Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:17, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ
2.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ : ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ.
3.МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА
....
23.ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
24.ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
25.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
1
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. В буквальном переводе с греческого слово «педагогика» означает «детовождение». Педагогика является одной из древнейших наук. На протяжении всей истории человечества формировалась и развивалась народная педагогика. Людей, которые занимались воспитанием и обучением, стали называть педагогами. Обобщение педагогической практики дало толчок развитию педагогики как науки, вначале входившей в состав философии.
А в XVII в. педагогика получила статус самостоятельной науки. Объектом педагогки является человек, развивающийся в процессе воспитательной деятельности и отношений.
Предметом педагогики служат сами воспитательные действия и отношения, влияющие на развитие человека.
Педагогика как наука изучает теорию педагогического процесса, направленного на гармоничное развитие индивида. Упрощенно этот процесс можно обозначить как «образование, обучение, воспитание». Потому предмет педагогики можно определить как изучение целенаправленного воздействия на развитие и формирование личности в процессе воспитания, образования и обучения. Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д. К таким задачам можно отнести:
1)
изучение истории развития
2)
проведение исследований по
3)
разработку адекватных
4)
разработку систем
5) разработку форм, методов, средств и технологий педагогической работы;
6)
приоритетную разработку
7)
разработку вопросов
8)
разработку системы
9)
участие в международных
10)
подготовку научно—
В процессе решения этих задач педагогика реализует свои основные функции: социальную, научную и практическую.
Педагогика – наука социальная, имеющая социальное предназначение: совершенствование настоящей жизни и будущего на базе передачи опыта от старшего поколения младшему.
2.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ : ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ.
Общие, фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность, типичные формы, называются категориями. Базовыми категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогические взаимодействия, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс.
Развитие – процесс последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию, сущность и становление его личности.
Воспитание
– целенаправленный, систематический
и планомерный процесс
Образование
– процесс и результат
Обучение – целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.
Педагогическая деятельность – вид профессиональной деятельности, реализующей цели воспитания и образования.
Педагогическое взаимодействие является движущей силой педагогического процесса и представляет собой контакт педагога и учащегося, влекущий за собой взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Этот процесс включает в себя и педагогическое влияние, и его активное восприятие и усвоение учащимся.
Категории
«воспитание», «обучение», «образование»,
«педагогическая деятельность»
в современных условиях базируются
на понятии «педагогическое
Педагогическое
взаимодействие организуется для решения
какой—либо педагогической задачи –
материализованной
Педагогическая технология – это последовательная система взаимодействия педагога и учащегося, основанная на применении тех или иных методов воспитания и обучения с целью решения педагогических задач.
Таким образом, педагогический процесс можно представить как специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
3.МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью выполнять исследование. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
Методы исследования - это способы познания объективной реальности. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений. Методы педагогических исследований обусловлены следующими особенностями:
-
Результаты обучения и
-
Педагогические процессы
-
В педагогическом исследовании
берется во внимание основная
тенденция, выводы
-
Педагогическое исследование
Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах, явлениях, т.е объективно существующей устойчивой связи педагогических явлений, обеспечивающей их существование, функционирование и поступательное развитие.
Методы
педагогических исследований - пути и
способы познания объективной реальности
педагогических явлений раскрывают
процедурную часть
-
этап работы с научной
-
этап преобразования
- этап творческого разрешения проблемы исследования (цель: самостоятельно открыть закономерности, присущие исследуемому объекту).
Структура
педагогического исследования определяется
различными комбинациями перечисленных
этапов, которые могут осуществляться
в различном порядке с
Методы работы с научной информацией: методы поиска информации; методы обработки полученной информации; методы систематизация и хранение научной информации.
Методы научного познания: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, поиск аналогий, дедукция, индукция, обобщение, абстрагирование, моделирование, конкретизация, метод выдвижения гипотез, метод продуцирования идей. Выделяют также специальные методы педагогического исследования: метод наблюдения, опросные методы, педагогический консилиум, педагогический эксперимент и др.
Методы творческого решения проблемы исследования: метод структурного анализа проблемы исследования; метод «эвристических вопросов», «мозговой штурм», метод аналогий, «синектика», метод «Если бы...», метод образной картины и др.
4.СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ.
Воспитание - есть один из факторов формирования лич-ности. Оно заключается в том, что люди хотят теми или иными средствами достигнуть определённой цели – развивать и образовывать у воспитанника опред. качества. Качественное своеобразие воспитания, в отличие от других факторов формирования личности, состоит в том, что воспитатель сознательно ставит определённую цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства, ведущие к её осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются положительные и ослабляются отрицательные влияния микро-среды. Там, где есть воспитание, человек раньше оказывается способным к самовоспитанию. Процесс воспитания направлен на формирование социально важных качеств личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к разл. сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир.
Воспитание (как общественное явление)
- сложный и противоречивый
Педагогический процесс - способ организации воспитатель-ных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педаго-гический процесс - процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной педагогической системы. Исследование педагогического процесса - основа педагогики. В соответствии с педагог. процессом соз-даются методы, методики, приемы педагогической деятельности.
………………………………………….
Воспитание
– это осмысленное и
Основа воспитания – социальное действие, которое М. Вебер определял как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие. Отличительная черта воспитания состоит в том, что это процесс дискретный (прерывный) – т. е. ограничен местом и временем.
Понятие «воспитания» многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений, в узком педагогическом смысле понимают как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении – это решение конкретных воспитательных задач.
Наиболее
общие явные функции
1)
планомерное создание условий
для относительно
2)
подготовка необходимого для
развития общества «
3)
обеспечение стабильности
4)
регулирование действий членов
общества в рамках социальных
отношений с учетом интересов
половозрастных и социально-