовленного  лица (учителя, воспитателя, руководителя, инструктора). Обучение представляет собой  целостный педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования, осуществляется воспитание и развитие учащихся.

Процесс этот, прежде всего двусторонний. С одной стороны, в нём выступает обучающий (педагог), который излагает программный материал и руководит этим процессом, а  с другой – обучающиеся, для которых  данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Совместная их деятельность направлена на глубокое и прочное усвоение научных  знаний, вырабатывание умений и навыков, применение их на практике, развитие творческих способностей, формирование материалистического  мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Обучение должно быть доступным данному классу, возрасту, уровню ра-вития. А доступным является всё то, что основано на имеющихся в сознании ребёнка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного воспитания, непосредственного отражения природных и общественных явлений, общения со взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных передачах, кинофильмах.

Основные понятия  педагогики, как и явления, которые  в них отражаются, неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично совпадают и взаимно связаны  в едином и целостном педагогическом процессе. Поэтому при их характеристике необходимо всегда видеть главную функцию  каждого понятия и именно на этой основе отличать его от других категорий.

Предмет и задачи педагогики

Термин «педагогика» имеет два значения. Первое- это  область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство.

Дословный перевод  с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни» т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. В России формально педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании (См. закон «Об образовании»).

Что касается термина  педагогика, то в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются  новые термины – «андрогогика», «антропогогика» (антропос –человек).

Каждая наука  имеет свой предмет - область действительности, которую она исследует. Предметом  педагогики является педагогическая система (ПС). Исследование, проектирование и  разработка ПС является предметом педагогики. (Беспалько В.П., Кузьмина Н.В.). Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки [1]. Забегая несколько  вперед, отметим, что элементами канонической педагогической системы являются: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы  обучения.

Педагогическая  деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается  еще психологией, эргономикой и  другими науками.

В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных  элементов педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуникативный (обучающий-обучающийся), организационный (процесс и формы), гностический (преподаватель). Иначе говоря, педагог в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников.

Дидактика - это  часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические  основы обучения и образования. В  дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей  и принципов обучения, задач и  содержания образования, форм и методов  преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Эти наиболее общие  положения имеют отношение, стало  быть, и к производственно- экономическому обучению.

Важнейшей составной  частью дидактики являются принципы обучения. Это основные руководящие  положения, отражающие закономерности педагогического процесса и ориентирующие  преподавателя на эффективную организацию  учебы, оптимальное применение в  ней форм, методов и средств  обучения слушателей, на целесообразный отбор содержания занятий.

К числу общедидактических принципов обучения относятся следующие:

·     направленность обучения - определяется комплексным решением задач образования, воспитания в духе социалистической сознательности и всестороннего развития личности;

·     тесная связь с жизнью - характеризуется выходом в практику социалистического строительства;

·     систематичность, последовательность, преемственность - обеспечиваются продуманной взаимосвязью и зависимостью учебных предметов, логикой их следования друг за другом и рядом с другими, повышением уровня проблемности в содержании дисциплин по мере продвижения от одной системы обучения к другой, от одного типа учебного заведения к другому;

·     доступность обучения - определяется уровнем познавательных возможностей обучаемых, необходимостью организации процесса учения слушателей в “зоне их ближайшего умственного развития”, когда уровень обучения ощутимо высок, но для обучаемых достижим;

·     наглядность обучения - обеспечивается включением в учебную деятельность различных видов восприятия информации, памяти, типов мышления и т. п.;

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"